Созданных на каркасной и бескаркасной основе 1 страница
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Факультет театра, кино и телевидения
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников
СЦЕНОГРАФИЯ
Учебное пособие
для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» Профильный модуль «Театрализованные представления и праздники»
квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Челябинск 2013
УДК 791
ББК 85.34
Л 34
Рекомендовано на заседании кафедры режиссуры театрализованных представле- ний и праздников 19 июня 2012 г., протокол № 9.
Литвинов, Г. В. Сценография: учеб. пособие для студентов, обу-
Л 34
чающихся по направлению 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», квалификация (степень) выпускника
«бакалавр». Профильный модуль «Театрализованные представле- ния и праздники» / F. В. Литвинов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2013. — 184 с.
ISBN 978-5-94839-388-9
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, изучающих дисци- плину «Сценография» на режиссерской специальности, а также для преподава- телей сценографии. В форме поурочного конспекта дается разностороннее пред- ставление о сценографии: как о художественном явлении, как о науке, как о продукте художественной деятельности, как о процессе сочинения художест- венного образа. Издание содержит иллюстрации и приложение.
|
|
Рецензенты:
Шаронина М.Г. — профессор Челябинской государственной ака- демии культуры и искусств, кандидат педагогических наук, заслу- женный работник культуры РФ;
Анисимов В. И. — профессор Екатеринбургского государственного театрального института, заслуженный деятель искусств РФ; Фесько С. И. — главный художник Екатеринбургского государст- венного академического театра оперы и балета, заслуженный художник РФ.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Челябинской государственной академии культуры и искусств
ISBN 978-5-94839-388-9
fi Литвинов Г. В., 2013
m Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2013
Содержание
Введение................................................................................................................................. 4
1. Сценография как художественное явление........................................................ 8
Художественное оформление (декорации) и образы героев, основные события драмы 8
Союз режиссера и художника-сценографа в работе над представлением.......... 13
Основные функции сценографического решения в представлении...................... 20
|
|
2. Методика преподавания сценографии................................................................. 28
Особенности преподавания дисциплины «Сценография» слушателям,
не имеющим специального художественного образования..................................... 28
Содержание раздела «Архитектура и оборудование сцены» учебной программы по дисциплине «Сценография».................................................................................................................... 33
Орнамент и основы сценографической композиции................................................ 42
3. Технология поиска образного решения пространства..................................... 48
Зрительный (сценографический) образ представления........................................... 48
Изобразительный язык художника и образное решение театрализованного действа 52
Разновидности (типы) декорационного оформления представления.................... 59
Образное решение представления в условиях малой сцены.................................. 65
Игровая сценография....................................................................................................... 69
Техническая документация постановочного проекта и смета затрат.................... 76
Световая партитура художественного действа.......................................................... 79
4. Декорации....................................................................................................................... 89
Жесткие и мягкие декорации и внешний образ зрелища. Достоинства и недостатки декораций, созданных на каркасной и бескаркасной основе............................ 89
|
|
Одежда сцены. Состав и назначение............................................................................ 97
Театральные драпировки и образ художественного действа............................... 102
Принципиальная схема работы раздвижного занавеса. Игровой занавес
в раскрытии характеров образов .................................................................................. 106
Жесткие декорации. Типы, виды, назначение. Жесткие декорации в преобразовании сценического пространства.................................................................................... 112
Интерьер в образном решении представления........................................................ 120
Изготовление, художественная обработка и применение бутафорских предметов 127
Крепление декораций к верховому оборудованию и к планшету сцены........... 135
Техническое оснащение малой сцены....................................................................... 141
Требования техники безопасности при изготовлении и эксплуатации декораций 150
5. Сценография неорганизованного пространства............................................ 158
Этапы освоения неорганизованного пространства. Их содержание................... 158
Ключ в образном решении ландшафтного действа................................................. 167
|
|
Архитектурные и конструктивные элементы в праздничных шествиях в России XVIII в 173
Заключение...................................................................................................................... 180
Приложение
Контрольная работа № 1................................................................................................. 181
Контрольная работа № 2................................................................................................. 181
Введение
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов вузов, изучающих дисциплину «Сценография», а также для преподавателей сце- нографии.
Искусство преображения сцены синтетично и многогранно. Его изу- чению посвящают себя и художники-декораторы, и режиссеры зрелищ, и искусствоведы театрального направления, и просто любители сценическо- го творчества. В различное время эта отрасль называлась по-разному: де- коративно-художественное оформление сцены, декорационное искусство, дизайн сцены, сценография.
Глубина изучения искусства сценографии в учебных заведениях зависит от специальности, на которой эта наука преподается. Профессии художника-сценографа, заведующего постановочной частью, художни- ка-декоратора, режиссера-постановщика предполагают определенную сумму знаний и навыков по архитектуре сцены, композиции пространст- ва. Овладение техническими устройствами и живописными приемами оформления действа у различных специалистов происходит не в одина- ковой степени.
Художник-сценограф — художник, создающий образное пространст- венное решение театрализованного представления, он должен отчетливо представлять не только внешнюю оболочку разыгрываемого действа, но и предлагать средства динамического преображения пространства. Для него важно понимание того, что вся работа над декоративным решением под- чинена сценическому действию.
Режиссер — главный сочинитель и организатор художественного действа. Режиссеру нужно уметь выбирать художника-декоратора, кото- рый бы по творческим приемам, по художественной природе был наиболее близок к постановочному проекту.
Сценографию следует рассматривать многоаспектно.
1) Как художественное явление. Сценография соприкасается со все- ми видами пластических и изобразительных искусств, с архитектурой, ин- женерией, техникой и механикой с одной стороны, а с другой со всеми зрелищными искусствами. Сценический образ существует только то малое время, пока длится театрализованное действо.
2) Как науку. Знания о сценографии простираются от сведений в древних трактатах об архитектуре зрелищных сооружений до принципов функционирования современных мультимедиа, изложенных в руково- дствах к ним, от изучения правил пространственной композиции до по- стижения тайн психологии творчества.
3) Как продукт художественный деятельности. Декорации, костю- мы, грим, бутафория, реквизит создаются в специальных цехах. Все они выполняются из разнообразнейших материалов и по различным техноло- гиям. Их совокупность и взаимодействие подчинены раскрытию образов, драматургии, идеи зрелища.
4) Как процесс сочинения. Сценографию невозможно рассматривать вне контекста художественного слова. В начале идея, выраженная сло- вом. Изобразительное искусство доводит идею до образно-зримой кон- кретности, придает отвлеченной мысли художественно-изобразительную форму. Затем следует зрительское впечатление от увиденного и услышан- ного, порождающее живую ответную реакцию. В завершении цепочки идея, внедренная в сознание современника, побуждающая к действию.
Пособие состоит из пяти частей, представляющих разделы сцено- графии по широкому спектру вопросов: от композиции эскизов до монти- ровочных процессов на сцене.
Логика построения учебного пособия продиктована методической целесообразностью. Вначале дается общее представление о художест- венном явлении под названием сценография, рассказывается о его месте
и роли в сценическом действе. Затем следуют несколько параграфов, по- священных специфике изучения данного курса в профессиональных об- разовательных учреждениях. Далее даются сведения о технологии поис- ка изобразительного решения. В предпоследней части представляются отдельные структурные элементы, «атомы» практического воплощения замысла на сцене. Завершает пособие параграф, посвященный формиро- ванию образной среды в условиях неорганизованного пространства. Это вполне понятно, потому что театрализованные действа зародились в стихийных условиях, да и сегодня развиваются на самых неприспособ- ленных площадках и площадях, но по законам драматического жанра. В настоящем учебном пособии подробно не рассматриваются вопросы динамической композиции пространства, так как этой существенной проблеме автор посвятил отдельное учебное издание'. Искусство сцено- графии ландшафтного действа так же подробно изложено в специальном издании 2.
В качестве примеров нередко используются отсылки к образцам тра-
диционной сцены. Театрализованное действо строится на автономных эпи- зодах, концертных номерах, трюках. Литературную основу действа пред- ставляет сценарий, который неизбежно страдает избыточной злободневно- стью здесь и сейчас, а драматический театр — вневременное искусство, тяго- теющее к диалоговым формам речи, к событийности, сюжету. Поэтому, чтобы у читателя пособия складывалось определенное видение по тому или иному тезису, приведены стандартные сценические примеры. При этом сле- дует помнить, что понятие сцена весьма условно, речь идет о пространстве лицедейства. Но при любых его трактовках к постановочному пространству следует относиться как к обратной модели нашего мироздания.
1 Литвинов Г. В., Литвинова О. А. Динамическая композиция / Челяб. гос. акад. культу- ры и искусств. Челябинск, 2002. 84 с.
2 Литвинов Г. В. Сценография ландшафтного действа / Челяб. гос. акад. культуры и ис- кусств. Челябинск, 2005. 230 с.
Учебное пособие написано в виде поурочного конспекта, что делает его удобным как для преподавателей, готовящихся к учебному занятию, так и для студентов, изучающих сценографию на режиссерской специаль- ности. Каждой части предшествует краткий план. В строгом соответствии с ним составлена содержательная часть. И заключают краткий конспект два-три коротких вывода по сути вопроса. Такая форма изложения пред- ставляется дидактически верной.
Пособие содержит иллюстрации, что делает изучение дисциплины
«Сценография» наглядным, доходчивым и побуждающим к живым зри- тельным ассоциациям.
Автор считает своим долгом выразить слова благодарности
Е. Н. Алешко, чье наставничество уберегло от излишней многословности, а также студентам дневного и заочного отделения направления «Режиссер театрализованных представлений и праздников». Студенты в течение трех лет изучали основные материалы, легшие в основу пособия, формулирова- ли вопросы, вносили предложения и, таким образом, неформально его ре- дактировали.
1. Сценография как художественное явление
Художественное оформление (декорации) и образы героев, основные события драмы
Содержание понятий. художественное оформление (декорации), внешний образ зрелища.
Специфика образной интерпретации художественного текста де- кораqпонньіжп средствами. Все, что nonaдaeт на сцену, обретает знако- вый смысл. Условность и быт в художественном оформлении.
боль декораций в раскрытия образов героев, обострении собышпй драмы, вы явлении стиля, художественного приема режиссера, а также в создании атмосферы, дополняющей то, что не сказано в монологах, диа- логах персонажей.
Условия ycnexa.’ совпадение концепций, стиля, образного видения драматурга, режиссера, художника, зрителя.
Сущность компетенций режиссера в вonpocax декорационного оформления.
Сценическое Ьекорационное искусство — особая область художест- венной деятельности, в равной мере относящаяся к изобразительному ис- кусству и к искусству представления, лицедейства. Являясь одним из его компонентов, одной из сторон, оно подчинено идее, сценическому дейст- вию, художественному образу. Изобразительное искусство придает зрели- щу художественно-изобразительную форму, доводит его до образно- зримой конкретности, оформляет сценическое действие. Декорационное искусство часто именуется сценографией.
Сценографическое искусство родственно многим другим видам художественной деятельности. По сути дела, оно соприкасается со все- ми видами пластических и изобразительных искусств, с архитектурой,
инженерией, техникой и механикой — с одной стороны, зрелищных с другой.
В зависимости от требований воплощаемого произведения сцено- граф может строить на сцене архитектурные сооружения, вводить в оформление скульптуру и разнообразные произведения прикладного ис- кусства, использовать живописные и графические изображения, применять и художественную фотографию. Все средства решения сценического про- странства имеют не только изобразительное, конструктивно- композиционное значение, но и организуют сценическое движение и по- могают наиболее выгодной подаче артиста.
Художественное оформление (декорацнн) представляет собой сложный комплекс изобразительных, выразительных и технических средств преображения пространства в контексте художественного дейст- ва. К элементам художественного оформления относятся декорации, кос- тюмы, грим, бутафория, реквизит. Все они выполняются из самых разных материалов и по различным технологиям. Их совокупность и взаимодей- ствие подчинены раскрытию образов, драматургии, идеи зрелища. Художник на сцене помогает создать изображение внешнего облика пер- сонажей и среды, в которой они живут и действуют. Через это изображе- ние они раскрывают свое, единое с режиссером и другими участниками действа, понимание событий, характеров персонажей, сверхзадачи сцени- ческого проекта и т. д. Декорации служат материальному воплощению среды обитания героев, созданной драматургом. Роль художника- сценографа не сводится к тому, чтобы обозначить время и место дейст- вия. Роль эта глубже: художник истолковывает смысл действия и создает образное решение действа. Декорации выступают образной единицей на- ряду с действием актеров и художественным текстом. Образ, созданный декорациями, служит намеком на проблему, метафорой идеи, изобрази- тельной цитатой драмы.
Внешний образ зрелища. Авторский текст драматурга, сценариста, его художественный стиль и смыслы представляют собой основу действен- ного сценического проекта. Образное решение сценического художника сродни удачным иллюстрациям к литературным произведениям: романам, повестям, поэмам, сказкам и стихам. Каждый художник по-своему рисует мир, населенный литературными героями, и облик самих персонажей.
Специфика образной интерпретации текста декорационными средст- вами заключается в том, что сценическая композиция обновляется каждую единицу времени. Вместе с событиями на сцене меняется декорационный фон. Зачастую перемены в декорациях являются предвестием нового эпи- зода, происшествия, явления или их завершением. Трансформация осуще- ствляется различными способами: перемещением декораций, их разворо- том, сменой цветного освещения и т. д. Таким образом происходит погру- жение зрителя в новые предлагаемые обстоятельства событий. Можно ска- зать, что атмосфера, среда, обусловленная декорациями, трансформируясь вместе с переживаниями персонажей, накаляясь либо разряжаясь, обуслов- ливает затем новую перемену в декорациях, чтобы послужить визуальным лейтмотивом или эпилогом художественного действа.
События драмы и декорации. Каждый постановочный проект со- стоит из разрозненных эпизодов, порою внешне никак не связанных между собой, но при этом должен быть подчинен законам композиции. Связь ме- жду событиями обнаруживается в течение времени театрализованного действа. Образное сценическое оформление представляет собой зримую оболочку, объединяющую разнообразные по времени и месту действия со- бытия в единое целое. Оформительские приемы организуют понятность и логику следования событий. Декорационные перемены, изобразительный ландшафт сцены акцентируют внимание на самых важных, ключевых фа- зах и моментах сюжета. Стремительность либо замедленность действий также подчеркиваются изобразительным решением.
Образы героев, характеры персонажей действа должны быть про- явлены в чрезмерно короткий срок сценической жизни. Художник- сценограф, художник по костюмам рассматривают артиста как основного носителя идеи театрализованного действа. Они прикладывают все усилия к тому, чтобы каждая деталь материального окружения была точной, допол- няющей сценическое действие и характеризующей отдельного человека и весь сценический ансамбль в целом. Персонажи действа, участвуя во мно- жестве событий, испытывают их влияние, меняются вместе с новыми об- стоятельствами. Внимательный художник фиксирует все вновь возникаю- щие трансформации образов и содействует этой эволюции специфически- ми выразительными средствами. Он способствует зрительскому понима- нию всех происходящих перемен. Сценический образ существует только то малое время, пока длится театрализованное действо, и задача художни- ка обеспечить понятность всех перипетий именно в течение этого време- ни. Перемена цвета, фактур материалов, композиционные приемы служат художнику образным языком намеков и иносказаний, посредством которо- го он ведет свое повествование.
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!