Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 180 страница



Как бы там ни было, а разработка целей, которые смогут обеспечить развитие и благосостояние общества и его членов, происходит не на уровне чисто церебральных процессов. Для формулирования таких це­ лей нужен разум, а разум — это значительно больше, чем управляемый интеллект. Разум — это объединение усилий мозга и сердца, труд души; такое происходит тогда, когда и чувства и мышление объединены и ра­ ботают разумно (рационально) и синхронно.

 

Если мы здесь поставили бы точку, то картина была бы неполной

односторонней (недиалектичной). На самом деле параллельно с ро­ стом некрофильских элементов формируется и набирает силу проти­ воположная тенденция — сила любви к жизни. Она находит выражение во многих формах, но прежде всего в том, что люди из самых разных социальных и возрастных групп (особенно молодежь) протестуют про­ тив уничтожения жизни. Растет движение за мир и против загрязнения окружающей среды. Вселяет надежду растущий интерес к проблеме качества жизни. Это когда молодые представители разных профессийпредпочитают интересную работу высоким доходам и престижу, когда люди стремятся к приобретению духовных ценностей, как бы наивно

 

смешно это ни казалось людям с прагматической ориентацией. Такого рода протест в искаженном виде проявляется в тяге молодежи к нарко­ тикам (хотя здесь речь идет о попытке повысить жизненный тонус искусственными средствами общества потребления). Антинекрофильс-кие тенденции пробивают себе дорогу и во многих политических переме­ нах (например, в связи с войной во Вьетнаме). Такого рода факты свидетельствуют о том, что корни жизнелюбия очень глубоки и могут прорастать, а прорастает только то, что не умерло.

 

Любовь к жизни — настолько сильная, биологически обусловленная способность человека, что можно предположить, что (за минимальным

 

‘Это у взрослых. А у детей, страдающих аутизмом, картина еще более суровая. Складывается впечатление, что у них чаще встречается деструктивная тенденция, чем у взрослых. Причина в том, что у шизофреника разорваны все связи с социальной реальностью, и он не чувствует угрозы и не склонен к агрес­ сии, если его не трогать. А ребенка с синдромом аутизма никогда не оставляют

 

покое. Родители пытаются создать видимость нормальной жизни и постоянно ’’суют свой нос” в его ’’личную жизнь”... Большую роль играет возраст. Ребенок не может еще полностью оторваться, уехать и вынужден сохранять родственные

связи. Такая ситуация способна вызвать (и вызывает) настоящую ненависть

агрессию и может в большей степени способствовать распространению склон­ ности к насилию у таких детей, чем у взрослых шизофреников, которых никто не трогает. Разумеется, эти рассуждения в известной мере спекулятивны и гипо­ тетичны и нуждаются в доказательстве или опровержении специалистов в этой узкой области науки.


 

308


исключением) она будет вновь и вновь пробиваться и давать о себе знать (разумеется, по-разному, в зависимости от личных и исторических нюан­ сов). Наличие и даже некоторый рост антинекрофильских тенденций дает нам единственный шанс надеяться, что великий эксперимент под названием Homo sapiens не потерпит провала. Я полагаю, что нет более подходящего места на земле, где было бы больше шансов на новое утверждение жизни, чем высокоразвитая техническая Америка (США). Для тех американцев, которые уже получили возможность отведать плодов нового ”рая”, надежда на прогресс, несущий счастье, обернулась иллюзией. Кто знает, возможны ли здесь фундаментальные перемены? Такие огромные силы противятся им, что для оптимизма мало основа­ ний. Однако я думаю, что для отчаяния тоже нет причин. Будем надеять­ ся.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!