РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИИ 7 страница



Упражнение 35

ВЕЩИ НА СТОЛЕ

На столике педагога разложены — блокнот, авто­ручка, футляр от очков, бумага, монеты.

— Подойдите к столу и «сфотографируйте» своим внутренним зрением все предметы. Фотографировать будем с короткой выдержкой — на счет пять.

— …четыре, пять. Теперь отвернитесь или закройте глаза и «проявите» фотографию на своем экране вну­треннего зрения. Расскажите, какие предметы лежат на столе, в каком порядке? Вспоминаете их?

— Проверьте. Для этого — откройте глаза и посмо­трите. Отвернитесь. О чем забыли, что пропустили?

— Посмотрите. Отвернитесь. Какие изменения про­изошли? Что я переложил на другое место? Что нового появилось на столе? Разложите вещи так, как они ле­жали вначале. Сверяйте с «фотографией», которая хра­нится в вашей памяти.

 

Упражнение 36

ФОТОАППАРАТ

Тренировка зрительной памяти для развития наблю­дательности должна происходить постоянно и на самых разнообразных объектах.

Ученики в полукруге. Один из них, стоя перед полу­кругом, «фотографирует» товарищей (с обусловленной выдержкой—на 20, или на 10, или на 5), а затем выхо­дит за дверь. Во время короткой паузы ученики переса­живаются на другие места. Можно звать «фотографа».

— Как раньше сидели товарищи?

Упражнение 37

ФОТОГРАФЫ

На площадке расставлены стулья. Один или не­сколько учеников «фотографируют» (с короткой выдерж­кой—на 3, на 2, на 1) общий вид комнаты и выходят. Пока они за дверью, расположение стульев изме­няется,— лучше не делать полной перестановки, а слег­ка изменить положение двух-трех стульев.

— Войдите. Как было?

Или:

Два ученика стоят перед полукругом, а все сидящие «фотографируют» их с обусловленной выдержкой. За­тем эти двое выходят за дверь и что-то изменяют в своем внешнем виде, прическе или меняются какими-нибудь деталями своей одежды.

Когда они снова входят в комнату, остальные должны вспомнить — как было?

Упражнение 38

СЛЕПЫЕ ФОТОГРАФЫ

На столике педагога разложено несколько мелких предметов. Вызываются три ученика.

— «Сфотографируйте» вещи. Закройте глаза. Те­перь я все предметы смешаю рукой, а вы, не открывая глаз, разложите их так, как они лежали вначале.

Всегда бывает любопытно наблюдать, как «спорят» руки «слепых фотографов», раскладывая вещи.

 

Упражнение 39

КАК УПАЛИ СПИЧКИ?

Кинем на стол несколько спичек.

— Пять человек к столу! На счет три—запомните, как упали спички,

Прикроем спички листком бумаги.

— Сколько лежало спичек? Восемь? Получайте во­семь новых спичек и на другом конце стола разложите их так же.

— Готово? Проверьте. Я приподниму листок на счет два. Раз — два! Исправляйте ошибки... Готово? Лист бумаги снова поднят.

— Еще пять человек к столу! Примите работу товарищей,— все ли у них верно?

Упражнение 40

УЛИЧНЫЙ ФОТОГРАФ

Упражнение индивидуального тренинга, развиваю­щего зрительную память и навыки наблюдатель­ности.

— Когда вы идете по улице, упражняйтесь в «мгно­венном фотографировании». Вы видите идущего на­встречу человека. Переведите на него прямой взгляд и через секунду отведите. Сразу же восстановите изобра­жение в памяти, а затем сверьте снимок с оригиналом. Как в фотографии:

1) снимаем,

2) проявляем,

3) печатаем,

4) рассматриваем отпечатки.

— Точно так же упражняйте память на «фотогра­фиях» щитов с афишами, витрин магазинов, домов. Ваш глаз должен уметь за секунду точно запечатлеть изобра­жение во всех подробностях. Вернее — глаз-то ваш это умеет, он только так и делает. А вот успеть осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать,

 

Упражнение 41

ИГРЫ ИНДЕЙЦЕВ

Упражнение носит такое название, потому что ос­нова его заимствована из индейских охотничьих игр.

Две партии учеников, каждая— скрытно от другой, устанавливают в своем «лагере» несколько различных предметов в определенном порядке.

Избранный судья подводит каждую партию учени­ков (глаза у них должны быть закрыты) к «лагерю противника». На счет раз, два, три, ученики смотрят на установленные предметы, потом отворачиваются. После рассказа учеников о том, что они увидели, судья объяв­ляет партию-победителя.

Делают и одиночные испытания. Каждая партия вы­деляет одного «зрительного снайпера». Тогда все уче­ники одной партии — судьи для «снайперов» другой.

Упражнение 42

НА ОДНУ БУКВУ

Еще одно упражнение, тренирующее зрительную память и наблюдательность.

— Пока я сосчитаю до 30, найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются с буквы С.

— .. .29! 30! Пожалуйста, кто первый?

— Сверток, стул, стол, спички, снимок, стена, стекло, створка, скоба, сиденье, сигареты...

— Кто добавит?

— Серьги, серебро, сталь, салфетка...

— Сетка, связка книг, сборник, страницы, сгиб, скрепки...

— Ступня, спина...

— Сандалеты, сарафан, ситец, сатин, сукно, сафьян, спинка, строчка, стежки, складки, сорочка...

— Солнце! Свет!

— Староста—стиляга!

— Синяк!

— Сучок! Все!

— Итак, общими усилиями, за минуту мы отыскали в комнате сорок предметов на С. Теперь за полминуты отыщите все слова на букву Т.

 

Упражнение 43

НА ЧТО ПОХОЖЕ?

Еще Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развивать свою фантазию, рассматривая пятна на сте­нах. «Ты можешь там увидеть разные битвы,— утвер­ждал он,— быстрые движения странных фигур, выра­жения лиц, одежды и бесконечно много вещей».

Фантазия проявляется в работе воображения у че­ловека с развитым ассоциативным мышлением, с тре­нированной зрительной памятью, основой образного мышления.

Все, что нас окружает в комнате, может быть объ­ектом фантазии — линии древесных слоев паркета, тени на потолке, складки занавесей, скатертей, одежды.

Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут как попало,

—Всмотритесь,—что это вам напоминает?

— Бревна по реке плывут...        

—Медведь пасть оскалил—вот глаза!

—Нет, у медведя не такие жесткие линии. Это— гриф. Расправил крылья, сейчас полетит...

 

Упражнение 44

ПУТЬ ВСЛЕПУЮ

Закрыв глаза, нужно пройти через всю комнату к своему месту и сесть.

— Не спешите. До того, как идти, надо еще многое сделать, Внимательно рассмотрите свой будущий путь. Пока открыты глаза, представьте себе, что вы идете. Смотрите, каким должен быть ваш путь. Когда мыс­ленно, но еще с открытыми глазами, вы прошли весь путь, то есть увидели, как вы идете к стулу и садитесь, закройте глаза. Проделайте то же самое с закрытыми глазами, мысленно пройдите весь путь. Сколько мыс­ленных шагов понадобилось вам? Откройте глаза, при­киньте, верно ли рассчитали шаги.

— Теперь закройте глаза и идите. Мысленно сокра­щайте расстояние. У вас должно быть ощущение, что вы двигаетесь в—хорошо известном вам пространстве. Нет, не надо считать шаги! Лучше откройте глаза на мгновение, чтобы убедиться, на том ли вы месте, где предполагали.

— Это не спортивное упражнение, не стремитесь пройти лучше всех, быстрее всех, не это нам нужно. Мы работаем над развитием осознанного внутреннего видения. Поэтому самое главное — когда идете, ста­райтесь увидеть ваш путь на экране внутреннего зрения.

После уверенного выполнения упражнения, когда ясно, что ученик действует не механически, подсчиты­вая количество шагов, а активно пользуется внутрен­ним видением, можно ввести усложнение. На прямой линии пути ставится одно или два препятствия, стулья или столы, которые надо обойти и не задеть.

 

Упражнение 45

ЛАБИРИНТ

Подготовленный предыдущим упражнением; ученик может усовершенствовать свои навыки мысленной ори­ентировки в пространстве — в упражнении «Лабиринт».

Лабиринт сооружают из стульев, делая сложный, извилистый ход. Надо пройти его несколько раз с от­крытыми глазами, потом с закрытыми. Несколько уче­ников выполняют упражнение одновременно. С откры­тыми глазами они медленно идут, запоминая все повороты в лабиринте. Их ведет память кинестезии, соединенная со зрительной памятью.

— Вы запоминаете путь не только зрением. Запоми­наете его всем телом, каждым мускулом, который ра­ботает в момент поворота тела на изгибах пути. Вы понимаете, конечно, что это преувеличение: нельзя за­помнить движения всех мускулов, и не к чему. Но у вас будет обязательно хоть тень этого общего ощу­щения: «запомнить всем телом».

— Не торопитесь. Пусть ваши ощущения и воспоми­нания будут такими подробными, насколько это воз­можно. Возвращайтесь и начинайте снова. Еще и еще раз проходите каждый сложный поворот. Надо, чтобы весь путь остался в вашем воспоминании — цепочкой многих последовательных движений.

— Теперь встаньте у входа в лабиринт и, стоя на месте, пройдите весь путь мысленно—так же мед­ленно и подробно, как шли только что. Это нелегко. Медленно и подробно — в этом все дело! Ни в коем случае не быстрее!

— Прошли? Теперь, стоя на месте, снова пройдите мысленно весь путь, но уже с закрытыми глазами.

— Откройте глаза, примерьтесь еще раз. Закры­вайте глаза и идите смело!

 

Упражнение 46

КРУГОВЫЕ МАРШРУТЫ

— Каждый наметьте себе круговой маршрут в ком­нате. Исследуйте его в действии—ходите по нему, смотрите, с чьим маршрутом пересекается ваш, с кем вы встречаетесь и в каком месте пути.

— Каждый наметьте свой собственный ритм хож­дения по маршруту, не заражайтесь ритмом соседа.

— Пробуйте на короткое время закрывать глаза. Видите ли внутренним зрением тех, кто проходит мимо вас? Открывайте глаза для проверки и закрывайте снова,— видите ли себя в определенном месте вашего маршрута? Еще и еще раз—открывайте глаза и закры­вайте,—слышите ли приближение товарища, маршрут которого пересекается с вашим? Готовитесь ли обойти его, чтобы не столкнуться?

— Все закройте глаза и ходите по своим маршру­там. Не теряйте собственного ритма.

— Где я сейчас? Кто меня обходит? Слух помогает внутреннему видению,— кто идет навстречу, чьи шаги рядом?

Упражнение 47

КОМПАС

Упражнение, развивающее навыки ориентировки в пространстве, в связи со зрительной памятью.

Сначала нужно ориентироваться в комнате, закрепить в памяти вид ее четырех сторон (условно — Юг, Восток, Север, Запад).

— Встаньте в центре комнаты, закройте глаза. Вспомните Юг комнаты. Когда вы услышали слово Юг, в вашей памяти, помимо желания возникли почему-то и море, и кипарисы, и далекая шаланда. А мы переведем слово Юг на другие видения, это в нашей власти. Юг!— вспоминайте ту стену, где два окна, шторы на них, скамья с зелеными ножками, ширма в углу. Это—Юг. Юг... Север! Нет, льдины и белые медведи нам не нужны, займите свой экран внутреннего зрения видом северной стены комнаты. Вспомните — пианино, стул пе­ред ним, лестница, на ней два портфеля. Это Север! Се­вер! Откройте глаза, проверьте, какой Север.

Создадим так временные связи слов Юг, Север, Во­сток и Запад—с видом четырех стен комнаты.

— Потренируем быстрое переключение внутренних видений. Юг! Легко возник вид южной стены? Восток! Север! Юг! Запад! Юг!

Тренировка переключения видений (точнее — всего комплекса временных связей), чередующихся в произ­вольном порядке, важная и самостоятельная часть этого упражнения. Сперва большие паузы отделяют название одной стороны от другой, чтобы ученик волевыми уси­лиями «притянул» все видения. Потом паузы сокра­щаются.

— Вы сейчас стоите лицом к Югу. Не открывая глаз, повернитесь к Востоку. Откройте глаза, проверьте, точно ли вы повернулись. Закройте глаза. Повернитесь лицом к Северу. Теперь где Запад? А Юг? Все ли вы видите на своих экранах? А Восток где? Откройте глаза, проверьте.

 

Упражнение 48

ВЕРТУШКА

После освоения предыдущего упражнения можно сы­грать в «вертушку», которая тренирует переключение видений, в связи с ориентировкой в пространстве и ве­стибулярными ощущениями.

Ученик с закрытыми глазами—в центре комнаты. Его крутят в одну, в другую сторону...

— Стоп! Где Юг, покажите! А Восток? Вспоминаете вид стены?

Надо помнить, что голос педагога, если он сидит на своем месте, непременно свяжется в сознании ученика с определенной стороной комнаты, поэтому до начала упражнения нужно его предупредить, что педагог будет ходить по комнате.

— Стоп! Что перед вами? А пианино где? А окна? Откройте глаза, проверьте.

 

 

Упражнение 49

КОРОБКА СКОРОСТЕЙ

— Какое расстояние до той стены? Дело здесь не в количестве метров и сантиметров. И не в количестве шагов, хотя разговор начнется с них:

— Как вы думаете, сколько шагов вам понадобится, чтобы дойти не спеша до той стены? А сколько времени? Ну, а быстрым шагом? Пройдите—сначала медленно, а во второй раз быстрее.

— Теперь приготовьтесь повторить ваш путь. Пой­дете медленно, на первой скорости, Нет, не двигайтесь, пока я не дам команду «вперед!», только будьте готовы идти! Меняем задание—вы пойдете быстрее, на второй скорости. Приготовьтесь... А если на первой? А если... на первой? Вперед!

Нужно, чтобы ученик уловил, почувствовал эту внут­реннюю настройку организма, которая производится на­шим сознанием, нашими мышцами с помощью вестибу­лярного аппарата на ускорение или на замедление. Мы имеем здесь дело с организацией действий в простран­стве и во времени. Такие упражнения подготавливают тренировку темпо-ритма. Как и везде, здесь тоже надо использовать возможность оттренировать механизмы пе­реключения, быстроты реакций.

— У вас есть две скорости. А как сократить время? Как быстрее всего добежать до стены? Ну-ка, вперед!

Теперь в «копилке ощущений» ученика есть три раз­ных настройки на скорость — медленно, быстро, стреми­тельно.

— Стоя на месте, готовьтесь к бегу, ждите команды на настройку. Пойдем на первой скорости!.. На вто­рой! На третьей!.. На третьей!.. На первой!.. Вперед!

По тому, как двигается ученик после команды «впе­ред», можно судить, верная ли была до этого настройка, а также насколько быстро происходит переключение с одной настройки на другую.

 

Упражнение 50

САНТИМЕТР

— Посмотрите на спинку этого стула. Закройте глаза и вспомните стул. Не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, про­верьте.

— Посмотрите на тетрадь, лежащую на столе. За­крыв глаза, покажите поочередно несколько раз — ши­рину стола, ширину тетради. Сделайте то же с откры­тыми глазами. Снова — с закрытыми.

Здесь проверяется не глазомер сам по себе. Важнее закрепить в сознании произвольный способ связи между зрительным образом, внутренним видением и кинестети­ческой памятью.

 

Упражнение 51

РЫЧАЖОК ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

Ученики в полукруге. Каждый из них берет какую-нибудь вещь—часы, расческу, коробок спичек.

— Рассмотрите внимательней свой предмет. Решите, почему и с какой целью ее рассматриваете?

— По моему стуку переключайте зрение с предмета на стену и снова на предмет. Контролируйте ход ваших мыслей. Когда вы разглядываете часы, выискиваете в них новые, не известные вам особенности, а потом, по моей команде, как бы переключаете рычажок внимания на все пространство стены,— запоминайте, на какой мы­сли вы остановились. Вернувшись по следующей коман­де к маленькому предмету, возвращайтесь к прерванной мысли, продолжайте ее, а не начинайте все сначала.

Промежутки между командами постепенно сокра­щаются — от минуты до нескольких секунд.

 

 

Упражнение 52

ГЛАЗА ТОВАРИЩЕЙ

Упражнение, подводящее к тренировке непрерыв­ности внутренних видений.

Ученики сидят в двух рядах, лицами друг к другу.

— Всем отвернуться! Хорошо ли вы помните товари­щей, сидящих напротив вас? Вспомните, какие у них глаза — величина, форма, цвет. На счет десять проверьте свою память, посмотрите последовательно на глаза всех сидящих напротив. Распределите время — надо успеть, пока я считаю до десяти, рассмотреть всех.

— Поверните голову!.. девять! Десять! Не закры­вайте глаз, только отвернитесь. Первый слева, расска­зывайте. Остальные—проверяйте описание, сопостав­ляйте его со своим внутренним видением.

— Мысленно пересадите всех сидящих напротив вас в таком порядке—слева должен сидеть самый светло­глазый, а справа—самый темноглазый. Не смотрите на них, отвернитесь.

— Готово? Сделайте короткую проверку, на счет пять. Посмотрите... Четыре! Пять! Отвернитесь. Рас­сказывайте, как пересадили товарищей!

 

Упражнение 53

ЧТО НОВОГО

Проверяя степень развития наблюдательности, спро­сим учеников в начале урока:

— Что нового заметили вы сегодня в нашей ауди­тории?

— Как стояли стулья вчера, когда вы уходили?

— Что нового в одежде товарищей — кто сегодня в другом платье? В других туфлях?

— Вспомните, что нового увидели вы сегодня на улице, когда вышли из дома?

 

Упражнение 54

БИОГРАФИЯ ПРОХОЖЕГО

Одно из упражнений, тренирующих зрительные вос­приятия и зрительную память для развития наблюда­тельности и фантазии — наблюдение за случайным по­путчиком в автобусе или за прохожим на улице. Исходя из поведения человека, по способу его реакции на собы­тия, по характеру его общения с людьми, по особенно­стям его внешнего облика, по незаметным, как будто мелким приметам,—надо решить, что это за человек, где и кем он может работать, что у него за семья, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избе­гает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.

— Не отдавайтесь во власть первых впечатлений. Каждую новую догадку непременно проверяйте, сопо­ставляйте все действия этого человека.

Время от времени ученики рассказывают на уроках о «самых интересных биографиях». Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать пра­вильность придуманной биографии—обязанность рас­сказчика.

Но вот ученик убедительно рассказал о человеке, слу­чайно встреченном в автобусе.

— Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе случилось что-нибудь неожиданное,— напри­мер, если бы его сосед лишился сознания?

—А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которого он считал погибшим? Как бы вел себя этот че­ловек, что делал, что говорил бы?

 

Упражнение 55

БИОГРАФИЯ ПО ПОРТРЕТУ


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!