Созданных на каркасной и бескаркасной основе 10 страница



В переносном смысле кулисы — часть театра, находящаяся позади за- навеса, включающая сцену и все сценические помещения, куда закрыт

ДОСТ П ПОСТО]ЗОННИМ.

 

Падуги — горизонтальные полотнища, перекрывающие верховое обо- рудование, размещенные за порталом. Возникли в театральной практике как декорации, изображающие небо, облака, кроны деревьев. Падуги сши- ваются из горизонтальных полос ткани, с тем, чтобы фабричная кромка образовала нижний обрез. При этом условии видимая кромка падуги все- гда ровна и горизонтальна. Исключение составляют падуги, сшитые из бархата. Поскольку кулисы шьются из вертикальных полос с определен- ным направлением ворса, то и ворс ткани падуги должен идти по этому же направлению. Иначе падуги и кулисы будут резко различаться по тональ- ности. На основе комбинации кулис и падуг родилась целая система оформления художественных зрелищ, получившая название кулисно- арочная подъемная декорация.

Задник используется как фон для декораций и как занавес художест-

венного действа в тех случаях, когда он подвешен на нулевом плане.

Задник живописный состоит из ряда полос ткани, сшитых в одно по- лотнище, элементов крепления и оттяжки. Скроенные полосы материала сшивают в полотнище, затем расписывают. Современная технология изго- товления задников предполагает использование широкоформатной печати на специальных пленках с плотной структурой.

Транспарантные задники — задники с полупрозрачными частями, под- свечиваемые с обратной стороны, комбинируются из тканей различной плот-


ности. Основное полотно сшивается из плотной непрозрачной ткани, в кото- рой согласно эскизу делаются вырезы различной величины и формы. Эти вы- резы с обратной стороны зашиваются менее плотными материалами — от су- ровой или отбельной бязи до тончайшего мадаполама. Разница в структуре ткани создает различные яркости свечения отдельных частей композиции.

Горизонт. Для создания на сцене воздушной перспективы, смягче- ния контуров фоновых декораций применяются задники, сшитые из глад- кого тюля, — горизонты. В театральной практике используют плоские или круглые горизонты. Размеры плоских изделий зависят от того, как пове- шены на сцене падуги и кулисы, потому что горизонт должен закрывать все пространство между маскировками последнего плана.

Сущность компетенций режиссера в вопросах подбора и эксплуа- тации элементов одежды сцены заключается в знании способов преоб- ражения пространства стандартными средствами. Умение использо- вать элементы одежды сцены в качестве декораций художественного действа значительно обогащает палитру выразительных средств.

Театральные драпировки и образ художественного действа

Искусство драпировки. Изготовление драпировок, их виды. Декоративные ламбрекены, техника их изготовления.

Роль драпировок в создании образа художественного действа.

Драпировки это ткани, ниспадающие складками. Драпировками можно декорировать комнаты, залы, окна, двери, мебель и другие предме- ты. В античном театре одежда была по сути драпировкой.

Драпировать значит занавешивать, украшать что-либо тканями, собранными в складки. Драпировщиком называют мастера, занимающе- гося изготовлением гардин, портьер и прочих мягких изделий, которыми


декорируют предметы интерьера. Одежда сцены, по существу, не что иное, как драпировки, увеличенные до размеров коробки сцены.

Мебель и драпировки используются для обстановки сцены как один из компонентов оформления театрализованного действа. В сценической обстановке каждый предмет, в том числе и драпировки, должен сочетаться со стилем мебели и характером архитектурных деталей объемных декора- ций. Театральные драпировки дополняют общее впечатление, которое го- ворит о вкусе либо о явном его отсутствии. Бывают довольно сложные со- четания обстановки и декораций. Например, архитектура гостиной или ка- бинета может свидетельствовать о том, что дом выстроен в одну эпоху, а новая мебель показывает, что наследники обставили его по своему вкусу, отличающемуся от вкуса предшественников.

Приступая к изготовлению драпировки, мастер должен продумать не только выкройку, но и общий вид изделия (новая, старая, безвкусная, не- ряшливая, роскошная и т. д.).

Познакомившись с эскизом, мастер, прежде всего, выясняет размер декорации, а также форму, ширину и высоту окон и дверей.

Ряд простых драпировок выполняется без затруднений. Достаточно ткань собрать в узел, закрепить ее с одной стороны и перебросить свобод- но через перекладину с другой – драпировка готова.

Для более сложных драпировок мастер должен делать выкройки, так как каждый эскиз художника имеет свои отличительные черты. Особенно внимательно нужно относиться к форме окон и дверей, так как выкройки драпировок, развешиваемых на полукруглых и фигурных карнизах, дела- ются иначе, чем прямых. Окна и двери различных павильонов имеют раз- ные размеры. Поэтому мастер должен уметь пропорционально уменьшить и увеличить выкройку каждого изделия.

Выбирая ткань, нужно проверить, как закладывается в складки тот или иной сорт материала. Для этого драпировщик прибивает кусок


ткани на рейку, а затем, подбирая и освобождая материал, ищет форму складок.

Мягкие материалы закладываются в складки лучше, чем грубые. Это обстоятельство очень заметно сказывается на фестонах различных изде- лий (о чем будет подробно сказано ниже). Поэтому особенно тщательно нужно проверять, как закладывается ткань тогда, когда материал провисает дугообразными складками.

В тех случаях, когда подзор должен быть задрапирован в бантовые складки, выкроенную полосу ткани временно прикрепляют к планке с та- ким расчетом, чтобы весь материал был разделен на двойную ширину дан- ных складок.

Прямую планку с задрапированным на ней подзором подвешивают вплотную к верхнему краю коробки окна при помощи металлических крючков и скобок.

В оконных проемах, верхняя часть которых имеет форму циркульной арки, подзоры подвешивают на деревянных дугах, вырезанных из фанеры с таким расчетом, чтобы их кривизна соответствовала изгибу верхнего края коробки окна.

Волнообразные, или французские, подъемные шторы. Ткань этих штор собирается волнообразными складками. Шьют их из мадаполама, ба- тиста, шелка и других тонких материй кремового и белого цвета. Ткань должна быть достаточно эластичной, чтобы драпировка ложилась мягки- ми, плавными складками. В зависимости от ширины окна шторы кроят из нескольких полос материала таким образом, чтобы ткань каждой секции драпировки можно было собрать в полукруглые неглубокие складки. Што- ры такого рода развешивают или в коробке окна на деревянной планке, или над окном на карнизе.

Чтобы собрать ткань каждой секции волнообразными складками, выкройка подъемной шторы должна быть равна полуторной ширине зер-


кала сцены и в два раза длиннее его высоты (считая от планшета до уровня поднятого штанкета).

Все полотнища скрепляют запошивными швами, чтобы в них можно было также вставить шнуры, к которым приметывают складки ткани.

Декоративные ламбрекены. Ламбрекенами декорируют верхнюю часть окон или дверей. Иногда ламбрекены развешивают без дополнитель- ных драпировок, но чаще ими помогают скрыть систему крепления раз- личных занавесов и драпировок, сшитых из тюля, кружева, тонкого шелка и других тканей.

По технике изготовления ламбрекены разделяют на гладкие и фа- сонные.

Гладкие ламбрекены натягивают на каркас или прикрепляют к кар- низу так, чтобы на ткани не образовывалось ни одной складки или морщи- ны. Ламбрекены, собранные трубчатыми, коническими и другими верти- кальными складками, подвешивают на штанги на кольцах или прибивают гвоздями к обратной стороне карниза. Фестоны, косяки или рукавчики фа- сонных ламбрекенов прибивают на штангу так, чтобы по бокам оставались свободные концы для кронштейнов.

Во всех случаях высота ламбрекена должна быть равна одной пятой высоты окна или двери, над которыми его вешают.

Драпировка позволяет изменять высоту, ширину и глубину сцениче- ского пространства. Поэтому драпировка незаменима при постановке ка- мерных и поэтических театрализованных представлений.

Образ художественного действа создается разными декоративно- художественными средствами: павильонной выгородкой, декорационными станками, сценическим освещением, театральными драпировками. По принципу изготовления театральные и бытовые (интерьерные) драпировки одинаковы. Драпировки, создаваемые для сцены, отличаются большей глубиной складок, фактурой материала, масштабами декоративных дета-


лей — все эти особенности продиктованы сценической выразительностью и оптикой зрительского восприятия на определенном расстоянии, которые в зрелищных сооружениях обусловлены архитектурой и расположением мест в зрительном зале.

На сцене, там, где есть возможность имитировать складки живопис- ным способом, нет необходимости затрачивать материал и силы драпи- ровщиков. Драпировки, помещенные на ближних планах сцены, формиру- ют наиболее тщательно. Большую роль в формообразовании драпировок играют свойства материала и сценическое освещение.

Выбор характера драпировки зависит от множества факторов. Ши- рокие вертикальные складки образуют видимые линии, зрительно вытяги- вающие пространство в высоту. Они способны подчеркнуть строгость и монументальность декоративного оформления. Глубокие провисающие складки фестонов ассоциируются с великолепием дворцового убранства и помпезностью события. Косые мелкие складки полупрозрачных тканей помогут создать образ пробивающихся лучей света или струй дождя. Нис- падающая линия тяжелой ткани может вызвать ассоциации со шлейфом уходящего занавеса, гигантского приспущенного знамени и т. п.

Режиссеру необходимо помнить о различных способах решения сце- нического пространства, в том числе и мягкими декорациями, а именно: театральными драпировками, элементами одежды сцены, — что значи- тельно обогащает палитру постановочных средств.

Принципиальная схема работы раздвижного занавеса. Игровой занавес в раскрытии характеров образов

Театральный занавес как оборудование и декорации.

Разновидности театральных занавесов, принципы устройства. Их достоинства и недостатки.


Сущность компетенций режиссера в разновидностях театральных занавесов и использовании занавеса как одного из выразительных средств художественного действа.

Требования к оформлению и работе раздвижного театрального занавеса.

Сущность компетенций режиссера в устройстве и использовании театрального занавеса в постановочной деятельности.

Театральный занавес — это одновременно и техническое устройст- во, и декорация. Впервые занавес понадобился театру для временной опти- ческой изоляции сцены от зала в момент перемены сценической обстанов- ки. Таким образом, с одной стороны, занавес служит для перекрытия сце- ны, а с другой — обозначает начало и конец сценического действия.

В постановочной практике используется два вида занавеса — антрак- товый и игровой. Антрактовый занавес относится к разряду постоянного оборудования сцены. Это главный занавес. Дополнительный, игровой за- навес специально шьется для определенного проекта. Его подвешивают на одном из планов сцены к ферме длиной 16-17 м, которая прикрепляется к подъемному штанкету цепями с промаскатонами. Техника изготовления и характер декора диктуются единством образного решения.

По способу раскрытия занавесы делятся на подъемно-опускные, раз- движные и комбинированные. Подъемно-опускные занавесы преимущест- венно используются в качестве игровых, так называемых «суперов», раз- движные — в роли основных антрактовых, служащих открытию начала действа и его завершению в финале.

Вертикальное перемещение бархатной или живописной «стены» подъ- емно-опускного занавеса являет собой величественное зрелище, торжествен- ный акт, предполагающий такой же возвышенный «героический» строй всего действа. Особенно если он представляет собой живописное полотно.


Раздвижной занавес по сравнению с подъемно-опускным обладает большим диапазоном ритмических и эмоциональных красок, раскрываясь, он собирается в складки и немного волочится по планшету сцены. Его рас- крытие можно подчинить музыкальному ритму увертюры, действию арти- стов, вовлеченных в движение полотнищ занавеса.

Раздвижной занавес состоит из двух полотнищ. Его устройство должно отвечать двум основным требованиям: полному перекрытию сце- ны и синхронности движения обеих половин. Надежное перекрытие сцены осуществляется при помощи так называемого запаха – захождения одной половины занавеса за другую. Для этого обе половины занавеса размеща- ются на некотором расстоянии друг от друга и монтируются на разных на- правляющих. Синхронность движения его частей достигается единой сис- темой привода.

Обе части занавеса подвижно прикреплены к двум горизонтальным направляющим, которые одновременно служат им опорой. Величина каж- дой части рассчитана так, чтобы в закрытом положении боковые кромки не выходили за пределы портала или кулисы, а запах составлял не менее 1 м.

Традиционная приводная система состоит из нескольких блоков, ка- ната или троса, соединенного бесконечной петлей. На одном конце занаве- са устанавливается горизонтальный обводной блок с одной канавкой. На другом – два одноканавочных блока, имеющих общую ось. Третий блок или приводной барабан крепится внизу – у планшета сцены. Через все бло- ки пропускается бесконечная тяга, которая прочно прикрепляется к пер- вым (считая от центра) кольцам или кареткам каждой части занавеса. Обе линии тяги совершают противоположно направленное движение, закрывая или открывая занавес. Крепление занавеса к ведущим тягам производится после того, как обе его половины полностью зашли одна за другую, т. е. в закрытом состоянии. Этим обеспечивается синхронизация и равномер- ность перекрытия сцены.


На малых сценах занавесы подвешивались посредством колец к туго натянутой проволоке или тросу. Для этого в портальную стену сце- ны вмуровывались консольные балки, к которым крепились винтовые стяжки или другие натяжные устройства. На натянутый между этими балками трос надевались кольца, обшитые кожей и смазанные графит- ной смазкой. Крепление занавеса к кольцам осуществлялось простыми вязками или специальными ремнями, пришитыми к верхней кромке.

Главными недостатками этой конструкции являлись сильное трение ме- жду кольцами и направляющими тросами, даже если трос был заменен гладкой проволокой, провисание полотнищ занавеса, так как при боль- шой длине дороги и значительной тяжести самого занавеса трудно соз- дать такое натяжение, которое бы обеспечивало надлежащую жесткость несущего троса, трудности производства профилактических и ремонт- ных работ.

Наиболее совершенны жесткие дороги с роликовыми каретками. Такие дороги применяются как для антрактовых, так и для игровых зана- весов. Основу дороги составляют стальные уголки, попарно соединенные прутком, приваренным к их вертикальным и верхним плоскостям. Несу- щими являются горизонтальные плоскости нижних уголков. По ним ката- ются роликовые каретки, к которым прикреплены полотнища занавеса.

Для уменьшения шума на эти полки укладываются тонкие деревянные планки или полосы другого жесткого звукопоглощающего материала. Вся дорога сваривается целиком с учетом запаха (рис. 6).

Комбинированные занавесы совмещают в себе два различных вари- анта раскрытия полотнищ. Половины занавеса одновременно движутся вверх и в стороны. Для этого на подъемном штанкете крепятся жесткие направляющие. При поднятии штанкета вверх приводится в действие ле- бедка, разводящая полотнища в стороны. Скорость раскрытия при этом способе в два раза больше, чем в обычной системе.


Игровые занавеса могут быть подъемно-опускными, раздвижными, фигурными, комбинированными. В их основе может быть уникальная тех- нология, подсказанная в целом идеей образного решения. Один из игровых занавесов, изобретенных Й. Свободой, выполнен как занавес-жалюзи.

Занавесы могут быть жесткими и мягкими, цельными и составными, водными, световыми, механическими и живыми. Главное предназначение занавеса — временно скрыть от зрителя игровую зону представления, на ко- торой в это время могут устанавливаться новые декорации, создаваться мизансцены или строиться необычный аттракцион. Чтобы возникшая за- минка не рассредоточила внимание зрителей, художник совместно с ре- жиссером разрабатывает идею такого занавеса, который мог бы служить наглядным эпиграфом к вновь представляемому эпизоду. Зачастую поста- новщики расширяют функции игрового занавеса и представляют его в ка- честве изобразительного лейтмотива всего художественного проекта.

Для трагедии «Гамлет» художник Д. Боровский придумал и осуще- ствил такой занавес, который стал одним из главных действующих лиц со- бытий. Знаменитый занавес художник связал из толстой веревки. Он на- поминал одновременно и рыболовные снасти, с которыми отправляются за добычей ловцы рыбы, охотники за дичью, и сети для ловли редких птиц. Фактура занавеса была схожа с грубой вязкой одежд крестьян средневеко-

ВЬЯ И МО]ЭСКИХ Т]ЭdЛОВ.

 

Когда его огромная массивная вязаная плоскость впервые возникла в правой части пустой сцены и медленно двинулась к центру, сметая всех, кто оказывался на ее пути, — это было едва ли не самое сильное потрясение спектакля.

Занавес действовал на протяжении всего спектакля. По-разному, вдоль и поперек, стремительно или замедленно пересекал он сцену, сбивая с ног одних, следуя за другими. Разворачивался вокруг своей оси, предста- вая оборотной стороной (условно говоря — «интерьерной») со свисающими


изнаночными концами вязки. По отношению к шекспировским героям он был безликим и равнодушным. Сколько Гамлет в отчаянии и ярости ни бился головой, кулаками, спиной, ногами о его мягкую плоскость, он даже не отзывался. Против него был бессилен и Клавдий. В сцене восстания его движение тщетно пытались сдержать королевские телохранители. Но сам занавес обладал необычайной пластической податливостью. В его мягкую плоть можно было сесть, вжаться, закутаться. Повиснуть на нем и пока- чаться. Можно подлезть под него, воткнуть в вязку разные предметы: тра- урные веточки Офелии, острия шпаг, становящихся как бы подлокотника- ми несуществующих тронов короля и королевы. Наконец, в нем можно было спрятаться, трусливо укрыться, устроить заговор, слежку, подслуши- вание, и невидимые нам, зрителям, и Гамлету соглядатаи и шпионы умело этим пользовались. Они тихо копошились за серой плоскостью, выдавая свое присутствие только пальцами, просунутыми сквозь вязку, вцепивши- мися в нее, по которым презрительно хлестал прутом Гамлет.

В каждый момент спектакля занавес делил сцену на разные части, давая возможность прибегать к приему монтажа эпизодов и их параллель- ного действия. Он обладал способностью по-разному сжимать пространст- во. Но, когда нужно, и исчезнуть, оставляя актеров на открытой сцениче- ской площадке. А в финале именно этот безмолвный персонаж, это «глав- ное действующее лицо» спектакля ставило последнюю, заключительную точку: двигаясь через сцену, он как бы очищал ее от героев закончившейся трагедии, а затем медленно шел обратно, пересекая уже опустевшее про- странство, словно переворачивая еще одну страницу человеческого бытия.

Что означал этот занавес? Какое образное содержание он выражал?

Прежде всего, он воплощал мотив тлена, распада, праха. «Прогнило что-то в датском королевстве», – говорил Гамлет. Ощущение глобального небла- гополучия в клавдиевом мире художник и передавал посредством емкой поэтической метафоры. Однако этим значение занавеса не исчерпывалось.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!