Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 177 страница
школах очень сильно расходятся. Одни считают ее органически обус ловленным заболеванием, а другие — нет. В многочисленных вариантах от Адольфа Майера, Салливана, Лидца и Фромм-Райхман до радикаль ных идей школы Лейинга шизофрения определяется не как болезнь, а как психологический процесс, начинающийся в раннем детстве. А соматичес кие изменения Лейинг объясняет не как причину, а как следствие (резуль тат) межличностных процессов.
|
|
Шизофрения — не какой-то один изолированный феномен. Это понятие охватывает целую совокупность различных нарушений, откло нений; не случайно, начиная с Э. Блейлера, стало принято употреблять это слово во множественном числе (шизофрении, шизоидные проявле ния, шизофренические поступки).
Динамическое исследование шизофрении сравнительно новая об ласть, и нам вообще не хватает знаний и эмпирического материала
|
|
шизофрении.
Нуждается в уточнении и еще один аспект этого явления: он касается связи между шизофренией и различными психотическими процессами, особенно ’’эндогенными депрессиями”. Даже такой прогрессивный ис следователь, как Э. Блейлер, проводил жесткое разграничение между психотической депрессией и шизофренией; и, конечно, нельзя отрицать, что оба процесса в целом проявляются в двух различных формах (правда, существует много путаницы в определениях, когда одним и тем же словом оказываются охваченй признаки и шизофрении, и паранойи,
|
|
депрессии). Возникает вопрос, не являются ли две душевные болезни лишь двумя разными формами одного и того же фундаментального процесса и, с другой стороны, действительно ли между двумя разными формами шизофрении больше различий, чем между известными прояв лениями депрессивных и шизоидных процессов?
|
|
Если это так, то нам можно не особенно волноваться по поводу явного противоречия между гипотезой о наличии у современного челове ка шизофренических элементов и нашим диагнозом хронической депрес сии, который мы поставили ему раньше при обсуждении проблемы скуки (тоски). Осмелев, мы можем даже высказать гипотезу, что ни одно из двух названий не схватывает точно суть явления и потому не стоит больше тратить силы на ’’навешивание ярлыков”*.
*На основании подобных рассуждений психиатры школы Майера и Лейинг
порога отказываются от употребления этих нозологических наименований. Их НОВЫЙ подход в значительной мере связан с новым взглядом на душевнобольных. Пока не было возможности психотерапевтического лечения больного, главный интерес состоял в определении диагноза: это было важно для принятия решения о госпитализации. Но с тех пор как мы стали помогать больному с помощью психоаналитически ориентированной терапии, наклеивание ярлыков утратило свой смысл, ибо интерес психиатра отныне направлен на пациента как живого человека и на понимание процессов, происходящих в нем. Это новое отношение к психиатрическим больным можно считать проявлением радикального гуманизма (курсив переводчика. — Э. Г.), который прокладывает себе дорогу в наши дни, невзирая на господствующие в обществе процессы дегуманизации (Ср.: 101, 1960а, с. 332).
305
Было бы и в самом деле странно, если бы кибернетический, одномер ный (моноцеребральный) человек не напоминал бы нам хроническую шизофрению (в легкой форме). Ведь он живет в атмосфере, которая лишь в количественном отношении чуть менее опустошенная, чем в ши-зогенных семьях, описанных Лейингом и другими.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!