Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 172 страница



На такой вопрос ответить нелегко. Нет сомнения, что у Маринетти

Гитлера, как и у тысяч нацистских карателей, а также надзирателей сталинских концлагерей, основным мотивом поведения была жажда разрушать. Но можно ли сказать, что это были современные типы ’’технотронного” общества? Или это были представители ’’старомод­ ного” образца? Имеем ли мы право оценивать ’’дух технотронного” века с точки зрения некрофильских тенденций?

 

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо внести ясность в некоторые проблемы, которых я еще пока не касался. И первая из них

 

— это проблема соотношения (связи) между анально-накопительским характером и некрофилией.

 

Данные клинических исследований, а также изучение снов некрофильских личностей показали, что в каждом случае имеют место проявления анального характера. Мы уже видели, что

 

озабоченность проблемой очищения желудка или увиденные во сне экскременты есть символическое выражение интереса ко всему гнилому, разлагающемуся, во всяком случае к не живому. Правда, ’’нормальный” анально-накопительский характер хоть и нельзя назвать жизнерадостным, но он все же не обязательно является некрофильским. Фрейд и его сотрудники продвинулись в изучении этой проблемы еще на один шаг: они установили, что часто

 

‘ Кто считает, что этот ’’шаг” был слишком короток, чтобы его принимать во внимание, пусть вспомнит о том, что миллионы вроде бы приличных людей не проявляют ни малейшей реакции, когда чудовищные злодеяния происходят за много шагов от них самих, от их города или их партии. Когда в начале нашего

века бельгийское правительство наживалось за счет чудовищной жестокости

отношении африканских негров, сколько шагов отделяло палачей от жертв? Конечно, один шаг меньше пяти, но это всего лишь количественное различие.


 

299


анальному характеру (нередко, хоть и не всегда) сопутствует садизм. Такое соединение встречается чаще всего у людей не просто накопи­ тельского типа, а именно у тех, кто отличается особым нарциссизмом и враждебностью к другим. Но даже садисты все-таки способны

 

сосуществованию: они стремятся властвовать над другими людьми, ноне уничтожать их. Следующая ступень враждебности нарциссизма и человеконенавистничества — это уже некрофилия. У некрофила одна цель — превратить все живое в неживую материю; он стремится разрушить все и вся, включая себя самого; его врагом является сама жизнь.

 

Таким образом, мы выдвигаем следующую гипотезу. В аномаль­ ном развитии личности просматривается такая последовательность: ”нормально”-анальный характер — садистский характер — некро­ фильский характер. В этой последовательности четко улавливается нарастание нарциссизма, враждебности и деструктивности (хотя, конеч­ но, в данном континууме имеется огромное многообразие вариантов). Суть нашего предположения состоит в том, что некрофилию можно определить как злокачественную форму проявления анального харак­ тера.

Но если бы связь между анальным характером и некрофилией была столь простой, как я изобразил на схеме, то была бы совершенно очевидна теоретическая неполноценность всей конструкции. Эта связь вовсе не так проста и прозрачна. Анальный тип личности, столь харак­ терный для буржуазии XIX в., все реже и реже встречается в тех слоях населения, которые заняты сегодня в экономически наиболее прогрессив­ ных сферах производства*. И хотя феномен тотального отчуждения у большинства американского населения пока не фиксируется официаль­ ной статистикой, однако такое отчуждение в полной мере присуще экономически наиболее передовому классу, который олицетворяет собой ту самую перспективу общественного развития, на которую ориентиру­ ется общество в целом. И в самом деле, новый тип человека и его характер не умещаются в рамки старой типологии: их нельзя квалифици­ ровать в терминах орального, анального или генитального характера.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!