РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИИ 5 страница
Следовательно, актерский тренинг должен исходить из элементов, создающих жизненное самочувствие. Самые первые, самые простейшие элементы его—ощущения и восприятия, которые мы получаем от органов чувств, непрерывно связанных с окружающим миром. Вот с них и надо начинать.
Развитие органов чувств и совершенствование механизмов восприятия—первая задача тренинга, поскольку именно восприятие, согласно современной психологии, есть основной регулятор действия.
Совершенствование так называемых сенсорных умений, то есть создание развитых и восприимчивых органов чувств—это необходимая ступенька к совершенствованию и «настройке» всей эмоциональной и мыслительной сферы человека.
«Чистых» восприятий — только зрительных, например, или только слуховых—не бывает. Восприятия связаны в самых разнообразных сочетаниях, с доминированием то одного, то другого, и все они у человека «прикреплены» ко второй сигнальной системе, к слову, произнесенному или мысленному. Совершенствование образной памяти и освоение механизма мышления и речи—вторая задача тренинга.
Воспринимая окружающий мир, человек находится в постоянном взаимодействии с ним. Освоение механизма жизненного действия — это третья задача тренинга.
На основе жизненного самочувствия ученика, в его работе по освоению жизненного действия и по совершенствованию своего физического аппарата (а он развивается и на уроках мастерства, и на уроках техники речи и движенческих дисциплин) возникает общее сценическое самочувствие.
|
|
«То, что так тщательно в течение целого года изучалось, является самым простым, естественным человеческим состоянием, которое нам хорошо знакомо в действительности,— пишет Станиславский.— Когда мы в жизни переживаем какие-то чувствования, в нас естественно, само собой создается то состояние, которое мы, стоя на подмостках, называем общим сценическим самочувствием. Оно и в реальной действительности складывается из тех же элементов, которые мы ищем в себе, когда выходим перед рампой».
Выполняя свои задачи, тренинг должен занять свое особое, законное место в учебной программе. Он должен оставаться постоянным спутником уроков актерского мастерства и перейти в профессиональную жизнь актера в виде ежедневной «актерской зарядки».
Исходя из предложенных здесь задач тренинга можно наметить пути классификации упражнений. Станиславский не склонен был четко разделять упражнения по психологическим признакам — не должно быть отдельных упражнений «на внимание», «на воображение» и т. п. Он постоянно подчеркивал, что все элементы, создающие творческое самочувствие, не разъединимы, а взятые в отдельности, они «не имеют той силы и значения, какие получают при дружном, совместном действии с остальными частями самочувствия».
|
|
Все элементы должны служить действию. Нельзя заниматься вниманием или воображением как таковыми. Можно что-то конкретное рассматривать с определенной целью, во что-то конкретное вслушиваться, осваивать механизм жизненного действия, а в ходе этого освоения ученику понадобятся и сами придут на помощь—и внимание, и воображение, и воля.
Что значит—развить фантазию ученика? Делать упражнения «на фантазию»? Нет. Во-первых, надо помогать ученику постоянно обогащать его знания, пополнять запасы впечатлений, воспитать у него умение размышлять над увиденным и услышанным. Для этого надо, чтобы он развивал свои сенсорные умения. Во-вторых, надо привить вкус к фантазии, выявить на конкретном примере его обучения пользу фантазии. А для того чтобы он мог ею пользоваться в полную силу, надо многими упражнениями развить отдельные качества сенсорных умений—силу реакции, быстроту переключения представлений и их ассоциаций и т. д. Словом, нужно заняться явлениями не только психического, но и физиологического порядка (хоть такое деление чрезвычайно условно).
|
|
Значит, целесообразно произвести классификацию упражнений в соответствии с физическими процессами. Если развиваются сенсорные умения, основным «продуктом производства» будет расширение сенсорных возможностей, а они косвенным образом воздействуют на формирование искомых психических «продуктов» — фантазии, внимания, эмоциональной памяти и т. д.
Если ученик—факел, который нужно зажечь, то столь же очевидно, что факел может и погаснуть, и обязательно погаснет, если сам учащийся не будет знать, в каких условиях огонь горит ярко и постоянно.
ТРЕНИНГ ТВОРЧЕСКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ
«Учитесь на том, что трудно и не дается, а не на том, что легко и само собой выходит!»
К. С. Станиславский
Эти разделы книги содержат упражнения актерского тренинга, многие из которых известны по педагогической практике К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и Е. Б. Вахтангова.
Упражнения подбирались с таким расчетом, чтобы охватить, по возможности, все те элементы творческой психотехники, которые входят в начальные основы актерского мастерства.
Особо следует сказать о первом, вступительном разделе. Это цикл подготовительных упражнений общего характера. Педагог прежде всего должен, ознакомиться с каждым учеником, с особенностями его творческой индивидуальности, а ученик должен быть ознакомлен с главными условиями актерского творчества—необходимостью работы над собой, ощущением себя в коллективе, ощущением творческой взаимосвязи, взаимовоздействия человека и коллектива — в коллективном искусстве театра. Поэтому мы начинаем тренинг с упражнений, создающих навыки «рабочего самочувствия» организованности, творческого коллективизма.... Чтобы решить эти важнейшие задачи, недостаточно, разумеется, одних упражнений.
|
|
Организованный творческий коллектив…(?) … работой педагога, а упражнения лишь помогают ему в этом. Но то же можно сказать и об остальных упражнениях: сами по себе они не научат актерскому мастерству, они помогут лишь необходимой психотехнической настройке актерского «инструмента».
Только в этом их смысл и техническое значение, которое, однако, не менее важно, чем воспитание передового мировоззрения актера и овладение учением о сквозном действии и сверхзадаче.
Совершенствование сенсорных умений — путь к укреплению развитого творческого воображения, основного технического (конечно, далеко не только технического) качества актера. Уверенное владение сенсорными умениями — путь к легко направляемой работе творческого воображения.
Нужно только иметь в виду, что работа над развитием и совершенствованием сенсорных навыков и умений должна быть неразрывно связана с постепенным освоением действования в условиях вымысла. Все это и определило методическую разработку каждого упражнения во всех разделах тренинга, а также потребовало несколько пересмотреть многие, широко распространенные в театральной педагогике упражнения.
Для изложения их содержания избрана здесь столь вольная и пестрая форма полудиалога, полуинструкции не затем, конечно, чтобы навязать точный способ проведения каждого упражнения и единственно верные слова в объяснение их. Хотелось только дать определяющую канву. В рамках темы каждого упражнения безусловно допустимы и даже необходимы любые изменения его сюжета, любые способы объяснения его смысла,—это будут диктовать конкретные условия урока и творческая интуиция педагога.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАБОЧЕГО САМОЧУВСТВИЯ
Организованность, коллективность, законченность действий. Тренинг сосредоточенного и рассредоточенного многоплоскостного внимания.
Упражнение 1
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЛУКРУГ
Начинать воспитание навыков рабочего самочувствия нужно с первого же урока. Позаботимся, чтобы в аудитории, куда придут ученики, стояли вдоль стен стулья в достаточном количестве.
Впервые вошли ученики.
— Садитесь, товарищи. Сели — кто где.
— Удобно ли так заниматься? Все ли видят меня? Все ли видят друг друга? Кто прячется? Попробуйте расставить стулья в аудитории так, чтобы каждый из вас видел всех своих товарищей и чтобы я видел каждого из вас... Выстраиваете стулья в линию? Но так вам будут хорошо видны только ваши ближайшие соседи.
Коллективные поиски приводят к верному решению:
напротив столика педагога выстраиваются ровным полукругом стулья учеников. Каждый ученик убеждается:
«я вижу всех, меня—все».
— А точно ли стоит полукруг? Везде ли равные расстояния между стульями?
Расстояния проверяются, стулья переставляются,— ученики с первых шагов должны приучаться к завершенности и целесообразности всего происходящего на творческой площадке.
Упражнение 2
ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
— Встать!
Для того чтобы все встали одновременно, нужно, чтобы тело всегда было готово к движению. Плечи, корпус, ноги не напряжены, но и не расслаблены чрезмерно. Для этого нужно «держать осанку», найти такое положение корпуса и ног, при котором можно мгновенно встать, затратив минимум усилий. Быть внимательным, быть постоянно готовым к действию. Это — исходное положение в полукруге, рабочее положение, при котором легко слушать, смотреть, активно действовать.
— Встать! Сесть!... Нет, не нужно сидеть так, словно аршин проглотил. Не выпячивайте грудь, но и не горбитесь. Плечи развернуты. Свободные, спокойные руки—на коленях. Ноги не закручены спиралью и не упрятаны под стул. Легко сидеть? Удобно? Встать!
Упражнение 3
КТО ЛЕТАЕТ?
Для того чтобы определить степень внимательности отдельных учеников, сыграем на одном из первых занятий в какую-нибудь детскую игру.
— Выясним, кто летает. Я буду спрашивать, а вы сразу же без паузы отвечайте. Если я назову что-нибудь летающее, стрекозу, например,— отвечайте хором:
«летает!»— поднимите руки. Если спрошу о поросенке,— молчите и не поднимайте руки. То, что поросенок может лететь с мостков в воду —не считается.
— Орел летает?
— Воробей летает?
— Божья коровка летает?
— Змея летает?
Упражнение 4
ПЕРЕХОДЫ
Потренируем навыки рабочей собранности.
— Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа сидел ученик с самыми светлыми волосами, рядом с ним — потемнее, а крайним слева был бы самый черный.
Никаких шумных обсуждений! Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами.
— Пересядьте по алфавиту фамилий!
— По алфавиту имен!
— По росту!
Бесшумно! Четко! Легко! Без лишних движений, только целесообразные!
Упражнение 5
ПЕРЕХОДЫ СО СТУЛОМ
Так же, как и в предыдущем упражнении, нужно меняться местами, но переходить вместе со своими стульями. При переходе держать стул в условленном положении-
перед собой сбоку, над головой.
Сначала — без ограничения времени. Потом по счету.
— Я буду считать до десяти. Распределите так свои движения, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. На счет раз встаете и начинаете переход.Насчет десять садитесь на новое место.
— Стулья не должны сталкиваться! Ни одного звука в аудитории, ни одного скрипа! Представьте себе, что вы делаете перестановку декораций на сцене в короткой паузе между картинами. Темнота, занавес открыт, зрители не должны слышать шума.
Упражнение 6
ТВОРЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА
Для какого-нибудь индивидуального упражнения оставим одного ученика «на сцене». Остальным со своими стульями надо перейти в «зрительный зал», к столику педагога.
— А как это сделать организованно, бесшумно? Пробуйте!
В результате—полукруг разрывается пополам, две дуги становятся по обе стороны столика. Принцип соблюден—«я вижу всех, меня—все»
— То же самое на счет пять!
— На счет двадцать восемь!
Творческий полукруг на площадке и разорванный полукруг в «зале» перед творческой площадкой—два основных расположения стульев на уроке.
Упражнение « кольцо».
Нам понадобится в упражнениях еще одно расположение стульев—кольцо. Воспитывая навыки рабочего самочувствия, потренируем и эту перестановку.
Ученики сидят в полукруге. По счету (на десять или на пять) надо переместиться со стульями так, чтобы получилось самое широкое кольцо, какое возможно в аудитории.
— Точнее распределяйте свои движения по времени. Сесть нужно с последним счетом... А расстояния между стульями везде получились одинаковыми.
Обратно — в полукруг. Снова — в широкое кольцо.
— Внимание к соседу! Не мешайте ему, переставляя свой стул! Следите за его движениями, действуйте одновременно с ним!
По счету (на десять или на пять) превратим большое кольцо в малое — стул к стулу. Оттренируем и создание среднего кольца, промежуточного по величине между большим и малым.
Потренируем перемену расположения стульев в произвольном порядке:
— Большое кольцо, на счет пять. Малое, на счет десять! Большое, на счет двадцать три! Среднее, на счет три!
Бесшумность, четкость, завершенность — постоянные требования
Упражнение 8
ФИГУРЫ ПЕРЕСТАНОВОК
Таким же образом происходит превращение полукруга, по определенному счету, в различные фигуры треугольник,
прямоугольник,
овал,
квадрат,
восьмерку,
лесенку.
В каждом из таких превращений надо добиваться точного распределения движений по времени.
По счету (на десять, на пять) овал превращается в квадрат, квадрат — в треугольник и т. д.
Упражнение 9
ТРАМВАИ
Ученики—в полукруге.
— На счет десять превратите полукруг в два ряда стульев, поставьте их, как в старом трамвае, чтобы сесть лицом друг к другу. Начали!
— Запомните товарищей, сидящих напротив вас. Запомните и своих соседей. Теперь—внимание! Когда услышите цифру семь, быстро поменяйтесь местами с каким-нибудь из товарищей, сидящих напротив. Договоритесь сейчас, с кем будете меняться... Два! Три! Пять! Четыре! Пять! Шесть! Восемь! Семь!
— Все успели поменяться местами? Осмотритесь, запомните новых соседей. Назовем это размещением № 2. На счет три вернитесь на прежнее место. Раз! Два! Три!
— Пока я считаю от одного до двадцати, переходите, не спеша, к размещению № 2. Раз!.. Два!.. Три!.. Стоп. Вы уже на полдороге? Рано! Надо было гораздо медленнее идти Вернитесь обратно. Снова начнем.
— … Двадцать! Сели. На счет два вернитесь на прежнее место. Раз! Два! Три!
Упражнение 12
ХЛОПКИ
Ученики сидят в «среднем кольце». В заданном ритме они хлопают в ладоши, один за другим, по кругу, по ходу часовой стрелки.
— Хоп!
По этой команде педагога хлопки должны отбиваться в обратном направлении, против часовой стрелки. Главное—не сбиться с ритма в этот момент перехода. Команда «хоп!» должна застать ученика за мгновение до хлопка, чтобы его соседи, правый и левый, успели сориентироваться,— кто из них должен сделать следующий хлопок.
Когда это освоено, упражнение усложняют,— ученики, один за другим, отвечают хлопком на хлопок педагога, который постепенно меняет ритм и силу ударов Характер хлопков ученика должен точно соответствовать заданному педагогом ритму и его постепенному изменению.
— Я как будто спрашиваю вас о чем-то, а вы отвечаете. Отвечайте мне в том же тоне и с той же силой удара, с какой я задаю вопрос.
- А теперь поспорим! Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче будет мой удар, тем тише должен быть ваш. Если я ухожу от спора — наступайте. Если же я наступаю—отступайте тихими ударами
Упражнение 13
ДВОЙНЫЕ ХЛОПКИ
Если в кольце более 15 учеников, упражнение с хлопками можно усложнить.
Внутрь кольца ставят двух ведущих.
— Первый ведущий, отбивайте медленные, тяжелые хлопки—как удары большого колокола! Не спеша поднимайте руки для хлопка. Удар! Пауза. Во время паузы ученик, отвечающий на удар, в том же ритме поднимает руки для ответного хлопка. Удар ученика. Пауза. Удар ведущего. Пауза. Ваши ответные удары должны идти по кольцу в направлении хода часовой стрелки. Значит, после удара одного из вас, после паузы, после удара ведущего,—хлопает ваш левый сосед. Начали!
— Ведущий, изменяйте постепенно общий ритм,— то замедляйте его, то возвращайтесь к исходному.
— Стоп! Теперь отрепетируем удары второго ведущего. Бейте в ладоши быстро, часто и негромко. Ответы на удары ведущего должны идти по кольцу в направлении против хода часовой стрелки. Начали!
— Стоп! Одновременно работают оба ведущих, а вы отвечаете и одному, и другому. Начали!
После тренировки можно усложнить это упражнение дополнительными командами каждого ведущего («хоп!»), после которых меняется направление хода ответных хлопков,—те, что шли по часовой стрелке, идут теперь против часовой, справа налево, а те, что шли справа налево, идут слева направо.
Четкое выполнение такого упражнения—показатель хорошо оттренированного рабочего внимания, чувства партнера и сформировавшегося навыка произвольных переключений из одного ритма в другой.
Упражнение 14
Мячики
Нужно принести на урок несколько теннисных мячиков.
Ученики—в большом кольце.
— Вот вам один мячик. Перебрасывайте его, прислушиваясь к ритму.
Если нет метронома, можно отстукивать ритм ударом руки по столу. Сначала—медленный.
— Движения ваших рук должны соответствовать заданному ритму. Удар!—вы кидаете мячик и медленно опускаете руки. Поймали мячик. Предчувствуя время удара, медленно поднимаете руки для броска. Удар! — кидаете мячик.
— Ритм постепенно убыстряется. Приспосабливайте к нему свои движения.
Ритм становится таким частым, как тиканье ручных часиков.
— Кидайте мячик на каждый второй удар. Опускайте руки и поднимайте их для броска в том же ритме!
— А теперь—каждый удар это сигнал для движения. Удар—кинули мячик. Удар—партнер поймал его.
Когда переброска одного мячика освоена, нужно подкинуть в кольцо еще один мячик, потом третий, четвертый. В кольце из двадцати учеников могут одновременно летать пять-шесть мячиков
Упражнение 15
МЯЧИКИ С ЧИСЛАМИ
Другое упражнение с мячиком:
— Кидая мячик, назовите любое число от единицы до девятнадцати. Тот, кому кинули мячик, должен мгновенно откликнуться, назвав число на единицу больше, и снова кинуть мячик, назвав новое число. Запрещается, когда кидаешь мячик, называть число, следующее по порядку за тем, которым только что откликнулся.
— Семь!— кидает один.
— Восемь!— откликается другой, ловит мячик и кидает его снова.
— Пятнадцать!
— Шестнадцать!— откликается третий. Это не сразу удается. Когда два числа произносятся одно за другим в быстром ритме, третье число так и норовит соскочить с языка — следующим по порядку. Навык рабочей сосредоточенности поможет ученику сбить эту рефлекторную последовательность.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!