Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 186 страница



 

возникновению злокачественных инцестуозных комплексов. И здесь мы только можем выдвигать различные гипотезы и домысливать...

Конечно, при этом невозможно обойти вниманием генетические факторы. Я вовсе не хочу этим сказать, что подобный тип инцестуозного комплекса можно полностью свести к генам, я только считаю, что генетически заложенная предрасположенность к холод­ ности позднее может привести к тому,’ что у ребенка не сформируется теплое чувство привязанности к матери. И если сама она по типу личности малоэмоциональна и холодна (а может быть, и ’’некрофиль-на”), то вряд ли ей удастся пробудить в ребенке чувство нежности. При этом не следует забывать, что мать и ребенка необходимо рассматри­ вать именно в процессе их взаимодействия (их интеракциональных

связей). Итак, ребенок с ярко выраженной предрасположенностью

 

теплоте отношений не может внести коррективы в установку своей холодной матери, и ее отношение не восполнимо ничем: его не может заменить привязанность к бабушке, дедушке, к старшим братьям или сестрам и т. д. Что касается холодного ребенка, то его душу в какой-то

мере может ’’растопить” искренняя и каждодневная   заботливость

 

нежность матери. С другой стороны, нередко бывает довольно трудно разглядеть глубинную холодность матери в отношении ребенка, если она прикрыта стандартной типовой маской ’’милой” мамочки.

 

Третья возможность кроется в травмирующих обстоятельствах ран­ него детства, которые могли поселить в душе ребенка такую горечь, ненависть и боль, что душа"’’застыла” от горя, а позднее это состояние трансформировалось в злокачественный инцестный комплекс. Так что, анализируя личность, необходимо очень серьезно относиться к всевоз­ можным травмам первых лет жизни; при этом важно отчетливо^созна-

 

*При этом, конечно, очень важно понимать, что данная проблема не допуска­ ет упрощенного подхода, она для этого слишком глубока.


 

314


вать, что источники для такого рода травм могут быть, мягко выража­ ясь, самого неожиданного и экстраординарного характера*.

 

Гипотеза о злокачественном влечении к инцесту и о возможности квалифицировать его как ранний источник некрофилии нуждается в про­ верке на базе дополнительных исследований^. Анализ личности Гитлера, проведенный в следующей главе, должен послужить примером такой инцестуозной связи с матерью, чьи особенности можно наилучшим образом объяснить именно с помощью нашей гипотезы.

 

Отношение фрейдовской теории влечений

 

биофилии и некрофилии

заключение моих рассуждений о некрофилии и ее противоположности

 

— биофилии^ будет уместно сравнить, как соотносится эта концепция

теорией Фрейда о влечении к смерти (танатос) и о влечении к жизни (эрос). Инстинкт жизни направлен на накопление органической материи и ее соединение, в то время как инстинкт смерти стремится к дезинтег­ рации живых структур"*, их разъятию и разъединению. Отношение между инстинктом смерти и некрофилией вряд ли нуждается в дополнительных комментариях, а в связи с понятиями ’’любовь к жизни” (эрос) и ’’биофи­ лия” я хочу кое-что пояснить.

 

Биофилия — это страстная любовь к жизни и ко всему живому; это желание способствовать развитию, росту и расцвету любых форм жизни, будь то растение, животное или идея, социальная группа или отдельный человек. Человек с установкой на биофилию лучше сделает что-то новое, чем будет поддерживать или реставрировать старое. Он больше ориенти­ рован на бытие, чем на обладание. Он в полной мере наделен способно­ стью удивляться, и потому, быть может, он стремится лучше увидеть Ч Т О -Т О новое, нежели подтверждать и доказывать то, что давно известно. Приключение для него важнее безопасности. С точки зрения восприятия окружающего ему важнее видеть целое, чем отдельные его части, его больше интересует совокупность, чем ее составляющие. Он стремится творить, формировать, конструировать и проявлять себя в жизни своим примером, умом и любовью (а отнюдь не силой, разрушительностью или бюрократизмом, который предполагает такое отношение к людям, словно это бесчувственные куклы или просто вещи). Он не ’’ловится” на приманку рекламы и не покупает ’’новинок” в пестрых упаковках, он любит саму жизнь во всех ее проявлениях, отличных от потребительства.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!