Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 161 страница



 

*Ср. с вышеприведенным примером, когда мужчина сознательно стремится ’’утонуть в гниющих останках своей бабушки”.

^Богатейший материал о грязи и нечистотах содержится у Бурке (41, 1913).


 

286


на нем надета широкая накидка, украшенная вышивкой и кружевами. Приносят венок. Гитлер переходит на правую половину зала, где рас­ положен еще один памятник воину, у подножия которого уже лежит много венков. Гитлер опускается на колени и запевает скорбную песнь

 

стиле грегорианского хорала, в котором постоянно повторяется рас­ певная строчка ’’Jesus Maria”. Стены огромного мраморного зала запол­ нены мемориальными досками. Гитлер один за другим кладет венки, которые ему подает ретивый адъютант... Ряд мемориальных досок кажется бесконечным, темп его движений ускоряется, а песня и плач звучат все более монотонно”

 

Этот сон интересен по многим соображениям. Он относится к тем снам, в которых человек выражает свои знания о другом человеке, а не свои собственные чувства и желания^. И такой взгляд во сне бывает часто более точным, чем впечатление наяву. В данном случае Шпеер

 

стиле Чарли Чаплина находит выражение для своих представлений

некрофильском характере Гитлера. Шпеер видит в нем человека, который все свое время тратит на преклонение перед мертвыми, однако все его шаги до предела автоматизированы. Он действует как машина

 

— для чувств здесь места нет. Возложение венков превращается в ор­ ганизованный ритуал, доходящий до абсурда. Но в то же самое время Гитлер возвращается в религиозную веру своего детства и оказывается полностью погруженным в скорбную мелодию песни-плача. Сон закан­ чивается указанием на монотонность и автоматизм траурного ритуала.

 

Вначале спящему снится ситуация из реальной действительности, из того периода жизни, когда он был государственным министром и очень активно брал все в свои руки. Мусор, который он сам выметает веником, возможно, символизирует пакость и грязь нацистского режима; а его неспособность попасть в рукав френча — это символическое выражение его чувства беспомощности, бессилия сделать что-либо при этой систе­ ме. Здесь происходит переход к главной теме сна, где он узнает, что у него ничего больше в жизни нет, кроме мертвецов и механического некрофила по имени Гитлер.

Сон 5. ”Я сделал великое открытие, я изобрел механический супер­разрушитель. Эта машина за один час может уничтожить все живые существа в Северной Америке, а в следующий час — смести с лица земли все живое. Это достигается всего лишь нажатием потайной кнопки,

 

которой никто, кроме меня, не знает. И только мне известна формула химического вещества, с помощью которого можно защитить себя от разрушения. (Следующая сцена.) Я нажал на кнопку; я больше не вижу никакой жизни вокруг, я здесь один, я безмерно счастлив”.

 

Этот сон — выражение деструктивности в чистом виде; ее носителем является крайне нарциссическая личность, не имеющая никакой привя­ занности к другим людям и ни в ком не нуждающаяся. Этот человек видел свой сон многократно вместе с другимжнекрофильскими видени­ ями. То был тяжелый случай душевной болезни.

 

Сон 6. ”Я приглашен на молодежную вечеринку. Все танцуют. Одна­ко происходит что-то непонятное: темп танца замедляется и создается

 

такое впечатление, что скоро все остановятся, не в силах двинуться с места. В этот момент в комнату входит пара великанов — огромная женщина и гигант-мужчина. У них й руках две огромные коробки. Они


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!