Созданных на каркасной и бескаркасной основе 12 страница




Материал, предназначенный для затяжки каркасных стенок, предва- рительно пропитанный огнезащитным составом, раскраивают по размеру с запасом (10 см с каждой стороны) и сшивают. Швы лучше располагать вер- тикально, в этом случае их будет меньше и они не будут заметны из зала.

Оконные проемы могут иметь разные очертания: арочное (циркуль- ное) завершение, стрельчатое, напоминающее трилистник, треугольное и др. Криволинейные завершения изготавливают по лекалу.

Другой способ создания интерьера на сцене представляет собой систему сукон. С помощью полотнищ художник создает видимость гра- ниц замкнутого пространства комнаты либо масштабного холла. Сукна – один из вариантов условного декорационного оформления.

Как уже говорилось, сукна были предложены К. С. Станиславским. Из них можно сделать оформление сцены легче, проще и разнообразнее, нежели из театральных павильонов. Вся обстановка пьесы помещается на фоне иллюзорных стен. Наиболее выигрышны мягкие сукна с двухсторон- ней окраской. Перемена их и комбинирование обоих цветов дают очень большие возможности в смысле разнообразия общего внешнего вида ин- терьера. Неудобство таких выгородок в том, что для подвешивания «сте- нок» необходимо верховое оборудование, либо импровизированные ко- лосники. Иллюзия реальности невозможна из-за колебания полотнищ от потоков воздуха.

Если два предыдущих способа создания интерьера были связаны с соз- данием конкретных, ограничивающих пространство стенок (в первом – жест- ких, во втором – мягких), то в третьем они лишь предполагаются, если и соз- даются, то условно. Границы интерьера очерчиваются мебелью, установлен- ной на планшет сцены, ковром, охватом светового луча и др., но во всех слу- чаях интерьер невозможен без мебели. Она является главным атрибутом.

Мебель, предметы быта и бутафория исполняются в определенном стиле и в соответствии с художественным приемом театрального действа.


Слово мебель происходит от лат. mobile – «подвижный», «передви- гающийся» (фр. mobilier) – и обозначает все предметы обстановки комнат жилых и общественных зданий. Мебель на сцене почти никогда не должна выглядеть совершенно новой, только что сделанной. Ее нужно «обжить», то есть придать вид, соответствующий характеру декорации. Это очень важный этап обработки театральной мебели, так как без него даже хорошо сделанная мебель будет вырываться из общего вида декораций. Чтобы верно спроектировать и разработать сценическую мебель, необходимо знать ее эволюцию, обусловленную архитектурными стилями, в которых отразились материальная культура, общественные взгляды и вкусы. В раз- личные эпохи были созданы многообразные типы и формы мебели, разные приемы обработки материалов и различные способы отделки. Стиль в ме- бели – это совокупность формы, деталей, пропорций, рисунка и отделки предмета (рис. 8).

Романский стиль мебели. В Западной Европе XI – XIII вв. мебель была очень проста, и ее было мало даже во дворцах. На протяжении дли- тельного времени вырабатывались четкие, устойчивые формы предметов. Основными предметами меблировки жилищ в то время были сундук, за- частую заменяющий собой стул и стол, кровать и очень редко шкаф (сун- дук, поставленный вертикально, явился прототипом шкафа). Прямоуголь- ные столы делали с двумя боковыми щитами вместо ножек, соединенными брусками, которые закреплялись деревянными клиньями. В мебели часто применялась оковка железными полосами. Кресла, стулья, скамьи и табу- реты на трех и четырех ножках делали из точеных круглых брусков. Мате- риалом для изготовления мебели служили дуб, ель, кедр. Делали ее в ос- новном плотник и кузнец.

Готика. Со второй половины XIII в. в обстановке жилищ развиваю- щихся городов Европы начинают появляться предметы с элементами готи- ческой архитектуры. Франция явилась родоначальницей этого нового


стрельчатого стиля. Вещи начали делать более легкими, стройными, изящ- ными. Для украшения мебели стали употреблять резьбу, в орнаменте кото- рой преобладали архитектурные и растительные мотивы, изображение сцен современной жизни, скульптурные украшения. Изменилась основная конструкция мебели. При ее изготовлении стали делать каркас, в который вставлялись филенки, покрытые резьбой, росписью и позолотой. Основ- ными материалами были дуб и каштан. Изготовляли мебель столяр, рез- чик, слесарь, а отделкой занимались живописцы и позолотчики. В общем, мебель готического стиля очень проста.

Мебель эпохи Ренессанса. Начиная с XV в., жилые дома все больше заполняются мебелью. На характер мебели итальянского Высокого Ренес- санса оказали влияние находки античных образцов. Предметы обстановки начинают украшать элементами античной архитектуры: пилястрами, ко- лоннами, целыми антаблементами, фризами, карнизами, капителями.

Большое распространение получили детали в виде львиных лап, голов ба- ранов, различных масок, кронштейнов и прочих атрибутов античной мебе- ли. Конструктивные части вещей маскируются декоративными элементами с богатой позолотой, росписью и мозаикой из различных пород дерева.

Мебель стиля барокко. На смену Ренессансу в XVII в. пришел деко- ративный стиль барокко. Пышные динамические формы архитектуры, пе- регруженные лепкой, живописью, позолотой, нашли свое отражение и в мебели.

Мебель стиля рококо. Постепенно пышный и величественный стиль барокко перешел в более легкий, изящный, утонченный стиль рококо (во Франции – стиль Людовика XV), для которого характерно отсутствие пря- мых линий. Деревянные части предметов красили в светлые тона (белый, голубой, зеленый), лакировали и местами золотили.

Классицизм. Мебель французского классицизма, пришедшего на смену стиля рококо, характерна простотой, четкостью пропорций с яр-


ко выраженной конструкцией, не перегруженной деталями (стиль Лю- довика XVI).

В 90-e rr. XIX в. появляется стиль моЬерн, характерный поисками новых форм в мебели, в ее отделке и материале. Создатели этого стиля в своих решениях стремились к большей комфортности, гигиеничности, но- вым композициям. Для ее украшения используются асимметричные реше- ния композиции.

Колонны — архитектурный элемент, имеющий сложную форму, час- то встречающийся в декорационном оформлении. В реалистичных декора- циях колонны подчеркивают архитектурные достоинства эпохи, стиля, приметы времени и места действия. В условных декорациях колонны предназначены для создания атмосферы монументальности, статики, мас- штабности, а также для других зрительных иллюзий и вместе с тем под- черкивают характер вневременности происходящего на сцене. Колонны выразительно членят пространство, создавая своего рода нефы, позволяю- щие режиссеру планировать разнообразные мизансцены в отдельных сег- ментах. Движимые на сцене колонны, приведенные в действие невидимым зрителю механизмом, служат созданию эффектов крушения, распада мира либо расстроенного сознания персонажей и т. д.

Главное предназначение интерьеров на сцене — подчеркнуть реали- стичность разыгрываемых в драме событий, приблизить их к современно- му зрителю. Интерьеры позволяют погрузить зрителей в материальную оболочку эпохи, времени и места действия. Детали быта характеризуют социальный статус персонажей, их вкусы, пристрастия, уровень культуры, отношение к предметному миру. Предметы, составляющие материальную среду, зачастую формируют духовный мир героев событий и раскрывают перед зрителями подоплеку поступков, мотивы совершаемых действий. Одна из функций интерьеров на сцене: показать жизнь красивых людей среди красивых вещей.


Для художественного воссоздания интерьеров на сцене важны все приметы деталей быта: габариты павильона, наличие проемов, тщательно подобранные предметы, их фактура, логика размещения мебели, драпиро- вок, осветительных приборов, открывающиеся в проемах виды, характер отделки стен, потолка, пола, взаимодействие актеров с предметами и т. д.

Сущность компетенций режиссера в различных технологиях по- строения интерьеров на сцене заключается в понимании тoгo, что ни один предмет не может быть случайным, непродуманным. Любое деко- рационное решение предполагает предварительную работу с различными источниками информации о стилях интерьера той или иной эnoxи. Нару- шение стиля, эклектизм могут быть оправданы только логичным образ- ньім решением.

Изготовление, художественная обработка и применение бутафорских предметов

Содержание понятий. бутафория, бутафор, папье-маше, карто- нажньіе работы, работы из металла, пластмассы и синтетические ма- териалы, мастики, осветительная бутафория, фактура, имитация.

Цели художественной обработки. Применение бутафорских предметов.

Сущность компетенций режиссера в вопросах изготовления и при- менения бутафорских предметов.

Бутафория (ит. Buttafuoria) — поддельные, специально изготовляе- мые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театрализованных представлениях взамен настоящих вещей. Мастер по изготовлению предметов для сцены называется бута- фором.


Бутафорские изделия отличаются дешевизной, прочностью, под- черкнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, невидимых зрителю). Изготовление бутафории представляет собой обширную отрасль теат- ральной технологии, включающую работы с бумажными массами, кар- тоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Из всей массы существующих прие- мов и методов можно выделить главнейшие технологические процессы, которые лежат в основе данного производства. К ним относятся: работы с папье-маше, металлом, пластмассами, синтетическими материала- ми, мастиками и пастами. Каждый из этих процессов может быть при- менен самостоятельно или в комбинации с другими в любом виде изде- лий. Так, например, бутафорский кувшин может быть изготовлен из па- пье-маше, отформован из синтетических пленок или склеен из оргстек- ла. Выбор технологии во многом зависит от творческой фантазии мастера- исполнителя.

Способ папье-маше. Выклейка изделий из бумаги по отлитой форме является одним из самых распространенных методов изготовления теат- ральной бутафории. Процесс работы с папье-маше делится на четыре ос- новных этапа. Первый этап – лепка модели из глины. Второй – формовка модели гипсовой массой. Третий – оттиск изделия бумагой по гипсовой форме. И, наконец, четвертый – монтировка и роспись оттисков.

Картонажные работы. Как самостоятельный поделочный материал в театральном производстве картон занимает довольно скромное место. Из него главным образом изготавливаются предметы, не требующие особой прочности и очень легкие по весу. К ним относятся декоративные, шляп- ные и сюрпризные коробки, некоторые виды головных уборов, книжные корешки. Картонные заготовки, раскроенные согласно геометрической развертке предмета, склеиваются различными видами клея. Снаружи кар-


тонные изделия покрываются тканями, фольгой и другими материалами, окрашиваются анилиновыми, клеевыми или масляными красками.

Работы из металла. В процессе изготовления театральной бутафо- рии используются многие приемы обработки различных металлов – вязка проволочных каркасов, штамповка, металлопластика, чеканка, выколотка, литье. Основными материалами, применяемыми в бутафорском производ- стве, являются: кровельное железо, листовая латунь и медь, жесть, ото- жженная вязальная и сталистая проволока, олово, алюминий, мет                                                                    алличе- ская фольга. Проволочные каркасы применяются при изготовлении скульптур и крупной бутафории, кустов, деревьев, абажуров и пр.

Пластмассы и синтетические материалы. Легкость, пластич- ность, необычность фактуры, простота технологической обработки синте- тических материалов и некоторых видов пластмасс обеспечили им широ- кое внедрение в сц еническое производство. К их числу относятся пенопла- сты и винипласты, упаковочные полихлорвиниловые пленки, вспениваю- щиеся полистиролы, клеи типа БФ и эпоксидные смолы, эмульсии ПВА и латексы. Пенопласты разделяются на жесткие и мягкие. Жесткие пенопла- сты хорошо выпиливаются, режутся, шлифуются и окрашиваются. Из них вырезаются мелкие предметы, скульптуры, капители для колонн, украше- ния для мебели. Тонкие листы негорючего пенопласта ПХВ употребляют- ся для фактурной обработки декораций.

Эластичный пенопласт, так называемый поролон, имеет более широ- кий диапазон применения. Из него делают цветы, фрукты, пирожные, бул- ки и другие виды съестных продуктов, детали декораций, костюмов, кос- тюмные толщинки и т. д., и т. п. Обработка поролона ведется ножами, ножницами, терками, шкуркой. В тех случаях, когда эластичность мате- риала затрудняет процесс обработки, его пропитывают столярным клеем, отчего он приобретает надлежащую жесткость. После резки или обтачива- ния на токарном станке изделие погружают в горячую воду и затем отжи-


мают остатки клея. Поролон, сохраняя приданную при обработке форму, вновь становится эластичным.

Мастики. Мастиками называются пластические массы, приготавли- ваемые из клея, муки, гипса, мела, бумаги. В процессе изготовления бута- фории и фактурной обработки декораций мастики заменяют папье-маше, рельефную пасту и другие отделочные и пластические материалы. Из мас- тики лепят и оттискивают изделия для отделки мебели, оружия, посуды; изготавливают бутафорские торты; производят рельефную обработку дре- весных стволов и т. д.

Осветительная бутафория. В большинстве случаев все части осве- тительной арматуры и их обработка производятся силами художников- бутафоров. Только изготовление крупных металлических каркасов и элек- трическая зарядка бутафории поручаются другим специалистам.

Люстры разных типов для сцены делаются в полном или частичном объеме, а иногда плоскостными. Хрустальные подвески вырезаются из жести или оргстекла. Заряженные люстры, как и все осветительные прибо- ры, запрещается подвешивать за питающий электрокабель. Поэтому к верхнему концу центрального стержня приваривается дужка или кольцо, за которое закрепляется стальной трос. Кабель пропускается внутри полого стержня и выводится на все кронштейны со свечами.

Свечи выклеиваются из белой бумаги по деревянной болванке. Свеча пропитывается парафином или окрашивается масляной краской. Потеки воска имитируются масляной или эмульсионной мастикой. Для имитации свечей лучше всего использовать обрезки белых полиэтиленовых трубок подходящего диаметра.

Художественная обработка бутафорских предметов – один из этапов изготовления декораций для сценического проекта. Все декора- ции, изготовленные в различных театральных мастерских, обязательно проходят этап художественной обработки. Это связано с рядом факто-


ров. Первым из таковых является то, что все декорации, вышедшие из мастерских, изготавливаются примерно из одного-двух не очень доро- гих материалов. Второй фактор – это расстояние между зрителем и сце- ной. На большом удалении естественный рисунок поверхности и строе- ния предмета лишается подробностей и смотрится невыразительно.

Третий фактор связан с особенностями формирования художественного образа, принятой мерой условности и стилем. Четвертый обусловлен тем, что предметы являются новыми, а по условиям сценария должны нести следы времени. Пятый продиктован условиями удобства монти- ровки декораций и обеспечения их легкости. Все эти обстоятельства и ряд других требуют подвергнуть готовые декорации специальным про- цедурам офактуривания, подчеркивания выразительности, придания эффекта потертости и другим имитациям. Имитация (от лат. imitatio –

«подражание») – подражание кому-либо или чему-либо, воспроизведе- ние; подделка.

Фактурная обработкадекораций занимает одно из ведущих мест в производстве оформления для сцены. Художественное качество ис- полняемых декораций находится в прямой зависимости от правильно выбранного способа обработки, технологии изготовления фактур. Под театральной фактурой понимается искусственное создание внешних структурных особенностей какого-либо материала или предмета. Во многих случаях имитация заменяется подлинными фактурами: деревом, металлом, пластиками. Однако далеко не всегда театр ставит перед со- бой такую задачу и далеко не все фактуры могут быть представлены на сцене в подлинном виде.

Оклейка холстом является самым простым видом фактурной обра- ботки. Холст или любая другая ткань не только изменяют фактуру предме- та, но и скрывает места стыков обшивки, щели и другие погрешности.

А главное, придают изделию большую прочность.


Оклейка производится отдельными, не сшитыми полосами ткани, в качестве клеящего состава применяют эмульсии ПВА. В зависимости от ха- рактера декорации оклейка производится хлопчатобумажными, льняными и шелковыми тканями: холстом, тиком, бязью, марлей, бархатом и мн. др.

Поверхности с шероховатой структурой получают при помощи при- сыпок по клеевому составу. Фактурными присыпками служат опилки, стружки, размельченный пенопласт, нарубленные концы распущенного бумажного и сизальского каната и т. п.

Имитация кирпичных и каменных кладок достигается различными способами: фактурными присыпками, выкладкой масс из мастики, от- тисками папье-маше, отформованными листами винипласта, жеванкой и прокладкой плетеных шнуров.

Технология нанесения присыпок довольно проста. На смазанную клеем поверхность густо насыпается подготовленная фактура, и затем, по- ка клей не высох, палочкой прорезаются бороздки, имитирующие швы между плитами. После полного высыхания излишки присыпки удаляются встряхиванием.

Штукатуренные, бетонные стены, помимо указанных способов, фак- турятся кусками марли и тарной ткани, собранными в легкую складку.

Складки закладываются только в середине фактурных пятен, а края плотно приклеиваются к холсту.

Имитация мрамора производится на бумаге и ткани. Нанесение на основу «мраморного» рисунка осуществляется при помощи масляных кра- сок, разлитых по холодной воде в ванне или глубоком противне. На пла- вающую краску накладывают лист бумаги (лучше меловых сортов) и сразу же отрывают от воды. Масляная краска отпечатывается на бумаге причуд- ливыми разводами, имитируя, в зависимости от разведенного цвета, рису- нок мрамора или малахита. Глянцевание «мраморной» поверхности осу- ществляется по готовому изделию прозрачными нитролаками.


Стекло на сцене имитируется многими способами. «Застекление» окон, дверей, мебели производится тюлем, оргстеклом, металлической сеткой.

Многослойная аппликация тюля кусочками марли, лигнина и тюля создает впечатление замерзшего стекла. Ближе к середине окна наклеива- ется один слой тюля, а по краям рамы несколько слоев, вырезанных по не-

]ЭОВНОМ KOHT ]3 .

 

Витражи и цветные стекла изготавливаются на основе тонких тканей (тюля, шелка, полотняной кальки) и синтетических материалов негорючего перфоля, целлофановой и ацетатной пленки.

Технология росписи целлофана, перфолевой и ацетатной пленок за- ключается в обводке контура свинцовых перемычек масляными красками и проработке цветного рисунка анилинами, разведенными на cnupme, а за- тем на нитролаке (цапонлаке). Для обводки перемычек масляные краски коричневых и синих тонов (их сочетание дает наиболее точную имитацию свинца) смешиваются с порошком алюминия и разводятся на масляном ла- ке с добавлением скипидара. Краска наносится толстым, рельефно выде- ляющимся слоем и после непродолжительной сушки продувается алюми- ниевым порошком, смешанным с небольшим количеством бронзы.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!