Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 165 страница
Сравнительно трудноуловимой чертой некрофильского характера является особая безжизненность при общении. Причем здесь дело не
предмете обсуждения, а в форме высказывания. Умный, образованный некрофил может говорить о вещах, которые сами по себе могли бы быть очень интересными, если бы не манера, в которой он преподносит свои идеи. Он остается чопорным, холодным, безучастным. Он Представляет свою тему педантично и безжизненно. Противоположный тип характера, биофил, напротив, может говорить о переживании, которое само по себе не очень интересно, но он подает их столь заинтересованно и живо, что заражает других своим хорошим настроением. Некрофил действует на группу, как холодный душ или ’’глушитель” всякой радости, как ’’ходя чая тоска”, от присутствия такого человека все вокруг испытывают тяжкое ощущение и быстро устают.
|
|
|
|
Еще одно измерение некрофильских реакций проявляется в отноше нии к собственности и в оценках прошлого. Некрофил воспринимает реально только прошлое, но не настоящее и не будущее. В его жизни господствует то, что было (т. е. то, чего уже нет, что умерло): учрежде ния, законы, собственность, традиции, владения. Короче говоря, вещи господствуют над человеком; ''иметь " господствует над "быть ", облада ние — над бытием, мертвое — над живым.
|
|
личностном, философском и политическом сознании некрофила сохраняется святое почтение к прошлому, ничто новое не имеет цен ности, а резкие перемены воспринимаются как преступление против ’’естественного, природного” хода вещей*.
Следующий аспект некрофилии проявляется в отношении к цвету. Некрофилы предпочитают темные тона, поглощающие свет: черный, коричневый^. Это предпочтение проявляется в одежде, в выборе пред метов мебели, штор, красок для рисунков и т. д.
|
|
‘ Для Маркса труд и капитал были не просто экономическими категориями. Капитал был для него символом прошлого, овеществленного и накопленного труда, а труд был проявлением жизни, человеческой энергии, направленной на процесс изменения природы. Выбор между капитализмом и социализмом (как он его понимал) зависел от того, кто (что) кого победит (что возьмет верх) — мерт вое или живое (см. также: 101, 1961в, 1968).
^ Такое же предпочтение к темному цвету у людей в депрессивных состояниях.
291
Далее — отношение к запахам. Как показывает материал клиничес ких исследований, большая часть некрофилов отличается пристрастием
дурным запахам типа ’’задохнувшегося” или уже гниющего мяса. Это проявляется в двух вариантах. Первый состоит в том, что человек откровенно любит запах мочи, кала, застоявшихся нечистот... и с удово льствием заглядывает в вонючие общественные туалеты. Однако более распространен другой вариант пристрастия, при котором желание полу чить удовольствие от дурных запахов оказывается вытесненным. Это приводит к своеобразной реакции, которая доступна наблюдению: чело век пытается устранить любую возможность дурного запаха, но он ведет себя так, даже когда на самом деле ничего подобного в его окружении нет. (Это похоже на сверхчистоплотность человека с анальным харак тером.) Однако так или иначе все некрофилы реагируют на дурные запахи. Как было подмечено, эта заинтересованность нередко проявля ется в специфической мимике, напоминающей гримасу ’’принюхивания” (130, 1964). Так что некрофила можно распознать и по выражению лица. И хотя такая гримаса не является обязательной для всех, но уж когда она есть, то это, пожалуй, самый надежный признак некрофила. И еще есть одна характерная черта мимики: некрофил практически не умеет смеяться. Его лицо как маска. Ему недоступен нормальный, свободный, облегчающий душу смех, его улыбка вымучена, безжизненна, она похо жа скорее на брезгливую гримасу. Например, по телевидению мы иногда видим, что у выступающего совершенно неподвижное лицо; только в начале и в конце речи на его лице появляется подобие ухмылки
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!