Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 174 страница



 

Мир живой природы превратился в мир ’’безжизненный”: люди стали ’’нелюдями”, вместо белого света мы видим ’’тот свет”, вместо живого мира — мертвый мир. Но только теперь символами мертвечины являются не зловонные трупы и не экскременты — в этой роли отныне выступают блещущие чистотой автоматы, — а людей мучит не притяга­ тельность вонючих туалетов, а страсть к сверкающим автоматическим конструкциям из алюминия, стали и стекла*. Однако за этим стериль­ ным фасадом все яснее просматривается настоящая реальность. Человек

 

' Ср. ”Сон седьмой” — ранее в этой главе.


 

301


во имя прогресса превращает мир в отравленное и зловонное простран­ ство (и на сей раз в прямом смысле, без всякой символики). Он отравляет воздух, воду, почву, животный мир — и самого себя. Он совершает все эти деяния в таких масштабах, что возникает сомнение

 

возможности жизни на Земле через сто лет. И хотя факты эти известны и многие люди протестуют против продолжения экологичес­ ких преступлений, но те, кто причастен к этой сфере деятельности, продолжают поклоняться техническому ’’прогрессу” и готовы все живое положить на алтарь своему идолу. Люди и в древности делали жерт­ воприношения из детей или военнопленных, но никогда в истории человек не допускал мысли, что в жертву Молоху* может быть принесена сама жизнь — его собственная жизнь, а также жизнь его детей и внуков. И какая при этом разница, делается все это нарочно или нечаянно? Даже лучше не знать о грозящей опасности, глядишь, и освободят тебя от ответственности за злодеяния. Однако на самом деле что-то мешает людям сделать необходимые выводы из имеющих­ ся знаний; это ’’что-то” и есть некрофильский элемент в характере человека.

 

Аналогичная история с подготовкой термоядерной войны. Обе сверхдержавы постоянно наращивают свой военный потенциал (свою способность одновременно уничтожить друг друга, т. е. как минимум, стереть с лица Земли большую часть человечества); они не предприняли никаких серьезных мер для устранения этой угрозы (причем единствен­ ной серьезной мерой является только уничтожение ядерного оружия). Но те, кто отвечают за ядерный потенциал, уже не раз, играя с огнем, были близки к тому, чтобы ’’нажать кнопку”. Так, например, в страте­ гических прогнозах Германа Кана в его книге ’’Ядерная война” (144, 1960) небрежно и просто светски обсуждается вопрос о том, является ли ’’оправданной” цифра 50 млн убитых. И в этом случае, пожалуй, не стоит сомневаться, что автор ведет речь в духе некрофильской тенден­ ции.

 

Многие из современных явлений, по поводу которых мы воз­ мущаемся, — преступность, наркомания, упадок культуры и духовности, утрата нравственных ориентиров — все это находится в тесной связи с ростом притягательности всякой мерзости и мертвечины. Можно ли ожидать, что молодежь, бедные и несчастные люди сумеют устоять перед этим крахом и запустением, если он про­ пагандируется теми, кто определяет направление развития современного общества?

 

Так мы с неизбежностью приходим к выводу, что безжизненный мир тотальной автоматизации — всего лишь другая форма проявления мира запустения и мертвечины. Этот факт очень многие люди не в состоянии осознать, однако (если говорить в терминах Фрейда) вытесненное часто возвращается обратно, и тогда тяга этих людей к мертвому, тлетвор­ ному и мерзкому становится такой же очевидной, как и в самых крайних случаях проявления анального характера.

 

До сих пор мы были ’’пристегнуты” к схематической связке: механи­ ческий — неживой — анальный. Однако при рассмотрении характера предельно отчужденного, кибернетического человека ни в коем случае нельзя упускать из виду еще один важный аспект: шизоидные или шизофренические черты этого человека. Первое, что бросается в глаза,


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!