РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 1
1 Подготовлено кандидатом философских наук Ю.П. Зуевым.
По разнообразию исповедуемых религий Россия — страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских течений), ислама, буддизма, а также иудаизма, древних политеистических культов и современных новообразований.
ПРАВОСЛАВИЕ
Православие имеет наибольшее количество последователей среди существующих в настоящее время в России религий. Оно представляет собой восточную («византийскую») ветвь христианства, развивающуюся с середины XI в. как его самостоятельное направление, имеющее ряд догматических, канонических и обрядовых особенностей.
Русская православная церковь
На территории Древнерусского государства приверженцы православия появились в IX в., а в конце X в. при великом князе киевском Владимире (988 г.) Русь официально приняла эту религию, чем и было положено начало Русской православной церкви (РПЦ). До середины XV в. Русская церковь была митрополией — одной из составных частей — Константинопольского патриархата.
В 1448 г. Русская церковь обрела автокефалию (самостоятельность), в 1589 г. стала возглавляться патриархом Московским и всея Руси. Петр I, реформы которого не были поддержаны выс-
752
шей державной властью, упразднил патриаршество, вместо него был учрежден Святейший правительствующий синод. Вновь восстановлено патриаршество лишь накануне Октябрьской революции 1917 г.
|
|
В начале XX в. церковь имела около 78 тыс. храмов (включая домовые церкви), около 120 тыс. священнослужителей, 1025 монастырей (478 мужских и 547 женских) с 95 тыс. монашествующих и послушников, 57 духовных семинарий и четыре духовные академии.
В годы советской власти, в условиях жестких ограничений деятельности церковь пережила раскол (20-е гг.), резкое сокращение количества действующих храмов и духовенства, были упразднены монастыри и духовные школы. Ситуация стала меняться в годы Великой Отечественной войны. Лишь со второй половины 1940-х гг. стали вновь открываться храмы, появилась возможность возобновить подготовку кадров в духовных семинариях, начал выходить «Журнал Московской патриархии». Этот процесс был, однако, приостановлен в 60-е гг. в связи с установкой КПСС на «развернутое строительство коммунизма». Возрождение церкви началось в годы «перестройки», особенно в преддверии празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г.
В настоящее время РПЦ имеет на территории России более 5 тыс. приходов, свыше 100 монастырей, более 20 духовных учебных заведений (в том числе две духовные академии, семь духовных семинарий, а также духовные училища).
|
|
Первичной ячейкой церкви является приход, т.е. община верующих, управляемая приходским собранием во главе с настоятелем (священником). Совокупность приходов на определенной территории (район, несколько районов области или города) образует благочиние. Совокупность приходов на территории области (края, республики) или двух областей составляет епархию, управляемую архиереем при содействии епархиального собрания. Все епархии РПЦ, находящиеся как на территории России, так и в «ближнем» и в «дальнем» зарубежье, образуют Русскую православную церковь, или Московский Патриархат. Высшими органами управления в ней являются Поместный собор, созываемый не реже одного раза в пять лет, Архиерейский собор, созываемый ежегодно, а также Священный синод во главе с Патриархом — постоянно действующий орган. Рабочим органом при Синоде является Московская патриархия с входящими в нее подразделениями, в том числе Отдел внешних церковных сношений, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Отдел по религиозному образованию и катехизации и др.
753
48-527
В последние годы церковь развернула широкую издательскую деятельность. Помимо «Журнала Московской патриархии» выходят журнал «Православная беседа», обшецерковная газета «Московский церковный вестник», во многих епархиях издаются свои периодические издания.
|
|
На базе некоторых приходов начали возрождаться православные братства, которые занимаются восстановлением храмов, благотворительной и религиозно-просветительной деятельностью. Действует также Всецерковное православное молодежное движение. В Москве открыты Православный богословский университет и Богословский институт, дающие богословское образование мирянам. В стране появляются православные лицеи и гимназии.
СТАРООБРЯДЧЕСТВО
Старообрядчество возникло в результате раскола в Русской православной церкви в XVII в. Поводом к нему послужили церковные реформы патриарха Никона (1652—1666).Старообряд-чество не смогло сохранить канонического и организационного единства, в течение XVII-XVIII вв. оно дробилось на самостоятельные течения и толки. В условиях гонений со стороны господствующей церкви и светских властей старообрядцы, особенно беспоповцы, вынуждены были организовывать свою жизнь и религиозную практику по типу сектантских общин (самоизоляция, персональный учет членов, нравственный риторизм и т.п.). Лишь в конце XIX—начале XX вв. они получили более или менее благоприятную возможность для удовлетворения своих религиозных потребностей. Старообрядцы сыграли значительную роль в развитии экономики России на основе свободного предпринимательства.
|
|
В настоящее время существуют следующие старообрядческие объединения:
Русская православная старообрядческая церковь (митрополия)
Общины и епархии имеются в Москве и Московской области, в Калужской области, на Дону, в Волго-Вятском регионе, на Северном Урале, в Западной Сибири. Всего на территории России, Украины и Молдовы более 150 общин и три монастыря.
Возглавляет церковь митрополит Московский и всея Руси.
Официальный печатный орган — журнал «Церковь».
754
Русская Древлеправославная церковь *
(архиепископия) .,,;w . w;t,-
Общины церкви имеются в Забайкалье, Среднем Поволжье, Западной Сибири, Брянской области. На территории России более 30 общин.
Глава церкви — архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси.
На территории бывшего СССР в настоящее время насчитывается примерно 230 старообрядческих объединений беспоповцев. Среди них:
Поморский толк — в Западной Сибири, на Урале, в Среднем Поволжье, на Дону.
Федосеевский толк — в Москве, в Псковской, Новгородской и некоторых других областях России.
Имеются также менее распространенные толки: филипповский, бегунский, спасовский, часовенное согласие.
СТАРОЕ РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО
i
В конце XVII—второй половине XVIII вв. из православия выделились оппозиционные ему религиозные течения, называемые в целом «Духовные христиане» или «Старое русское сектантство». Они возникли в крестьянской среде, затем к ним стали примыкать и горожане (мещане, купцы).
Общим для всех ветвей духовного христианства является противопоставление церковной иерархии, авторитаризму церковной дисциплины общины единоверцев, не разделенной на клир и мир, действующей на началах равенства и взаимопомощи.
Приверженцы духовного христианства, подвергавшиеся преследованиям со стороны светских и церковных властей, бежали на периферию Российской империи — на Кавказ и в Закавказье, в Сибирь, а также в Турцию, США, Канаду. Гонения властей, внутренние противоречия, связанные с социальной дифференциацией в общинах, отток части верующих в протестантские объединения серьезно ослабили это религиозное движение. После Октябрьской революции 1917 г. их положение еще более осложнилось в условиях политики искоренения религии. В настоящее время происходит оживление духовного христианства, главным образом духоборцев и молокан.
! Духовные борцы Христа — духоборцы
Духоборчество возникло в конце XVII—середине XVIII вв. в центральных российских губерниях. Его приверженцы называли
48*
755
себя «борцами за дух и истину». Они отвергли иерархию и обрядность православной церкви. Бог в их понимании — пребывающая в мире «премудрость», «благо», «любовь». В этих своих ипостасях он и присутствует в верующем человеке. Поэтому у духоборцев приняты взаимные поклоны при встрече. Все созданное руками человека, по их убеждению, не может обладать абсолютным авторитетом. Принимая основные идеи Библии, они вместе с тем далеки от того, чтобы относиться к ней как к «священному писанию», поскольку она — человеческое воплощение божественных истин. На молитвенных собраниях духоборцы поют псалмы собственного сочинения, в основе которых лежат библейские идеи. Долгое время существовавшие в устной традиции, они были изданы в 1905 г. в «Животной книге» (т.е. «Книге жизни»).
Один из важнейших принципов духоборцев таков: поскольку все люди по рождению равны, они и жить должны как равные. Поэтому в своих общинах они предпринимали попытки ввести общность имущества. Духоборцы выступали даже с идеями упразднения институтов власти и насилия, за что их проповедники подвергались репрессиям. Значительная часть духоборцев (около 8 тыс. человек) в 1898—1899 гг. эмигрировала в Канаду, где их потомки живут по сей день.
В настоящее время группы духоборцев есть на Украине и в Средней Азии, в России (Тульская и Ростовская области, Краснодарский край и др.) их 15—20 тыс. человек. За последние годы сформирована организационная структура духоборцев. Создан Совет Объединения духовных борцов Христа — духоборцев России. Один раз в два года проводятся съезды Объединения. Основные направления деятельности Совета — работа с единоверцами, переселяющимися в Россию из других регионов бывшего СССР, связь с теми, кто живет в дальнем зарубежье, информация о жизни общин в России. Издается газета «Вестник» (четыре номера в год, 1,5 тыс. экз.).
Союз общин Духовных христиан-молокан
Движение возникло в конце 60-х гг. XVIII в. в Тамбовской губернии. Оно отрицает иерархию, монашество, почитание икон и мощей, культ святых. Единственным источником веры и руководством в жизни признается Библия, которая ассоциируется с «духовным млеком», питающим человеческую душу. Отсюда и название этого движения. Молокане исповедуют принцип «спасения верой» и этику «добрых дел» (труд, взаимопомощь и т.п.) в
756
повседневной жизни. Большое место в их учении уделяется обоснованию скорого пришествия Христа и установления на Земле его тысячелетнего царства. Общины молокан управляются выборными руководителями — старцами и пресвитерами. Молитвенные собрания (чтение Библии и пение псалмов) проходят в жилых помещениях.
Молоканство причислялось царским правительством к «вреднейшим сектам», значительная часть его последователей в конце XVIII—первой половине XIX вв. была переселена в крымские и ставропольские степи, частично — в Сибирь, в середине XIX в. — в Закавказье. В течение XIX в. молоканство раскололось на ряд течений.
К 1917 г. молокан насчитывалось около 1 млн. человек. В настоящее время группы молокан имеются в Тульской области, Ставропольском крае и других регионах России (до 40 тыс. человек), а также на Украине, в Молдове, Казахстане.
В июне 1991 г. в Москве состоялся учредительный съезд молокан, провозгласивший возрождение «Союза общин Духовных христиан-молокан». Избран Совет из девяти человек. Начато издание журнала «Духовный христианин».
НОВОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СЕКТАНТСТВО
ЦЕРКОВЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПРЕОБРАЖАЮЩЕЙСЯ («БОГОРОДИЧНЫЙ ЦЕНТР»)
Религиозное образование сектантского характера, возникшее на почве православия в середине 80-х гг., в настоящее время имеет 20 общин, один монастырь, Богословский институт. Издательство «Богородичный центр» выпускает журнал «Рыцарь веры». Выходит также газета «Слово».
Возглавляет церковь архиепископ Иоанн Береславский — фигура харизматическая, утверждает себя как пророка, имеющего откровения от Божией Матери. Эти «откровения» излагаются им в книгах (более 20) под общим названием «Слово Матери Божией и Свидетельство Духа Святого». По мнению последователей Иоанна Береславского, эти книги являются провозвестием конца мира и призваны стать главным источником благодати и спасения для немногих праведников.
757
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ............................................................................................... 5
Введение. Религия как предмет социологического анализа. В. И. Гараджа ........ 6
Религия и наука о религии .................................................................................. 6
Возникновение и развитие социологии религии .................................................
Основные проблемы социологии религии ...........................................................
Раздел первый РЕЛИГИЯ В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
1. Богово и кесарево, подчинение религии государственной
власти. Т. Гоббс .............................................................................................. 25
2. О суеверии и исступлении. Д. Юм ............................................................... 28
3. Об отношении законов к установленной в стране
религии. Ш. Монтескье ................................................................................. 32
4. Гражданское исповедание веры: почему государству важно,
чтобы каждый гражданин имел религию? Ж.Ж. Руссо ............................... 40
5. Моральный принцип религии. И. Кант ...................................................... 49
6. Отношение религии к государству. Г.В.Ф. Гегель ........................................ 62
7. Закон трех стадий истории. О. Конт ........................................................... 70
8. Религиозное отчуждение. К. Маркс .............................................................. 80
9. Духовные основы общества: церковь и мир. С. Франк
88
Раздел второй МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ
1. Социология религии и теория познания. Э. Дюркгейм ............................ 111
2. «Интеллектуальная честность» как принцип научного
познания религии. М. Вебер ........................................................................ 145
3. Социология религии как наука: фукнкциональный
подход. Дж.М. Йингер ................................................................................. 161
4. Функциональный подход к религии. Дж.М. Йингер ................................ 166
5. Современный взгляд на дюркгеймову теорию религии. Т. Парсонс ....... 170
6. Религия как символическая модель, формирующая
человеческий опыт. Р. Белю ....................................................................... 190
Раздел третий РЕЛИГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА
1. Божества гражданской общины древнего мира. Н. Фюстелъ де Куланж ..... 194
2. Иегова и пророки. В. Робертсон Смит ...................................................... 203
3. Религиозный элемент в отношениях между людьми. Г. Зиммель ............ 209
4. Церковь и секта. Э. Трельч .......................................................................... 226
5. Монашество в восточном и западном обществе. А. Гарнак
...................... 238
6. Социальная обусловленность религиозных представлений
и институтов. Л. Леви-Брюль ....................................................................... 252
7. Религиозные группы и религиозные перегруппировки. П. Сорокин
....... 259
8. Религия и социальный статус. М. Вебер .................................................... 266
774
Раздел четвертый
РЕЛИГИЯ И ЛИЧНОСТЬ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕЛИГИИ
1. Религиозные идеи и интересы. М. Вебер...................................................313
2. Психический генезис религиозных представлений. 3. Фрейд..................328
3. Индивид и его религия. Ч. Глок.................................................................334
4. Религиозный опыт и традиция. П. Бергер.................................................339
5. Типы религии и религиозного опыта. Э. Фромм......................................364
6. Религиозность как поиск смысла жизни. В. Франкл................................375
7. Повседневная жизнь, частный индивид и религиозная
потребность. Д. Лукач..................................................................................380
8. Смерть и реинтеграция группы. Б. Малиновский......................................415
9. Табу. А. Рэдклифф-Браун
..............................................................................421
10. Коллективный ритуал. Э. Дюркгейм
...........................................................438
11. Социальная психология мировых религий. М. Вебер
...............................441
Раздел пятый РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
1. Священные объекты как символы. Э. Дюркгейм......................................469
2. Роль гадания в социальном процессе. В. Тэрнер.......................................471
3. Культурная ценность религии. 3. Фрейд....................................................481
4. Типы магии. Дж. Фрэзер.............................................................................486
5. Магия и религия. Б. Малиновский..............................................................509
6. Повседневная жизнь и религиозный опыт. П. Бергер, Т. Лукман...........535
7. Восточное и западное христианство. А. Гарнак.........................................538
8. Контроль над коллективным бессознательным как проблема
нашего времени. К. Маннгейм.....................................................................548
9. Религиозное неприятие мира. М. Вебер.....................................................562
Раздел шестой РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА
1. Протестантизм и капитализм. М. Вебер.....................................................596
2. Сектантство и развитие капитализма в России. Н.М. Никольский..........622
3. Религия в современном мире. К. Маннхейм..............................................639
4. Голод и идеология общества. П.Сорокин
..................................................657
5. Основные этапы эволюции религии в истории общества. Р. Белла........665
6. Религиозный индивидуализм и религиозный плюрализм. Р. Белла........677
7. От священного к светскому. Д. Белл..........................................................699
8. Религия и экономическое обновление России. С.Н. Булгаков................703
Персоналии....................................................................................... 711
Приложение. Религия и религиозные организации в современной
России.............................................................................................. 752
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!