Карма-йога - действия в сознании Кришны 29 страница



гата-сангасйа муктасйа гйанавастхита-четасах
йагйайачаратах карма самаграм правилийате

гата-сангасйа - того, кто не привязан к гунам материальной природы; муктасйа - освобожденного; гйана-авастхита - расположенный в трансцендентности; четасах - чья мудрость; йаджна(гйа)йа - ради Йаджны (Кришны); ачаратах - действующий; карма - работа; самаграм - полностью; правилийате - полностью сливается.

Действия человека, не привязанного к гунам материальной природы, всецело пребывающего в трансцендентном знании, становятся целиком духовными.

КОММЕНТАРИЙ: Полностью достигнув сознания Кришны, человек освобождается от всяческой двойственности и, таким образом, от скверны материальной природы. Он способен стать свободным, поскольку осознает свое истинное положение в отношениях с Кришной, и поэтому ум его не может быть выведен из сознания Кришны. Соответственно, любое свое действие он совершает для Кришны, который есть изначальный Вишну. Поэтому вся его деятельность рассматривается как жертвоприношение, ибо жертвориношения совершаются для удовлетворения Высшей личности, Кришны. Последствия же его деятельности растворяются в трансцендентности и не влияют на такого человека.

ТЕКСТ 24

ब्रह्मार्पणं ब्रह्म हविर्ब्रह्माग्नौ ब्रह्मणा हुतम् ।

ब्रह्मैव तेन गन्तव्यं ब्रह्मकर्मसमाधिना ॥२४॥

брахмарпанам брахма хавир брахмагнау брахмана хутам
брахмаива тена гантавйам брахма-карма-самадхина

брахма - духовный по природе; арпанам - вклад; брахма - Всевышний; хавих - масло; брахма - духовный; агнау - в огне потребления; брахмана - душой; хутам - предложенный; брахма - духовное царство; эва - непременно; тена - им; гантавйам - быть достигнутым; брахма - духовный; карма - в деятельности; самадхина - полным поглощением.

Человек, всецело погруженный в сознание Кришны, непременно попадает в духовное царство, ибо он все отдает духовной деятельности, в которой потребление абсолютно, и то, что предлагается, обладает той же духовной природой.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь говорится о том, как деятельность в сознании Кришны может в конечном итоге привести человека к духовной цели. Сознание Кришны предполагает разнообразные действия, и все они будут описаны в следующих стихах. Здесь же говорится о принципах сознания Кришны. Обусловленная душа, погруженная в материальную скверну, вынуждена действовать в материальном окружении, и тем не менее, ей необходимо из него вырваться. Процесс, с помощью которого обусловленная душа может вырваться из материального мира есть процесс сознания Кришны. Например, больного, страдающего заболеванием кишечника из-за злоупотребления молочными продуктами, можно вылечить другим молочным продуктом - творогом. Поглощенная материей обусловленная душа может излечиться с помощью сознания Кришны, как говорится здесь, в "Гите". Этот процесс обычно именуется йаджной, или жертвоприношением, предназначенным для удовлетворения Вишну, или Кришны. Чем больше деятельность в материальном мире совершается в сознании Кришны, то есть только во имя Вишну, тем больше атмосфера одухотворяется, полностью погружаясь в Него. Слово "брахма" (Брахман) означает "духовный". Господь духовен, и лучи Его трансцендентного тела называются брахмаджйоти, Его духовным сиянием. Все, что существует, находится в брахмаджйоти, но когда джйоти покрыто иллюзией (майей), или чувственным удовлетворением, оно называется материальным. Этот материальный покров может быть сброшен немедленно с помощью сознания Кришны; таким образом, то, что предлагается ради сознания Кришны, тот, что потребляет предложенное или пожертвованное, процесс потребления, жертвователь и результат - все это, вместе взятое, есть Брахман, или Абсолютная истина. Абсолютная истина, покрытая майей, называется материей. Материя, приведенная в соответствие с Абсолютной истиной, восстанавливает свое духовное качество. Сознание Кришны есть процесс преобразования иллюзорного сознания в Брахмана, или Всевышнего. Когда ум полностью погружен в сознание Кришны, говорится, что он находится в самадхи, или трансе, и все, что делается в таком трансцендентном сознании, называется йаджной, или жертвоприношением Абсолюту. В этом состоянии духовного сознания вкладчик, вклад, потребление, исполнитель или руководящий исполнением и результат, или конечная цель - все сливается в одно в Абсолюте, Верховном Брахмане. В этом и состоит метод сознания Кришны.

ТЕКСТ 25

दैवमेवापरे यज्ञं योगिनः पर्युपासते ।

ब्रह्माग्नावपरे यज्ञं यज्ञेनैवोपजुह्वति ॥२५॥

даивам эвапаре йагйам йогинах парйупасате
брахмагнав апаре йагйам йаджненаивопаджухвати

даивам - в поклонении полубогам; эва - как это; апаре - некоторые; йагйам - жертвоприношения; йогинах - мистики; парйупасате - поклоняются; брахма - Абсолютной истины; агнау - в огне; апаре - другие; йагйам - жертвоприношение; йаджнена - жертвоприношением; эва - таким образом; упаджухвати - предлагать.

Иные йоги безупречно поклоняются полубогам, предлагая им различные жертвоприношения, и некоторые из них приносят жертвы на огонь Верховного Брахмана.

КОММЕНТАРИЙ: Как описывалось выше, тот, кто занят выполнением обязанностей в сознании Кришны, называется совершенным йогом, или первоклассным мистиком. Но существуют также и другие, совершающие различные жертвоприношения полубогам, а также жертующие Верховному Брахману, или имперсональному аспекту Верховного Господа. Итак, есть различного рода жертвоприношения, относящиеся к различным категориям. Такие различные категории жертвоприношений, совершаемые различного рода людьми, отличаются лишь внешне. На самом деле жертва предназначена для удовлетворения Верховного Господа, Вишну, который также известен под именем Йаджны. Все эти различные виды жертвоприношений можно разделить на две основные группы, а именно: принесение в жертву материальных благ и жертвоприношения ради обретения трансцендентного знания. Находящиеся в сознании Кришны жертвуют всем материальным для удовлетворения Верховного Господа, тогда как другие, желающие преходящего материального счастья, жертвуют своей материальной собственностью, чтобы удовлетворить полубогов, таких, как Индра, бог солнца и т.д. Другие, имперсоналисты, жертвуют своей индивидуальностью, растворяясь в безличном Брахмане. Полубоги являются могущественными материальными существами, предназначенными Верховным Господом для поддержания и управления всеми материальными функциями, такими, как обогрев, орошение и освещение вселенной. Интересующиеся материальными благами поклоняются полубогам через различные жертвоприношения, в соответствии с ведическими ритуалами. Их называют бахв-ишвара-вади, или верящими во многих богов. Другие же, поклоняющиеся имперсональному аспекту Абсолютной истины, и считающие полубогов временными формами, приносят свою индивидуальность на высший огонь и кончают таким образом свое индивидуальное существование, растворяясь в существовании Всевышнего. Такие имперсоналисты растрачивают свое время на философские спекуляции, пытаясь понять трансцендентную природу Всевышнего. Другими словами, те, кто трудятся ради плодов своей деятельности, приносят в жертву материальные предметы во имя материального наслаждения, в то время, как имперсоналисты жертвуют тем же ради растворения во Всевышнем. Для имперсоналиста огненным алтарем жертвоприношения является Верховный Брахман, а жертвой - он сам, поглощаемый огнем Брахмана. Однако человек в сознании Кришны, подобный Арджуне, жертвует всем ради удовлетворения Кришны: и его материальная собственность, и он сам - все отдается Кришне. Таким образом, он - йог самого высокого класса, но он не теряет своего индивидуального существования.

ТЕКСТ 26

श्रोत्रादीनीन्द्रियाण्यन्ये संयमाग्निषु जुह्वति ।

शब्दादीन्विषयानन्य इन्द्रियाग्निषु जुह्वति ॥२६॥

шротрадининдрийанй анйе самйамагнишу джухвати
шабдадин вишайан анйа индрийагнишу джухвати

шротра-адини - как процесс слушания; индрийани - чувств; анйе - другие; самйама - сдерживаемого; агнишу - в огне; джухвати - предлагают; шабда-адин - звуковая вибрация и т.д.; вишайан - объекты удовлетворения чувств; анйе - другие; индрийа - органов чувств; агнишу - в огне; джухвати - они приносят в жертву.

Некоторые (настоящие брахмачари) приносят в жертву процесс слушания и чувства на огонь умственного контроля, а другие, (ведущие регулируемую семейную жизнь), приносят в жертву объекты чувств на огонь чувств.

КОММЕНТАРИЙ: Жизнь человека подразделяется на четыре уклада, называемых брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяси, и все относящиеся к ним предназначены для того, чтобы стать совершенными йогами, или трансценденталистами. Поскольку человеческая жизнь не предназначена для чувственных наслаждений, как жизнь животных, то четыре уклада человеческой жизни устроены таким образом, чтобы человек мог добиться совершенства в духовной жизни. Брахмачари, или молодые люди, живущие под руководством истинного духовного учителя, контролируют свой ум, отказываясь от чувственного удовлетворения. Брахмачари слушают только слова, относящиеся к сознанию Кришны. Слушание - основа для понимания, и потому чистый брахмачари полностью отдается харер наманукиртанам - воспеванию и слушанию хвалы Господу. Он воздерживается от слушания вибрации материальных звуков, его слух занят трансцендентными звуковыми вибрациями: Харе Кришна, Харе Кришна. Подобным же образом, семейные люди, имеющие некоторые права на удовлетворение чувств, совершают такие действия с большими ограничениями. Половая жизнь, возбуждающие и опьяняющие средства, употребление в пищу мяса - вот обычные наклонности человеческого общества, однако семейный человек, ведущий свою жизнь в соответствии с установленными правилами, не позволяет себе нерегулируемой половой жизни и других чувственных наслаждений. Брак, основывающийся на религиозных принципах, принят во всяком цивилизованном обществе, поскольку это есть путь ограничения половой активности. Эта ограниченная, не являющаяся самоцелью половая жизнь - тоже вид йаджны, поскольку обуздывающий себя грихастха жертвует стремлением к чувственным наслаждениям ради более высокого, духовного существования.

ТЕКСТ 27

सर्वाणीन्द्रियकर्माणि प्राणकर्माणि चापरे ।

आत्मसंयमयोगाग्नौ जुह्वति ज्ञानदीपिते ॥२७॥

сарваниндрийа-кармани прана-кармани чапаре
атма-самйама-йогагнау джухвати гйана-дипите

сарвани - всех; индрийа - чувства; кармани - функции; прана-кармани - функции жизненного дыхания; ча - также; апаре - другие; атма-самйама - от контроля ума; йога - связующий процесс; агнау - в огне; джухвати - предлогают; гйана-дипите - из-за стремления к самоосознанию.

Другие, кто заинтересованы в достижении самоосознания посредством контроля ума и чувств, предлагают функции всех чувств и дыхания жизни, как жертву на огонь контролируемого ума.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь упоминается система йоги Патанджали. В "Йога-сутре" Патанджали душа называется пратйаг-атма и параг-атма. До тех пор, пока душа привязана к чувственным удовольствиям, она называется параг-атма, но как только та же самая душа отказывается от таких чувственных наслаждений, она уже будет называться пратйаг-атма. Душа подвержена воздействию десяти видов воздушных потоков, функционирующих в теле, и это постигается через систему дыхания. Система йоги Патанджали учит, как контролировать воздушные потоки в теле техническими приемами, чтобы в конечном итоге любое их действие оказывало благотворное влияние, очищая душу от материальных привязанностей. В соответствии с этой системой йоги конечной целью всего является пратйаг атма. Эта пратйаг атма отрешена от материальной деятельности. Чувства взаимодействуют с объектами чувств; так ухо существует для слушания, глаза для видения, нос для обоняния, язык для ощущения вкуса, рука для осязания - все они заняты внешними действиями. Это называется функциями прана-вайу. Апана-вайу идет вниз, вйана-вайу действует для сжатия и расширения, самана-вайу устанавливает равновесие, удана-вайу идет вверх, и когда человека озаряет, он использует все это для самоосознания.

ТЕКСТ 28

द्रव्ययज्ञास्तपोयज्ञा योगयज्ञास्तथापरे ।

स्वाध्यायज्ञानयज्ञाश्च यतयः संशितव्रताः ॥२८॥

дравйа-йагйас тапо-йагйа йога-йагйас татхапаре
свадхйайа-гйана-йагйаш ча йатайах самшита-вратах

дравйа-йагйах - жертвуя тем, чем обладаешь; тапах-йаджна(гйа)х - жертвование путем аскетизма; йога-йагйах - жертвование путем мистицизма восьми видов; татха - таким образом; апаре - другие; свадхйайа - жертвование путем изучения Вед; гйана-йагйах - жертвование путем преуспевания в трансцендентном знании; ча - также; йатайах - озаренный; самшита-вратах - дав строгие обеты.

На некоторых нисходит озарение благодаря тому, что они пожертвовали имуществом, на других - благодаря их суровому аскетизму, или занятиям мистической йогой восьми видов, или изучению Вед для развития трансцендентного знания.

КОММЕНТАРИЙ: Эти жертвоприношения могут быть различного рода. Существуют люди, жертвующие своей собственностью, через всевозможную благотворительную деятельность. В Индии богатые коммерсанты и знатные люди открывают различные благотворителные учреждения, такие, как дхарма-шала, анна-кшетра, атитхи-шала, анатхалайа, видйа-питха. В других странах также существует много больниц, домов для престарелых и всяческих благотворительных заведений, предназначенных для того, чтобы давать бесплатно пищу, образование и медицинскую помощь бедным. Вся эта благотворительная деятельность называется дравйамайа-йагйа. Существуют и такие, которые, ради достижения более высокого положения или ради следующей жизни на более высоких планетах вселенной добровольно накладывают на себя разнообразные формы епитимий, таких, как чандрайана и чатурмасйа. Эти процессы влекут за собой суровые обеты, подчиняя жизнь определенным строгим правилам. Например, давший обет чатурмасйи не бреется в течение четырех месяцев в году (с июля по сентябрь), питается один раз в день, не употребляя определенную пищу, и не покидает дома. Такое жертвование жизненными удобствами называется тапомайа-йагйа. Существуют и другие, занимающиеся различными видами мистической йоги, такими, как система Патанджали (ради растворения в Абсолюте) или хатха-йога, или аштанга-йога (ради определенного вида совершенств). Некоторые посещают все места паломничества. Все действия такого рода называются йога-йагйа, жертвоприношение ради достижения определенного совершенства в материальном мире. Существуют и другие, занимающиеся изучением различных ведических писаний, особенно "Упанишад" и "Веданта-сутр", или философии санкхйи. Все это называется свадхйайа-йагйа, или жертвоприношение через учение. Все эти йоги с верой в свое дело заняты различными видами жертвоприношений и стремятся к более высокому положению в жизни. Однако сознание Кришны отличается от их практики, поскольку это есть прямое служение Верховному Господу. Сознание Кришны нельзя получить ни одним из вышеупомянутых видов жертвоприношений, но только милостью Господа и Его истинных преданных. Поэтому сознание Кришны трансцендентно.

ТЕКСТ 29

अपाने जुह्वति प्राणं प्राणेऽपानं तथापरे ।

प्राणापानगती रुद्ध्वा प्राणायामपरायणाः ।

अपरे नियताहाराः प्राणान्प्राणेषु जुह्वति ॥२९॥ 

апане джухвати пранам пране 'панам татхапаре
пранапана-гати руддхва пранайама-парайанах
апаре нийатахарах пранан пранешу джухвати

апане - в воздухе, идущем вниз; джухвати - предлагают; пранам - воздух, идущий наружу; пране - в воздухе, идущем наружу; апанам - воздух, идущий вниз; татха - как и; апаре - другие; прана - воздуха, идущего наружу; апана - воздух, идущий вниз; гати - движение; руддхва - проверяя; прана-айама - транс, вызываемый остановкой дыхания; парайанах - склонные к этому; апаре - другие; нийата - контролируя; ахарах - в процессе еды; пранан - воздух, выходящий наружу; пранешу - в воздухе, выходящем наружу; джухвати - жертвоприношение.

Другие, склонные к процессу сдерживания дыхания для достижения транса, практикуют задержку движения выдоха на переходе во вдох и вдоха на переходе в выдох, и так в конце концов достигают транса, прекратив всякое дыхание. Некоторые из них, ограничивая себя в еде, предлагают в качестве жертвы выдыхаемый воздух.

КОММЕНТАРИЙ: Система йоги, контролирующая процесс дыхания, называется пранайама, и сначала практикуется в системе хатха-йоги через различные сидячие позы. Все эти методы рекомуются для контроля чувств и для духовного развития. Этот метод включает в себя контроль воздушных потоков в теле, так что становится возможным изменять направление их движения. Воздух апана идет вниз, а воздух прана поднимается вверх. Пранайама-йоги практикуют дыхание в противоположных направлениях, пока потоки воздуха не нейтрализуются в пураке, равновесии. Встречное движение выдыхаемого и вдыхаемого воздуха называется речака. Когда оба потока полностью останавливаются, это называют кумбхака-йогой. Занимаясь кумбхака-йогой, йоги могут увеличивать продолжительность жизни ради достижения духовного совершенства. Однако человек в сознании Кришны, всегда занятый трансцендентным любовным служением Господу, автоматически контролирует свои чувства. Его чувства, будучи постоянно заняты служением Кришне, не имеют возможности обратиться на что-либо другое. Поэтому в конце жизни он естественным образом переносится в трансцендентный мир Господа Кришны и потому не предпринимает попыток продлить свою жизнь. Он сразу поднимается до уровня освобождения, как утверждается в "Бхагавад-гите" (14.26):


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!