Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 168 страница



 

‘Об этом Фромм очень подробно рассуждает в своей кнцге ’’Иметь или быть” (ibl, 1976а, с. 295). На русском языке книга издана в 1990 г. — Примеч. перев.


 

294


объекта — фотографии, которая затем будет предъявлена знакомым как доказательство того, что ”ее владелец там был”. То же самое можно сказать о ’’меломанах”, для которых прослушивание музыки преврати­ лось в повод ’’поиграть” со своей домашней звуковой системой — проиг­ рывателем, стереоусилителем и т. д. Слушание музыки для них — это лишь изучение технических качеств записывающей и воспроизводящей аппаратуры.

 

Еще один пример из этой серии — любитель техники как таковой, аппаратоман (техно-”фан”). Такой человек стремится где только можно использовать технику якобы для экономии человеческой энергии. К та­ ким людям относятся, например, продавцы, которые даже простейшие вычисления делают на счетной машинке. Так же как те автолюбители, которые, выйдя из подъезда, автоматически плюхаются на сиденье машины, хотя пройти нужно было бы всего один квартал. Многие из нас знакомы с такими народными умельцами, которые любят конструиро­ вать различные технические приспособления типа дистанционного упра­ вления: нажмешь на кнопку, а в углу комнаты вдруг забьет фонтанчик, или сама откроется дверь, или что-нибудь еще произойдет в этом роде, весьма далекое от реализации практических целей.

 

Описывая подобные модели поведения, я, разумеется, вовсе не хочу сказать, что пристрастие к фотографии, автомобилю или использова­ нию технических приспособлений — это проявление некрофильских тен­ денций. Но бывает, что страсть к техническим приспособлениям заменя­ ет (вытесняет) подлинный интерес к жизни и избавляет человека отприменения всего того обширного набора способностей и функций, которыми он наделен от рождения. Я вовсе не хочу этим сказать, что инженер, страстно увлеченный проектированием различных машин, уже тем самым проявляет некрофильский синдром. Он может оставаться при этом весьма творческим человеком, любящим жизнь, что и находит выражение как в его конструктивных технических идеях, так и в его отношении к природе, искусству и к другим людям. Я отношу этот синдром скорее к тем людям, у которых интерес к артефактам вытеснил интерес ко всему живому, и потому они механически с педантизмом автомата занимаются своим техническим делом.

Но еще более зримым некрофильский элемент этого явления стано­ вится тогда, когда мы ближе рассматриваем непосредственные доказате­ льства связи между техникой и деструктивностью. Наше время дает тому немало примеров. Самый яркий пр1имер такой связи дает нам судьба Ф. Маринетти — основателя и главы итальянского футуризма, который всю жизнь был фашистом. В первом ’’Манифесте футуризма” (1909) он сформулировал идеи, которые нашли полное понимание и под­ держку в идеологии национал-социализма, а в начале второй мировой войны были реализованы*. Особое чутье художника дало возможность Маринетти предсказать и выразить некоторые мощные тенденции, кото­ рые были тогда едва уловимы.

 

Манифест футуризма

 

Да здравствует риск, дерзость и неукротимая энергия!

 

Смелость, отвага и бунт — вот что воспеваем мы в своих стихах.

 

‘Р. В. Флинт (95, 1971), издатель работ Маринетти, пытается приуменьшить тесную связь Маринетти с фашистами, но, с моей точки зрения, его аргументы малоубедительны.


 

295


 Старая литература воспевала леность мысли, восторги и бездейст­ вие. А вот мы воспеваем наглый отпор, горячечный бред, строевой шаг, опасный прыжок, оплеуху и мордобой.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!