РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИИ 10 страница



 

Упражнение 82

КРУГОВАЯ МАГНИТНАЯ ЛЕНТА

Полезное упражнение для индивидуального тре­нинга — наметить в определенном порядке несколько разных звуковых воспоминаний и переключаться от од­ного к другому, постепенно сокращая время настройки на звук.

Потом можно сделать «круговую магнитную ленту», в такой, например, последовательности звуков:

1) шум проносящегося мотоцикла;

2) бульканье воды, наливаемой из графина в стакан;

3) звонки в телефонной трубке («занято»);

4) музыкальные позывные последних известий по радио;

5) снова—шум мотоцикла и т. д. Пока механизмы памяти еще трудно поддаются про­извольной регулировке, можно сначала подготовить «магнитофон» к этому упражнению—отрепетировать звуки. Послушать реальный шум мотоцикла, музыкаль­ные позывные, несколько раз налить воду в стакан, по­звонить по телефону, — и закрепить в памяти все нуж­ные звуки, чтобы они легче возникали, когда мы будем тренировать переключения.

Напомним здесь, что всякий чувственный образ и всякая память его — это всегда совокупность и зри­тельных, и слуховых, и иных восприятии, неотделимых друг от друга. Когда мы пытаемся произвольно вызвать в памяти какое-нибудь звуковое воспоминание, ему не­пременно будет сопутствовать и зрительный образ. Важно лишь, чему мы отдаем преимущественное внима­ние, что именно стараемся осознать в данный момент.

Наши задачи:

1. Произвольно, по заказу, уметь вызывать в па­мяти любой слуховой образ.

2. Уметь произвольно, мгновенно переключаться от одного чувственного образа к другому.

 

Упражнение 83

УЛИЧНЫЙ СОНАР

Это упражнение тоже для индивидуального тре­нинга.

— Когда вы идете по шумной, людной улице, попро­буйте, не глядя по сторонам, лишь по доносящимся звукам ясно представлять себе зрительно, что происхо­дит вокруг.

— Попробуйте улавливать звуки выборочно—слу­шать, к примеру, только шумы проезжающих машин, не обращая внимания на все остальное. Думайте, что это за машины, угадывайте, какие они, придумывайте, куда они направляются, кто в них едет.

Прислушайтесь к шагам отдельных прохожих, но не смотрите на них. По звуку шагов нарисуйте себе внешний облик прохожего. Угадайте, куда он идет. Помните только, что нам совершенно не к чему играть в ясновидцев. Не вздумайте из любопытства проверять свои фантазии и узнавать у прохожего, верно ли вы определили его профессию. Мы занимаемся в этом уп­ражнении не ясновидением, а совсем другим, более плодотворным делом, — развиваем органы чувств, па­мять чувств, воображение и фантазию.

 

Упражнение 84

ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ

Говорят, великий Цезарь мог одновременно зани­маться несколькими делами — и читал, и писал, и разго­варивал. Можно сказать, следовательно, что у него ве­ликолепно работали механизмы переключения и что он обладал хорошо оттренированным рассредоточенным (многоплоскостным) вниманием.

За один урок, конечно, таких умений не освоить, но постепенно тренировать себя в этом направлении полезно. Время от времени нужно делать следующее:

— Перемножьте мысленно два многозначных числа (например, 36Х24) и в то же время записывайте на листе бумаги очень хорошо известное вам стихотво­рение.

— Сделайте наоборот. Читайте вслух знакомое вам наизусть стихотворение, а на бумаге перемножьте два многозначных числа.

— Когда это освоено, прибавьте еще одно осложне­ние. Вместо знакомого стихотворения возьмите любой незнакомый текст из книги. Читайте его вслух, а на бу­маге производите вычисления. Потом переписывайте текст из книги, а в уме перемножайте числа.

— Потом еще одно осложнение. Включите радио погромче или попросите окружающих мешать вам, шу­меть, а сами вычисляйте и декламируйте или переписы­вайте текст и вычисляйте в уме.

— Наконец, последнее. Вычисляйте мысленно, одно­временно переписывайте незнакомый текст, а товари­щей попросите, чтобы задавали вам различные вопросы. Ответьте на все вопросы, не прекращая прежних дел.

 

Упражнение 85

СОНОСКОП

Этот фантастический прибор способен по звуку уви­деть любую вещь.

— Отвернитесь. По какому предмету я стучу каран­дашом? А теперь?

Звуки разные—карандаш постукивает то по книге, то по столу, то по руке, то по авторучке, то по часикам.

Помогая осознаванию связи между внутренними ви­дениями и звуками, мы тренируем образное мышление.

 

Упражнение 86

СОНОСКОП СОБЫТИЙ

— По нескольким разным звукам нарисуйте себе картину. Слушайте...

Один из учеников (он устраивается в таком месте комнаты, чтобы его не было видно) «задает звуки», остальные — оправдывают. Сначала ученики слышат, на­пример, тихое насвистывание какой-нибудь мелодии, за­тем — резкий стук. Маленькая пауза. Громкий возглас:

«Что тут такое?»

— Что происходило?

— Шел человек по лесу, насвистывал. Вдруг—вы­стрел.

— Человек вошел в свою квартиру, ищет выключа­тель, чтобы свет зажечь, а выключателя нет. Споткнулся о детскую коляску. Понял, что в чужую квартиру за­брел.

 

Упражнение 87

ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Ученики делятся на две группы. Усаживаются так, чтобы одна группа не видела другой, — спинами.

Первая группа «задает звуки», вторая — оправды­вает. В первой группе может быть ведущий, который ди­рижирует звуками. Группе дается две минуты на то, чтобы сговориться о характере звуков.

Варианты этого упражнения:

1. Педагог задает общую тему обеим группам. К при­меру: «Действие происходит на карнавале». По звукам первой группы (какие бы ни были эти звуки!) каждый из учеников второй группы рисует в своем воображении картины событий, происходящих на карнавале.

2. Педагог задает тему только слушающим из вто­рой группы. Первая группа, производящая звуки, не знает, что задано. Допустим, педагог предупреждает вторую группу, что все звуки, которые они услышат, будут раздаваться на пароходе, идущем по морю глубо­кой ночью. Какие бы звуки теперь ни услышали уче­ники, они должны оправдать их появление заданными обстоятельствами.

 

Упражнение 88

ТРИ ДОКЛАДЧИКА

Три ученика садятся лицом ко всем остальным. Пе­дагог дает им по газете и отмечает статью.По команде трое одновременно, в течение двух-трех минут, читают вслух свои статьи. Все слушающие должны понять, что читает каждый. Каждый из читающих должен слышать и понимать двух остальных докладчиков.

Для начала делается облегченный вариант—педа­гог говорит, кого именно из трех докладчиков должен слушать каждый из учеников. Докладчики тоже полу­чают задания — каждый из них должен будет в конце упражнения рассказать о содержании статьи одного из своих соседей.

Другой вариант этого упражнения регулирует пере­ключения слуховых восприятий и тренирует навыки от­ключения. Педагог дирижирует слушателями, включая их на слушание то одного, то другого из читающих не­прерывно докладчиков. В этом случае докладчиков лучше усадить спинами к слушателям, чтобы видимая артикуляция не облегчала задачу. Включать можно двумя способами: или указывая то на одного, то на дру­гого, или командуя: первый! второй!

 

Упражнение 89

ШУМОВОЙ КВАДРАТ

Ученики делятся на четыре группы, каждая из них становится у одной из стен комнаты. Лица учеников обращены к стене, и они не видят учеников других групп. Каждой группе дается по стихотворению, и по команде все одновременно начинают читать вслух.

— Стоп! Пауза. Еще одну строчку. Начали!.. Стоп! Всем нужно слышать все.

Упражнение 90

ХОР

Один ученик, отгадчик, выходит из комнаты. Остав­шиеся берут две-три строчки всем известного стихотво­рения, и каждый ученик получает по одному слову.

Отгадчик входит. По команде педагога все ученики произносят хором каждый свое слово.

— Какие строчки? Из какого стихотворения? Не по­няли? Послушайте еще раз.

 

Упражнение 91

ВИДЯЩИЕ ПАЛЬЦЫ

Займемся осязательными, тактильными восприятиями.

— Закройте глаза. Проведите подушечками пальцев по ткани ваших брюк, рубашки, блузки. Слегка, чуть-чуть, едва касаясь—водите подушечками. Сделайте то же самое с открытыми глазами, взгляните, как поду­шечки поглаживают ткань, присмотритесь, какая она, ткань. Снова — с закрытыми. Теперь вы вспоминаете вид ткани? Погладьте поочередно ткань брюк и ткань рубашки. Уловите осязательное отличие одной фактуры от другой. Проверьте глазами.

Если ученики сидят в полукруге:

— Коснитесь одежды ваших соседей, правого и ле­вого. Слегка поглаживая ткань подушечками пальцев, установите разницу в осязательных ощущениях обеих рук, запомните эти ощущения. Сравните с тканью вашей одежды. Чем легче вы будете касаться ткани, тем вер­нее и тоньше будут ощущения.

— Видеть пальцами! Этому можно научиться! Дли­тельная тренировка поможет установить постоянные связи между ощущениями в пальцах и зрительной па­мятью. Недаром осязание считается чувством, парал­лельным зрению. Конечно, нам не к чему заходить так далеко в тренировке тактильных восприятии. Давайте воспитаем пусть не всевидящие, но чувствительные пальцы! Как часто приходится видеть руки-лопаты с деревянными пальцами! Как неуклюже, как неловко они касаются предметов! Как по-медвежьи обнимают нас такие мертвые руки! Они не «видят» нас, не «чувствуют» нас! А какими умницами кажутся нам тренированные огромным опытом видящие пальцы хирурга, трепетные руки пианиста, мудрые руки опытного токаря!

Тренируя тактильные восприятия, мы совершенствуем и зрительную память, и двигательные механизмы рук. Мы совершенствуем, кроме того, наше внимание к ок­ружающему миру.

 

Упражнение 92

УЗНАЙ ТОВАРИЩА!

Ученики разбиваются на группы по четыре человека.

— Познакомьтесь осязанием с шевелюрами ваших товарищей из четверки. Нет, не надо ощупывать всю го­лову и перетирать в пальцах волосы. Достаточно не­сколько раз легонько провести подушечками пальцев по одной прядке. Исследуйте так три шевелюры и най­дите различия в фактуре волос. Вначале помогите себе зрением. Потом вы должны будете это делать не глядя на волосы, только осязая их.

— Теперь отвернитесь и угадывайте по очереди — на чьи волосы опускают товарищи ваши пальцы?

— Познакомьтесь осязанием с ладонями своих това­рищей.

— С тыльной стороной ладони.

— Со щекой.

— Со лбом.

— Угадайте товарища одним прикосновением.

— Следите, достаточно ли легки ваши пальцы при этом занятии? Не напряжены ли они?

 

Упражнение 93

ПАМЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

— Познакомьтесь осязанием с этим графином. Дей­ствуйте двумя руками, пусть пальцы запомнят его фак­туру, пусть руки запомнят его форму. Отвернитесь. Продолжайте осязать графин. Не упускайте ни одного ощущения, запоминайте, какой он гладкий, какой про­хладный. Вспоминайте ощущения в пальцах, когда они не касаются графина. Дотроньтесь, зафиксируйте ощу­щение, отведите руку, вспомните... Гладкие, холоднова­тые грани, насечка... Проверьте воспоминание — косни­тесь графина. Еще и еще раз—коснитесь и про­верьте.

— Попробуйте теперь вспомнить пальцами форму графина. Отвернитесь от графина и представьте себе, что он перед вами. Прикоснитесь к воображаемому гра­фину. Обрисуйте его форму... А пальцы помнят при этом, какой он холодноватый, гладкий?

— Сделайте то же самое с раскрытой книгой, лежа­щей на столе.

— С настольной лампой.

— Со стулом.

Упражнения на тактильную память предваряют цикл упражнений на действие с воображаемыми пред­метами. Мы помещаем здесь это первое упражнение для того, чтобы подчеркнуть необходимость воспитания ося­зательных навыков. Без них действие с воображае­мыми предметами часто превращается в формальное и бесполезное изображение действия, которое не мо­жет возбудить творчество органической природы актера.

 

Упражнение 94

КАССИР И ПОКУПАТЕЛЬ

Для этого упражнения ученикам потребуются на­стоящие монеты: по одной, по две и по три копейки, пятаки, гривенники, пятиалтынные, двугривенные и полтинники.

Ученики делятся на пары. Один—кассир, другой— покупатель.

— Познакомьтесь осязанием с вашими монетами

— Знакомы? Пожалуйста, занимайтесь финансовыми операциями: не глядя на монеты, получайте плату и выдавайте сдачу. Что будете продавать и покупать? По­купатель должен сперва назвать сумму, потом давать по одной монете, не называя их достоинства. Кассир, проверив осязанием полученную сумму денег, называет сумму сдачи и выдает ее по одной монете, также не го­воря ни слова. Начинайте и не просчитайтесь!

 

Упражнение 95

КОНТРОЛЕР

Контролер, проверяющий предметы осязанием, та­ково содержание этого упражнения. Само упражне­ние—контрольное, оно выявляет степень оттренированности тактильных восприятии. Им можно заниматься и в индивидуальном тренинге.

— Возьмите пять одинаковых новых спичечных ко­робков. Пронумеруйте их, напишите цифры сбоку. Хо­рошенько познакомьтесь с каждым из них, и осяза­тельно, и зрительно. Отыщите и запомните осязательное своеобразие каждого коробка. Если будете внимательны, вы непременно найдете различие между ними. Потом оттренируйте связь между номером коробка и ощущениями от него. Для этого непрерывно повторяйте мыс­ленно номер, пока исследуете соответствующий коробок.

— Отвернитесь, перемешайте коробки и узнавайте их осязанием, называя номер каждого.

— Хотите усложнить упражнение? Возьмите деся­ток коробков.

— Хотите еще сложнее? Возьмите десяток спичек. Вы убедитесь, что каждая спичка имеет свою, особен­ную физиономию, хоть все они и кажутся совершенно одинаковыми. Спички удобнее нумеровать по грани рим­скими цифрами.

— Хотите что-нибудь попроще для начала? Вот са­мое простое—возьмите пять, а затем десять разных книжек, чуть отличающихся и толщиной и размерами. Но после книжек обязательно займитесь коробками и спичками!

— Сколько спичек вы угадали верно! Сколько се­годня выбили очков из десяти возможных?

 

Упражнение 96

ПАЛОЧКА-УЗНАВАЛОЧКА

Незрячие люди так называют свою верную помощ­ницу—трость. Она для них как бы продолжение «ви­дящей» руки. Словно она сама обладает зрительными способностями, передавая телу человека, его мускульно-суставным приборам, а через них мозгу свое восприя­тие окружающего мира.

— Возьмите карандаш. Он будет нашей палочкой - узнавалочкой. Положите на стол три-четыре портфеля, разных по форме. Водя карандашом, исследуйте внеш­ний вид портфеля. То отворачивайтесь, то смотрите на портфели для проверки. Не сжимайте карандаш, дер­жите легко, он должен стать продолжением ваших паль­цев. Запоминайте с помощью карандаша (а значит, пальцами и всем телом) форму каждого портфеля, тол­щину, особенности покроя. Каждое ощущение прове­ряйте зрительно.

— Запомнили все портфели? Отвернитесь, а това­рищи пусть .переложат -портфели. Угадывайте их своей палочкой - узнавалочкой.

Зрительная проверка при осязании сплетает воедино зрительную память с мускульно-суставной.

 

Упражнение 97

КТО ПОДОШЕЛ?

Продолжаем работать с палочкой -узнавалочкой.

— Разделитесь на группы по пять человек. Вы уже научились легко орудовать вашей палочкой и, надеюсь, не нанесете своим товарищам тяжелых увечий. Итак, познакомьтесь с товарищами этим новым способом. Ис­следуйте их прическу, форму головы, покрой одежды,— водите палочкой, то открывая, то закрывая глаза. Чем легче будете прикасаться 'палочкой, тем вернее запом­нится вое.

— Не больше трех минут на изучение одного чело­века!       

— Все познакомились? Отвернитесь. Узнайте палоч­кой, кто подошел к вам?

— Еще по три минуты на человека!

— Угадывайте!.. Возникают видения, когда вы при­касаетесь палочкой?

 

Упражнение 98

ДУШ

Не только пальцы помогают нашему мозгу вспом­нить былые ощущения. Поверхность кожи человече­ского тела полна крошечными приборами- улавливающими все воздействия на нее—давление, температуру и другие энергетические силы. Соединенные нервной проводкой с мозгом, эти приборы участвуют во всех на­ших воспоминаниях.

— Встаньте. Представьте себе, что вы стоите под душем. Сейчас я его включу, польется теплая вода. При­готовьтесь. Включаю. Вода льется. Вспоминайте всей кожей, что это такое — теплый душ. Надо видеть на внутреннем экране, как брызжут теплые струйки, как мягко бьют они по волосам. Надо слышать, как они журчат, стекая по телу. Подставляйте теплому потоку лицо, плечи, грудь, спину. Наберите воды в ладошки. Помогите кожной памяти — мысленной речью.

— Подбавим жару. Вода горячее! Еще горячее! Что делает тело? Легко ли ему стоять неподвижно? Нет, оно двигается, не позволяет струйкам бить по одним и тем же местам. Тело стремится как бы расшириться, увеличить свою площадь, чтобы горячие струйки били по большей поверхности и не было бы так нестерпимо жарко.

— Где кран холодной воды? Покрутите его сами, разбавьте этот кипяток, а то уже трудно стоять. Под­бавляйте постепенно холодную воду, а кран горячей воды (где он?) — приверните... Вода еще холоднее. Что делает тело? Оно как бы сжимается, съеживается, со­кращает поверхность кожи, делает ее плотнее, непро­ницаемее, недоступней холоду. А если не двигаться, тело само начнет дрожать, чтобы выделить энергию и хоть немного согреться.

— Всё вспомнили? Физическое поведение тела по­могает укреплять воспоминания? Регулируйте воду сами, помогайте себе мысленной речью и вспоминайте кожей все ощущения температуры и прикосновений.

Это упражнение (как, разумеется, и все остальные) должно быть доведено до полной правды и веры.

 

Упражнение 99

ЮГ—СЕВЕР

Ученики в полукруге.

— Представьте себе, что сейчас жаркое лето. Вы си­дите на морском берегу в Сочи. Не были? Неважно. Ваша фантазия не раз бывала в подобных местах. Окружайте себя поочередно всеми предлагаемыми об­стоятельствами,—перед вами море (вспомните!), жар­кое солнце, легкий ветерок с моря (вспомните его дыха­ние), ряды кипарисов, шум волн (вспомните звуки при­боя!). Как ведет себя тело в такой жаре? А как вы одеты? Да, безрукавка, шорты, сандалеты... Солнце печет. Взгляните на свои руки — вы не сожгли их?

— Переезжаем вместе со скамейкой в другое место. Берег Волги у Жигулей. Теплый летний вечер. От близ­кого леса веет прохладой. Внизу, далеко у поворота, маленький белый пароходик, словно игрушечный... По­живите минуты три в этом месте, пусть поработают и внутренние видения и память тела.

— Поехали дальше. Ленинградский осенний день. Набережная Невы у Адмиралтейства. Университет на­против. Серые тучи, свинцовые невские волны. Пожел­тевшие жесткие листья падают на вас, на скамейку, на гранитный парапет набережной. Ленинградский «фирменный» невидимый дождичек чуть моросит... Как вы одеты? Что вспоминает тело?

— Берег Лены. Сибирь. Январское утро в Якутске. Холоднее не придумаешь! Как одеты? Что вы тут де­лаете? Что вокруг? Как живется телу?

— Проведите теперь это путешествие из Сочи в Якутск и обратно самостоятельно, без подсказок. По моему стуку переезжайте в другой город.

— Вернулись в Сочи? Поедем обратно. Теперь пере­ключаться надо еще быстрее. Слушайте. Каждый мой стук—новое переключение.

 

Упражнение 100


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!