Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 163 страница
288
на электричеству, ибо и то и другое дает энергию. Я не знаю, откуда мои соображения, возможно, это связано с тем, что машина высасывает кровь из людей”.
Этот сон, как и сон Шпеера, принадлежит скорее всего не некрофилу,
биофилу, который сознает некрофильскую сущность современного мира. Пещера здесь является символом смерти, например могилы. Пещера — это шахта, а люди, работающие в ней, это свиньи или мертвецы. (’’Открытие”, что они только спят, — это коррекция из сферы рационализаций сознания, которые иногда вторгаются в фантастический мир сна.) Что это означает? Речь идет о каком-то месте, где находятся никуда не годные люди, почти мертвецы. Сцена первого акта этой ’’пьесы” имеет отношение к ранней фазе развития индустриализма. Второй акт происходит в эпоху развитого кибернетического общества будущего. Прекрасный модерновый город мертв, в нем нет ни людей, ни зверей. Мощные технические приспособлегшя высасывают из людей живую кровь и перерабатывают ее в электричество. Когда спящий пытается проткнуть электрический кабель (чтобы, может быть, раз рушить технику), его обрызгивает фонтан крови — так, словно он совершил убийство.
|
|
|
|
Во сне он видит совершенно мертвый город, полностью автоматизи рованное общество — это видение такой ясности и такого художествен ного ощущения, какие встречаются на полотнах художников-сюрреали-стов. Наяву, однако, он мало что знает из того, что он точно ’’знал” во сне, где он был избавлен от шума и бессмыслицы нашего повседневного бытия.
|
|
’’Непреднамеренные” некрофильские действия
|
|
Сновидения — это одна из ярких форм выражения некрофильских устремлений, но отнюдь не единственная. Некрофильские тенденции могут иногда проявляться в ненамеренных, ”не-значительных” действи ях (в ’’психопатологии повседневности”), которые Фрейд интерпретирует как вытесненные влечения. Я приведу здесь пример одного из сложней ших политических деятелей XX в. — Уинстона Черчилля. Речь идет вот
чем. В период первой мировой войны Черчилль и фельдмаршал Алан Ф. Брук — шеф Генерального штаба — сидели за обедом. Дело было в Северной Африке, день был очень жаркий и было много мух. Черчилль убивал их направо и налево, то же самое, вероятно, делали и все остальные. Но затем он сделал нечто неожиданное (сэр Алан сообщает, что был шокирован этим поступком). К концу обеда Черчилль собрал всех убитых мух и ’’выстроил” их в один ряд на ска1 ерти, посматривая на дело рук своих как аристократический охотник, перед которым слуги, желая его порадовать, выкладывают подстреленную дичь (5, 1957)^
Если поведение Черчилля кто-либо захочет объяснить как ’’привыч ку”, то остается вопрос, что означает столь странная привычка? Если кому-то кажется, что здесь нашли выражение некрофильские наклон ности (а такие черты у него явно были), то это вовсе не обязательно свидетельствует, что у Черчилля был некрофильский характер (он был слишком сложной личностью, чтобы для ее обсуждения и описания хватила двух страниц).
‘Такой же факт сообщает и врач Черчилля лорд Моран (194, 1966), из чего следует, что Черчилль делал это не раз. «
10 Эрих Фромм 289
упомянул об этом факте потому, что личность Черчилля хорошо известна, а сам факт безусловно достоверен. Такой маргинальный тип поведения наблюдается у многих. Например, нередко мы встречаем людей, которые имеют привычку ломать и рвать на мелкие кусочки то, что под руку попадается: цветы, карандаши и т. д. Другие могут нанести себе травму, а потом еще и разбередить рану. Еще более ярко эта тенденция проявляется, когда человек срывает свой гнев на каком-либо прекрасном творении рук человеческих — это. может быть здание, ме бель, посуда, статуэтка или другое произведение искусства. Самые край ние выражения такого вандализма случаются в музеях, когда человек вонзает нож в холст или в самого себя перед лицом соответствующей картины.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!