Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 166 страница



 

— какая-то автоматическая гримаса, символизирующая американский обычай ’’лучезарного” общения. Такие люди не умеют одновременно говорить и улыбаться, ибо их внимание сосредоточено обычно на чем-то одном, их улыбка не органична, она появляется будто запланированное действие, как это бывает у плохого актера. Некрофила нередко выдает кожа: ее цвет и ’’фактура” производят впечатление какой-то ’’высушен­ ной”, неживой ’’бумажной” поверхности, и когда мы встречаем человека, о котором хочется сказать, что у него какое-то серое лицо, мы имеем в виду не то, что он не умывался, а это и есть наше восприятие некрофила...

 

Некрофильский язык

 

Прямым проявлением речевой некрофилии является преимущественное употребление слов, связанных с разрушением или с экскрементами.

 

хотя слово ’’дерьмо” сегодня вообще-то широко распространено, легко узнать людей, для которых это просто любимое слово, которое они применяют вдоль и поперек. Для примера вспомним 22-летнего мужчину, у которого главным словом было ’’дерьмо”; он мог так называть все, что угодно: жизнь, людей, идеи, природу... Сам о себе он говорил с гордостью: ”Я мастер по разрушению...”

 

Во время обследования среди рабочих и служащих Германии (101, 1980а) мы наткнулись в анкетах на множество разных способов выраже­ ния некрофильских наклонностей. Яркой иллюстрацией могуть служить ответы на такой вопрос: ’’Что Вы думаете о женщинах, применяющих

губную помаду и косметику?”* Многие ответили: ’’Это буржуазный

 

В начале 30-х гг. этот вопрос бурно обсуждался в определенных кругах, ибо многие считали применение губной помады буржуазным предрассудком.


 

292


стиль”, или ”Это противоречит природе”, или_ ”Это негигиенично”. Такие ответы просто соответствовали определенным идеологическим установкам. Однако меньшая часть опрошенных дала другие ответы. Например, ’’Косметика — это яд”, ’’Такие женщины выглядят как проститутки”. Такие ответы, не имеющие ничего общего с действитель­ ностью, как раз и характеризуют личность отвечающего. У всех, ответивших подобным образом, и в других тестах проявились деструк­ тивные тенденции.

 

Чтобы проверить гипотезу о некрофилии, мы с Майклом Маккоби разработали интерпретативную анкету из 12 альтернативно сформули­ рованных закрытых вопросов^ Некоторые вопросы были направлены на выявление анального типа личности, а другие — уже упомянутых при­ знаков некрофилии. Маккоби опробовал этот опросник в зондажных испытаниях на шести группах населения (различающихся по классовой

расовой принадлежности, а также по уровню образования). Здесь, к сожалению, нет места для подробного описания методики и резуль­ татов обследования. Достаточно сказать, что было установлено следу­ ющее:

 

 Что действительно существует некрофильский синдром, подтверж­ дающий нашу теоретическую модель;

 Что биофильские и некрофильские тенденции поддаются измере­

нию;

 Что эти тенденции явным образом коррелируют с социополити­ ческими значениями^.

 

Интерпретация анкет показала, что приблизительно 10—15% опрошенных имеют некрофильскую доминанту. В ходе опросов выяснилось, что многие из этих людей (а также и их семьи) словно прошли полную стерилизацию и живут в совершенно мертвящей атмосфере, лишенные каких-либо радостей (164, 1972, особенно с. 218

— 222 ).

 этом исследовании мы получили ответы, которые помогли нам установить определенную корреляцию (соотношение) между характером человека и его политическими взглядами. Эти данные заинтересованный читатель может в полном объеме найти у Маккоби. Я же приведу только один-единственный вывод: ’’Все опросы показали, что антижизненные (деструктивные) тенденции весьма примечательно коррелируют с поли­ тическими воззрениями тех лиц, которые выступают за усиление воен­ ной мощи страны... Лица с деструктивной доминантой считали приори­ тетными следующие ценности: более жесткий контроль над недоволь­ ными, строгое соблюдение законов против наркотиков, победное завер­ шение войны во Вьетнаме, контроль над подрывными группами и их действиями, усиление полиции и борьба с мировым коммунизмом” (164, 1972, с. 223).


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!