Созданных на каркасной и бескаркасной основе 6 страница



Режиссерский прием диктует условия игры со зрителем. Без точного определения режиссерского инструментария нет целостности действа. Эти понятия являются ключевыми в постановочной деятельности режиссера, в его работе со всеми специалистами, задействованными в зрелище: акте-


ром, художником, композитором, осветителем и др. Режиссерский прием можно рассматривать как технику режиссуры, сценической игры или дра- матургии, которая служит художнику в создании сценического образа.

Прием предполагает изменение способов воздействия на зрение и слух на отличные от повседневных, а также активизацию зрителей посредством необычного размещения в пространстве, влияние на психику. Например, чтобы поставить воспринимающего в зависимость от театрального произ- ведения и его «жизнедеятельности», зрителей размещают на вращающемся планшете, а действие разыгрывают вокруг них.

Представьте образ Миши Бальзаминова из пьесы Островского «Же- нитьба Бальзаминова» мечтательно-трогательным. Герой живет вне реа- лий, его сердце переполнено иллюзиями и впечатлениями от сновидений. Бальзаминов ждет свои сны, как ребенок, который хочет уйти от действи- тельности в прекрасное будущее. Рассказ о нем можно выстроить как ро- мантическое сновидение героя.

Каковы приметы сна? Сон очень часто совмещает реальное и фанта- стическое, нагромождает события настоящего и минувшего. Для снов ха- рактерны зыбкость образов, их мгновенное появление и столь же внезап- ное исчезновение, быстротечность. Сон романтичный может быть окрашен особой поэтикой, возвышенностью, чувственностью, полетностью и стремлением к идеализации.

Воплощение на сцене мира бальзаминовых снов может быть реали- зовано в декорациях, обозначающих одновременно все места действия.

Они будут показывать и то, что находится внутри домов, и то, что является городским и садовым пейзажем. Бальзаминов может быть отделен от зри- теля пеленой полупрозрачной ткани. В зависимости от усиления- ослабления освещения все происходящее на сцене может представляться то отчетливо, то едва угадываясь, либо превращаясь в силуэтные очерта- ния персонажей и предметов.


Художественный прием является выразителем общих признаков жан- ра, рода, общего стиля, направления режиссуры драматического спектакля.

Жанр и стиль — два камертона настройки зрительских ожиданий. У каждого зрелища есть своя тональность звучания, своя интонация обще- ния со зрителем: ироническая или ядовито-сатирическая, интонация народ- ного веселого представления, героическая, бытовая, лирически-задушевная. От тональности, в какой будет вестись диалог с залом, во многом зависит, получится или не получится впечатляющий разговор о главном.

Например, о творческом языке известного русского театрального ху- дожника сказано: «Кисти Васильева всегда свойственна особая легкость, раскованность. Самый характер мазка, штриха, линии порой ассоциативно перекликается с “фактурой” текста. Здесь указанные свойства приобретают совершенно определенные “обертоны »3.

У театрального режиссера, художника Н. П. Акимова есть понятие жанровая экспозиция: «некая авторская интонация является своего рода инструкцией к восприятию произведения. При одном только взгляде на те- атральную декорацию после поднятия занавеса мы чаще всего получаем ясное впечатление о принципах, на которых данный театр строит свою ра- боту, о его вкусе... »4.

Стиль общения театра со зрителем вбирает в себя понятия, связан- ные с характеристиками объема и содержания информации, художествен- ными задачами, условиями их реализации. К примеру: установка на камер- ное общение; монументальное изображение человека; достижение ансамб- левости; важность колорита; реалистичность или условность; создание ил- люзии жизненной правды; разрушение театральности и т. д.


Овладение режиссером различными средствами и способами мате- риализации художественного слова — путь к ycnexy. Режиссер должен ориентироваться в различных направлениях не только в театре, но и в

Луцкая Е. Тема с вариациями. Нроблемы творчества А. Н. Васильева. Художники театра и кино. 1984.

4 Акимов Н. П. Современные задачи театральной декорации. Театральное наследие. М., 1978.


живописи, в скульптуре, в архитектуре, а также уметь найти и сформу- лировать художественный прием, способный наиболее полно и аырпsп- тельно привести к сверхзадаче постановки, сделать зрелище увлекатель- ньім и уникальным.

Компетентность режиссера заключается в овладении различныжв средствами материализации художественного слова, искусством перево- да текста на язык сценических выразительных средств.

Разновидности (типы) декорационного оформления представления

Содержание понятий: кулисная передвижная декорация, кулисно- арочная подъемная декорация, декорации в сукнах, павильонная декорация, симультанная декорация, пространственная декорация, проекционная де- корация.

Достоинства и недостатки отдельных типов декорационного оформления.

Сущность компетенций режиссера в оценке достоинств различных декорационных систем.

Каждый постановочный проект уникален. В сценическом искусст- ве менее всего возможны классификация и упорядочение. Условное де- ление способов декорирования на группы осуществляется лишь для оп- тимизации изучения сложнейшего явления — сценического декорацион- ного искусства.

Классификацию можно произвести по следующим признакам: тех- нология изготовления, участие в раскрытии художественной идеи, степень реалистичности, функциональные достоинства, способ презентации зрите- лю и т. д. Таким образом, можно сформировать несколько типов декораци- онного оформления.


По степени реалистичности: безусловные и условные. В первом случае это декорации, дающие конкретное изображение места действия. Во втором – создающие целостный образ действа, его знак.

По форме презентации: покартинные, симультанные и единая пластическая установка. Покартинные предполагают перемену декора- ций, обозначающих новые либо место, либо время действия. Симуль- танные – несколько «заряженных» площадок, изображающих различ- ные места действия, участвующие в проекте одновременно либо пооче- редно. Декорационное оформление каждой площадки может быть уникальным или подчиненным единому стилю. Единая пластическая установка представляет собой несменяемую декорационную конструк- цию. Визуальные перемены в ней происходят благодаря световым трансформациям, новому ракурсу презентации, динамическим процес- сам в декорации.

По участию в действе: соучастие и дифференциация. В первом слу- чае составление декораций является органическим продолжением сцени- ческого действия (внос-вынос, ввоз-вывоз по сюжету зрелища актерами либо слугами просцениума). Во втором – чистые перемены декораций происходят в темноте либо при закрытом занавесе.

Также все декорации можно поделить по жанрам.

Декорация-портрет. Для создания таких декораций отбираются предметы быта, костюмы, архитектурные элементы и т. п., несущие мак- симальный объем информации о персонаже, событии, эпохе. Декорации напоминают собой жанровые зарисовки художников, описания мест дей- ствия в литературных произведениях, фоторепортажи.

Декорация-натюрморт. В этом случае подойдет все, что так или иначе способно украсить сценическую площадку. Хорошо смотрятся вме- сте цветы и драпировки, скульптуры и вазоны, маски и архитектурные де- тали, фрукты и мебель, предметы крестьянского быта и научные приборы,


игрушки и музыкальные инструменты. Подобную работу можно сравнить с составлением натюрморта.

Декорация-плакат. Декорация олицетворяет идею всего представле- ния или его отдельного эпизода и воплощается в предметах-знаках (коро- на, крест, знамя и т. п.). Они могут быть как натуральными, так и бутафор- скими, изготовленными в театральной мастерской.

Декорация — «черный квадрат». Подобный способ оформления предполагает использование в качестве выразительных средств непосред- ственно коробки сцены, реальных пола и стен, сценических конструкций с приборами освещения, кулис, задников, занавеса. Отсутствие декораций как таковых компенсирует зрительское воображение.

Декорация-станок. Декорация, служащая сочинению пластических композиций с помощью актерского тела. Представляет собой набор пред- метов, необходимых для создания разнообразных мизансцен: объемные театральные конструкции, лестницы, станки, сложные рельефы.

Декорация-аттракцион. В этом случае декорации состоят из пред- метов, способных активно воздействовать на зрителя без видимой техно- логии исполнения. Последние могут быть выдерживающими необычные нагрузки, саморазрушающимися либо самовосстанавливающимися, вне- запно исчезающими либо появляющимися, самодвижущимися, трансфор-

МИ]З ЮЩИМИGЯ И Т. П.

 

Еще один из способов условного деления всего декорационного многообразия на отдельные группы основан на технологии изготовления и крепления декораций на сцене: 1) кулисная передвижная, 2) кулисно- арочная подъемная, 3) павильонная, 4) симультанная, 5) пространствен- ная, 6) объемная, 7) проекционная. Возникновение, развитие каждой системы декорации и смена ее другой обусловливались конкретными требованиями драматургии, театральной эстетики, соответствующей ис- тории эпохи, а также ростом науки и техники. В современных условиях


их можно встретить в комбинированных разновидностях, а также инди- видуально.

Кулисная передвижная декорация получила свое название от сис- темы традиционных кулис – полотнищ, располагаемых по бокам сцены че- рез определенные расстояния одна за другой (от портала вглубь сцены) и предназначенных для того, чтобы закрывать от зрителя закулисное про- странство. Кулисы в различных театрах были мягкие, навесные или жест- кие на рамках, иногда они имели фигурный контур, изображавший архи- тектурный профиль, очертания ствола дерева, листвы и т. п. Смена жест- ких кулис производилась с помощью специальных кулисных машин – рам на колесах, которые в ХVIII и ХIX вв. находились на каждом плане сцены параллельно рампе. Эти рамы передвигались в специально вырезанных в планшете сцены проходах по рельсам, проложенным по полу первого трюма. В первых дворцовых представ лениях декорация состояла из кулис, задника и потолочных падуг, которые поднимались и опускались одновре- менно со сменой кулис. На падугах писались облака, ветки деревьев с ли- ствой, части плафонов и т. п.

Кулисно-арочная подъемная декорация возникла в Италии в ХVII в. и получила широкое распространение в общественных театрах с высокими колосниками. Этот вид декорации представляет собой холст, сшитый в виде арки с написанными (по краям и по верху) стволами деревьев, ветвями с ли- ствой, архитектурными деталями (с соблюдением законов линейной и воз- душной перспективы). На сцене может быть подвешено до 75 таких кулис- ных арок, фоном для которых служит писаный задник или горизонт. Разно- видность кулисно-арочной декорации – ажурная декорация (писаные «лес- ные» или «архитектурные» кулисные арки, подклеивающиеся на специаль- ные сетки или апплицирующиеся на тюле). В настоящее время кулисно- арочные декорации применяются главным образом в оперно-балетных по- становках, в различных концертных действах, построенных в стиле ретро.


Декорации в сукнах относятся к условным декорациям. Они выпол- няются из мягкого сукна нейтрального цвета, уложенного в складку либо гладко натянутого между верхом сцены и планшетом. В начале XX столе- тия были использованы английским режиссером Г. Крэгом, швейцарским художником А. Аппиа. Декорации в сукнах монтируются в сочетании с колоннами, площадками и лестницами. Их можно отнести к промежуточ- ным между кулисно-арочными и павильонными декорациями.

Павильонная декорация впервые применена в 1794 г. немецким ак- тером и режиссером Ф. Л. Шредером. Павильонная декорация изображает закрытое помещение и состоит из стенок-рам, затянутых холстом и распи- санных под рисунок обоев, досок, кафеля и т. д. Стенки могут быть «глу- хими» или иметь пролеты для окон, дверей и т. п. Между собой стенки со- единяются с помощью закидных веревок – захлесток и крепятся к полу сцены откосами. За окнами и дверьми павильонной декорации обычно ста- вятся заспинники (части подвесной декорации на рамах), на которых изо- бражается соответствующий пейзажный или архитектурный мотив. Па- вильонная декорация перекрывается потолком, который в большинстве случаев подвешивается к колосникам.

Объемная декорация возникла в постановках Мейнингенского теат- ра в 1870 г. В декорациях наряду с плоскими стенками начали применяться объемные детали, станки прямые и наклонные – пандусы, лестницы и дру- гие сооружения для изображения террас, холмов, крепостных стен и т. д.

Конструкции станков обычно маскировались живописными холстами или бутафорскими рельефами (камни, корни дерева, трава и пр.). Для смены частей декорации использовались накатные площадки на роликах (фурки), поворотный круг и другие виды техники сцены. Объемная декорация позво- лила режиссерам строить мизансцены на «изломанном» планшете сцены, находить разнообразные конструктивные решения, благодаря которым вы- разительные возможности зрелищного искусства необычайно расширились.


Пространственная декорация строится на принципе окружения сцены зрителями со всех сторон. Это означает, что декорация должна быть выполнена и расставлена таким образом, чтобы не препятствовать обзору сцены из различных точек пространства. Вместо иллюзорных живописных декораций на сцене размещаются реальные объекты: трон, кровать, муляж коня и т. п., выполненные в натуральную величину. Пространственные по- строения характерны для английского театра эпохи Возрождения. В начале XX в. использовались при постановках трагедий на арене цирка («Царь Эдип» Софокла, режиссер М. Рейнхардт, 1910; «Макбет» Шекспира, ре- жиссер Ю. М. Юрьев, Петроград, 1913). В современных театрализованных действах пространственные декорации разрабатываются на сценах-аренах.

Проекционная декорация была впервые применена в 1903 г. в Нью- Йорке, она основана на проекции (на экран) цветных и черно-белых изо- бражений, нарисованных на диапозитивах. Отображение оригинала осу- ществляется с помощью проекторов. Экраном может служить задник, го- ризонт, стены, пол, архитектурные сооружения в целом. Существует пря- мая проекция (проектор находится перед экраном) и проекция на просвет (проектор за экраном). Проекция может быть статической (архитектурные, пейзажные и прочие мотивы) и динамической (движение облаков, дождя и иных объектов). Проекционные декорации получили широкое применение с середины XX в., когда были изобретены новые экранные материалы и более совершенная аппаратура. Простота изготовления и эксплуатации, легкость и быстрота смены картин, высокие художественные качества де- лают проекционные системы одним из распространенных видов декораций современного зрелища.

Каждая из систем декорационного оформления обладает как пре- имуществами, так и существенными недостатками. Они связаны с эксплуа- тационными свойствами и технологическими сложностями при изготовле- нии. Современная сценография синтезирует элементы всех перечисленных


систем, приемов оформления и, таким образом, значительно расширяет постановочные возможности.

Сущность компетенций режиссера заключается в оценке досто- инств различных декорационных систем и их целесообразном использова- нии в реализации художественного замысла.

Образное решение представления в условиях малой сцены

Содержание понятий: малая сцена, образное решение, игровая сце- нография.

Специфика образного решения в условиях малой сцены. Некоторые приемы образного решения в условиях малой сцены.

Сущность компетенций режиссера в вonpocax декорационного оформления камерного пространства.

Малой сценой можно назвать пространство школьных актовых за- лов, небольших клубов, а также иных помещений, не предназначенных для зрелищных мероприятий. Они отличаются от профессиональных сцениче- ских площадок и габаритами, и техническим оснащением. Размеры малых сцен могут быть большими в ширину, но очень небольшими в глубину, например 6-9 м и 3-6 м соответственно. Зрители, как правило, размещают-

СЯ BППOTH Ю К ВЫСТ ПaЮЩИM.

Условия малой сцены не позволяют создавать иллюзорно- реалистичные декорации масштабной архитектуры. Образное решение сжатого пространства предполагает создание среды камерными средства- ми. Малую сцену можно назвать сценой крупного плана, в которой пред- меты и люди представляются выпукло, рельефно, а детали воспринимают- ся одинаково отчетливо. Все объекты, находящиеся на сцене, обладают примерно равным весом и одной степенью значимости. У постановщиков


мало возможностей управлять вниманием зрителей. Предполагается дове- рительный разговор со зрителем, прямое взаимодействие с ним.

Для небольших сцен должно действовать правило: чем меньше сце- на, тем активней необходимо проявлять изобретательность и творческую фантазию. На каждый сантиметр пространства нужна новая идея его суще- ствования. Идеи должны распространяться по всем трем направлениям пространства: в глубину, ширину, высоту. В малом пространстве вдруг возникшие предметы, падающий снег, осыпающиеся листья, срывающиеся

«облака» шаров могут показаться чудом, потому что на необорудованной сцене зрительские ожидания не предвосхищают каких-либо сюрпризов.

Нехитрые опрокидывающиеся устройства (коробки со смещенным цен- тром тяжести, зонты, тубусы, сетки и т. п.) отчасти восполнят техническое несовершенство сцены.

Небольшое пространство, предназначенное для создания разнооб- разных мизансцен, можно увеличить, активно застраивая его по вертикали в глубине конструктивными элементами малых сечений (лестницами, строительными лесами, стремянками, шведской стенкой, веревочными ка- челями, подвесными перекладинами), а также устанавливая несколько раз- новысотных станков, ступенек или пандусов (наклонных станков).

Важную роль в формировании малого пространства играет ракурс восприятия объектов зрителями. На неглубокой сцене нужно постарать- ся визуально отдалить фоновые объекты от зрителя. С этой целью части декораций, должные восприниматься как находящиеся вдали, можно слегка приподнять на пандусы, частично перекрыть близстоящими, про- рисовать менее отчетливыми штрихами, выполнить в меньших размерах и расположить за полупрозрачным задником. Пространство можно диа- фрагмировать (сузить, разбить на отдельные сегменты) жесткими или мягкими кулисами, сближая их к горизонту, что создает иллюзию боль- шей глубины.


Добиться эффекта большего пространства можно и с помощью ос- вещения. Освещение задника рассеянным светом, подсветка из-за кулис создают эффект раскрытого пространства. Локально (точечно) освещая персонажей действа, отдельные декорации устраняют границы помещения (контур сцены). Добившись иллюзии «внутреннего свечения» (скрытой от глаз зрителя подсветкой, кинопроекцией, рирпроекцией), можно создать эффект «раздвинутых стен». Для подобного эффекта хороши неплотные сетчатые, просвечивающиеся материалы (тюль, калька, флизелин и др.).

Они могут быть свободно подвешены или натянуты на подрамник. В тех случаях, когда нет возможности стационарно закрепить подобные экраны, можно использовать штативы или бытовые стойки.

Зоны, необходимые для перемены костюмов и дополнительных вы- ходов на сцену, несложно создать с помощью полотнищ, подвешенных под потолком на хорошо натянутых тросах или трубах. Кулисы можно уло- жить в складку либо расписать в соответствии с постановочным замыслом. К тому же, отыграв положенную им роль, они легко сдвигаются в сторону. Для изготовления игровых кулис необязательно использовать текстиль.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!