Созданных на каркасной и бескаркасной основе 11 страница




По мере развития трагедии он начинал восприниматься и как образ Судь- бы, Вечности.

Вязаный занавес, сценографический образ, целиком и полностью со- чиненный художником, наполнил сценическое действие новыми смыслами.

На сцене возможны самые разные формы и способы декорирования игровых занавесов. Драпировки, цветовые решения, технология раскрытия, степень участия в действии способны не только изменить очертания зерка- ла сцены, но и вызвать живые ассоциации с пышностью, сказочностью, та- инственностью, грандиозностью, великолепием и т. д.

Знание различных типов и принципиальной схемы работы раздвиж- ного занавеса вооружает режиссера еще одним постановочным средст- вом. Динамика движения занавеса способна задать темпоритм действу.

Режиссеру, знакомому с различными системами и видами теат- ральных занавесов, открываются большие возможности в образном ре- шении, как сценического пространства, так и предметной среды всего ху- дожественного npoeктa.

Жесткие декорации. Типы, виды, назначение. Жесткие декорации в преобразовании сценического пространства

Содержание понятий. декорации, жесткие декорации, театраль- ньій станок, дежурный театральный станок, индивидуальный театраль- ньій станок, рундуки, пандусы, станки с консолями, cвпнкп-жocшьi, при- ставньіе лестницы-ступени, лестницы разборные, накладные, лестницы накидные.

Специфика преобразования сценического пространства жесткими декорациями.

Сущность компетенций режиссера в формировании образного про- странства с помощью жестких декораций.


Сценическое пространство является образной моделью мирозда- ния. В нем отражены мифологические представления об устройстве ми- ра: (верх, низ, земля). Вертикаль указывает на стремление художника связать среду обитания человека с небесами, с божественным. Диаго- наль уводит в глубину пространства, вдаль. Горизонталь раскрывает бескрайность просторов, горизонт. Элементы жестких декораций явля- ются средствами физического воплощения подобного рода зрительных образов. Они же приближают сценическое оформление к реалистиче- ским интерьерам и ландшафтной среде, описанным в постановочных сценариях. Декорации на каркасной основе представляют собой умень- шенную модель архитектуры. Все представления о тектонике, пластике, ансамбле, свойственные архитектурной композиции, проецируются на сценические жесткие декорации.

К жестким относятся все декорации, построенные на каркасной ос- нове. Вот некоторые из них: станки театральные, лестницы, перила, балки,

КОНGОЛИ, ШИ]ЗМЫ, КОЛОННЫ.

Все жесткие Ьекорации можно поделить на игровые и рабочие, а также на дежурные и индивидуальные.

Конструкция декорации может быть неразборной, разборной, склад- ной, разборно-складной. Чаще употребляются разборные или разборно- складные конструкции.

Театральный станок — это разборная переносная конструкция, но- зволяющая создавать игровые площадки различной конфигурации и высо- ты. К театральным станкам относятся собственно станки, рундуки, панду- сы, станки-мосты и станки с консолями. Конструкция разборных и разбор- но-складных станков состоит из отдельных рамок основы станка и щитов. Театральные станки используются на сцене как неприкрытые конструкции и как части декорации, замаскированные с помощью половиков или за- глушин под рельеф, площадки, балконы, мосты и т. д.


Большинство цехов, строя дежурные театральные станки, руково- дствуется метрической системой измерения. Основным размером для площади дежурного станка на стандартную сцену является 2–3 кв. м, то есть, иными словами, 1x2 м или 1x3 м.

Основание дежурного театрального станка состоит из несколь- ких рамок, соединенных между собой глухими петлями. Рамки вяжутся из брусков прямоугольного сечения 2,5х7 см или 3х7,5 см. Все рамки в углах соединяются сквозным одинарным шипом на клею и укрепляются нагелями.

Рамки подразделяются на несущие и монтажные. Несущими являют- ся рамки, располагаемые перпендикулярно к доскам щита, монтажными – параллельно доскам щита. На несущие рамки приходится основная нагруз- ка. В дежурном станке несущие рамки состоят из двух равных половинок, объединенных глухими петлями.

В свою очередь эти складные несущие рамки навешиваются на глу- хих петлях к монтажным рамкам с таким расчетом, чтобы все основание станка могло складываться – это экономит место при хранении.

Для устойчивости станка в нижней части рамок предусматривают ножки. Щит дежурного станка набирают из досок толщиной 2,5–3 см. Щи- ты укрепляют поперечными накладными шпонками. При покрытии осно- вания станка щитом его шпонки входят в конструкцию основания, обеспе- чивая надежное закрепление щита на основании. При ходьбе по станку мо- гут возникать скрипы; для устранения этого дефекта все верхние кромки рамок станка обивают войлоком или плотной тканью.

Для обеспечения длительного срока службы станка всю конструк- цию прокрашивают масляной краской. С внутренней стороны щита и ос- нования станка ставят номер станка и название зрелищного предприятия.

Следует заметить, что станки высотой до 1,5 м не требуют раскосов, в более высокие необходимо вводить раскосы.


Индивидуальные театральные станки. В отличие от дежурных, их используют в одном определенном проекте. Причин, побуждающих изго- тавливать индивидуальные станки для конкретного действа, две: когда конфигурация (или высота) требуемого станка не может быть организова- на (собрана) из дежурных станков и когда на сборку в антракте не хватает времени.

Следовательно, индивидуальным станкам присущи: неограниченные размеры, неправильная конфигурация, разновысотность. Изменение уров- ня планшета сцены с помощью станков позволяет строить более вырази- тельные мизансцены, вносит динамику в действие и обеспечивает про- сматриваемость от первого до последнего плана.

Рундуки так называются неразборные станки высотой в одну сту- пеньку, у которых опора и щитовое покрытие совмещены в единую конст- РУкОию.

Решетчатую конструкцию рундука вяжут из досок, поставленных на

ребро. Доски наружной обвязки и средники крепят между собой впритык, укрепляют треугольными бобышками на клею и гвоздями. Полученную ос- нову зашивают сверху досками. Помимо использования их в качестве подиу- ма, зачастую они служат ящиками для хранения театральной бутафории.

Пандусы покатые станки. Их конструкция может быть решена в виде основы, имеющей разную высоту, и щитового покрытия.

Основа, как в любом станке, состоит из несущих и монтажных ра- мок. Например, треугольные рамки могут служить несущими, а прямо- угольные — монтажными. Наклонная поверхность пандусов позволяет ис- пользовать их в качестве станков, имитирующих пространственную пер- спективу, когда предметы по мере удаления кажутся несколько выше близстоящих (рис. 7).

Станки с консолями применяют для изображения на сцене балко- нов, галерей. Такие станки обычно устанавливают за декорацией, и они не


видны зрителям. На видимую для зрителя сторону выпускают консольные балки или консольную конструкцию.

Консольную раму крепят на станке с помощью расшпильных петель, половинки которых привертывают шурупами и болтами к брускам консо- ли и станка.

Эту конструкцию используют главным образом, когда конфигура- ция балкона, галереи имеет криволинейную или сложную многоуголь- ную форму. Чтобы исключить опрокидывание станков с консолью, при- менены лапки, пришитые в нижней части станка или накидной (рабочей) лестницы.

Станки-мосты – это сооружения, располагаемые между двумя или большим количеством опор, изображающие собственно мосты, лестнич- ные площадки и т. п.

Конструкция мостов состоит из опор и перекинутых между ними ба- лок, ферм. Опорами в большинстве случаев служат станки (как деревян- ные, так и металлические).

Театральные станки, естественно, требуют наличия лестниц для подъема и спуска с них. В зависимости от расположения на сцене лест- ницы подразделяются на игровые и рабочие. Первые в основном видны зрителям, поэтому имитируют лестницы, встречающиеся в жизни, вто- рые не видны зрителю и служат для подъема или спуска актера за деко- рациями.

По конструкции лестницы делятся на приставные неразборные, на- кладные разборные и накидные.

Приставные лестницы-ступеньки могут быть как игровыми, так и рабочими. Конструкция этих лестниц обычно неразборная. Приставные лестницы имеют не более пяти ступеней. Делать приставные лестницы с большим количеством ступеней нецелесообразно, так как такая конструк- ция становится громоздкой и тяжелой.


Ширина приставных лестниц может быть любой, но чаще всего делают лестницы шириной в 1 м. Минимальная ширина может быть 50 см.

Приставные лестницы шириной в 1 м чаще всего применяют как де- журные, что соответствует ширине дежурного станка. Высота ступени приставной дежурной лестницы зависит от избранного модуля для дежур- ного станка. Это может быть 15; 16–16,5; 17–17,5; 18 см. Высота в этих пределах наиболее удобна. По приставной лестнице, высота ступени кото- рой равна 20 см, трудно подниматься.

Указанные высоты могут нарушаться в тех случаях, когда этого тре- бует постановочное решение. Например, если на сцене нужно выстроить

«торжественную парадную» лестницу, высоту ступени можно снизить до

10–12 см, в «монументальной» лестнице – поднять до 20 см и более.

Для дежурных лестниц высота ступеней должна быть кратна высоте дежурного станка. Например, для дежурного станка высотой 35 см дежурная лестница-двухступенька должна иметь каждую ступень высотой 17,5 см.

Глубина ступеней приставных дежурных лестниц колеблется в пре- делах 25–30 см. Глубина ступеней у лестниц вообще может быть различ- ной и зависит от характера изображаемой лестницы (дворцовые могут быть и двойной ширины: 40–50 см).

К наиболее простым относится конструкция приставной лестницы в две ступени. Тетива организуется из двух неравных отрезков доски, по- ставленных один на другой кромками.

Ступени могут быть сделаны либо из досок, прибиваемых внакладку на тетиву, либо из фанеры толщиной 8–12 мм.

Вся конструкция приставной дежурной лестницы должна быть вы- крашена масляной краской, что гарантирует ей длительный срок службы.

Лестницы разборные накладные используют в тех случаях, когда необходимо сделать конструкцию лестницы портативной и легкой. На не- сущие рамки по месту крепят шипы, с помощью которых будут удержи-


ваться накладные ступени. Количество несущих и монтажных рамок оп- ределяется расчетом и должно обеспечить прочность и жесткость конст- рукции.

Для постройки накладной лестницы на планшете мастерской вычер- чивают в натуральную величину план и профиль данной конструкции. По этому шаблону заготавливают бруски и строят конструкцию разновысот- ного станка. Готовый станок собирают и приступают к изготовлению на- кладной лестницы. Если лестница должна быть «мраморной» или «камен- ной», то ступени перед оклейкой тканью обивают войлоком, ковровой до- рожкой и т. д., чтобы при ходьбе не было стука, выдающего деревянную структуру лестницы.

Лестницы, которые в спектакле застилают дорожкой, должны иметь специальные крепления в виде скоб и точеных ушек, через которые проде- вают прутки, удерживающие дорожку.

Лестницы накидные в основном используются как рабочие, неви- димые зрителю. Конструкция состоит из тетивы и ступеней.

Тетиву накидной лестницы изготавливают из досок, поставленных на ребро. Доски обшивают с двух сторон фанерой. Расчетом определяют угол расположения ступеней. Здесь следует отметить, что наклон тетивы лестницы менее 45° нежелателен. Накидные лестницы крепят к станкам с помощью крюков из полосовой стали, имеющих отверстия для крепления их шурупами или болтами к тетиве. К станку в месте присоединения лест- ницы должна быть привернута защитная пластинка с прорезью под крюк.

Почти все лестницы обрамляются перилами. Накидная лестница должна иметь перила с обеих сторон.

Крепят такие перила в гнезда на тетиве лестницы, для чего у перил вертикальные бруски выпускают вниз в виде шипов. Балясины (точеные столбики под поручни, перила) могут быть изготовлены на токарном стаи- ке или, если диаметр их превышает размеры кругляка, сделаны бутафор-


ским способом. И в том, и в другом случае балясины должны иметь сверху и снизу шипы для монтажа с панелью и перилами.

Театральные станки различной конфигурации объединяет способ- ность активно воздействовать на природу человеческого восприятия с точ- ки зрения таких понятий, как изобразительная перспектива, ритм, ампли- туда, градация, ранжир и т. д. Театральные станки используют для того, чтобы показать зрителю индивидуальное, выделив его из общего, напри- мер, лидера в толпе, героя в кордебалете и т. д. Изменение уровня планше- та сцены с помощью станков позволяет строить более выразительные ми- зансцены, вносить динамику в действие и обеспечивает просматривае- мость мизансцен от первого до последнего плана.

Пандусы, станки, лестницы ассоциативно воспринимаются одинако- во – как возвышения, нарушающие однообразие, уводящие в отрыв от зем- ли, но есть между ними и различия. Одно из них – ритмический рисунок декорационной композиции и пластики мизансцен. В лестницах он задан ступенями, жестко членящими весь путь по уступам. В выгородках, по- строенных с помощью театральных станков, ритм более разнообразен, за- висит от их расположения, а на пандусе отчетливые ритмические привязки отсутствуют из-за плавного ровного подъема. Логика использования того или иного станка определяется мерой условности, принятой постановщи- ком в конкретном действе. В лесной чаще будет уместен криволинейный станок как часть рельефа, на городской площади – горизонтальный станок, на подходах к дому – ступени, а при выстраивании глубины пейзажа – пандус и пр.

С помощью разборных станков, установленных в зрительном зале, организаторы действа увеличивают сценическую площадку, выдвигаясь в необходимых случаях в зал на нужную глубину, включая зрителей в тво- римую среду. Разновысотные станки, ступеньки или пандусы зрительно и фактически увеличивают сцену с небольшой глубиной и шириной.


Если в зрелищном пространстве «строят» арки, ворота, проемы, две- ри, окна, то в пластическом решении не обойтись без фиксированных ми- зансцен, без параллельного существования двух игровых планов: того, что находится «здесь», и того, что находится или находилось «там». По шири- не и высоте амплитуда движения задается размерами проема, по глубине — физическими характеристиками постановочного пространства.

Режиссерская компетентность в вопросах конструирования и экс- плуатации жестких декораций простирается от выбора наиболее легкой и мобильной конструкции до безукоризненной эксплуатации ее в проекте.

Решаясь на использование жестких декораций, художник с режис- сером учитывают следующие факторы.‘ зрительный образ художествен- ного действа, объемно-пространственную композицию сценического про- странства, пластическую выразительность. Постановщики проверяют удобство, логику и связь стилевых особенностей жестких декораций, их роль в организации движения актеров с учетом расстановки театраль- ных станков, ппапльонных стенок, мебели в интерьере.

Интерьер в образном решении представления

Содержание понятий. павильонная декорация, система сукон, мебель. Функции интерьера в образном решении представления.

Сущность компетенций режиссера в различных технологиям по- строения интерьеров на сцене.

Интерьер — внутренняя часть какого-либо помещения, архитектурно и художественно оформленная, — на сцене создается несколькими способами: павильонными декорациями, сукнами, предметами быта и меблировкой.

Условно наметить границы интерьера или воссоздать в полном объеме в образном решении театрализованного действа зависит от


приема воплощения, стиля, жанра, сверхзадачи, композиционных осо- бенностей и сценического образа в целом. Все эти факторы, так или иначе, влияют на предпочтения режиссера-постановщика и сценографа при выборе условного или безусловного воссоздания материальной сре- ды обитания персонажей действа и исполняются более или менее полно в меру условности, продиктованную художественными задачами поста- новщика.

Павильонные декорации изображают закрытое помещение и состоят из стенок-рам, затянутых холстом и расписанных под рисунок обоев, до- сок, кафеля и т. д. Павильоны на сцене впервые применены в 1794 г. не- мецким актером и режиссером Ф. Л. Шредером. Они реалистично воссоз- дают интерьеры с характерной меблировкой, в которых развиваются дра- матические сюжеты.

С помощью павильонных стенок режиссер-постановщик в союзе с художником обусловливает фактографичность (достоверность) происхо- дящего. Предлагает зрителю погрузиться в предметный мир персонажей: в жизнь красивых людей в окружении красивых предметов, либо наоборот – в серую повседневность несчастных и обездоленных персонажей, среду убожества и нищеты.

Как правило, если действие разворачивается в нескольких местах, то выстраивают оригинальный интерьер для каждой картины. Павильонные стены оптически и физически делят сцену на несколько сегментов. На большой сцене такое деление дает представление о камерности, интимно- сти сюжета. В театральной практике глубина пространства более 5-ти мет- ров от красной линии считается зоной плохой видимости, поэтому разме- щение задней павильонной стенки ограничивается этим пределом. Па- вильонные стенки могут быть глухими (без проемов) и с обычными для интерьеров отверстиями окон, дверей. За ними обычно ставятся заспинни- ки (части подвесной декорации на рамах), на которых изображается соот-


ветствующий пейзажный или архитектурный фон. Таким образом осуще- ствляется визуальное расширение пространства. На сцене зритель видит ландшафт определенного места и времени действия. Декорации приобре- тают качество реалистичности, достоверности и материальности. Это каче- ство усиливается, если сценограф использует верхнее перекрытие павиль-

ОН t — ПОТОЛОК.

 

Павильонные декорации реалистично воссоздают интерьеры с харак- терной меблировкой, в которых развиваются драматические сюжеты. В те- атральной выгородке очень важно не только правильно воспроизвести ис- торический стиль, но и отобразить характер данного предмета обстановки в зависимости от вкусов и пристрастий владельца.

Конструкции и технология изготовления стенок зависят от размеров павильона и функциональных задач. В одних случаях стенки могут слу- жить декоративным фоном, отображающим стиль архитектуры определен- ной эпохи. В других — инструментом трюка, иллюзиона.

Все стенки павильона делятся на глухие и с проемами, дверными или оконными. Как те, так и другие могут быть одинарными или складными. Стенки со складом обладают большим весом, особенно если стенка с дву- мя складами.

Лицевая сторона стенок имитирует определенную фактуру.

Стенки глухие. Конструкция глухой одинарной стенки состоит из каркаса и покрытия. Каркас собирается из брусков, сечение которых выби- рается в зависимости от высоты стенки. Собранная таким образом рама представляет собой основу каркаса будущей стенки павильона. Для прида- ния основе необходимой прочности и жесткости в раму вводят средники и раскосы. Средниками в театре называют горизонтальные бруски, раскреп- ляющие основную раму, раскосами элементы конструкции, обеспечи- вающие жесткость (бруски, вводимые по диагонали в углах рамы на рас- стоянии 70 см от угла).


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!