Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 167 страница



 

*Эта анкета очень похожа на ту, которая применялась во Франкфуртском институте, ее полный текст опубликован в совместной работе Фромма и Мак­ коби.

 

^Дальше у Фромма в первом английском тексте шло предложение, которое он затем вычеркнул: ’’Что касается процента лиц с явной некрофильской ориен­ тацией, то из имеющихся данных невозможно точно рассчитать его, ибо однозна­ чно некрофильские индивиды равномерно распределены среди остального населе­ ния”.


 

293


Обожествление техники и некрофилия

 

Льюис Мэмфорд установил, что существует связь между деструктив­ ностью и поклонением перед машинной мощью — ’’мегатехникой”. Мэмфорд утверждает, что эта связь просматривается еще в Египте

 

Месопотамии, которые более 5000 лет тому назад имели такие социа­ льные структуры, которые во многом напоминают общественное устройство в странах современной Европы и Северной Америки.

 

По сути дела, инструменты механизации уже 5000 лет тому назад были отделены от тех человеческих функций и целей, которые не способ­ ствовали постоянному росту власти, порядка и прежде всего контроля. Рука об руку с этой протонаучной идеологией шло соответствующее регламентирование и деградация некогда автономной человеческой де­ ятельности: здесь впервые возникает ’’массовая культура” и ’’массовый контроль”. Есть полный сарказма символизм в том, что величайшим созданием мегамашин в Египте были колоссальные могильники, заселен­ ные мумифицированными трупами, а позднее в Ассирии — как и во всех без исключения расширяющихся мировых империях — главным свиде­ тельством технических достижений была пустыня разрущенных городов

 

сел и отравленная почва: прототип ’’цивилизованного” ужаса нащей эпохи (198, 1967, с. 12; нем.: с. 24).

 

Начнем с рассмотрения самых простых и очевидных признаков современного индустриального человека: его больше не интересуют другие люди, природа и все живое. Его внимание все больше и больше привлекают исключительно механические, неживые артефакты. Приме­ ров тому — тьма. В нашем индустриальном мире сплошь и рядом встречаются мужчины, которые к своей автомашине питают более не­ жные чувства, чем к жене. Они гордятся своей моделью, они за ней ухаживают, они моют ее собственноручно (даже когда достаточно бога­ ты, чтобы заплатить за мойку). В самых разных странах многие автолю­ бители называют свою автомашину ласкательным именем; они уделяют машине массу внимания, прислушиваются к ней, наблюдают за ее поведением и немедленно принимают меры, если обнаруживаются хоть малейшие признаки дисфункции. Разумеется, автомашину нельзя на­ звать объектом сексуального интереса, но вполне можно утверждать, что это объект любви: жизнь без машины представляется человеку порой куда как более невыносимой, чем жизнь без жены. Разве такая ’’любовь” к автомашине не убедительная примета извращения?

 

Возьмем другой пример — увлечение фотографией. Каждый, кому приходилось наблюдать поведение туриста (или свое собственное) с фо­ тоаппаратом в руках, мог убедиться, что фотографирование преврати­ лось в некий эрзац зрительного восприятия*. Конечно, чтобы навести объектив на желаемый объект, надо пару раз на него взглянуть, но затем надо только нажимать на кнопку, чтобы отснять пленку и привезти ее домой. При этом самому фотографу достаточно взглянуть и не обязате­ льно видеть. Видение — это функция человека, великий дар, полученный от рождения; он требует деятельного отношения к жизни, внутренней собранности^ заинтересованности и терпения. Сделать снимок, щелкнуть (в самом слове содержится весьма характерный элемент агрессивности) означает по сути дела, что сам процесс видения сведен к получению


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!