Основные проблемы социологии религии 83 страница
Рэдклифф-Браун Альфред Реджиналд (1881-1955). После окончания в 1906 г. учебы в Оксфорде, где изучал «духовные и моральные науки», в 1906 г. предпринимает поездку в Южную Африку и до 1908 г. в качестве этнолога ведет полевые исследования на Андаманских о-вах. Возвратившись на несколько лет в Англию, он занимается сравнительной социологией и социальной антропологией. С 1910 по 1912 г. ведет полевые исследования в Западной Австралии. До 1937 г. работает в университетах Сиднея, Претории, Кейптауна, Чикаго. В 1937 г. получает приглашение в Оксфорд, на вновь созданную кафедру социальной антропологии. В 1940 и 1941 гг. он — президент Королевского антропологического ин-та. В качестве «приглашаемого профессора» преподает в университетах Бразилии, Китая, Египта, Южной Африки. В 1955 г. незадолго до кончины вернулся в Англию. Важнейшие работы: «Андаманские острова. Исследования по социальной антропологии» (1922), «Структура и функции в примитивном обществе» (1952), «Естественная наука об обществе» (1957), «Метод социальной антропологии» (1958).
Рэдклифф-Браун изучал религию не как систему верований, но раскрывая ее «социальные функции», т.е. тот вклад, который она вносит в формирование и утверждение социального порядка. В религии он видит один из способов контролирования человеческого поведения, наряду с моральными нормами и законом. Религия вырабатывает свойственную ей систему санкций и определенного рода зависимость, которая необходима для социализации человека. Необходимо исследовать различные религии «в действии», внутри той или иной социальной системы как целого.'
|
|
В хрестоматии дан текст (с купюрами) статьи «Религия и общество», опубликованной в 1945 г., где автор развивает свое понимание религии с позиций социальной антропологии. Другой текст — «Табу» является фрагментом из книги «Андаманские острова».
740
Смит Вильям Робертсон (1846—1894). Родился в Шотландии. Окончил Абердинский ун-т; изучал математику, теологию, Ветхий Завет. В 1870 г. стал священником Свободной церкви и занял кафедру восточных языков и экзегетики Ветхого Завета в колледже Свободной церкви в Абердине. Взгляды, изложенные в публикациях этого времени, послужили основанием для обвинения его в ереси. В 1876 г. В.Р. Смит путешествует, посещает Европу, Северную Америку, Египет, Аравию. С середины 80-х гг. профессор арабистики в Кембридже. Среди его работ статья «Библия» для Британской энциклопедии (1875), «Пророки Израиля и их место в истории» (1882), «Лекции по семитической религии» (1889).
Как исследователь Ветхого Завета, Робертсон Смит изучал религию евреев в контексте религиозных обычаев и представлений семитских кочевников, у которых, как он доказывал, ритуал занимал господствующее положение во всей религиозной жизни, отодвигая на второй план верования. В этой связи он разрабатывал теорию тотемизма и жертвоприношений, обосновывая мысль о том, что древняя религия состояла из институтов и практики и фактически не имела символа веры. Эти институты были весьма консервативны и стремились исключить любые религиозные новшества. Они должны рассматриваться как существенные элементы социального организма. Если религия была частью организованной социальной жизни, законам которой человек не мог не подчиняться, то изучение такой религии представляет собой изучение функционирования религиозных институтов и того, как эти институты регламентируют жизнь людей. С изучением метафизической природы богов исследование должно переключиться на выявление роли этих богов в социальной структуре. В.Р. Смит показал элемент коллективизма, присущий древним религиям и в значительной мере утраченный современными. С его точки зрения, религия есть в основе своей социальная реальность, организованная в институты, которые общество считает сакральными. Эти идеи отражены в фрагментах «Лекций по семитическим религиям», которые приведены в хрестоматии.
|
|
Сорокин Питирим Александрович (1889—1968). Закончил юридический факультет Петербургского ун-та (1914). Под влиянием М.М. Ковалевского, Л.И. Петражицкого, Е.В. Де-Роберти и Э. Дюркгейма обращается к анализу широкого круга социальных явлений, в числе первых — работы по морали, религии, праву. В 1920 г. выходит двухтомная «Система социологии». В этой работе Сорокин рассматривает религию и церковь как компоненты «кумулятивных группировок» в их соотношении с государством и
|
|
741
кастой. Ядро религии он видит не в верованиях, не в комплексах идей, а в чувственно-эмоциональных переживаниях, сопряженных с верой. Логика мало заботит веру. Верования, догма — только выражение, «идеологическое оправдание» «чувств-эмоций» человека, воплощенных в нравах.
Утверждение, что религия формируется под влиянием социальной среды, Сорокин обосновывает в работе «Голод и идеология общества», обращаясь к раннему христианству как разновидности коммунистической идеологии и его последующему «обратному движению» к идеологии, приемлющей мир с его богатством и бедностью. В результате, как показывает Сорокин в историческом очерке развития христианской церкви, возникавшие в средние века идеологии с коммунистическим оттенком, хотя и на почве христианства, должны были принимать антицерковный характер. Разработка Сорокиным этого круга вопросов примыкает к тому, что в этой области делали Э. Трельч и М. Вебер, рассматривая соотношение «церковь — секта». Своеобразие Сорокина в том, что он социологический анализ коммунистических идеологий доводит, начав с христианства, до марксизма, исходя из того, что «сходные причины вызывают сходные следствия».
|
|
В 1922 г. Сорокин покидает Россию и вскоре обосновывается в США. С 1930 г. он руководит социологическим факультетом в Гарвардском ун-те. Главная работа этого периода — «Социальная и культурная динамика» — выходит сначала в адаптированном, рассчитанном на массового читателя виде, под названием «Кризис нашего времени» (1941). Диагноз нашего времени, к которому приходит Сорокин, — это кризис всего западного общества и его культуры, кризис искусства и науки, философии и морали, религии и права, образа жизни и нравов, В основе всякой великой культуры лежит некий основополагающий принцип, ее главная ценность. Главной истиной (ценностью) западной культуры средних веков был Бог. Современная культура в своей основе есть культура чувственная, ее основной принцип — светский и утилитарный. Он воплощается в искусстве, философии, морали, праве, науке и псевдорелигии.
Современный кризис культуры знаменует собой переход к новому культурному синтезу, идущему на смену чувственной культуре. Необходима новая универсализация ценностей, включая сферу чувственной истины — науку, философию и религию. В рамках каждой интеграции культуры религия остается ее составным компонентом, видоизменяются лишь ее положение и степень воздействия на общество.
742
'.:. Трельч Эрнст (1865-1923). По образованию теолог. В 1894 г. стал профессором систематической теологии в Гейдельберге, с 1915 г. — профессор философии в Берлине. В годы первой мировой войны и после защищал в публичных выступлениях права человека, демократию. Л. Гарнак видел в Трёльче крупнейшего немецкого философа истории, связавшего в своем понимании истории воедино идеологию и социологию. Важнейшие труды: «Абсолютность христианства и история религии» (1902); «Основные проблемы этики» (1902); «Политическая этика и христианство» (1904); «Значение протестантизма для возникновения современного мира» (1906), «Социальные учения христианских церквей и групп» (1912), «Историзм и его преодоление» (1924) и др.
«Религиозный дух», согласно Трельчу, связан с врожденными человеку религиозными чувствами, но развивается и реализуется в культурно-историческом контексте и в свою очередь оказывает влияние на развитие общества, решение социальных вопросов. Свою работу «Социальное учение христианских церквей и групп» он представляет как «историю христианско-церковной культуры», в которой все религиозно-догматическое и теологическое предстает лишь как «основа социально-этических действий или как отражение и обратное воздействие на социологическую среду». • Треёльч полагал, что идеи протестантской Реформации продолжают жить в религиозной мысли нового времени и могут дать приемлемую для современного человека ориентацию. Признание божественного начала в мире, т.е. за пределами собственно религиозной жизни, сообщает новый смысл религиозной жизни, сообщает новый смысл религиозному утверждению мира, ведет к разрыву с идеей первородного греха, признанию самостоятельных этических ценностей мира. Религия, регулируя поведение индивидов, является синтезирующим фактором исторического процесса. Протестантизм, в особенности кальвинизм, внес исклю-! чительный вклад в развитие европейской культуры и становление ; современного капитализма. Классической стала разработанная ! Трёльчем типология религиозных сообществ (церковь — секта — мистическая община) и характеристика их специфических черт и | Социальной роли.
Франк Семен Людвигович (1877-1950). Изучал право в Московском ун-те, философию и социологию в Берлине и Гейдельберге. Профессор философии в Саратовском и затем Московском ун-тах. В 1922 г. был выслан из Советской России, жил в Англии. В числе других работ — «Очерк методологии общественных наук» (1922), «Духовные основы общества. Введение в социальную фи-
743
лософию» (1930), «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» (1949).
Отдав в молодости дань марксизму, Франк в дальнейшем переходит на позиции христианского идеализма. Это — «религиозная философия» в том смысле, что в христианстве Франк увидел мировоззрение, в присущей христианству символической форме выражающее общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности. Он отстаивает христианство, но не как богослов, а как «свободный философ». Истолкование Франком социальной жизни в духе христианства существенно отличается от традиционного православно-богословского. В понимании бога Франк, как он сам считал, занимал позиции панентеизма. Его «бог» — «бог философов», а не христианской догматики. В его понимании Бог есть царство Истины, Добра, Красоты, Святости. Бог не является каким-то особым существом, личностью.
В общественной жизни действуют вечные, неизменяемые, имеющие силу при всяком историческом порядке закономерности, вытекающие из существа человека. Человек может их нарушать, но не безнаказанно, и поэтому они определяют истинную цель его стремлений: «Человек не есть своевольный хозяин своей жизни, — писал С. Франк, — он есть свободный исполнитель высших велений, которые вместе с тем суть вечные условия его жизни»1.
Большое и важное место в социальной философии Франка занимает анализ двойственного характера общества, наличие внутреннего и наружного слоя общества. Франк выражает эти два аспекта в терминах «соборность» и «внешняя социальность», или «общественность».
Эта двойственность коренится в двойственности человеческой природы вообще и обусловливает наличие в обществе органическо-го единства, с одной стороны, ^механизма, принудительной внешней организации, — с другой. Отсюда — дуализм этики и юридической справедливости, милосердия и закона, «церкви» и «мира».
Государство Франк определяет как единство систематически организованной общественной воли; наиболее совершенную форму его он усматривает в конституционной монархии. В религиозной жизни Франк видит первичную социально объединяющую силу: «Социальное единство в его живой глубине ощущается как святыня, как выражение сверхчеловечески-божественного начала человеческой жизни»2. В основе всякого общества, по Франку, лежит
1 Франк С. Духовные основы общества. М, 1992. С. 35. - Там же. С. 90.
744
как соборность, как первичное единство «мы» — церковь. Речь идет, таким образом, не об эмпирически существующей церкви того или иного вероисповедания (православной, католической и т.д.). Наряду с эмпирически существующей церковью как социальным явлением, как союзом верующих людей, одним из множества других общественных объединений, «видимой церковью», существует «невидимая церковь». Церковь как социально-философское понятие есть «первичное», «богочеловеческое» единство, объемлет все человеческие единства, основанные на вере, как бы ложна ни была эта вера. Отношения между «церковью» в этом смысле и «миром» общественной жизни могут принимать самые различные формы, как это показывает Франк.
В своей социальной философии Франк обосновывает как цель общественного развития возможно полное воплощение в общинной человеческой жизни полноты божественной справедливости, реализации самой жизни во всеобъемлющей полноте, глубине, гармонии и свободе ее первоначальной основы. Франк полагает, что сегодня перед лицом исторических потрясений самое важное — проникнуться сознанием, что есть вечные незыблемые начала человеческой жизни, вытекающие из самого существа человека и | общества, преодолеть скептицизм и обрести понимание целей и задач человеческой общественной жизни.
Франкл Виктор (род. в 1905 г.). Один из крупнейших психоло-I гов школы 3. Фрейда. Работая в клинической психиатрии, создает | теорию логотерапии экзистенциального анализа. Проблема лого-терапии (от «логос» — идея, смысл) — проблема утраты современными людьми смысла жизни, нравственного кризиса, «экзисген-циального вакуума». Разрушение старых ценностей и традиций, быстрая дискредитация «новых», предлагаемых взамен, порожда-| ет у огромного числа людей ощущение бессмысленности той жизни, которую им приходится вести. Этим проблемам посвящены многочисленные работы Франкла. В их числе: «...И все же сказать жизни «Да» (1946), «Подсознательный бог» (1948), «Человек страдающий» (1950). Логотерапия — врачевание души, оказание помощи людям, страдающим «смыслоутратой».
Франкл полагает, что никто не может дать человеку тот единственный смысл, который он может и должен найти в своей жизни, в своей неповторимой жизненной ситуации, ибо нет годного на все случаи жизни ответа. Вещи детерминируют друг друга, человек же определяет себя сам, он свободен. В поисках смысла человека направляет его совесть, она является «органом смысла». Совесть и ответственность присущи и религиозным, и нерелиги-
745
озным людям. Бог как «психологическая величина» — это персонализированная совесть, это «подсознательный бог», живущий в каждом человеке.
Психология имеет дело с таким богом. Она оставляет открытым вопрос о существовании бога институализированных религий, трансцендентного бога. Этот круг вопросов рассматривается в статье Франкла «Психотерапия и религия». В религии он видит феномен, который может выражаться не только в институализи-рованной религии, но и вне ее. Социальная роль религии определяется ее способностью помогать человеку в его стремлении к тому, чтобы сделать свою жизнь осмысленной.
Фрейд Зигмунд (1856—1939). Австрийский психолог, социальный мыслитель, создатель психоанализа, принципы которого были применены к разработке проблем социальной истории, религиеведения, культурологии и т.д. Изучал медицину в Венском ун-те. Проблемами психотерапии занимался как в клинической практике, так и в теоретических исследованиях. С 1902 г. — профессор в Венском ун-те. Основатель Международной психоаналитической ассоциации (1910). В 1938 г. переехал в Лондон после аншлюса Австрии гитлеровской Германии.
Важнейшие работы: «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923), «Моисей и монотеизм» (1939). Работа, фрагменты которой приведены в хрестоматии, «Будущее одной иллюзии», вышла в 1927 г. и была переведена во многих странах, вызвав широкий общественный резонанс.
Новый момент, который в объяснение религии вносит психоанализ Фрейда, заключается в том, что он устанавливает связь между религией и субъективными влечениями, желаниями, страстями. Эти движущие человеческим поведением силы, иррациональные по своей сути, Фрейд и пытался объяснить научно, т.е. рациональным образом. Помимо чисто познавательного интереса, Фрейд руководствовался стремлением помочь людям понять себя и перестать быть игрушками страстей, помочь им понять себя, чтобы преодолеть власть иллюзий и стать свободными разумными существами.
Среди множества стремлений и желаний, возникающих первоначально на подсознательном еще уровне, в сфере бессознательного главную роль играет, по Фрейду, половой инстинкт. Социальные нормы, культура в целом, ограничивают произвол индивида, вводя его поведение в определенные границы, нарушение которых несет угрозу совместной жизни людей. Подавление мощных природных влечений и порождает религию, в которой Фрейд ви-
746
дит общечеловеческий навязчивый невроз: религия есть не что иное, как иллюзорное исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человечества, которые остаются неудовлетворенными и вытесняются в сферу бессознательного. Религия, таким образом, выступает как способ защиты индивида от враждебного ему как индивиду социального начала — той узды, которая сдерживает его природные инстинкты, ограничивает сто эгоистические, агрессивные, сексуальные стремления. Но это способ, который основывается на создании и использовании иллюзий, когда желаемое принимается и выдается за действительное. Так происходит, например, когда моральное поведение основывается на вере в бога-отца — одновременно заботливого и — карающего за нарушение запретов. Фрейда занимает проблема, связанная с тем, что религиозные основания морали являются иллюзорными, непрочными, поскольку всякая деятельность, основанная на иллюзиях, чревата неудачей. Для Фрейда первостепенное значение приобретает поэтому вопрос о том, что представляет собой религия с точки зрения психологии, какова ее действительная ценность. Его ответ: по своей психологической природе религиозные учения представляют собой иллюзии. Вот почему он, признавая, что религия оказала человеческой культуре великую услугу, сделав многое для усмирения асоциальных влечений, определяя действительную ценность религии, указывает на два обстоятельства: во-первых, на то что религия сделала много, но все же недостаточно, если иметь в виду нравственный облик общества. Более того, Фрейд полагает, что во все времена безнравственность находила в религии не меньшую опору, чем нравственность; во-вторых, перспективу он видит в замещении религиозных мотивов культурного поведения мирскими. Фрейд полагает, что лучше прекратить манипулирование символическими масками истины. Его идеал — «человечество, которое отреклось от всех иллюзий и благодаря этому сумело сносно устроиться на земле!»
Фромм Эрих (1900—1980). Врач-психоаналитик и основатель неофрейдизма. Внес ряд существенных идей в разработку психологии и социальной философии. Получил философское образование в Гейдельбергском и Мюнхенском ун-тах. В 1929-1932 гг. — сотрудник Ин-та социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в то время складывается Франкфуртская школа «неомарксизма». В 1933 г. после прихода к власти в Германии нацистов Фромм эмигрировал в США.
В числе важнейших работ Фромма — «Иметь или быть» (1976), включающая главу «Религия, характер и общество» (вся работа
747
вышла на русском языке в 1986 г.), а также ряд книг, посвященных религиозной проблематике: «Дзен-буддизм и психоанализ» (1960); «Вы будете как боги. Радикальная интерпретация Ветхого завета и его традиции» (1966); «Психоанализ и религия» (1950), отрывки из которой приводятся в хрестоматии.
Фромм трактует религию предельно широко — как любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения. С этой точки зрения нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности, поскольку она означает потребность в системе ориентации и объекте для служения. Вопрос, с точки зрения Фромма, заключается не в том, чтобы принять или отвергнуть религию, но единственно лишь в выборе определенного рода религии: религии, способствующей человеческому развитию, раскрытию присущих человеку сил, или религии, которая эти силы парализует. Фромм подвергает критике традиционные авторитарные религии, предлагая взамен «гуманистическую религию», в центре которой стоит человек.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!