Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 170 страница



 

Кто-то назвал Маринетти революционером, который порвал

с прошлым и открыл новому ницшеанскому сверхчеловеку ворота

современность, и потому сам он вместе с Пикассо и Аполлинером стал одной из важнейших сил современного искусства. Я могу по этому поводу возразить лишь одно: революционные идеи Маринетти

 

обеспечили ему почетное местечко рядом с Муссолини, а затем и с Гитлером. Это как раз тот самый случай переплетения риторических революционных лозунгов с обожествлением техники

 

деструктивными целями, которые так характерны для нацизма. Хотя Муссолини и Гитлер и были бунтарями (особенно Гитлер), но они отнюдь не были революционерами. У них не было по-настоящему творческих идей, и они не произвели каких-либо серьезных преоб­ разований, которые пошли бы на пользу человеку. В них не было самого главного критерия революционного духа: любви к жизни, желания служить ее развитию; у них отсутствовала также страстная жажда независимости*.

 

 первую мировую войну связь техники с деструктивностью еще не проявила себя. Самолеты бомбили умеренно, танки были всего лишь продолжением традиционных форм оружия.

 

Вторая мировая война внесла одну решающую перемену: самолеты стали средством массового уничтожения^. Летчики, которые сбра­

сывали бомбы, вряд  ли думали о том, что за      несколько минут

они убивали тысячи людей. В самолетесидела    команда: пилот,

штурман и стрелок, а вернее, бомбометатель. Они вряд ли даже

отдавали себе отчет в том, что они имеют дело с врагом, что

они убивают живых людей. Их задача состояла в том,  чтобы

обслуживать сложную машину в точном соответствии с планом полета. На уровне рассудка им, конечно, было ясно, что в результате

их действий тысячи, а то и сотни тысяч людей

погибают в

огне
или под обломками, но на уровне чувства они это вряд ли во­
спринимали; как ни парадоксально это звучит — их лично все

 

*Здесь нс место для целенаправленного анализа некоторых явлений модер­ низма в литературе и искусстве ради выявления в них некрофильских элементов.

 

области живописи речь идет о проблеме, которая выходит за рамки моей компетенции; что же касается литературы, то она слищком сложна, чтобы стоило ее анализировать мимоходом. Я планирую посвятить этой теме отдельную книгу. [Это намерение Фромму не удалось реализовать. — При,меч. перев.]

 

Битва за Великобританию на первой стадии войны велась еще в старом стиле, англо-германские воздушные бои были поединком индивидов; каждый английский летчик имел один главный мотив — страстное желание спасти свою родину от немецких захватчиков. Исход сражения зависел каждый раз от личных качеств — умения, мужества и решительности пилота; в принципе способ боя почти не отличался от образа действий героев Троянской войны.


 

297


это не затрагивало. Именно поэтому, вероятно, многие из них (даже большинство) не чувствовали ответственности за свои действия, кото­ рые на самом деле были величайшей'в истории жестокостью по отноше­ нию к человеку.

Современная война в воздухе следует принципам современного автоматизированного производства*, в котором и рабочие и инженеры полностью отчуждены от своего труда. В соответствии с общим планом производства и управления они выполняют технические зада­ ния, не видя конечного продукта. Но даже если они видят готовую продукцию, она их прямо не касается, они за нее не отвечают, она лежит вне сферы их ответственности. От них никто не ждет, что они спросят, что несет эта продукция — пользу или вред. Это решают управляющие. Что же касается управляющих, то для них ’’полезно” все то, что ’’выгодно” (и что приносит пользу предприятию), а это не имеет ничего общего с объективной оценкой полезности продукта. В войне ’’полезно” то, что служит уничтожению противника, и решения о том, что в этом смысле полезно, часто принимаются на основе весьма приблизительных данных.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!