Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 181 страница
Гипотеза об инцесте и Эдиповом комплексе
нас еще очень мало знаний о причинах и условиях развития некрофи лии; чтобы внести ясность в эту проблему, нужны специальные ис следования. Однако с уверенностью можно утверждать, что гнетущая, лишенная радости мрачная атмосфера в семье часто способствует воз никновению элементов некрофилии (как и развитию шизофрении). Так же и в обществе: отсутствие интереса к жизни, стимулов, стремлений и надежд, а также дух разрушения в социальной реальности в целом определенно вносят серьезный вклад в укрепление некрофильских тен денций. Не исключено, что некоторую роль играют и генетические факторы, я считаю это весьма вероятным.
|
|
Сейчас я хочу обосновать свою гипотезу о глубинных корнях некро филии. Эту гипотезу пока можно считать умозрительной, хотя она основана на многочисленных наблюдениях, а многие случаи подкрепля ются анализом обширного материала из области мифологии и религии. Я считаю свою гипотезу достаточно серьезной, тем более что ее содер жание вызывает однозначно актуальные ассоциации и параллели с со временностью.
|
|
Эта гипотеза выводит нас на феномен, который на первый взгляд не имеет ничего общего с некрофилией: я имею в виду феномен инцеста (кровосмешения), который нам хорошо известен в связи с фрейдовским понятием Эдипова комплекса. Прежде всего напомню суть фрейдовской концепции.
|
|
позиций классического психоанализа мальчик в возрасте пя ти-шести лет выбирает свою мать в качестве первого объекта своих сексуальных (фаллических) влечений (’’фаллическая фаза”). Согласно существующей семейной ситуации, отец превращается для ребенка в со перника (правда, ортодоксальные психоаналитики сильно преувеличили
|
|
ненависть сына к отцу). Ведь выражение типа ’’Когда папа умрет,
женюсь на маме” вовсе не следует понимать буквально и утверждать, что ’’ребенок желает смерти отца”, ибо в раннем возрасте еще нет понимания реальной смерти, она скорее представляется просто как ’’отсутствие”. Кроме того, главная причина глубокой враждебности мальчика к отцу не в соперничестве с ним, а в бунте против репрессив ного патриархального авторитета (101, 1951а). Мне кажется, что доля собственно ’’Эдиповой ненависти” в деструктивном характере личности сравнительно невелика. Поскольку сын не может устранить отца, он начинает его бояться, а конкретно его мучит страх, что отец его каст-
309
рирует из сопернических мотивов. Этот ’’страх кастрации” вынуждает мальчика отбросить свои сексуальные помыслы в отношении матери.
При нормальном развитии сын способен направить свой интерес на других женщин, особенно по достижении половой зрелости. Он преодо левает и чувство соперничества с отцом тем, что соглашается с ним,
его приказами и запретами. Сын усваивает отцовские нормы, и они становятся для него его собственным ”Сверх-Я”. Но в аномальных случаях, при патологиях в развитии ребенка, конфликт с отцом решается иначе. Тогда сын не отказывается от сексуальных уз с матерью и в даль нейшей жизни чувствует влечение к таким женщинам, которые по от ношению к нему выполняют именно ту функцию, которую раньше выполняла мать. Вследствие этого он неспособен влюбиться в свою сверстницу, а страх перед отцом (или лицом, его заменяющим) сохраня ется навсегда. От женщин (которые ему заменяют мать) он обычно ждет тех же проявлений, которые он видел в детстве: безусловной любви, защиты, восхищения и надежности.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!