Основные проблемы социологии религии 84 страница



Для Фромма важен социопсихологический подход к религии, признание того, что существует корреляция между социальной структурой и видами религиозного опыта. С точки зрения психо­анализа одна и та же человеческая религия может скрываться за различными религиями, и наоборот, противоположные человечес­кие установки могут лежать в основании одной и той же религии.

Фрэзер Джеймс Г. (1854-1941) студентом в Кембридже изучал классическую филологию, философию и право, в Ливерпульском ун-те — социальную антропологию. После окончания учебы и до конца жизни работал в Кембридже. Первая работа «Тотемизм» вышла в 1887 г. Последней была антология антропологии (1938-1939 гг.). Самые известные работы Дж. Фрэзера — «Золотая ветвь» (первое изд. в 1890 г.) и «Фольклор в Ветхом Завете» (первое изд. в 1918 г.). Обе работы переведены на русский язык.

Дж. Фрэзер — основатель сравнительного религиеведения. Он собрал и использовал огромный материал, относящийся к разным историческим эпохам, с тем чтобы представить историю развития религиозного сознания. В основу его исследований были положе­ны три принципа: эволюционное развитие, психическое единство человечества и фундаментальной противоположности разума — предрассудку. В сравнительном изучении религиозных верований и институтов Дж. Фрэзер видел не только средство к тому, чтобы нарисовать «панораму человеческого развития от дикости до ци­вилизаций», но и орудие прогресса, поскольку в западном общест-

748

ве обнаруживается множество унаследованных от прошлого пред­рассудков.

Самое важное из того, что создал Дж. Фрэзер, — предложен­ная им общая теория эволюции первобытного общества и перво­бытной религии. В магии, исторически предшествовавшей, по мысли Дж. Фрэзера, религии, он видел результат неправильного употребления разума. Тем не менее магия предлагает первобытно­му человеку рациональные средства для того, чтобы объяснить мир и действовать в нем. Его подход индивидуалистический, он не связан с социальным контекстом изучаемых явлений и не предпо­лагает структурное единство каждой данной культуры. Магия есть элементарный способ мышления, религия же имеет в виду сверх­человеческое сознание и действие персонифицированных сил. Религия приходит на смену магии. С помощью религии человек познает самого себя, свою зависимость от богов, которым он по­клоняется.

В Хрестоматии даны фрагменты из «Золотой ветви», в которых Фрэзер излагает свою теорию магии, перехода от магии к религии.

Фюстель де Куланж Н.Д. (1830-1889), Принимал участие в археологических экспедициях, вел раскопки в Греции. Как исто­рик был занят главным образом изучением классической анти­чности. С 1860 по 1870 г. — профессор истории в Страсбургском ун-те, впоследствии с некоторыми перерывами — в Сорбонне. Самая важная его работа по истории религии была опубликована во Франции в 1864 г. — работа о древнем городе (в русск. пер. «Гражданская община древнего мира». СПб., 1906). Фюстель де Куланж одним из первых понял, что религиозные представления являются элементами социальной среды. Он утверждал, что соци­альные институты древности (в античном мире — такие, как се­мья, фратрия, городская община) останутся загадкой, если мы не поймем религиозных верований соответствующей эпохи. Необхо­димо объяснить и найти правильную оценку религии для понима­ния, в частности, древнегреческой и древнеримской цивилизаций, которыми он занимался. Главные перемены в их истории связаны с переменами в религиозной жизни. Историк должен отыскать корни религиозных обычаев и представлений в том обществе, ко­торое он изучает, попытаться определить функцию этих обрядов, обычаев и представлений в данной социальной структуре.

Следует признать существенное различие между древними и современными обществами, не идеализировать и не «осовремени­вать» религии древних обществ, принимать во внимание как не­преложный факт прогрессивное развитие человеческого интеллекта.

749

В работах Фюстеля де Куланжа историческое исследование рели­гии подвело к обнаружению ее социального аспекта, в них едва ли не впервые исторические методы исследования были соединены с социологическими.

В хрестоматии приведены отрывки из «Древнего города», в которых обосновывается «необходимость изучения верований древ­него общества для понимания его институтов», рассматривается «домашняя религия» и «религия древней общины» и обосновыва­ется мысль о том, что «социальные законы были делом богов, но сами эти могущественные и благодетельные боги есть не что иное, как человеческие верования».

Юм Дэвид (1711-1776). Изучал в Эдинбургском ун-те юрис­пруденцию; недолго занимался предпринимательской деятельнос­тью; в 1734—1937 гг. с познавательными целями предпринял по­ездку во Францию, где занялся разработкой философских про­блем. Результатом явился «Трактат о человеческой природе». Осо­бенно большую роль в развитии идей европейского Просвещения сыграла работа Юма «Естественная история религии» (1757), а также «Эссе» («Опыты») на морально-политические, философские и экономические темы, публиковавшиеся в 50-е гг.

Юм стремился к тому, чтобы в полной мере были оценены опыт и разум, чтобы их не подчиняли вере. Область разума и об­ласть веры должны быть разграничены. В «Естественной истории религии» Юм утверждает, что первоначальные религиозные пред­ставления были вызваны не созерцанием творений природы, а за­ботами о житейских делах, надеждами и страхами перед темными силами, угрожающими гибелью. Иными словами, религия возни­кает не из разумных оснований, а как компенсация житейской нужды и бессилия. Но религия не принесла людям ни удовлетво­рения желаний, ни избавления от несчастий. Благочестие привело к рабской униженности, религиозный экстаз — к опустошению и истощению духа. Отрицательно оценивает Юм и моральное со­держание религий. Они полны заблуждений и суеверий.

Юм критикует историческую религию с позиций разума, но он не нападает на существующую церковь. Он полагает, что просве­щение должно коснуться и религии, очистить от неразумия, сде­лать лучше, заменить ложную веру в бога «истинным теизмом». Юм скептически относится к вопросу о том, насколько может быть познана природа божественных сущностей. Он исходит из того, что наши представления не простираются дальше собственного опыта, а ведь мы не имеем в опыте данных о божественных свой­ствах и действиях. Всякие попытки обосновать сходство между

750

богом и человеком ведут, в конечном счете, только к догматизму, к теологическим теориям и системам, за которыми стоят партий­ные пристрастия и честолюбие. В сочинениях по истории Англии и Шотландии Юм показывает, что религиозные распри служили ширмой для политических целей. Он обвиняет церковных руко­водителей и сектантских лидеров в фанатизме и нетерпимости,, которые вызвали гражданскую войну и революцию.

Разум не располагает возможностями, позволяющими с ка­кой-либо степенью достоверности говорить о боге как причине мира и существующего в нем порядка. Единственная для мысля­щего человека остающаяся возможность — то, что может быть названо «истинным теизмом», — заключается в представлении, которое сводит бога к источнику чистой нравственности. Просве­тительское очищение религии от суеверий может быть понято как I процесс, который означает конец религии в собственном смысле слова.

Влияние взглядов Юма сказывается в Англии в том, что бок о бок существуют две позиции, не вступая в открытую борьбу: с одной стороны — церковь с ее традициями и символикой, под защитой королевской власти как символ империи, с другой — класс образованных, большей частью стоящих вне церкви, но не ведущих против нее борьбу. При этом отсутствуют попытки син­теза этих двух позиций. Юм утверждал дух терпимости как аль­тернативу «религиозному исступлению», всякого рода фанатизму. «Фанатики могут допускать, что владычество основано на божьей милости что только святые владеют земным царством, но граж­данские власти совершенно справедливо ставят этих утонченных теоретиков на одну доску с обычными разбойниками и учат их посредством строжайших наказаний тому, что правило, которое с умозрительной точки зрения может казаться в высшей степени выгодным для общества, на практике может, однако, оказаться совершенно пагубным и губительным. О том, что религиозные фанатики этого типа были в Англии в период гражданских войн — мы знаем из истории. «Она свидетельствует об ужасных последст­виях фанатизма, — писал Юм в «Исследовании о принципах мо­рали»3.

3 Юм В.Я. Соч.: В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 234-235.

Приложение


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!