Воспитание культуры поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе



Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что наши дети такие плохие, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства.

Школа является важнейшим социальным инструментом формирования личности и поэтому не должна занимать позицию выжидания. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества, так пишет Т. В. Суворова [6, c. 75]. Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится задача – развитие всей совокупности качеств личности, которая будет влиять на формирование культуры поведения.

Цель школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности учащихся, использовать их для более полного и свободного развития личности. Обозначая проблемы и перспективы развития начальной школы, учёные отмечают: «Концептуальные положения педагогики отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе: а) превращение школы Знания в школу Воспитания; б) постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы школы; в) гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; г) возрождение национальных и культурных традиций; д) сочетание индивидуального и коллективного воспитания» [5, c. 3].

Каждый педагог должен знать весь объем и основные направления воспитания: «…воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения; потребность выполнять Правила для учащихся, соблюдать нормы культурного поведения; непримиримость к безнравственным поступкам людей, нетерпимое отношение к нарушениям норм и правил культурного поведения, понимание необходимости самому удерживаться от плохих поступков; соблюдение режима для овладения санитарно-гигиеническими знаниями и нормами» [5, c. 3].

Все вышесказанное позволяет обнаружить противоречие между предъявляемыми требованиями к необходимости воспитывать культуру поведения младших школьников в общеобразовательной школе и примерами отрицательного поведения окружающих ребёнка людей наблюдаемых им, в семье, в школе и в обыденной жизни.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества [8].

В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.

Учитель несет ответственность за детей, поэтому он должен контролировать: стиль общения с учащимися; образовательно-воспитательную среду; педагогическую психологию; самого себя. По словам Н. Трофимовой, настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами учеников. Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики.

Процесс социально-ориентированного обучения и воспитания влияет на состояние и внутренней и внешней мотивации, изменяет самосознание, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения. Необходимо дать ребенку возможность осознать свою «социальную значимость», духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка» как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка. В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека, этикет, правильное поведение в общественных местах, культура быта, гигиена [7, c. 193].

Целенаправленная систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Это необходимо потому, что не во всех семьях родители являются образом культуры, порой она не «впитывается» с молоком матери, поэтому ее надо воспитывать и формировать вопреки повседневному опыту ребенка. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то учителю приходится восполнять этот пробел – указывает А. И. Марьянова [4, c. 23]. Но всё же большая часть детей приходят с определенными навыками по культуре поведения, но школьная жизнь вносит существенные дополнения к их знаниям и умениям.

Для того, чтобы совершенствовать и далее эффективно воспитывать культуру поведения младших школьников, мы разработали комплекс педагогических условий, предполагающий, что: в школе создаётся культурное воспитательное пространство, мотивирующее детей на культуру в поведении; постоянно пополняются знания в области культуры поведения и речи; отрабатываются правила культуры поведения и речи в учебной и внеучебной деятельности; будет единство в требованиях к культуре поведении и речи в школе и семье. Обоснуем сказанное.

Во-первых, известно, что большое значение в выработке нравственных привычек поведения имеет общая атмосфера учебного заведения. Формируемые способы поведения, поддерживаемые традициями, законами коллектива, легче осваиваются детьми. Д. Ж. Валеев отмечал, что необходима такая организация жизни в школе, чтобы ученики постоянно накапливали опыт правильных моральных отношений [1, c. 198]. Именно на решение этой проблемы направлено наше первое и второе условие.

Во-вторых, в начальной школе дети должны усвоить достаточно большой объем знаний об основных правилах культурного поведения и приучиться осознанно выполнять их. Основные методы работы над правилами – разъяснение и приучение, организация жизни детей в соответствии с требованиями правил, мы это делаем, реализуя второе и третье педагогические условия, в их тесном взаимодействии. В системе работы учителя большое значение имеет разъяснение детям этических норм, связанных с правилами культурного поведения.

Конкретных правил приличия и поведения много, познакомить школьников со всеми трудно и вряд ли это нужно. В жизни всегда может создаться такая ситуация, в которой дети оказались впервые. В своей работе Ю. В. Громыко указывает, что очень важно учить школьников не только правилам поведения, но и одновременно умению действовать в связи с духом правил находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил. Следует помнить, что для младшего школьника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прост [2, c. 9-10].

Следовательно, важнейшей задачей воспитания является перевод поступков в привычки. Педагогические требования к воспитанию привычек основаны на единстве и взаимосвязи поведения и сознания школьника. Решение этой проблемы мы осуществляли через реализацию второго условия. Постоянная отработка, упражнение детей в проявлении культуры поведения в учебной деятельности и внеурочной предметной и воспитательной.

В-третьих, отсутствие системы в воспитании, по мнению Н. Кумарина, вызывает сбой в поведении ребенка. В школе учитель требует одно, дома родители – другое, взрослые, которые окружают детей на улице, в транспорте, в общественных местах, предъявляют нередко противоположные требования. Поэтому замечания или требования взрослых часто относятся детьми только к одному, данному, моменту и легко забываются. [3, c. 238]. Для того, чтобы преодолеть этот недостаток, мы использовали четвёртое условие, прилагая серьёзные усилия для формирования тесного взаимодействия учителя класса и родителей учащихся в решении поставленной проблемы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что культура поведения младших школьников, это интегральное качество личности, характеризующееся мотивационной направленностью личности младшего школьника на выполнение правил поведения, системой знаний ученика о культуре поведения, адекватной оценкой своего поведения и поведения окружающих, а также поведением, соответствующим знаниям и оценкам, доступным детям данного возраста.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Валеев, Д.Ж. О моделях этического поведения в различных сферах человеческой деятельности / Д. Ж. Валеев // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №2. – С.196-207.

2. Громыко, Ю. Воспитание: задачи наступившего тысячелетия / Ю. Громыко // Воспитание в школе. – 2009. – №2. – С.9-14.

3. Кумарин, В. Аксиомы Коменского, или Строгий наказ гения научной педагогики всем реформаторам и модернизаторам школьного образования / Кумарин В. // Народное образование - 2001 - N8.-С.237-241.

4. Марьянова, А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы / А. И. Марьянова // Начальная школа. – 2007. - №7. – С.21-29.

5. Начальная школа ХХI века. Проблемы и перспективы развития // Начальное образование. – 2007. – №2. – С. 3-6.

6. Суворова, Т. В Особенности формирования личности в современной системе образования / Т.В.Суворова // Вестник Университета Российской Академии Образования. – 2006. – №4. – С.74-76.

7. Трофимова, Н. Новая социальная ситуация и школьное образование / Наталья Трофимова // Народное образование. – 2006. - №9. – С.192-195.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

 

Г.С. Файзулина,

ФГБОУ ВПО «МаГУ» (г. Магнитогорск)

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!