Карма-йога - действия в сознании Кришны 27 страница



बहवो ज्ञानतपसा पूता मद्भावमागताः ॥१०॥

вита-рага-бхайа-кродха ман-майа мам упашритах
бахаво гйана-тапаса пута мад-бхавам агатах

вита - освободившиеся; рага - привязанности; бхайа - страха; кродхах - гнева; мат-майа - полностью во Мне; мам - Мне; упашритах - будучи целиком расположенными; бахавах - много; гйана - знания; тапаса - суровыми условиями; путах - очистившиеся; мат-бхавам - трансцендентная любовь ко Мне; агатах - достигнувшие.

Освободившись от привязанности, страха и гнева, полностью погрузившись в Меня и найдя во Мне единственное прибежище, многие и многие люди в прошлом, познав Меня, очистились и так обрели трансцендентную любовь ко Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Как описывалось выше, человеку, слишком подверженному материальным влияниям, трудно понять личностную природу Высшей Абсолютной истины. Обычно люди, привязанные к телесному пониманию жизни, настолько погрязли в материализме, что для них становится почти невозможным понять, как это Всевышний может быть личностью. Они не могут даже представить себе, что существует трансцендентное тело, нетленное, исполненное знания и вечного блаженства. В соответствии с точкой зрения материалистов, тело бренно, оно - прибежище невежества и всяческих страданий. Поэтому люди, когда им говорят о личностной форме Господа, представляют ее себе на таком же телесном уровне. Для таких материалистов гигантское материальное проявление есть наивысшая форма. Соответственно они считают, что Всевышний безличен. И так как они слишком погружены в материальное, мысль о сохранении личности после освобождения от материи пугает их. Когда они узнают, что духовная жизнь также индивидуальна и личностна, у них возникает страх превратиться снова в личность, и поэтому они, естественно, предпочитают своего рода растворение в безличностной пустоте. Обычно они сравнивают живые существа с пузырями, булькающими и расходящимися в океанской воде. Это - высшее совершенство духовного существования, которое может быть достигнуто вне индивидуального, личностного существования. Такая жизнь, полная страха, лишена совершенного знания духовного существования. Более того, есть множество людей, которые не могут даже представить себе возможность духовного существования. Введенные в заблуждение многочисленными теориями и противоречиями различных философских спекуляций, эти люди приходят в раздражение и гнев и глупо заключают, что нет никакой высшей причины, и что все сущее есть в конце концов пустота. Таких людей следует считать больными. Некоторые люди слишком привязаны к материальному, и потому не уделяют должного внимания жизни духовной, другие хотят раствориться в высшей духовной причине, третьи же не верят ни во что, раздражаясь множеством беспомощных духовных спекуляций различного рода. Эти последние прибегают к помощи различных одурманивающих веществ и их болезненные галлюцинации иногда принимаются за духовное видение. Человек должен освободиться от всех трех ступеней привязанности к материальному миру: отрицания духовной жизни, страха перед отождествлением себя с духовной личностью, концепции пустоты, в основе которой лежит неудовлетворенность в жизни. Чтобы освободиться от этих трех стадий материалистического взгляда на жизнь, человек должен искать прибежища у Господа, под руководством истинного духовного учителя, и следовать правилам и регулирующим принципам преданного служения Господу. Высшая ступень такого служения называется бхава, или трансцендентная любовь к Господу.

"Бхакти-расамрита-синдху" (1.4.15-16) так описывает науку преданного служения:

адау шраддха татах садху- санго 'тха бхаджана-крийа
тато 'нартха-нивриттих сйат тато ништха ручис татах

атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати
садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах

"Вначале человек должен просто стремиться к самоосознанию. Это приведет его к тому, что он будет стараться общаться с людьми, достигшими духовных вершин. Следующая ступень - его посвящение истинным духовным учителем, соответственно указаниям которого новообращенный преданный начинает свой путь преданного служения. Преданно служа Господу под руководством духовного учителя, человек освобождается от всех материальных привязанностей, утверждается в процессе самоосознания, а также приобретает вкус к разговорам об Абсолютной божественной личности, Шри Кришне. Этот вкус способствует дальнейшему приобщению человека к осознанию Кришны, которое в свою очередь приводит к бхаве, или же к начальной ступени трансцендентной любви к Господу. Подлинная любовь к Господу называется према, высшая степень совершенства жизни". Находясь на уровне премы, человек постоянно занят трансцендентным любовным служением Господу. Таким образом, постепенно продвигаясь по пути преданного служения, под руководством истинного духовного учителя, человек может достичь высшей ступени, освободившись от всех материальных привязанностей, от страха перед тем, что он является индивидуальной духовной личностью, и от разочарований, приводящих к философии пустоты. Тогда он сможет достичь обители Верховного Господа.

ТЕКСТ 11

ये यथा मां प्रपद्यन्ते तांस्तथैव भजाम्यहम् ।

मम वर्त्मानुवर्तन्ते मनुष्याः पार्थ सर्वशः ॥११॥

йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам
мама вартманувартанте манушйах партха сарвашах

йе - все они; йатха - как; мам - Мне; прападйанте - предаются; тан - им; татха - так; эва - непременно; бхаджами - награждаю; ахам - Я; мама - Моему; вартма - по пути; анувартанте - следуют; манушйах - все люди; партха - о сын Притхи; сарвашах - во всех отношениях.

До какой степени человек отдает себя Мне, соответственно Я награждаю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи.

КОММЕНТАРИЙ: Каждый пытается искать Кришну в различных аспектах Его проявлений. Кришна, Верховная Личность Бога, частично может быть осознан в Его безличном аспекте, излучении брахмаджйоти, а также как всепроникающая Параматма, пребывающая внутри всего, включая атомные частицы. Но полностью Кришна может быть осознан лишь Его истинными преданными. Следовательно, Кришна есть цель познания любого человека, и, таким образом, каждый удовлетворяется в соответствии со своим желанием, в какой форме обрести Его. В трансцендентном мире Кришна отвечает на любовь Своих чистых преданных таким образом, каким им это желательно. Один преданный может желать, чтобы Кришна был его высшим учителем, другой - чтобы Он был его личным другом, третий может желать иметь Его как сына, а четвертый - как возлюбленного. Кришна награждает всех преданных равно, в соответствии с их любовью к Нему. В материальном мире также могут быть разные типы взаимоотношений с Господом, в зависимости от типа поклонения Ему. Чистые преданные, как здесь, так и в духовной обители, общаются с Господом лично, лично служат Ему и так обретают истинное блаженство, в любовном служении Ему. Что касается имперсоналистов, которые хотят совершить духовное самоубийство посредством уничтожения индивидуального существования живого существа, Кришна помогает и им, давая возможность раствориться в Своем излучении. Подобные имперсоналисты не соглашаются признать вечную, исполненную блаженства Личность Бога; отказавшись от своей индивидуальности, они не могут наслаждаться счастьем трансцендентного личного служения Господу. Некоторые из них, которые не тверды даже и в имперсональном существовании, возвращаются в это материальное окружение, чтобы проявить свои дремлющие стремления к деятельности. Они не допускаются на духовные планеты, но им дается новая возможность действовать на планетах материальных. Тем, кто трудятся ради плодов своей деятельности, Господь дает то, чего они желают, как йаджнешвара; йогам же, стремящимся к мистической власти, даруется такая власть. Другими словами, увенчаются ли стремления человека успехом, зависит лишь от Его милости, и все виды духовных процессов являются только различного уровня достижениями на одном и том же пути. И пока человек не придет к высшему уровню - сознанию Кришны, все его стремления остаются несовершенными, как это утверждается в "Шримад-Бхагаватам" (2.3.10):

акамах сарва-камо ва мокша-кама удара-дхих
тиврена бхакти-йогена йаджета пурушам парам

"Не имеет ли человек желаний (состояние преданных), стремится ли он получить награду за свой труд, ищет ли освобождения, он должен всем сердцем молить Верховную Личность Бога о достижении полного совершенства, выражающегося в сознании Кришны."

ТЕКСТ 12

काङ्क्षन्तः कर्मणां सिद्धिं यजन्त इह देवताः ।

क्षिप्रं हि मानुषे लोके सिद्धिर्भवति कर्मजा ॥१२॥

канкшантах карманам сиддхим йаджанта иха деватах
кшипрам хи мануше локе сиддхир бхавати карма-джа

канкшантах - желая; карманам - кармической деятельности; сиддхим - совершенство; йаджанте - поклоняются, совершая жертвоприношения; иха - в материальном мире; деватах - полубоги; кшипрам - очень быстро; хи - непременно; мануше - в человеческом обществе; локе - в этом мире; сиддхих - успех; бхавати - приходит; карма-джа - для кармической деятельности.

Люди в этом мире желают успеха в делах, совершаемых ради выгоды, и потому поклоняются полубогам. И, конечно, в этом мире люди быстро добиваются плодов такой своей деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Существует неверная концепция о богах и полубогах этого материального мира, и люди с невысоким интеллектом, хотя, возможно, и выдающие себя за больших ученых, принимают таких полубогов за различные формы Верховного Господа. В действительности же полубоги не являются различными формами Бога, но они - различные неотъемлемые частички Его. Бог един, но неотделимые частички Его многочисленны. Веды говорят: нитйо нитйанам - Бог един. ншварах парамах кришнах. Верховный Господь один, Кришна, а полубоги наделены определенным могуществом лишь для управления материальным миром. Эти полубоги являются живыми существами (нитйанам), обладающими различными уровнями материальной власти. Они не могут быть равны Верховному Господу Нарайане, Вишну, или Кришне. Тот же, кто думает, что Господь и полубоги находятся на одном уровне, называется атеистом, или пашанди. Даже великие полубоги, такие, как Брахма и Шива, не могут сравниться со Верховным Господом. В действительности такие полубоги, как Брахма и Шива, поклоняются Господу (шива-виринчи-нутам). И все же, как это ни удивительно, существует много лидеров в человеческом обществе, которых недалекие люди почитают, глупо веря антропоморфной и зооморфной теориям. Иха деватах обозначает могущественного человека или полубога в этом материальном мире. Но Нарайана, Вишну, или Кришна, Верховная Личность Бога, не принадлежит этому миру. Он выше его, выходит за пределы этого материального творения. Даже Шрипада Шанкарачарйа, лидер имперсоналистов, подтверждает, что Нарайана, или Кришна, находится за пределами этого материального творения. Тем не менее глупцы (хрита-гйана) поклоняются полубогам, желая получить немедленные результаты. И они получают их, но не осознают того, что приобретенное подобным образом временно и предназначается для людей с невысоким интеллектом. Умный человек встает на путь осознания Кришны и не испытывает необходимости поклоняться полубогам, ради немедленных, но временных результатов. Полубоги этого материального мира, так же, как и их почитатели, исчезнут с его уничтожением. Благодеяния, совершаемые полубогами, материальны и временны. И материальные миры, и их обитатели, включая полубогов и почитающих их - лишь пузыри в космическом океане. В этом мире, тем не менее, человеческое общество помешалось на временных вещах, на материальном богатстве - обладании землей, семьей, всякого рода комфортом. Ради достижения этих временных вещей люди поклоняются полубогам или сильным мира сего. Если человек получил министерский портфель в правительстве, выслужившись перед каким-то политическим лидером, он считает свое достижение великой благодатью. Все они, таким образом, преклоняются перед так называемыми лидерами, "большими шишками", ради достижения временных благ - и действительно получают их. Эти глупцы не заинтересованы в осознании Кришны, приводящего к разрешению всех трудностей материального существования. Все они стремятся к чувственным наслаждениям и даже ради мизерной возможности удовлетворить свои чувства склонны поклоняться наделенным определенной властью живым существам - полубогам. Этот стих указывает на то, что люди редко интересуются сознанием Кришны. Большей частью они заинтересованы в получении материальных удовольствий и потому поклоняются сильным мира сего.

ТЕКСТ 13

चातुर्वर्ण्यं मया सृष्टं गुणकर्मविभागशः ।

तस्य कर्तारमपि मां विद्ध्यकर्तारमव्ययम् ॥१३॥

чатур-варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах
тасйа картарам апи мам виддхй акартарам авйайам

чатух-варнйам - четыре разделения человеческого общества; майа - Мной; сриштам - созданные; гуна - качества; карма - и работа; вибхагашах - с точки зрения разделения; тасйа - этого; картарам - отеца; апи - хотя; мам - Мне; виддхи - ты можешь знать; акартарам - как неисполнитель; авйайам - неизменного.

В соответствии с тремя гунами материальной природы и деятельности, связанной с ними, Мною созданы четыре класса человеческого общества. Знай же, что хотя Я - создатель этой системы, тем не менее Я, будучи неизменен, Сам не вхожу в нее.

КОММЕНТАРИЙ: Господь - творец всего. Все происходит из Него, все поддерживается Им, и после уничтожения все покоится в Нем. Следовательно, Он - создатель четырех классов человеческого общества; к первому классу принадлежат самые разумные люди, называемые брахманами, из-за того, что они находятся под влиянием гуны добродетели. Следующий класс - административный, или класс кшатрев, находящихся под воздействием гуны страсти. Люди торгового сословия, называемые вайшьями, находятся под смешанным воздействием гун страсти и невежества, и шудры, рабочий класс, существуют в гуне невежества. Но несмотря на то, что Господь сотворил эти четыре класса человеческого общества, Он, Кришна, не принадлежит ни к одному из них, потому что Он не является одной из обусловленных душ, образующих человеческое общество. Человеческое общество подобно любому другому обществу животных, но для того, чтобы человек мог подняться над животным уровнем и систематически развивать сознание Кришны, Господом были созданы вышеупомянутые классы. Стремление человека к деятельности определяется воздействием на него соотвествующих гун материальной природы, определяемых его кармой. О влиянии различных гун материальной природы на жизнь человека говорится в восемнадцатой главе этой книги. Человек в сознании Кришны, однако, находится даже выше брахмана. Хотя предполагается, что брахманы знают Брахман, Высшую Абсолютную истину, большинство из них осознают только проявление Господа Кришны как имперсонального Брахмана. Но тот, кто выходит за пределы ограниченного осознания брахмана и достигает понимания Верховной Личности Бога, Господа Шри Кришны, обретает сознание Кришны, или, другими словами, становится вайшнавом. Сознание Кришны включает в себя знание обо всех полных экспансиях Кришны, а именно: о Раме, Нрисимхе, Варахе и других. И как Кришна трансцендентен по отношению к системе разделения общества на четыре класса, так и человек, находящийся в сознании Кришны, выходит за пределы любых делений человеческого общества, рассматриваем ли мы деления рода, нации или вида.

ТЕКСТ 14

न मां कर्माणि लिम्पन्ति न मे कर्मफले स्पृहा ।

इति मां योऽभिजानाति कर्मभिर्न स बध्यते ॥१४॥

на мам кармани лимпанти на ме карма-пхале сприха
ити мам йо 'бхиджанати кармабхир на са бадхйате

на - никогда; мам - не Меня; кармани - все виды работы; лимпанти - влияют; на - не; ме - Моей; карма-пхале - в кармической деятельности; сприха - стремление; ити - таким образом; мам Мне; йах - тот, кто; абхиджанати - знает; кармабхих - последствия такой работы; на - никогда; сах - он; бадхйате - запутывается.

Нет такой деятельности, которая влияла бы на Меня; Я не стремлюсь к плодам ее. Тот, кто осознает эту истину обо Мне, также не запутывается в кармических последствиях своей деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Как в этом материальном мире существуют изначальные законы, утверждающие, что царь не может поступать неправильно, или что на него не распространяются законы самого государства, также и Господь, хотя и является творцом этого материального мира, не подвергается его воздействию. Он творит, но стоит в стороне от Своего собственного творения, тогда как живые существа запутываются в сетях кармы из-за их стремления господствовать над материальными ресурсами. Владелец предприятия не несет ответственности за правильные или неправильные поступки своих рабочих, они сами отвечают за них. Живые существа заняты деятельностью ради удовлетворения собственных чувств, но такая деятельность не предписывается Господом. Ради получения все больших чувственных наслаждений живые существа трудятся в этом мире и стремятся к райскому счастью после смерти. Но Господь завершен Сам в Себе, и Его не привлекает так называемое райское счастье. Небесные полубоги - всего лишь Его слуги. Владелец предприятия не стремится к удовольствиям низшего свойства, каких могут желать его рабочие. Господь находится в стороне от материальной деятельности и ее последствий. К примеру, дожди не несут ответственности за различные виды растительности, появляющейся на земле, хотя без этих дождей невозможен рост этой растительности. Ведическая смрити подтверждает это следующим образом:

нимитта-матрам эвасау сриджйанам сарга-кармани
прадхана-карани-бхута йато ваи сриджйа-шактайах

"В материальном творении Господь есть только высшая причина. Непосредственная же причина - материальная природа, благодаря которой космическое проявление становится видимым". Существует большое разнообразие среди сотворенных существ: это полубоги, люди, животные, и на всех на них оказывают влияние их прошлые хорошие или дурные поступки. Господь просто дает им возможность совершать эти поступки, регулируя их гунами природы, но Сам Он не несет ответственности за их прошлую и настоящую деятельность. В "Веданта-сутре" (2.1.34) говорится: ваишамйа-наиргхринйе на сапекшатват - "Господь относится беспристрастно ко всем живым существам". Живые существа сами отвечают за свои действия. Господь только дает им возможность совершать их через посредство материальной природы, внешней энергии. На человека, сведущего в сложных вопросах этого закона кармы, или деятельности ради ее плодов, не действуют последствия такой деятельности. Другими словами, тот, кто осознает трансцендентную природу Господа, уже обладает сознанием Кришны и уже не подвержен законам кармы. Тот же, кто не знает трансцендентной природы Господа и думает, что деяния Господа направлены на получение материальных результатов, как действия обычных живых существ, естественно, запутывается в сети кармических реакций. Но тот, кто познал Высшую истину, есть освобожденная душа, утвердившаяся в сознании Кришны.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!