Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 187 страница
‘ В приведенной выше литературе мы упоминали целый ряд весьма ценных гипотез о причинах детского аутизма и ранней шизофрении, все они особо ’’напирают” на оборонительную функцию аутизма, ограждающую ребенка от постоянного вмешательства матери. К сожалению, недостаток места не позволя ет нам более подробно рассмотреть эти ’’остроумные” гипотезы.
^По этому поводу я намерен опубликовать отдельно более развернутую и более обоснованную документально версию того, что в данной работе я обозна чил лишь схематично. (К сожалению, это намерение автору не удалось реализо вать. — Примеч. пер.)
|
|
^ В первом английском издании еще отсутствовало это противопоставление,слова ’’биофилия” просто не было.
Понятие ’’живые структуры” — это дословный перевод с английского выражения ’’living structures”, которым Фромм в свое время пользовался при переводе выступления Г. фон Гентига о некрофилии, которую тот определял как страсть к "’насильственному разъединению, разрыву живых связей”.
|
|
315
Этика биофила имеет свои собственные критерии добра и зла. Добро
— это все то, что служит жизни; зло — все то, что служит смерти. Поклонение жизни — это хорошо*, ибо это уважение ко всему тому, что способствует росту и развитию. Зло — это то, что душит жизнь, сужает, зажимает (и в конце концов раздирает в клочья).
|
|
Различие между нашей концепцией и теорией Фрейда проходит не по сущностному критерию, не по критерию наличия или отсутствия тенден ций к жизни и смерти, а по иному признаку: дело в том, что, с точки зрения Фрейда, обе тенденции, так сказать, ’’равнозначны”, ибо обе даны человеку от природы. Однако нельзя не видеть, что биофилия представляет собой биологически нормальное явление, в то время как некрофилию следует рассматривать как феномен психической патологии. Она является неизбеж ным следствием задержки развития, душевной ’’инвалидности”. Она наступает как результат непрожитой жизни, неспособности достигнуть некоторой ступеньки по ту сторону индифферентности и нарциссизма.
|
|
Деструктивность — это не параллель по отношению к биофилии, а альтернатива ей. Фундаментальная же альтернатива, перед которой
оказывается любое живое существо, состоит в дихотомии: любовь
жизни или любовь к смерти. Некрофилия вырастает там и настолько, где и насколько задерживается развитие биофилии. Человек от природы наделен способностью к биофилии, таков его биологический статус; но
точки зрения психологии, у него есть и альтернативная возможность, т. е. он может при определенных обстоятельствах сделать выбор, в результате которого он станет некрофилом.
Развитие некрофилии происходит как следствие психической болезни (ршвалидности), но корни этой болезни произрастают из глубинных пластов человеческого бытия (из экзистенциальной ситуации). Если че ловек не может творить и не способен ’’пробудить” кого-нибудь к жизни, если он не может вырваться из оков своего нарциссизма и постоянно ощущает свою изолированность и никчемность, единственный способ заглушить это невыносимое чувство ничтожества и какой-то ’’витальной импотенции” — самоутвердиться любой ценой, хотя бы ценой варварс кого разрушения жизни. Для совершения акта вандализма не требуется ни особого старания, ни ума, ни терпения; все, что нужно разрушителю,
— это крепкие мускулы, нож или револьвер...^.
Это главный тезис Альберта Швейцера, одного из главных пропагандистов ’’любви к жизни” — к человеку, доказавшего ее и словом и делом.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!