Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 183 страница



 

сохраняется на всю жизнь, причину этой любви следует искать только в эмоциональной близости^. Эти узы потому столь сильны, что они отражают основную реакцию человека на условия своего бытия (на экзистенциальную ситуацию, суть которой состоит в том, что человек вечно мечтает вернуться в тот ”рай”, где не существует ’’пограничных” ситуаций, где нет мучительных дихотомий бытия, где человек, еще не имея самосознания, не должен трудиться, не должен страдать, а может жить в гармонии с природой, с миром и с самим собой. С возникновени­ ем сознания у человека появляется новое измерение: измерение познания добра и зла. И тогда в мир приходит противоречие, а в жизнь человека (и мужчины и женщины) — проклятие. Человек изгнан из рая, отныне путь туда ему заказан. Надо ли удивляться, что его никогда не покидает желание вернуться туда, хотя он ’’знает”, что это невозможно, ибо он несет на себе бремя чeлoвeчecтвa^

 

 том, что мальчик чувствует и эротическое влечение к матери, есть некая хорошая примета. Это означает, во-первых, что мать стала для него значимой фигурой, личностью, женщиной, а во-вторых, что маль­ чик — это уже маленький мужчина. Особенно активное половое влечение можно интерпретировать как бунт (возмущение) против пассивной зави-

 

*Пример с маленьким Гансом (100, 1909Ь).

 

Здесь в первоначальном тексте был еще один абзац: ”На самом деле материнские узы для ребенка — это не только условие развития. Разумеется, ребенок сильно зависит от матери (по биологическим причинам — это симбиоз­ ные узы). Но даже взрослый, с физической точки зрения совершенно самосто­ ятельный человек нередко ощущает свою полную беспомощность, причины кото­ рой носят экзистенциальный характер. Огромную силу любви к матери можно разгадать до конца, только если понять, что она уходит корнями не в ощущение зависимости детского возраста, а в специфику ’’человеческой ситуации” в целом”.

 

^На самом деле привязанность к матери имеет отношение не только к раз­ витию индивида, она является основой для самых главных потребностей любого человека — это потребность в целостности и гармонии, а также потребность

 

безграничной и беззаветной любви (которую не надо ’’заслуживать” хорошим поведением и которую невозможно утратить). Потребность дарить такую лю­ бовь является источником мессианства (в религиозном варианте его вырази­ телями стали пророки, а в секуляризованном варианте мы находим его у Маркса

его видении социализма). У свободного, независимого человека образ любящей матери нередко оказывается замененным образом ’’человеческого братства, соли­ дарности”. У Фрейда такое понимание отсутствует ввиду его узкосексуальной интерпретации инцестуозных желаний.


 

311


симости раннего детства. В ситуациях, когда инцестуозная связь с мате­ рью продолжается и в период полового созревания\ а может быть,

 

всю жизнь, мы имеем дело с невротическим синдромом: такой муж­ чина оказывается в пожизненной зависимости от своей матери или ее ипостасей; в поисках беззаветной любви он робеет перед жегнцинами

ведет себя как ребенок, даже когда его собственные интересы требуют взрослого поведения.

Причиной такого развития часто бывает отношение матери, которая, безмерно любя своего маленького сына, по разным причинам балует его сверх всякой меры — например, оттого, что не любит своего мужа

переносит всю нежность на своего сына. Она гордится им как своей собственностью, любуется и восхищается (вариант нарциссизма), а же­ лая как можно крепче привязать к себе, она излишне опекает и оберегает его, восторгается и осыпает подарками^.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!