Выбор типа проекта, его цели и задач.



2. Разработка проекта: составление плана деятельности по достижению цели (определение участников проекта и источников информации, подбор произведения для постановки, изготовление костюмов (кукол), атрибутов, декораций, материалы и т.д.).

Выполнение проекта: знакомство детей и родителей с театром, с произведением для постановки, распределение на роли, оформление сцены, репетиции, представление результатов проектной деятельности.

Подведение итогов (оценка результатов и определение задач для новых проектов).

Учитывая вышеназванные теоретические положения, мы разработали проект «Театральная семья».

Цель: формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Пробудить интерес детей и родителей к театральному искусству.

2. Развивать театрально-игровые умения детей.

3. Повысить активность родителей в участии жизни детского сада.

4. Способствовать появлению домашнего театра.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители.

Место проведения: детский сад г. Магнитогорска.

Тип проекта:

- по составу участников – групповой (дети старшей группы, родители, педагоги);

- по целевой установке – информационно-практико- ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде фотоотчета, спектакля).

Срок реализации: три месяца.

Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный:

- анкетирование родителей;

- наблюдение за деятельностью детей;

- выделение целей и задач;

- создание условий для реализации проекта.

II этап – основной:

- взаимодействие с детьми;

- взаимодействие с родителями.

III этап – заключительный:

- подведение итогов реализации проекта;

- соотнесение ожидаемых и реальных результатов.

Содержание работы:

Взаимодействие воспитателей, музыкального руководителя с детьми:

- виртуальная экскурсия «Театры нашего города»;

- знакомство со сказкой «Русачок» и беседа по ее содержанию;

- обыгрывание этюдов;

- разучивание музыкального сопровождения к спектаклю «Русачок» (детский шумовой оркестр);

- репетиции кукольного спектакля;

- изготовление афиши и пригласительных билетов;

- выступление с кукольным спектаклем перед детьми средней группы и родителями;

- выставка рисунков «Любимые герои сказки».

Взаимодействие с семьями детей:

- оформление папки-передвижки, уголка для родителей;

- совместные посещения театра куклы и актера «Буратино», просмотры и обсуждения спектаклей (дети, педагоги и родители);

- фотовыставка «Театральные встречи»;

- мастерская кукол (изготовление кукол и декораций для спектакля);

- посещение родителями репетиций кукольного спектакля;

- просмотр видео выступления детей со спектаклем и обсуждение;

- встречи в «Театральной гостиной» (рассказ родителей о домашнем театре, о проведении праздников, просмотры видео и т.д.).

Ожидаемые результаты:

 - повышение интереса детей и родителей к театру;

 - вовлечение родителей в жизнь детского сада;

- повышение уровня театрально-игровых умений детей;

- организация домашних театральных представлений.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что реализация данного проекта – наша ближайшая цель.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. - М.: Айрис-Пресс, 2008.

3. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 

Е.С. Федякина,

 ФГБОУ ВПО «ГГПИ им.В.Г.Короленко» (г.Глазов)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

 

Проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных педагогических исследованиях. От решения этой проблемы зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.

Исследованием проблемы формирования познавательного интереса в общей и возрастной педагогике занимались В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.

Вопросами формирования познавательного интереса в процессе восприятия музыки занимались такие психологи и музыковеды, как Б.М. Теплов, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др. В трудах по методике музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, Н.М. Черноиваненко представлена проблема формирования познавательного интереса учащихся в музыкальном обучении.

Исследования проблемы показали, что под влиянием познавательного интереса обучение проходит быстрее, плодотворнее и с большими результатами.

Введение нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО) в образовательный процесс начальной школы позволило направить внимание учителей на личностное развитие ребенка. В содержании обучения выделены задачи развития познавательного интереса учащихся.

Отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер ее протекания. Этот процесс носит подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий характер. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на конечный ее результат, — на приобретенные знания, умения, навыки. Результат учения зависит от мотивов познавательной деятельности, что обуславливается личностью обучающегося.

Задача учителя состоит в том, чтобы стремиться сформировать у учащихся устойчивый познавательный интереск предмету, когда ученика в учебе захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблемы, нестандартных задач доставляет удовольствие.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования.

В содержании обучения выделяются задачи личностного, познавательного, социального и коммуникативного развития.

Задачи познавательного развития, применяемые к содержанию музыкального искусства, следующие:

- целостно воспринимать художественную картину мира, определять художественную идею произведения, эмоционально воспринимать и наблюдать музыкальные явления в их связях с жизнью, обосновывать высказанное суждение;

- размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений , анализировать результаты , объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам;

- работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи;

- уметь решать творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, пластической, танцевальной,);

- разыгрывать воображаемые ситуации;

- уметь оценивать общий результат деятельности – качество художественного исполнения.

К концу обучения в начальной школе учащиеся достигают личностных, предметных и метапредметных результатов.

Обратимся к примерным программам по музыке, разработанным в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека. Одним из основных методических принципов программы является увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. [2, 2-3]

Программа Т.И. Баклановой разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. Актуальность программы обусловлена прежде всего тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству. Основными компонентами музыкальной культуры личности являются: 1) музыкально-информационная культура; 2) культура музыкального восприятия; 3) музыкально-исполнительская культура; 4) музыкально-релаксационная культура. Содержание и уровень развития этих компонентов неразрывно связано с характеристиками музыкальной направленности личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности). [3, 285-286].

Новые стандарты образования кардинально меняют цели и задачи школы, которая уходит от чисто знаниевой парадигмы к личностному развитию ребенка. Учитель призван не просто учить, узнавать и различать предметы искусства, а показывать действие основных законов развития общества. При таком подходе у учащихся должно появиться главное: осмысленное желание учиться. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его познавательное, личностное и общекультурное развитие. Известный отечественный психолог Л. Выготский говорил: «Беда школы в том, что наш ребенок и умел бы, и знал, но он, прежде всего не хочет…».[1,10-12]

Учитель начальных классов БОУ ГМР ВО «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Болтушкина Алла Владимировна пишет: «именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Овладение учащимися универсальными учебными действиями (УДД) происходит в контексте разных учебных предметов. С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности. УДД развиваются во всех сферах: познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта); личностные (формирование интереса); коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других); регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка). [5]

Многие учителя используют рабочую программу, разработанную на основе Примерных программ по музыке Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Музыка» (УМК «Система Л.В. Занкова»). Целью программы является развитие творчески активной личности ребенка и воспитание у него любви и интереса к музыкальному искусству. В задачи входит развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Рассмотрим программу «Музыка» (авторы В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр), который реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. [4, 7]

Программа опирается на следующие принципы: преподавание музыки в школе как живого образного искусства; моделирование художественно-творческого процесса; возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства.

Сформированный у учащихся интерес к музыке выступает основой качественно новой характеристикой модели выпускника на каждой возрастной ступени, нового уровня учебной деятельности, которая осуществляется строго в соответствии с научными положениями и подходами к ней.

Рассмотрев первый опыт педагогов-музыкантов по внедрению ФГОС в общеобразовательные школы, можно сделать вывод, что достижение личностных, предметных и метапредметных результатов направлено не только на получение знаний, но и на развитие детей, соответствующее их возрасту.

Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения на первое место ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться.

Таким образом, формирование познавательного интереса учащихся на уроках музыки в школе способно осуществляться и эффективно развиваться при использовании программ соответствующих требованиям ФГОС НОО.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюкова Н.В. Требования Федерального государственного образовательного стандарта и их реализация в преподавании предмета «музыка» // Научная школа №5, 2012

2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы.- 3-е издание., Москва: «Просвещение», 2007.- 21 с.

3. Программы Общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4-й классы. Учебно-методический комплекс «Планета знаний»: обучение грамоте, русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, английский язык, музыка: [сборник].- М.: АСТ: Астрель, 2006.- 317, [3] с.- («Планета знаний»).

4. Усачева В.О. Требования Федерального государственного образовательного стандарта и их реализация в преподавании предмета «музыка» // Научная школа №5, 2012

5. www.zavuch.info/.../boltushkina-konferentsiya-28082012.

 

С.С. Фомина, К. Матвеева,

ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» (г. Уфа)


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!