Карма-йога - действия в сознании Кришны 26 страница



ТЕКСТ 6

अजोऽपि सन्नव्ययात्मा भूतानामीश्वरोऽपि सन् ।

प्रकृतिं स्वामधिष्ठाय संभवाम्यात्ममायया ॥६॥

аджо 'пи санн авйайатма бхутанам ишваро 'пи сан
пракритим свам адхиштхайа самбхавамй атма-майайа

аджах - нерожденный; апи - хотя; сан - будучи таковым; авйайа - без тления; атма - тело; бхутанам - всех тех, кто рождены; ишварах - Верховный Господь; апи - хотя; сан - будучи таковым; пракритим - в трансцендентной форме; свам - Меня; адхиштхайа - будучи в таком положении; самбхавами - Я воплощаюсь; атма-майайа - Моей внутренней энергией.

Хотя Я - нерожденный, и Мое трансцендентное тело нетленно, хотя Я - Господин всех живых существ, Я все же в каждое тысячелетие являюсь в Своем изначальном трансцендентном образе.

КОММЕНТАРИЙ: Господь говорит о своеобразии Своего появления на свет: хотя Он и рождается, как обычный человек, Он помнит все из Своих многочисленных "рождений", в то время, как обычный человек не помнит даже, что он делал несколько часов назад. Если кого-нибудь спросить, что точно происходило в это же самое время днем раньше, то обычному человеку зачастую бывает трудно сразу ответить на этот вопрос. Ему, несомненно, придется напрячь свою память, чтобы вспомнить, что же он делал в это время накануне. И все же человек часто осмеливается провозглашать себя Богом, или Кришной. Не следует верить подобным бессмысленным заявлениям. Затем Господь снова объясняет Свою пракрити, или Свою форму. Пракрити означает "природа", так же как и сварупа, чья-либо форма. Господь говорит, что Он появляется в Своем собственном теле. Он не меняет Свое тело, как обычное живое существо, переходящее из одного тела в другое. Обусловленная душа может иметь один тип тела в этом рождении, и другой - в следующем. В материальном мире живое существо не имеет определенного, закрепленного за ним тела, а переселяется из одного тела в другое. Господь же не делает этого. Когда бы Он ни появился, Он воплощается во все том же изначальном теле, благодаря Его внутренней энергии. Другими словами, Кришна нисходит в этот материальный мир в Своей изначальной вечной форме, с двумя руками, держащими флейту. Он появляется в Своем нетленном теле, которого не может коснуться материальная скверна. Но хотя Он появляется в том же трансцендентном теле и является Властителем Вселенной, все равно может показаться, что Он принимает рождение, как обычное живое существо. И хотя Его тело не подвергается тлению, как материальное тело, кажется, что Господь Кришна растет от детства к отрочеству и от отрочества к юности. Но, как это ни удивительно, достигнув юношеского возраста, Он больше не меняется. К моменту битвы при Курукшетре у Него было множество правнуков, или, другими словами, по материалистическим подсчетам, он был в достаточно зрелом возрасте. И все же Он выглядел двадцати-двадцатипятилетним юношей. Мы никогда не встречаем изображений Кришны в преклонном возрасте, потому что Он никогда не стареет, как мы, хотя и является наистарейшей личностью во всем творении - в прошлом, настоящем и будущем. Ни Его тело, ни Его разум не подвергаются тлению и не изменяются. Поэтому становится ясным, что, несмотря на то, что Он существует в материальном мире, Он существует в нерожденной, вечной форме блаженства и знания, и Его трансцендентное тело и разум неизменны. На самом деле Его появление и исчезновение подобны восходу, движению и заходу солнца. Когда Солнце исчезает из поля нашего зрения, мы считаем, что оно зашло, если же Солнце появляется перед нашими глазами, мы думаем, что оно взошло над горизонтом. В действительности же Солнце всегда находится на своем месте, но из-за несовершенства наших чувств мы считаем, что оно появляется и исчезает в небе. И так как появление и исчезновение Господа отличаются от появления и исчезновения обычного живого существа, очевидно, что Он, благодаря Своей внутренней энергии, есть вечное блаженство и знание, и Его никогда не касается материальная скверна. Веды подтверждают, что Верховный Господь не рожден, хотя и кажется, что Он рождается в Своих многочисленных проявлениях. В других ведических произведениях также утверждается, что, хотя Господь, казалось бы, и рождается, как обычный человек, Его тело не изменяется. В "Бхагаватам" описывается, как Он появляется перед Своей матерью в форме Нарайаны, с четырьмя руками и всеми шестью знаками божественного совершенства. Его появление в Его изначальном вечном образе - следствие Его беспричинной милости, дарованной живым существам, чтобы они могли сконцентрировать свои мысли на Верховном Господе в Его истинной форме, а не на всяческой мыслительной стряпне и измышлениях, которые имперсоналисты считают подлинной формой Господа. Слово майа , или атма-майа означает "беспричинная милость Господа", как указывает словарь "Вишва-коша". Господь сознает все свои предыдущие появления и исчезновения, но обычное живое существо забывает все, что было связано с его прошлым телом, как только получает новое. Кришна Господин всех живых существ во время Своего пребывания на земле Он совершает чудесные подвиги, которые были бы не под силу человеку. Господь есть вечная Абсолютная истина, и нет разницы между Его формой и Им Самим, между Его свойствами и Его телом. Теперь может возникнуть вопрос, почему Господь нисходит в этот мир и уходит из него. Ответ на это дается в следующем стихе.

ТЕКСТ 7

यदा यदा हि धर्मस्य ग्लानिर्भवति भारत ।

अभ्युत्थानमधर्मस्य तदात्मानं सृजाम्यहम् ॥७॥

йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата
абхйуттханам адхармасйа тадатманам сриджамй ахам

йада йада - когда бы ни; хи - непременно; дхармасйа - религии; гланих - расхождения; бхавати - проявляются; бхарата - о потомок Бхараты; абхйуттханам - преобладание; адхармасйа - безверия; тада - в то время; атманам - себя; сриджами - проявляю; ахам - Я.

Когда на земле религия приходит в упадок, и воцаряется безбожие, Я нисхожу Сам, о потомок Бхараты.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе имеет большое значение слово сриджами. Оно не может быть использовано в значении "творение", потому что, как говорилось в предыдущем стихе, формы или тела Господа не создаются, поскольку все формы существуют вечно. Поэтому сриджами означает, что Господь проявляет Себя таким, каков Он есть. Хотя Господь и нисходит на землю в определенное время, а именно в конце Двапара-юги двадцать восьмого тысячелетия седьмого Ману в одном дне Брахмы, но Он не обязан следовать этому правилу, потому что полностью свободен и волен поступать по Своему желанию. Таким образом, Он появляется по собственной воле тогда, когда в мире преобладает безбожие, и исчезает истинная религия. Религиозные принципы изложены в Ведах, и любое отклонение от правильного выполнения предписаний Вед делает человека безбожником. В "Бхагаватам" утверждается, что такие принципы есть законы Бога. И лишь Сам Господь может создать систему религии. Известно также, что Веды первоначально были вложены Самим Господом в сердце Брахмы. Поэтому принципы дхармы, или религии, являются прямыми указаниями Верховной Личности Бога (дхармам ту сакшад бхагават-пранитам). Эти правила ясно изложены в "Бхагавад-гите". Цель Вед состоит в том, чтобы установить эти принципы, по воле Верховного Господа, и в конце "Гиты" Господь прямо говорит, что высший принцип религии - преданность Ему и ничто более. Ведические принципы приводят к тому, что человек полностью вручает себя Господу; но когда эти принципы нарушаются демонами, на земле появляется Господь. Из "Бхагаватам" становится ясным, что Господь Будда является воплощением Кришны, явившимся в момент, когда материализм в мире набрал слишком большую силу, и материалисты истолковывали ведические писания так, как им это было выгодно. Хотя в Ведах есть строгие правила в отношении жертвоприношения животных, у демонов была тенция совершать жертвоприношения животных, не придерживаясь этих ограничений. Господь Будда явился, чтобы остановить эти бессмысленные действия и установить ведические принципы неприменения насилия. Поэтому каждая аватара, или воплощение Господа, имеет определенную миссию, и все они описываются в писаниях. Никого не следует принимать за аватару, если о нем не упоминается в писаниях. Неверно думать, что Господь нисходит лишь на земли Индии; Он может появиться в любом месте, и когда пожелает. В каждом Своем воплощении Он говорит о религии лишь столько, сколько может быть понято определенными людьми при определенных обстоятельствах. Но цель всегда одна - привести людей к осознанию Бога и выполнению религиозных принципов. Иногда Господь нисходит лично, иногда Он посылает Своих истинных представителей в образе сына или слуги, или приходит Сам в каком-либо образе.

Принципы "Бхагавад-гиты" были изложены Арджуне, потому что духовно он стоял намного выше своих современников, и через его посредство - другим духовно развитым людям. Два плюс два равно четырем - это математическое равенство верно как для школьника, изучающего арифметику, так и для ученого-математика. И все-таки высшая математика отличается от простой арифметики. Так и Господь во всех своих воплощениях учит нас одним и тем же законам, но в зависимости от разных обстоятельств они могут даваться на более высоком или более низком уровнях. Высшие религиозные принципы начинаются с принятия четырех укладов и четырех статусов социальной жизни, как это будет объяснено далее. Общая цель всех воплощений Кришны - пробудить сознание Кришны повсюду. И такое сознание проявляется или не проявляется в связи с различными обстоятельствами.

ТЕКСТ 8

परित्राणाय साधूनां विनाशाय च दुष्कृताम् ।

धर्मसंस्थापनार्थाय सम्भवामि युगे युगे ॥८॥

паритранайа садхунам винашайа ча душкритам
дхарма-самстхапанартхайа самбхавами йуге йуге

паритранайа - для избавления; садхунам - преданных; винашайа - для уничтожения; ча - также; душкритам - злодеев; дхарма - религиозные принципы; самстхапана-артхайа - восстановив; самбхавами - Я появляюсь; йуге - из тысячелетия; йуге - в тысячелетие.

Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы Я Сам спускаюсь на землю из века в век.

КОММЕНТАРИЙ: Как учит "Бхагавад-гита", садху (святой человек) есть тот, кто находится в сознании Кришны. Человек может казаться нерелигиозным, но если он целиком и полностью обладает сознанием Кришны, его нужно считать садху. Слово душкритам применимо к тем, кого не привлекает сознание Кришны. Такие неверующие, или душкритам, описываются как люди недалекие, низшие представители человечества, даже если они светски образованны, в то время как другие люди, полностью занятые в сознании Кришны, считаются садху, даже если они необразованны и не обладают хорошими манерами. Что касается неверующих, то Верховному Господу необязательно появляться Самому, чтобы уничтожить их, как Он это сделал с демонами Раваной и Камсой. Господь имеет много помощников, которые вполне могут справиться с уничтожением демонов. Но Сам Господь нисходит на землю во имя умиротворения Своих истинных преданных, покой которых всегда нарушают демоны. Демоны постоянно допекают преданных, даже если они их родственники. Хотя Прахлада Махараджа был сыном Хиранйакашипу, он подвергался гонениям со стороны своего отца, и хотя Деваки, мать Кришны, была сестрой Камсы, она и ее муж Васудева терпели от него преследования только по той причине, что у них должен был родиться Кришна. Таким образом, Господь Кришна появился скорее ради того, чтобы спасти Деваки, чем чтобы убить Камсу, но выполнил Он и то, и другое одновременно. Поэтому здесь говорится, что Господь появляется в различных воплощениях во имя спасения преданных и уничтожения злодеев-демонов.

В "Чаитанйа-чаритамрите" (Мадхйа, 20.263-264) Кришнадаса Кавираджа дает определение аватары, или воплощения:

сришти-хету йеи мурти прапанче аватаре
сеи ишвара-мурти 'аватара' нама дхаре

майатита паравйоме сабара авастхана
вишве аватари' дхаре 'аватара' нама

Аватара, или воплощение Господа, нисходит из царства Господа для того, чтобы воплотиться в материи. И определенная форма Личности Бога, которая нисходит на землю таким образом, называется аватарой, или воплощением. Такие воплощения существуют в духовном мире, в царстве Господа. Когда же они нисходят в материальный мир, они называются аватарами".

Существуют различные виды аватар, такие, как пурушаватары, гунаватары, лилаватары, шактй-авеша аватары, манвантара-аватары и йугаватары - все они появляются в определенное для них время повсюду во вселенной. Но Господь Кришна есть изначальный Господь, источник всех аватар. Господь Шри Кришна спускается на землю ради умиротворения своих чистых преданных, жаждущих увидеть Его божественые игры и развлечения во Вриндаване. Итак, главная цель аватар Кришны - удовлетворение истинных преданных Его.

Господь говорит, что Он появляется в каждую эпоху. Это означает, что Он появляется также и в Кали-югу. Как утверждается в "Шримад-Бхагаватам", воплощение Господа в Кали-юге является Господь Чаитанйа Махапрабху, который основал движение санкиртаны (совместное воспевание святых имен) и распространил сознание Кришны по всей Индии. Он предсказал, что это движение санкиртаны разойдется по всему миру и будет шествовать из города в город, из селения в селение. Господь Чаитанйа, будучи воплощением Кришны, Верховной Личности Бога, косвенно описывается в самых сокровенных местах писаний, таких, как "Упанишады", "Махабхарата", "Бхагаватам". Бхакт Господа Кришны очень привлекает движение санкиртаны Господа Чаитанйи. Эта аватара не убивает злодеев, но, наоборот, спасает их, благодаря беспричинной милости Господа.

ТЕКСТ 9

जन्म कर्म च मे दिव्यमेवं यो वेत्ति तत्त्वतः ।

त्यक्त्वा देहं पुनर्जन्म नैति मामेति सोऽर्जुन ॥९॥

джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со 'рджуна

джанма - рождение; карма - работа; ча - также; ме - Моего; дивйам - трансцендентное; эвам - как это; йах - любой; ветти - знает; таттватах - в действительности; тйактва - оставляя в стороне; дехам - это тело; пунах - снова; джанма - рождение; на никогда; эти - обретает; мам - Мне; эти - обретает; сах - он; арджуна - о Арджуна.

Тот, кто знает трансцендентную природу Моего появления и моих деяний, покидая это тело, не рождается снова в этом материальном мире, но входит в Мою вечную обитель, о Арджуна.

КОММЕНТАРИЙ: Нисхождение Господа на землю из своей трансцендентной обители уже описывалось в шестом стихе. Тот, кто может постичь истину появления Личности Бога, уже освобожден от материальных оков, то есть он возвращается в царство Господа сразу после оставления этого материального тела. Но не так-то легко живому существу достичь подобного освобождения от материальных пут. Имперсоналисты и йоги достигают освобождения, лишь пройдя через многочисленные трудности и многие-многие рождения. И даже тогда освобождение, которого они достигают - слияние с имперсональным брахмаджйоти Господа - лишь частично, и существует опасность возврата в этот материальный мир. Бхакта же, просто благодаря тому, что он осознает трансцендентную природу тела и деяний Господа, достигает Его обители после уничтожения этого тела и не подвергается риску возвращения вновь в этот материальный мир. В "Брахма-самхите" (5.33) говорится, что Господь имеет множество форм и воплощений: адваитам ачйутам анадим ананта-рупам. Хотя существует много различных трансцендентных форм Господа, все они есть Верховная Личность Бога. Человек должен с убежденностью осознавать это, хотя это выше понимания мирских ученых и философов-эмпириков. Как это утверждается в Ведах ("Пуруша-бодхини-упанишад"):

эко дево нитйа-лилануракто бхакта-вйапи хридй антар-атма

"Единственная Верховная Личность Бога вечно воплощается во многих и многих трансцендентных формах, чтобы вступать в различные отношения со Своими истинными преданными". В этом стихе "Гиты" лично Самим Господом подтверждается ведическая точка зрения на это. Тот, кто принимает эту истину, доверяя авторитету Вед и Верховной Личности Бога, кто не теряет времени на философские спекуляции, тот достигает высшей, совершенной ступени освобождения. Просто приняв эту истину на веру, человек, без сомнения, сможет достичь освобождения. Утверждение Вед тат твам аси воистину применимо в этом случае. Тот, кто осознает, что Господь Кришна есть Всевышний, то есть тот, кто обращается к Господу со словами: "Ты то же, что и Верховный Брахман, Личность Бога", несомненно, немедленно достигает освобождения, и ему, следовательно, гарантируются трансцендентные отношения с Господом. Другими словами, такой преданный бхакта Господа достигает совершенства, и это подтверждается в следующем стихе Вед:

там эва видитвати мритйум эти нанйах пантха видйате 'йанайа

"Достичь совершенного уровня освобождения от рождения и смерти можно простым осознанием Господа, Верховной Личности Бога, и другого пути достижения этого совершенства нет". (Шветашватара-упанишад, 3.8) То, что здесь нет другого пути, означает, что не осознающий Кришну как Верховную Личность Бога без сомнения находится под воздействием гуны невежества, и, следовательно, он не достигнет освобождения, истолковывая "Бхагавад-гиту" соответственно мирскому пониманию, или, образно говоря, облизывая банку с медом снаружи. Такие эмпирические философы могут иметь большое влияние в материальном мире, но это не значит, что они обязательно достигнут освобождения. Эти исполненные самомнения мирские ученые вынуждены ждать милости преданного Господа. Человек должен, таким образом, развивать сознание Кришны с верой и пониманием и таким образом достичь совершенства.

ТЕКСТ 10

वीतरागभयक्रोधा मन्मया मामुपाश्रिताः ।


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!