Созданных на каркасной и бескаркасной основе 13 страница
Готовые витражные стекла на пленках и ткани набиваются по секци- ям на рамки и укрепляются деревянными рейками или фанерными полос- ками. Синтетические пленки плохо переносят резкие перепады температур и требуют бережного обращения. Порванные места заклеиваются клейки- ми лентами.
Для получения сояомы на холст нашиваются пучки мочала, прося- ные веники, распущенные пряди сизальского каната.
Черепнцы оттискивают из папье-маше по гипсовым формам или со- бирают из картонных выклеек, армированных по внешнему краю хлопча-
тобумажным шнуром. Черепичное покрытие может быть выполнено из отформованных листов винипласта.
Фактура соломенных, черепичных и драночных крыш закрепляется на декорационных рамах, затянутых холстом. Для того чтобы холст вы- держал тяжесть фактуры, под него подводится проволока, натянутая вдоль и поперек рамы в виде крупной сетки. В некоторых случаях рамы обтяги- ваются тонкой металлической сеткой.
Фактурно обработанные декорации выглядят на сцене гораздо выра- зительнее и лучше воспринимают свет. Имитации значительно удешевля- ют проект, облегчают массу декораций, позволяют задать нужное стилевое единство самым различным объектам.
Использование либо отказ режиссера от бутафорских предметов на сцене во многом зависит от образного решения зрелища в целом. Факто- графичность разыгрываемого события, археологическая точность, доку- ментальность потребуют подлинных вещей. Подлинные вещи также не- обходимы на малой сцене, когда зрители расположены вплотную к геро- ям. Всякий обман будет легко разоблачен. Зрелище, решенное как теат- ральное, искусственное, буффонное, в свою очередь, будет нуждаться в вещах, подчеркнуто декоративных, вычурных. Необходимо помнить о том, что дорогостоящие натуральные предметы на сцене могут оказаться вовсе нетеатральными, зрелищно неинтересными, а бутафорские вполне могут заменить их, будучи на несколько порядков дешевле, эффектнее, сценичнее. Их будут отличать легкость, удобство в транспортировке, многофункциональность. Об этом позаботится театральный художник, а режиссер тщательно проконтролирует.
|
|
Режиссерская компетентность в области изготовления и примене- ния бутафорских предметов заключается в умении осознанно принять решение о предпочтениях, исходя из стилевых особенностей действа, а
также в способности оценить эксплуатационные и декоративные досто- инства бутафорских предметов в постановочном npoeкme.
Брепление декорации к верховому оборудованию и к планшету сцены
Содержание понятий: декорационные подвесы, металлическая моч- ка, матерчатые вязки, шросы.
|
|
Особенности крепления различных декораций к планшету сцены.
Единство образного решения и средства крепления декораций на сцене.
Сущность компетенций режиссера в вопросах крепления декораций.
Декорации, с помощью которых художник создает образный мир на сцене, представляют собой конструкции, выполненные из различных, по- рой очень тяжелых материалов. Для удобного обслуживания их и обеспе- чения максимальной мобильности в момент перестановок декорации де- лают разборными, состоящими из большого количества отдельных эле- ментов. И таким образом, успешно решая одну задачу, необходимо поза- ботиться и о других — надежности, безопасности, художественности деко- рационного оформления.
Крепление декораций — одна из ответственных процедур в постано- вочной практике. Важно закрепить декорации таким образом, чтобы ис- ключить самопроизвольный спуск их во время действа и предотвратить любую динамику, способную нарушить ход действа, а также обеспечить безопасность всех занятых в проекте. Все приспособления должны быть удобными в эксплуатации, не требующими большого количества времени для их установки, не отвлекающими внимание зрителей, надежными и безопасными (рис. 9).
|
|
На традиционной сцене с верховым оборудованием декорации подвешивают к штанкетам, либо к индивидуальным подъемам с помо- щью тросов, декорационными подвесами, а также металлическими моч- ками.
Крепление жестких каркасных декораций к штанкетным подъемам осуществляется с помощью декорационных подвесов.
Декорационные подвесы изготавливаются из прутка диаметром 6 8 мм и металлической полосы толщиной 3, шириной 28, 40, 55 мм. Из прутка выгибаются кольца, концы завариваются. Полоса охватывает кольцо, которое должно свободно в ней вращаться. В полосе высверли- ваются отверстия под шурупы или болты. Различают два типа подвесов: для крепления к горизонтальным брускам (потолка) и к вертикальным. Предназначаются для крепления жестких каркасных декораций к сцени- ческим подъемам (штанкетам).
Подвесы ставят в основном на вертикальные бруски декораций, крепя их шурупами, а подчас и болтами. Вдоль вертикального бруска крепят трос: верхний конец под гайку болта подвеса, нижний под гайку болта, крепящего лапку-подхват. Для того чтобы декорации висе- ли строго вертикально, следует использовать в качестве подвеса отрезок стальной полосы, выгнутой в верхней части вперед по центру тяжести декорации.
|
|
Декорационные подвесы для крепления троса на штанкете представ- ляют собой две дуги из стального прутка диаметром 68 мм. Дуга должна соответствовать диаметру штанкетного подъема, применяемого на кон- кретной сцене. Концы дуг прутка заворачиваются в кольца, размеры кото- рых рассчитываются для верхнего под болт М-12, для нижнего под кара- бин. Через кольца болтом М-12 дуги объединяются в шарнирную конст- рукцию, которая надевается на штангу, запирается через нижние кольца с помощью карабина.
Подвеска жестких декораций к штанкетам производится посредст- вом стальных тросов, карабинов и металлических колец-мочек.
Основа металлической мочки должна выполняться из одного кус- ка стали и иметь одно или два отверстия под крепежный болт. Чисто гвоздевое крепление мочки к декорации не допускается. Мочки устанав- ливаются только на вертикальных брусках рам, а не на горизонтальных, так как угловые соединения декорационных рам не рассчитаны на боль- шие нагрузки. Если декорация имеет большой вес, то точку крепления троса переносят на низ стенки, пропуская трос через скобу, прибитую к верхней части рамы.
Концы троса заращиваются в петли, в которые вставляется стальная обойма-коуш. Сечение троса выбирают, исходя из фактической нагрузки с девятикратным запасом прочности.
Крепление мягких декораций к штанкетам или специальным пере- кладинам осуществляется с помощью матерчатых вязок. Вязки изготав- ливаются из простроченных ленточек холста или кусков шторного шнура. Ленты или шнуры длиной в 50 см пришиваются за середину прочными су- ровыми нитками. Внизу к мягким декорациям пришивается карман шири- ной 1015 см для оттяжного бруска.
Верх полотнища, если это требуется, драпируется складками, затем окантовывается полосой полубрезента шириной не менее 20 см. К верхне- му поясу пристрачиваются вязки, или в брезенте прорезаются отверстия, усиленные кожаными накладками для крепления мягкой декорации к под- вижным кольцам либо кареткам.
Отдельные полотнища мягких декораций могут быть подвешены к ферме нужной длины, которую прикрепляют к подъемному штанкету це- пями с промаскатонами. Кулисы прикрепляются либо к штанкетам, либо к специально предназначенным для этой цели брускам ручных подъемов без применения противовесов.
В тех случаях, когда сцена имеет достаточное верховое оборудова- ние, ряд проблем снимается. Всегда можно подстраховаться, дополнитель- но прикрепив декорации к штанкету либо индивидуальному подъему.
Но на площадках, лишенных колосников, единственным надежным осно- ванием для крепления декораций служит планшет сцены (пол, настил площадки). Художественная сторона при этом значительно выигрывает, потому что зритель не видит тросов и канатов, на которых декорации мог- ли бы быть подв ешенными, но техническая потребует дополнительные элементы крепления.
Для обеспечения безопасного действия актеров и работников постано- вочной части на сцене все декорации должны надежно скрепляться между собой и с конструкциями сцены. С этой целью используют приспособления, исключающие самопроизвольное смещение декораций: расшпильные петли- навески, откосы, монтажные рамки, декорационные лапки и др.
Расшпильные петли-навески наиболее распространенный эле- мент крепления отдельных частей декорации между собой. Устойчивость декораций на сцене достигается углом, образуемым ими наподобие гар- мошки. Петли состоят из двух частей, плотно входящих друг в друга и на- дежно скрепляющихся съемной шпилькой. Чаще используются петли № 2 и № 4. Выбор петли зависит от величины соединяемых деталей и воспри- нимаемых усилий.
Петли ставят в основном на тех деталях, которые можно сошпилить с планшета сцены, не поднимаясь на лестницы или стремянки. В тех слу- чаях, когда рабочий не достает до петли, декорацию кладут на планшет сцены, сошпиливают и затем поднимают в собранном виде. Но процесс этот возможен лишь перед началом действа, в период сборки и монтажа. Чтобы петля была крепко сошпилена, следует употреблять шпильки соот- ветствующего диаметра, а не гвозди с загнутым концом, как это иногда случается на практике.
Если деталь сошпиленной декорации поднимается на штанкетном подъеме, то все шпильки должны быть заглушены гвоздями, чтобы исклю- чить самопроизвольное расшпиливание.
Декорационные откосы напоминают собой растяжки, удерживаю- щие масштабные сооружения, благодаря креплению к наивысшей точке конструкции и разведению усилий в различные стороны.
Откосы бывают нескольких типов. Деревянный треугольный откос используется для крепления стенок и деталей небольшого размера. Из- готавливают откос из брусков 6x2,5 см. Угловое соединение делают вполдерева в лапу (внакладку, срезая в месте соединения половину тол- щины бруса) на клею и гвоздях, укрепляют угол фанерной косынкой.
Раскос, образующий треугольник, пришивают внакладку. В верхней час- ти привертывают половинку петли со стержнем, в нижней части поло- винку расшпильной петли.
Соответственно месту на декорации привертывают вторые половин- ки петель. К горизонтальному концу откоса привертывают лапку, через ко- торую штопором или гвоздем откос крепят к планшету сцены.
Возможен вариант деревянного откоса, который не прибивают к планшету, а укрепляют грузкой, надеваемой на нижний горизонтальный брусок откоса.
Такой откос имеет нижний брусок не на уровне планшета сцены, а на некотором расстоянии от него. Выступающие концы вертикального бруска и раскоса образуют как бы ножки откоса. Грузка должна иметь щелевид- ный паз под нижний горизонтальный брусок откоса и ручку для удобства перемещения.
Крючковой раздвижной откос предназначается для крепления высо- ких декораций. Откос состоит из двух брусков квадратного сечения 4х4 см, длиной 23 м каждый. Бруски соединены с помощью двух скоб. Одна скоба крепится к нижнему концу верхнего бруска и имеет зажимное уст-
ройство, другая простая скоба крепится к верхнему концу нижнего бруска. На верхний конец верхнего бруска привертывают крюк, к нижнему концу нижнего бруска крепят лапку.
Благодаря скобам и зажимному устройству бруски могут раздвигать- ся и крепиться на необходимой высоте.
Для крепления таким откосом на верхнем среднике стенки должна быть зарощена веревочная петля. В эту петлю продевается крючок откоса.
Откос несколько раз перекручивают, закручивая петлю до жесткого сцепления, затем раздвигают, фиксируют зажимом и через отверстия в лапке крепят к планшету сцены.
Раздвижной откос может быть заменен нераздвижным. На таком от- косе крепят только крючок и лапку. Брусок может быть круглого сечения. В этом случае на сцене должен быть набор откосов разной длины: 3,5; 4,5; 5,5 м под стенки разной высоты. Очень широкое применение находит металлический раздвижной откос, наиболее удобный и легко изготавли- ваемый в театральных условиях. Металлический откос состоит из трубы 25 мм в диаметре, длиной 12001400 мм, с расплющенным в виде лапки кон- цом для крепления к планшету. На верхний конец трубы крепится муфта (тройник), имеющая зажимной винт.
В трубу вставляют круглую железную штангу диаметром 1819 мм и длиной 1200 мм.
Зажимная головка из полосового железа сечением 50х5 мм, со- единенная с помощью двойного шарнира со стержнем, позволяет захва- тывать как вертикальные, так и горизонтальные бруски декорации. Вы- движная штанга позволяет регулировать высоту откоса. Винт зажимной головки, выгибаемый из прутка, должен иметь опорную пятку, для чего можно использовать шарикоподшипники малого диаметра. Если тол- щины полосы зажимной головки не хватает для организации нарезного отверстия под зажимный винт, можно к отверстию приварить гайку
нужного размера. При использовании раздвижного откоса декорации в основании должны быть дополнительно закреплены декорационной лапкой.
В качестве откосов иногда применяются деревянные рамы, наподо- бие декорационных стенок.
Монтажные рамки применяют в тех случаях, когда, например, па- вильон (декорацию, изображающую комнату, интерьер) накрывают мяг-
КИМ ПОТОЛКОМ.
Монтажные рамки изготавливают из брусков сечением 6x2,8 см тем же способом, что и каркасы под стенки глухие, но они имеют большее ко- личество средников, располагаемых через каждые 0,5-0,7 м. Ширина мон- тажных рамок может быть любой (в пределах габарита). Наиболее часто употребляются рамки шириной от 0,5 до 1 м.
Крепят монтажные рамки перпендикулярно плоскости стенки с по- мощью закидной веревки и кобылок. К планшету сцены монтажные рамки крепят с помощью лапки. Монтажные рамки используют еще и как свое- образные лестницы, облегчающие затяжку мягких потолков.
Декорационные лапки представляют собой изогнутую пластину, предназначенную для закрепления декораций на планшете сцены с помо- щью гвоздя или штопора. Декорационные лапки крепятся к нижней части декорации, как плоской, так и объемной. Лапки изготавливаются из сталь- ной полосы шириной 20 мм и толщиной ЗА мм. Конец лапки загибается на 90° или меньше по месту; в лапке высверливаются отверстия под шуру-
ПЫ, ГВОЗДИ ИЛИ ШТОПО]Э.
Средства крепления декораций, помимо обеспечения надежности всех соединений, должны соответствовать образному единству замысла, продлению сценической жизни материальной части проекта.
Сущность компетенций режиссера в вопросах крепления декораций к верховому оборудованию обусловливается требованиями надежности,
удобства и безопасности крепления декораций, а также их эстетической
целесообразностью.
Техническое оснащение малой сцены
Содержание понятий. стационарные устройства, переносные уст- ройства, фермы-дороги, занавесы, колосники, вращающийся круг, тела-
Специфика временного (переносного, разборного) сценического ос- нащения.
Условия ycnexa малой механизации сцены в умении пользоваться машинерией в художественных целях.
Сущность компетенций режиссера в оборудовании сцены времен- ньіми (переносными, разборными) устройствами.
Малая сцена представляет собой импровизированную площадку для организации и проведения художественных проектов в неорганизованном пространстве. Как правило, таковая создается на базе образовательных уч- реждений и не содержит комплекса технического обеспечения зрелища, что существенно обедняет его выразительность.
Чтобы составить представление о достаточной механизации поста- новочного пространства, необходимо познакомиться с техническим ос- нащением профессиональной сцены. Современные подмостки многое заимствуют у древнеримского цирка, античного театра, у трупп бродя- чих артистов Средневековья. Старинный европейский театр дал совре- менной профессиональной сцене полетные устройства и систему подъ- емно-опускных площадок; японский традиционный театр — вращающий- ся планшет сцены; цирк водные, огненные феерии; кукольный театр
CИGTeM КОЛО СНИКОВ И Т. П.
Современная сцена оснащена разнообразной техникой, театральной машинерией, электрическими механизмами, осветительными и проекци- онными приборами. Все они условно подразделяются на стационарные (встроенные) и временные (переносные, разборные).
Оборудование малой сцены стационарными средствами механизации сопряжено с непреодолимыми трудностями инженерного и архитектурно- го порядка. Но установка временных технических устройств для конкрет- ного постановочного проекта вполне возможна. Использование постано- вочной техники в действе обеспечивает широкий диапазон кинетических возможностей в создании художественного образа. Все элементарные ви- ды движения обладают потенциалом эмоционального воздействия. Линей- ное и вращательное движение декораций и артистов в сценическом про- странстве задают динамику настроению и атмосфере зрелища, содейству- ют слаженности всего ансамбля.
Деревянные и металлические фермы-дороги представляют собой своего рода рельсы, по которым перемещаются каретки, вся конструкция в целом напоминает гардины. Дороги-фермы могут быть использованы для подвески раздвижных кулис, занавесей и жестких декораций, а также в ка- честве постановочных приспособлений. Их может быть несколько, закреп- ленных на различных планах сцены.
Каретки фермы-дороги состоят из двух шарикоподшипников диа- метром 3040 мм, запрессованных на оси хвостовика. Хвостовики изготав- ливают из качественной фанеры толщиной 12 мм. Размеры хвостовика 115х210 мм и 40x210 мм. Концы закругляют.
Занавесы, представляющие собой подвижные полотнища, предна- значенные для временной оптической изоляции сцены от зала, также могут быть на малой сцене и служить традиционным убранством интерьера.
По способу раскрытия занавесы делятся на подъемно-опускные, раз- движные, фигурные и комбинированные. В древнеримском театре занавес
возникал из-под пола (планшета сцены). Известны занавесы, состоящие из эластичных бинтов, срывающиеся, подобно натянутой тетиве.
Как бы ни была мала, мелка сцена, будет большой ошибкой крепле- ние первого, основного занавеса наравне с передней линией пола сцены. Между занавесом и зрителем непременно надо оставить небольшую сво- бодную часть сценического пола и обеспечить эту переднюю часть сцены таким же освещением, как и саму сцену (выносной софит, отдельные фо- нари, в крайнем случае рампа). Это будет просцениум. Его глубина при самой маленькой сцене должна быть такая, чтобы на ней могли свободно разойтись два человека.
Он пригодится для разыгрывания отдельных сцен, вставных интер- медий, особо подчеркиваемых режиссером мест. Обстановка игры на про- сцениуме сурова и впечатляюща: на фоне занавеса, который, разумеется, при наличии просцениума, должен быть нейтральным или специально сде- ланным в стиле данного действа, лицедей оказывается почти среди публи- ки. Игра его в эти моменты особенно ответственна, зритель особенно внимателен. А сцена за занавесом в это время живет своей жизнью: идут перестановки декораций, планирование новых мизансцен. Занавес может быть пошит как яркое лоскутное одеяло, связан из толстого шпагата, вы- полнен из зеркального пластика и т. д.
Известно, какую огромную роль на большой сцене играют колосники.
Они представляют собой решетчатый потолок, размещенный под самой крышей сцены. Зачастую на колосниках основано все благополучие оформ- ления во время действия, быстрота чистых перемен и антрактовых переста- новок. На простой маленькой сцене, не имеющей высоты, колосники могут быть заменены колосниковой сеткой решеткой, предназначенной для садо- вых изгородей из тонких стальных прутьев. Пользуясь ею, можно избежать ограничений в распределении по сцене мягких сукон: раскидывая их шатра- ми, свертывая в условные стволы деревьев, развешивая их кругом, овалом,
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!