Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 189 страница



 

Отсюда следует, что нет жесткой границы между некрофильской

биофильской направленностью: каждый индивид представляет собой сложную совокупность, комбинацию признаков, находящихся в конкрет­ ном сочетании; количество таких сочетаний фактически совпадает с чис­ лом индивидов. Однако на практике все же вполне возможно провести грань между преимущественно биофильским и преимущественно некро­ фильским типом личности.

 

 Поскольку я уже называл большинство методов установления некрофильского характера, для закрепления только перечислю их: а) тщательное и незаметное для субъекта наблюдение за его поведением, включая выражение лица, лексику, а также общее мировоззрение и стиль


 

317


принятия жизненно важных решений; б) изучение сновидений, фантазий

 

юмора; в) оценка личностных симпатий и антипатий субъекта, его манеры и стиля общения с другими людьми и способности оказывать на них влияние; г) использование проективной тестовой методики типа теста Роршаха*.

 

 Вряд ли нужно особо напоминать, что патологически некро­ фильские личности представляют серьезную опасность для окружа­ ющих. Это человеконенавистники, расисты, поджигатели йойны, убий­ цы, потрошители и т. д. И они опасны, не только занимая посты политических лидеров, но и как потенциальная когорта будущих

диктаторов. Из их рядов выходят палачи и убийцы, террористы

заплечных дел мастера. Без них не могла бы возникнуть ни одна террористическая система. Однако и менее ярко выраженные некрофи­ лы также играют свою роль в политике, возможно, они не относятся к главным адептам террористического режима, но они обязательно выступают за его сохранение, даже когда они не в большинстве (обычно они и не составляют большинства, все же они достаточно сильны, чтобы прийти к власти и ее удерживать).

 В свете изложенных фактов разве не интересно обществу иметь представление о наличии среди населения потенциальных некрофилов. По-моему, знание состава населения, с точки зрения потенциальных носителей некрофильской или биофильской тенденции, — дело боль­ шой социально-политической значимости. А если удалось бы устано­ вить не только сравнительную частоту появления представителей той

 

другой группы, но и другие их индикаторы: профессию, географичес­ кое распределение, возраст, пол, образование, классовую и професси­ ональную принадлежность, социальный статус и т. д.? Мы изучаем социологическими методами общественное мнение, политические взгля­ ды и ценностные ориентации разных групп; с помощью специальных статистических методов обработки информации мы извлекаем из этих опросов общественного мнения удовлетворительные результаты и сде­ ланные выводы распространяем на все американское население. Но ведь из этих опросов мы узнаем не более чем мнения людей, мы не получаем никакой информации об их характерах, т. е., иными словами, мы ничего не узнаем об убеждениях, которые ими движут, т. е. о том, что мотивирует их поступки. Если бы мы на таких же статистических выборках опробовали методики опросов, которые позволяют обследо­ вать бессознательное, то мы смогли бы узнать тайные и косвенные мотивы, скрывающиеся за явным поведением и прямыми высказывани­ ями, и тогда мы имели бы гораздо больше информации о населении Соединенных Штатов — о потенциальных возможностях, силе и напра­ вленности человеческой энергии. И таким образом мы могли бы даже в какой-то мере застраховать себя от неожиданностей, которые мы обычно постфактум квалифицируем как ’’необъяснимые явления”. Или,


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!