Созданных на каркасной и бескаркасной основе 4 страница



НИЙ И П]ЭЫЗДНИКОВ.

 

Раздел сценографии «Архитектура и оборудование сцены» содержит основные темы, позволяющие проследить за эволюцией зрелищного про- странства и совершенствованием его оборудования от зарождения театра до современных сценических зрелищ.

В раздел входят следующие темы.

• История и основные этапы развития сценографии. Основные формы организации зрелищного пространства. Сцена античного театра. Симультанная сцена средневековых представлений.

• Возникновение сцены-коробки. Сцена английских ярусных те- атров. Итальянская сцена. Машинерия и декорации. Поиски новых форм сцены XIX — начала XX в.

• Архитектура современной сцены. Основные части сцены, их уст- ройство и назначение. Верхняя сцена, планшет, трюм, арьер, карманы. Взаимоотношения в системе: сцена — зрительный зал.

• Оборудование сцены. Архитектурные нормы, правила эксплуатации.

• Театральная техника в художественном решении представления.

Методы изучения каждой из тем продиктованы их содержанием и основными целями образовательной программы учебного заведения.


Например, цели и задачи изучения дисциплины «Сценография» в Челябинской государственной академии культуры и искусств сформули- рованы следующим образом. Курс должен:

а) дать ясное представление о сценографии и ее месте в изобразитель- ном искусстве; о художественном оформлении как составной части единого комплекса постановочной работы режиссера, как об одном из средств вопло- щения идейного содержания замысла режиссера и художника; о перспективе развития и проблемах совершенствования современной сценографии;

б) дать студенту, будущему режиссеру, необходимые знания в облас- ти художественного оформления праздника и театрализованного представ- ления, а также познакомить с техникой и технологией сцены в условиях современного зрелища;

в) выработать умения грамотного и последовательного изложения собственного видения проблемы и путей ее решения в творческом вза имо- действии режиссера и художника, сформировать навыки обучения участ- ников творческих студий и учащихся средних профессиональных учебных заведений сценографии.

Рассмотрим приемы и методики изучения на примере темы «Архи- тектура современной сцены». Эта тема включает в себя информацию об основных частях сцены, таких как верхняя сцена, планшет, трюм, арьер, карманы, об их устройстве и назначении, а также вопрос о различных сис- темах взаимоотношения: сцена – зрительный зал.

Занятие по данной теме может быть проведено в виде лекции- экскурсии на одну из сцен города. В ходе экскурсии можно на практике изу- чить особенности современной сцены и ее основное оборудование, а также их роль в формировании образного замысла на примере одной или несколь- ких постановок в рамках выбранной сцены. Перед экскурсией учащихся не- обходимо познакомить с основными требованиями к безопасному нахожде- нию на сцене и нормами сценического этикета. Также на аудиторных заняти-


ях учащиеся должны получить первоначальные представления об архитекту- ре и машинерии зрелищного пространства. С тем, чтобы во время посещения сцены слушатели могли ассоциировать теорию с практикой и самостоятель- но совершать некоторые открытия: человек замечает то, о чем он знает.

С этой целью следует продемонстрировать видео- и изобразительные мате- риалы, схематические зарисовки и эскизы сценических объектов (рис. 2).

Во время похода на сцену нужно помнить о возможных опасностях: открытых люках, движущихся штанкетах, софитах, декорациях, проло-               женных проводах, шлангах и т. д. Сцена очень редко бывает свободной от репетиций и декорационных установок, выходы со сцены должны быть от- крытыми. Экскурсии проводятся по согласованным маршрутам. Нужно                                 быть готовыми к передвижению между объектами по лестницам. Останов- ка группы для осмотра сцены разрешается только в специально отведен-                    ных для этой цели местах.

Запрещено: отклоняться от маршрута следования группы; выходить на середину, в центр сцены, проходить через сцену; облокачиваться, при- слоняться, трогать, держаться за декорации, осветительскую аппаратуру,             бутафорию, реквизит, одежду сцены; самовольно отодвигать установлен-                ные ограждения, знаки безопасности. На сцене, как правило, фото-, видео- и аудиосъемка запрещена.

В ходе аудиторных и экскурсионных занятий слушателям необхо- димо овладеть профессиональной терминологией, а также познакомить- ся с функциональными достоинствами архитектуры зрелищного про- странства.

Современное зрелищное (концертное, театральное) здание состоит из двух основных частей – сцены и зрительного зала. Обе части отделе- ны друг от друга капитальной, так называемой портальной, стеной. Об- щение между сценой и зрительным залом происходит через специаль- ный проем в портальной стене, называемый портальным отверстием или


портальной аркой. Пространство сцены, заключенное внутри порталь- ной арки, называется зеркалом сцены. Объемный мир сцены разворачи- вается к зрителю одной, самой выразительной стороной. Для постанов- щиков действа открываются трансформации пространства, создание сценической иллюзии, расширяются возможности бутафории, декора- ции, машинерии. В зависимости от устройства портала, зрительного за- ла, сцена может быть как интегрированной, т. е. включающей зрителей в действо, так и дифференцированной, изолирующей зрителей от всего происходящего на площадке.

Верхняя часть портальной арки перекрывается рамой – арлекином. За порталом находится верхняя сцена или колосники. Таковым является про- странство, которое находится выше падуг и заканчивается потолком сцены, как правило, в виде решетки из деревянных брусьев, на которую монтиру- ются различные блоки и передаточные механизмы. Верхняя сцена имеет не- сколько галерей. Первая (нижняя) – осветительная, на которой располагают- ся приборы освещения, вторая и третья (верхние) – рабочие, которые служат для крепления различного декорационного оформления и других работ.

На задней стене располагается рабочая площадка для крепления зад- ника, горизонта, панорамы. Колосники значительно увеличивают возмож- ности формирования пространства средствами декорации как по вертика- ли, так и по горизонтали, как в глубину, так и в ширину.

В отсутствие верхней сцены и при малой высоте зрелищного про- странства вместо традиционных колосников закрепляют решетчатую под- весную конструкцию. Затем к ней крепят все необходимое оборудование.

Игровая часть, или планшет сцены. Это площадка, на которой про- исходит действие и монтируются декорации. Точных границ она не имеет, так как декорации могут заходить и за кулисы. Поэтому принято считать границей сцены проекцию боковых рабочих площадок, а задней частью – линию соприкосновения планшета сцены с задником. Игровая часть сцены


делится на планы, которые определяются кулисами или рядами софитов. Границей между авансценой и первым планом сцены служит красная ли- ния – черта, по которой проходит занавес. Планшет сцены оборудован раз- нообразными сценическими механизмами. Наиболее распространенным из них является поворотный круг, который занимает почти всю игровую площадку. Современные зрелищные предприятия строятся с подъемно- опускным планшетом, состоящим из нескольких отдельных подъемно- опускных площадок.

К недостаткам игровой части сцены можно отнести удаленность от зрителя и ограниченность обзора портальной стеной.

Авансцена. Это участок сцены, выходящий в зрительный зал перед занавесом, используется для игры актеров в непосредственной близости от зрителей. Авансцена дает возможность режиссеру использовать «крупный план», создать эффект «стены», живого занавеса, вывести актера на прямое общение со зрителем, вырвать его из мира оптических иллюзий. Авансце- на имеет и свои недостатки: небольшую глубину, отсутствие элементов машинизации как снизу, так и сверху, наличие нейтрального по отноше- нию к сюжету фона – при закрытом занавесе.

Карманы. Это дополнительные площадки по бокам сцены, служащие для заготовки декораций, собранных на накатных площадках – фурках, ко- торые, как правило, размещаются в зоне первых планов сцены. Карманы значительно расширяют монтировочные возможности при смене декора- ций во время представления.

Арьерсцена, или задняя сцена. Это отдельное замкнутое пространст- во, примыкающее к задней части сцены. Служит для монтировки декора- ционного оформления, установки осветительного и проекционного обору- дования, работающего на просвет. Арьерсцена может служить дополни- тельной игровой площадкой, когда требуется особенно большая глубина сценического пространства, например, для осуществления киноприема на-


езд камерой. Для этого актера в окружении декораций или без них поме- щают на фурку и вывозят на передние планы. На арьерсцене могут быть расположены световые приборы для создания эффектов теневого театра. К недостаткам арьерсцены можно отнести ухудшение визуальных и акусти- ческих характеристик на большом расстоянии от зрителей. Очень плохо, если арьерсцена, как и карманы, используется не по назначению.

Трюм. Это пространство под сценой, которое соответствует разме- рам планшета сцены. Трюм представляет собой универсальное про- странство для создания различного рода эффектов с помощью оборудо- вания, располагаемого в нем (подъемно-опускные площадки, люки, ме- ханизм поворота вращающегося планшета сцены, поворотного кольца). Трюм дает возможность незаметно для зрителей подвести воду к фонта- нам, установленным на сцене, подсветить декорации снизу, осуществить неожиданное появление или исчезновение персонажей и бутафории в люки-провалы. В то же время трюм – ненужный резонатор, усиливаю- щий звуки шагов по сцене и скрип досок настила. Для того чтобы пога- сить акустический эффект трюма, используются половики, настилаемые на планшет сцены.

Сцена представляет собой рабочее пространство, насыщенное меха- низмами, оборудованием, декорациями. Все элементы должны соответст- вовать санитарным нормам и правилам техники безопасности. В этой час- ти занятия нужно назвать некоторые из них.

1. Настил планшета игровой площадки должен быть из сборных элементов (деревянных щитов) и обеспечивать прочность при приложении нормативной вертикальной нагрузки 5 кН/кв. м с коэффициентом пере- грузки 1,3.

2. На планшете сцены должна быть нанесена красная линия, указы- вающая границу спуска противопожарного занавеса. Декорации и другие предметы оформления сцены не должны выступать за эту линию.


3. Глубина авансцены (просцениум) должна быть не менее 1,75 м, считая от красной линии сцены. Длина авансцены должна быть не менее ширины портального проема и иметь удобное сообщение со сценой при закрытом занавесе.

4. Проемы в полах многоярусных трюмов для подъемно-опускных площадок и других целей должны иметь ограждения, исключающие паде- ние людей.

5. Ослабление несущих конструкций колосниковой площадки (свер- ление, вырезание, выдалбливание и т. п.) при монтаже оборудования не допускается.

6. Хранение на колосниках оборудования, веревок, тросов, инстру- мента, декораций воспрещается.

7. При оформлении постановок должен быть обеспечен свободный круговой проход шириной не менее одного метра вокруг планшета сцены.

8. Во время затемненных сцен освещение прохода должно осущест- вляться световой электродорогой.

9. Планшет сцены необходимо мыть теплой водой с мылом, содой или синтетическими моющими средствами не реже одного раза в месяц, в выходной день театра или за 15–18 часов до начала спектакля, концерта.

По окончании проведения экскурсионного занятия следует обме- няться наблюдениями и впечатлениями от увиденного. Эту часть можно провести в форме беседы в репетиционной комнате либо в аудитории.

На аудиторных практических занятиях может быть выполнен план и вертикальный разрез учебной сцены. Для того чтобы это практическое за- нятие прошло организованно и продуктивно, необходимо заранее позабо- титься об измерительных инструментах, отчетливом плане действий по выполнению чертежа.

Обычно первый замер на плане делается по красной линии. Опреде- ляется ширина зеркала сцены и от середины этого отрезка отводится пер-


пендикуляр в сторону глубины сцены и зрительного зала. На построенных линиях отмеряется глубина сцены до ее задней стены и в противополож- ном направлении – от красной линии до края авансцены. Затем откладыва- ется ширина сцены и авансцены соответственно. Важно правильно обозна- чить визирные точки, показывающие крайние кресла первого ряда партера. Они находятся следующим образом. На осевой линии на расстоянии 1 м от задней стены в сторону зеркала сцены ставится точка, и от нее проводятся лучи под углом в 15 градусов в левую и правую часть зрительного зала. На пересечении лучей и линии, показывающей положение первого ряда пар- тера, помещается значок визирных точек.

Первоначально на небольшом листе бумаги размером А6 делается схематическая зарисовка сцены в виде сверху. На ней указываются ос- новные размеры, определенные в ходе замеров. Затем по этой схеме ка- ждый учащийся, руководствуясь собственными записями, самостоятель- но выполняет чистовой чертеж. Задача преподавателя – уточнить работу учащихся в ходе ее выполнения, разъяснить возникающие вопросы.

Быстрым и наглядным средством закрепления изученного материала по теме является графическое мини-тестирование.

Примерный вариант графического теста

Расположите правильно именования ос- новных участков сцены и элементов оборудования сцены в соответствии с их нумерацией на схеме: ( ) портал, ( ) световая галерея, ( ) рабочая галерея, ( ) колосники, ( ) портальная башня, ( ) противопожарный занавес, ( ) поворот- ный круг, ( ) поворотное кольцо, ( ) аван- сцена, ( ) арьерсцена, ( ) сцена, ( ) кар- ман, ( ) трюм сцены, ( ) верхняя сцена.


В качестве источников информации по теме «Архитектура и обору- дование сцены» можно предложить следующие издания.

1. Базанов, В. Сцена XX века / В. Базанов. — Л.: Искусство (Ленин- градское отд.), 1990. — 240 с.

2. Бананов, В. Техника и технология сцены / В. Базанов. — Л.: Искус- ство (Ленинградское отд.), 1976. — 367 с.

3. Шевелев, Г. В. Сцена. Механическое оборудование. / Г. В. Шеве- лев. — М.: ГИТИС, 2007. — 284 с.

Сущность компетенций режиссера, ведущего преподавательскую деятельность, заключается в свободном владении различными обучающи- ми методами и их пспользоаанпп в зависимости от темы учебного заня- тия и аудитории слушателей.

Орнамент и основы сценографическои композиции

Содержание понятий: орнамент, сценографическая композиция, ус- ловность и стилизация.

Функции орнаментальных композиций в расширение выразительных средств режиссуры театрализованного действа.

Условия ycnexa режиссера-постановщика в освоении разнообразных кошпозпqпонных приемов.

Сущность компетенций режиссера в основан пространственной композиции.

Орнамент (omamentum) в переводе с латинского значит «украшение» и является узором, построенным на ритмичном чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов.

Орнамент идеальный вид художественного творчества, позволяю- щий наглядно, на примере создания узоров изучить все закономерности


композиции. Композиция орнамента открыта и очевидна для понимания. С одной стороны, орнамент является знаком-изображением, олицетво- ряющим идею, а с другой – технологическим приемом, переводящим ху- дожественный текст на язык образов.

Искусство орнамента и театрализованных представлений сближает многое. Для обоих характерны обобщение, стилизация, условность, мон- тажность. Образные концепции воплощаются с помощью знаковой систе- мы визуальной передачи информации.

Условность – преднамеренное отклонение от внешнего правдоподо- бия в сторону ассоциаций.

Стилизация – намеренное, сознательное использование художником форм, способов и приемов формообразования, ранее созданных в истории искусства.

И тот и другой прием используются с целью облегчить обзор и выде- лить для восприятия наиболее существенное, типическое для понимания.

Искусство сценографии как часть театрализованного действа зачас- тую оперирует орнаментальными изображениями в своей композиции, на- следует ее ритмы, пропорции, узорчатость и линейность построения ми- зансцен.

Композиция сцены всегда динамична, она подчиняется течению со- бытий драмы, так же как и орнаментальный рисунок предполагает разви- тие в пространстве и во времени. Смена событий в сценическом сюжете ассоциируется с «кинолентой» орнамента, в которой каждый «кадр» пред- ставляет новую подробность. Декорации зрелища во время представления наделяются новыми смысловыми оттенками, привносимыми артистами, одетыми в сценические костюмы. Все в целом создает живую, меняющую- ся во времени и пространстве атмосферу. Сохраняя видимые признаки эпохи, места действия, образ обогащает зрителя новыми впечатлениями от неожиданных приемов и сочетаний.


Вся работа над декоративным решением подчинена сценическому действию. Авторская концепция художника может ожить только в созву- чии с идеями других авторов зрелища: драматурга, артиста, режиссера. Так же и орнамент никогда не является самостоятельной художественной еди- ницей – он всегда служит тому, чтобы украсить предметы, окружающие нас. Соединяясь с творениями высшего искусства, он дополняет их узором, нанесенным на самые простые изделия, и тем самым возвышает и облаго- раживает их. Следовательно, орнамент, как и искусство сценографии, за- нимает важное, хотя и второстепенное, место в художественной шкале.

Законы пропорции, законы равновесия и симметрии, подчиненность деталей ансамблю, разнообразие в единстве – все эти правила занимают подобающее место как в искусстве мастера по орнаменту, так и в теат- ральных видах искусства.

В театрализованном действе сосредоточено большое количество об- разов, обладающих относительной автономностью. Единый образ создает- ся выразительными средствами различных видов искусств. Важно сформу- лировать идею, которая была бы материализована театральными средства- ми как можно интереснее и действеннее. Все компоненты (цвет, фактура, скульптурные и графические изображения) будут нанизаны на художест- венную идею, как на стержень. Идея воплощения носит название сквозное действие, сценарный ход.

В орнаментальной композиции существует своего рода мотив – рас- тительный, геометрический, таратологический (включающий изображения сказочных зверей и животных) и эпиграфический (состоящий из надпи- сей). Он определяет содержание и технологию исполнения (рис. 3).

Главным носителем идеи на сцене является живой действующий ар- тист, персонаж. Все остальные компоненты зрелища носят подчинитель- ный характер и обусловливают степень открытости идеи перед зрителем. Закономерность примерно следующая: ритм цветовых пятен подчиняется


строю образного решения действа; сценографический образ дополняет ат- мосферу событий; атмосфера выражает конфликт; противостояние выявля- ет идею всего проекта.

Иерархия отдельного изображения в орнаменте определяется его символическим содержанием.

Безжизненному нейтральному пространству сцены противопоставля- ется дышащая, видоизменяющаяся среда театрализованного события, тем- ный провал сцены периодически взрывается буйством страстей, красок, событий.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!