Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 158 страница



женщины, а потом отрывать у рисунка руки, ноги, голову и т. д.

играть с этими отдельными частями рисунка. Такая безобидная ’’игра” на самом деле выполняла очень серьезную функцию, утоляя страсть к расчленению.

 

Другой распространенный вид некрофилии, который мне довелось наблюдать, выражался в том, что людям снились сны, в которых они видели определенные части расчлененного тела, которые лежали, летали или медленно проплывали мимо в потоке грязной воды, смешанной с кровью и нечистотами. Если подобные картины часто появляются в фантазиях и снах, то это один из вернейших симптомов некрофильс­ кого характера.

 

Встречаются и менее явные формы некрофилии. Одной из них явля­ ется желание находиться рядом с трупами и другими предметами, предназначенными для тления.

 

Раух сообщает о девушке, которая страдала от такого влечения: когда она оказывалась вблизи мертвеца, на нее нападал своеобразный столбняк, она смотрела на него и не могла оторваться... (226, 1947)*.

 

 Штекеля сообщается о женщине, которая сама о себе говорила: ”Я часто думаю о кладбище и о том, как происходит гниение тел в гробах” (цит. по: 130, 1964).

 

Этот интерес к тлению часто проявляется в потребности ощущать запах гниения, что очень четко просматривается в следующей истории. Высокообразованный мужчина 32 лет от роду был почти совершенно слепым. Он боялся громких звуков, но ему нравилось, когда он слышал

 

*В одной непроверенной истории о Гитлере также сообщается, что он не мог оторвать взгляда от разлагающегося солдатского трупа.


 

283


крик женщины, корчившейся от боли, а кроме того, он получал удоволь­ ствие от запаха гниющего мяса. Он мечтал о ’’трупе крупной грузной женщины, в котором можно покопаться”. Он спрашивал свою ба­ бушку, не хочет ли она завещать ему свое тело после смерти. Ему хотелось погрузиться в ее разлагаюнщеся останки (256, 1959, с. 66).

 

Фон Гентиг говорит о ’’нюхачах”, которых волнует запах всякой гнили и экскрементов, он видит в этом проявление некрофилии. И нако­ нец, последний вид некрофилии, рассмотренный в литературе, называет­ ся некрофильским фетишизмом. Это тяга к предметам погребального ритуала: гробам, цветам, венкам, портретам и т. д.

 

Некрофильский характер*

 

Выражение ’’некрофильский” было употреблено первоначально не для обозначения черты характера, а как характеристика извращенных дейст­ вий... Слово это произнес впервые испанский философ Мигель де Унаму­ но в 1936 г.^ по поводу националистической речи генерала Миллана Астрая в Университете Саламанки, где Унамуно был ректором в тот момент, когда началась гражданская война в Испании.

 

Основной девиз генерала заключался в словах: Viva la muerte! (Да здравствует смерть!) И один из его сторонников выкрикнул этот лозунг из глубины зала. Когда генерал закончил свою речь, Унамуно поднялся и сказал следующее:

 

Только что я услышал бессмысленный некрофильский возглас: ”Да здравствует смерть!” И я — человек, посвятивший свою жизнь форму­ лированию парадоксов, которые нередко вызывали гнев непонимания,

 

— я могу сказать вам как специалист, что этот иноземный парадокс мне претит. Генерал Миллан Астрай — калека, инвалид. Я говорю это без всякого оценочного подтекста. Он получил увечье на войне. Сервантес тоже был калекой. К сожалению, сейчас в Испании много инвалидов, а скоро будет еще больше, если только Бог не придет нам на помощь. Мне больно думать, что генерал Миллан Астрай будет диктовать нам свою волю и навязывать всем психологию толпы. Калека, лишенный духовного величия Сервантеса, обычно ищет утешения в том, чтобы увечить и калечить все вокруг себя (цит. по: 264, 1961, с. 354).


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!