Созданных на каркасной и бескаркасной основе 9 страница



При разработке оформления сценического пространства необходимо помнить, что декорации должны быть удобными в эксплуатации, краси- выми по изготовлению, помогающими раскрытию художественного образа всего представления в целом.

Все декорации можно условно поделить на каркасные (жесткие) и бескаркасные (мягкие). В одном случае их можно назвать конструктивны- ми, а в другом – мягкими (текстильными). Они очень редко используются изолированно, чаще существуют нераздельно. Как правило, разные типы декораций дополняют друг друга, так же как самые разнообразные пред- меты сосуществуют в быту. Интерьеры, созданные громоздкой мебелью, украшают драпировками, расшитыми покрывалами, тяжелыми занавесями и т. п. В декорировании пространства, как жизненного, так и искусствен- ного, образного, наблюдается множество различных направлений и стилей, не поддающихся никакой систематизации либо классификации.


Каркасные декорации, а именно театральные станки различной конфигурации, ступени, павильонные выгородки, подвесные фермы, от- носятся к элементам объемно-конструктивного оформления художест- венного действа. С помощью декораций подобного типа на сцене значи- тельно расширяется активное поле игры как по вертикали, так и по всей глубине и ширине площадки. Отпадает необходимость в специальных подъемных механизмах верхней сцены: декорации автономны, а потому они могут быть установлены на любой площадке. Кроме того, каждый из элементов может быть дополнен собственными динамическими компо- нентами (механизмами поворота, вращения, качания, подъема, спуска, раскрытия и т. п.).

Для создания таких декораций возможно использование модульных элементов, специально разработанных для определенной цели или приспо- собленных к ней (пенопластовых плит, ящиков, строительных лесов, лест- ниц-стремянок, труб и пр.). Сложность заключается в том, что изготовле- ние декораций данного типа требует специальной профессиональной под- готовки, поскольку все их элементы должны соответствовать требованиям не только эстетики, но и техники безопасности. Кроме того, они громозд- ки, тяжелы, требовательны к пространству при монтировке и хранении.

При изготовлении цельных элементов конструкции необходимо позабо- титься об устойчивости, надежности соединений с другими элементами, важно помнить о допустимых габаритах (они могут быть обусловлены размерами дверей мастерской, размерами люков, через которые декорация будет доставляться на сцену, вместимостью транспортного средства, пере- возящего элементы оформления выездных представлений, монтировочной целесообразностью).

Каркас – простейшая решетчатая конструкция, состоящая из отдель- ных частей и узлов, способная обеспечивать прочность и жесткость (на- дежность) изделия. Любая жесткая декорация в своей основе имеет кар-


касную конструкцию. Каркас декорации может быть изготовлен из дерева, металла, пластмассы.

Жесткие декорации выполняются объемно либо полуобъемно в зави- симости от того, насколько всесторонне они будут обозреваться зрителем. Декорации, установленные на поворотном круге и предстающие перед зрителем всеми сторонами, изготавливаются полностью объемными. Все остальные – полуобъемно. И оформляют их лишь со стороны зрителя. Это экономит ресурсы и делает декорации более легкими.

Перспективные сокращения и пространственные изменения у этих декораций образуются благодаря реальным объемам оформления и конст- руктивному его характеру. С декорациями подобного типа в истории зре- лищных искусств можно встретиться в 70–80-е гг. XIX в. в Мейнинген- ском театре, в котором широко использовали разнообразие рельефа план- шета, заполняя сценическое пространство различными архитектурными формами, в изобилии применяли пратикабли в виде различных площадок, лестниц, объемных колонн, скал и холмов.

В конце XIX и начале XX в. в театр пришли художники- конструктивисты, которые полностью отрицали принцип живописной изо- бразительности, превращали декорацию в «станок» для игры актеров, об- нажали технику конструкций. Сценический конструктивизм получил свое воплощение в постановках В. Э. Мейерхольда: «Великодушный рогоно- сец» Ф. Кроммелинка (художник Л. С. Попова) и «Смерть Тарелкина»

А. В. Сухово-Кобылина (художник В. С. Степанова). В 1923 г. художник И. М. Рабинович создает для спектакля Музыкальной студии МХАТа «Ли- систрата» по комедии Аристофана оформление, в котором единая архитек- турная установка, ее динамика, цветовое и световое решение служат зада- чам образной трактовки спектакля.

Внешний образ зрелища, создаваемый жесткими конструктивными декорациями, ассоциируется с искусством зодчего. Сценические строения


вызывают в эмоциональной памяти зрителя архитектурные образы. Кар- касные декорации строятся по тем же законам, что и монументальные со- оружения. Для них важны такие качества как тектоничность, ансамбле- вость, экологичность, функциональность и т. п.

Устремляясь высоко вверх или уходя вдаль, сценические постройки, создают реалистичную среду из ощутимых масс, пространств, ритмов, масштабов и других выразительных средств архитектуры.

Ширмы относятся к разборным подвижным каркасным декорациям. Они встречаются как на профессиональной, так и на самодеятельной сцене и обладают потенциалом декоративного преображения подмостков. Они состоят из двух створок, обшитых тем же материалом, что и занавесы. Со- единяют створки так называемыми «американскими петлями», дающими возможность делать из ширм угол в обе стороны.

Преимущество ширм заключается, во-первых, в том, что они мо- бильны, во-вторых, устойчивы: на них может опереться актер, за них мож- но спрятаться, они вообще легко «обыгрываются»; в-третьих, они пере- стают быть только фоном, выполняя в оформлении сцены более сущест- венные функции. Ширмы становятся чем-то средним между сукнами и па- вильонными декорациями. На них навешивают предметы интерьера, меж- ду ними можно вставить окно, дверь, специальный заспинник. Как и мяг- кие сукна, прикрепленные к колосниковой решетке по двум краям сцены, способны заполнить ее всю, образуя, по требованию постановщика пред- ставления, целые коридоры, углубления, ниши, деля сцену на части и т. п.

К бескаркасным декорациям относятся: живописные, аппликатив- ные, проекционные холсты, а также драпировки и гобелены. Они могут быть выполнены в различной технике, например, роспись, батик, трафарет и др. Живописным способом широко пользуются современные художники, оформляющие разнообразные спектакли, представления, праздники. Для большей выразительности декораторы вводят в живопись аппликацию из


мягких и жестких материалов. Изобразительные контуры мастера очерчи- вают веревкой, проволокой и тем самым вносят в оформление действа графическую отчетливость. С 10-х гг. XX в. в театрализованных представ- лениях применяется кино- и фотопроекция, с 50-х – синхронное проециро- вание изображения несколькими киноаппаратами на широкий полукруг- лый экран (циклорама).

Декорации, выполненные на бескаркасной основе, хорошо смотрятся как в помещениях, так и на открытых площадк ах. Подобранные по цвету и фактуре, они становятся ярким компонентом зрелища. К тому же они об- ладают достаточным запасом прочности, чтобы противостоять воздействи- ям окружающей среды. Бескаркасные декорации значительно легче конст- руктивных, они быстро монтируются и не занимают много места при транспортировках. В отсутствие специальных подъемников, стандартных для классической сцены, можно воспользоваться растяжками между имеющимися на месте конструкциями. Задник из ткани на импровизиро- ванной сцене лучше изготовить из небольших фрагментов даже в тех слу- чаях, когда на заднике имеет место цельное изображение. Крепить от- дельные фрагменты тоже следует индивидуально. Такой подход позволя- ет избежать парусного вздутия задника и провисания рисунка на нем в средней части.

Бескаркасный способ исполнения декорации хорош тем, что не тре- бует особых технических приспособлений при изготовлении и эксплуата- ции. Мягкие декорации не занимают много сценического пространства в процессе монтировки и легко трансформируются во время действа по воле художника. Однако в сложенном виде эти декорации мнутся, образуют складки, морщины. Этот недостаток можно частично устранить сбаланси- рованным освещением. Еще один недостаток в том, что мягкие декорации характеризует плоскостность, обусловливающая противоречие с объемным исполнителем и трехмерным зрелищным пространством. Чтобы избежать


этого диссонанса, необходимо найти логичное режиссерское решение, проследить за тем, чтобы цветовая палитра фона не оказалась ярче палит- ры живого плана исполнителей. При этом важно помнить: сцена должна быть правдивой, но не должна пытаться стать действительностью. И еще: слово создает декорацию, как и все остальное. Зрительское воображение вслед за репликой актера способно дорисовать мир героев драмы.

Большую группу мягких декораций составляют одежда сцены (ку- лисы, падуги, задники), а также целый ряд различных драпировок, декора- ционных холстов, сеток, тюлей, пленок, составляющих индивидуальный образ художественного действа. Внешний образ зрелища, составленный из тканных и нетканых натуральных и синтетических материалов, всегда ас- социируется с убранством интерьера.

Мягкие декорации ассоциируются одновременно и с легкостью, и с помпезностью, и с бесконечностью горизонта, и с уютом интерьера. Глав- ной их особенностью является принадлежность чему-либо. Они восприни- маются частью другого объекта, например, одеждами архитектуры сцены. Мягкие драпировки, холсты гладкой ткани преображают пространство и отдельные формы в нем, обрамляя декоративными складками, конкретизи- руя место действия, подчеркивая стилевые особенности времени. Ней- тральные по цвету, полотнища окрашиваются в ходе театрализованного действа сценическим светом и приобретают новое содержание. Подобно холсту художника-живописца они наполняются изобразительными моти- вами и сюжетами.

Разные системы сукон являются разновидностью мягких декораций, предоставляя широкие возможности условного декорационного оформления.

Условный, нейтральный по цвету фон необходим для того, чтобы предметы оформления могли отчетливо выделяться на сцене. Идея оформ- ления сцены сукнами была предложена К. С. Станиславским. Сукна значи- тельно легче, удобнее и разнообразнее, чем живописные, а также конст-


руктивные декорации. Вся обстановка интерьера: мебель, старинные часы, картины в дорогих рамках, вешалки с платьями – помещается на этом зад- нике. Очень большие возможности в смысле разнообразия общего внешне- го вида сцены дают мягкие сукна с двухсторонней окраской.

Кулисно-арочные подъемные декорации появились в Италии в XVII в. и получили широкое распространение в общественных театрах с высокими колосниками. Эти декорации представляют собой холст, сши- тый в виде арки с написанными (по краям и по верху) стволами деревьев, ветвями с листвой, архитектурными деталями (с соблюдением законов ли- нейной и воздушной перспективы). Писаные «лесные» или «архитектур- ные» кулисные арки подклеивались на специальные сетки или на тюль и получили название ажурные декорации. Они просвечивались насквозь, создавая причудливые контуры и световые эффекты.

Декорации из современных мягких синтетических материалов по- зволяют создавать на сцене и жесткие архитектурные формы, и мягкие складки, характерные для драпировок различных стилей интерьерного ди- зайна: классических (ренессанс, барокко, рококо, модерн) и постклассиче- ских (конструктивизм, минимализм, техно, кантри).

Внешний образ современного сценического действа представляет собой очень противоречивое явление. С одной стороны, сценограф имеет дело с интерьером сцены со всеми его данностями: архитектурной аркой, технической оснасткой, машинерией, световым оборудованием. Художник берет на себя обязательство известными ему способами и приемами пре- образить функциональное пространство в художественное. Одни на сцене создают интерьер, другие – пейзаж, третьи формируют условное простран- ство, не подчиняющееся ни ландшафтным, ни интерьерным законам, пред- ставляют абстракцию дизайнерских решений: никуда не ведущие лестни- цы, ничто не украшающие драпировки. В целом их можно представить на сцене как грандиозные натюрморты, составленные из самых разных пред-


метов. Любое из решений внешнего образа зрелища имеет право на жизнь, если оно органично проистекает из идеи сценического проекта и обуслов- ливает ее.

Есть еще ряд факторов, которые неизбежно сказываются на предпочте- ниях режиссера и сценографа зрелища. К таким факторам можно отнести: наличие оборудованных мастерских и складских помещений, финансирова- ние проекта, гастрольные планы, жанрово-стилевые особенности зрелища. Как правило, отсутствие условий хранения готовых декораций является пре- пятствием к планированию их создания. Попытка удешевить проект ведет к минимализму и унифицированной комплектации декорационного оформле- ния, что, конечно же, не повышает эстетическую планку проекта.

Сущность компетенций режиссера заключается в творческой оценке достоинств декораций различного mиna и их использования в по- становочной практике, а также в знании современных тенденций в сценографии. Режиссеру важно проявлять изобретательность, акти- вировать творческое воображение, позволяющее увидеть в холстах, стальных конструкциях потенциал к раскрытию сверхзадачи художе- ственного действа.

Одежда сцены. Состав и назначение

Содержание понятий. одежда сцены, антрактовый и игровой зана- весы, кулисы, падуги, задник.

Функции одежды сцены.

Специфика формирования художественного образа стандартными средствами одежды сцены.

Сущность компетенций режиссера в вопросах подбора и эксплуа- тации элементов одежды сцены в контексте образного решения художе- ственного проекта.


Одеждой сqепы называют полотнища, перекрывающие технологиче- ские элементы сцены и создающие стандартное эстетическое окружение сце- нического действа. Одежда сцены относится к постоянному убранству сцены. Одновременно с этим она является декорациями художественного действа.

Одежду сцены составляют: антрактный раздвижной занавес (AP3), антрактный подъемно-опускной занавес (AП3), падуга портальная (арле- кин), кулисы портальные, падуга поплановая, кулисы поплановые, гори- зонт. Бока сцены ограничиваются кулисами, верх — падугами, а глубина задником.

Одежду сцены подразделяют на дежурную, концертную и светопо- глощающую.

Дежурную одежду сqены используют в различных вариантах — и как одежду для репетиции, и как часть или полностью для оформления театра- лизованного действа, камерных концертов, игровых программ. Дежурную одежду сцены изготавливают из прочной ткани приглушенных тонов, хо- рошо согласующихся с декорациями. Во многих зрелищных предприятиях кроме дежурных сукон по эскизам художников шьют специальные ком- плекты одежды сцены и занавесы, характерные для той или иной эпохи, стиля постановочного проекта.

К концертной одежде сцены относят комплекты, состоящие из эле— ментов оформления светлее, чем дежурная, но не слишком яркого.

Особую группу одежды составляет комплект из черного бархата. Светопоглощающий комплект одежды сцены дополняют боковики. Его из— готавливают из черного полубархата, бархата или темной ткани, имеющей направленный ворс.

Основная функция элементов оЬежды сцены — перекрывать участ- ки сцены, исключенные художником из образного замысла. Другая — ху- дожественная функция одежды сцены — более многообразна: 1) создать эс— тетическую оболочку для художественного зрелища; 2) привести к согла—


сию сценическое пространство, пространство зрительного зала и образное пространство постановочного проекта; 3) сыграть действенную роль;

4) сформировать пространство места действия и ряд других задач. Рассчитывая одежду сцены, необходимо учитывать глубину сцены,

наличие планов и строить лучи видимости с крайних мест первого ряда партера через границы игрового портала. Чтобы одежда сцены смотрелась богаче, ее элементы рекомендуется драпировать в складку. Для образова- ния складки необходимо увеличивать ширину изделия (кулисы, занавеса, задника) на 75–100 %. Экономичнее не делать фиксированных складок, а сшивать шириной в полтора-два раза больше расчетной и драпировать на штанге с помощью вязок.

Как и все ткани, идущие на изготовление декораций, материал одеж- ды сцены пропитывается огнезащитным составом, за исключением бархата и шелка, которые портятся при воздействии на них химических реактивов. Для изделий из этих тканей обязательна пропитанная огнестойкая под- кладка.

Первое, что открывается взору зрителя при входе в зал, – это занавес.

С него начинается зрелище. И хоть занавес является чисто техническим элементом, временно устраняющим от зрителя закулисную суету, при этом он часто служит декорацией. Его цвет, декор, характер раскрытия опреде- ляют настроение. Занавесы разделяют на основной – антрактовый и до- полнительный – игровой.

Антрактовый занавес относится к категории одежды сцены. Для из- готовления занавесов чаще всего применяются тяжелые ткани шелковой группы – бархат и плюш. Бархат подбирается так, чтобы направление ворса во всех кусках шло в одну сторону – сверху вниз. Иначе каждая полоса бу- дет выделяться фактурой и оттенками. Верх занавеса драпируется складка- ми, идущими либо в одном направлении (обычная складка), либо в двух на- правлениях (бантовая складка), что делает складки более глубокими.


Игровой занавес специально шьется для определенного действа. До- полнительный раздвижной занавес (игровой) подвешивают на одном из планов сцены к ферме нужной длины, которая прикрепляется к подъемно- му штанкету цепями с промаскатонами. Техника изготовления и характер декора диктуются единством образного решения.

Следует учитывать, что одежда сцены, оформляющая зеркало сцены (АРЗ, АПЗ, портальные кулисы и падуга), является частью интерьера зри- тельного зала и должна быть согласована по цвету и фактуре с архитекту- рой последнего.

Кулисы от фр. couler – «скользить». Плоские части театральной де- корации (мягкие и натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены параллельно или под углом к рампе. Кулисы вместе с другими частями декорации составляют художественное оформление действа. Вместе с тем они выполняют и технические функции, скрывая от зрителей слу- жебные (боковые) пространства сцены. Однотонные, нейтральные кули- сы называются сукнами, вместе с падугами они образуют так называе- мую одежду сцены. Кулисы впервые были применены в 1613 г. в театре Фарнезе в Парме (Италия). В те времена кулисы прикреплялись к посто- янным станкам (кулисным машинам), которые двигались в щелях, про- резанных в полу сцены на каждом плане, параллельно рампе. Эта кулис- ная система надолго определила классическую форму оборудования сценической коробки.

Кулисы, располагаемые попланово, занимают зрительно значитель- ное пространство, что не всегда бывает желательно.

При кабинетной системе бока сцены перекрываются широкими ку- лисами, подвешенными перпендикулярно рампе, вдоль рабочих галерей. На последних планах сцены боковые кулисы замыкаются задником, обра- зуя павильонную выгородку. Такая подвеска одежды позволяет полнее ис- пользовать площадь сцены, четко ограничивая сценическое пространство.


Для уменьшения видимости кулис их можно подвешивать частично на штанге, предельно сдвигая на сторону и частично заворачивая вдоль ра- бочей галереи в виде клапана, прикрывающего пролет. Высоту кулис, как и ширину, определяют визуально, но по вертикальному разрезу. Ширину падуги принимают обычно равной длине штанкетного подъема сцены.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!