Созданных на каркасной и бескаркасной основе 3 страница



Информационная функция, то есть сообщающая о месте и времени действия, об эпохе и историческом стиле. Посредством декораций проис- ходит погружение зрителя в сферу малого, среднего и большого круга предлагаемых обстоятельств.

Малый круг: место действия, указанное точечно (у окна, за столом, под деревом и т. п.).

Средний круг: окружение места действия (за окном весенняя вечер- няя деревенская улица, за стенами шумное застолье, на заросшем берегу тихой реки).


Большой круг: стиль, эпоха, атмосфера (патетика, безвременье, мир тревог, сонное царство, ярмарка тщеславия).

Формирование кругов на сцене происходит благодаря наличию предметов быта, костюмов, произведений искусств и архитектуры, способ- ствующих узнаванию места действия; самого производимого акта – всего того, что заложено в события драматургии, в авторские ремарки и прямую речь действующих лиц.

Композиционное построение всего проекта и отдельных эпизодов во многом поддерживается декорационным обрамлением. Декорации часто представляют собой изобразительный пролог (экспозицию) художествен- ного действа. Их можно сравнить с визуальным лейтмотивом, а иногда и кульминационной составляющей. Еще до появления артистов на сцене зритель заряжается энергией предстоящего акта, а в пиковые моменты сценографические объекты также содействуют рождению верного чувства и у зрителей, и у артистов.

Все элементы сценографического решения призваны не просто де- корировать сцену, а дать художественно-образную интерпретацию сце- нического действия. Создание художественного образа действа предпо- лагает композиционное и изобразительное решение сценического про- странства.

Мизансценическая функция определяет динамику, ракурс, место- положение объекта (актера и декораций). Подчеркивает пластичность (вписываемость тела актера в предметную среду), задает темпо- ритмическую определенность. Помогает пластическому решению худо- жественного текста через создание выразительных мизансцен в глубину, высоту, ширину трехмерного пространства. В этом участвуют техниче- ские устройства и оборудование сцены, декорации, обеспечивающие все траектории движения (фронтальные, диагональные, пересеченные, круго- вые и т. д.).


Пустое пространство, как правило, отпускает на волю воображение зрителя, ничем не ограничивая свободу «домысливания». Каждое движе- ние свободно интерпретируется с точки зрения места, времени действия, исторически бытовой конкретики. Воображение дорисовывает отсутст- вующее. Здесь вольно предполагать и максимальную амплитуду переме- щения, и минимальные движения. При этом необходимо соблюдать толь- ко одно условие, чтобы совершаемое могло быть физиологически вос- принято глазом.

С появлением в пространстве зрелища веревок, шестов, канатов, ка- челей пространство как бы дробится на отдельные вполне самостоятель- ные части. Линии декораций устанавливают ограниченную амплитуду движения. Они задают высоту и ширину, а также размеры контура в глу- бину. Рисунок мизансцен теряет свободу интерпретации, подвергается не- которым трансформациям.

Вместе с помостами, станками, ступенями, лестницами в зрелищное пространство приходят ранжир и градация, т. е. распределение всех ком- понентов зрелища по степени важности, чину, значимости (ранжир), либо по какому-нибудь критерию: величина, масса, цвет, форма (градация). Свобода интерпретации образа уступает место определенности. Этому способствует как психофизика восприятия, так и традиционные простран- ственные понятия: верх — низ, левая — правая сторона, ближний — дальний план и т. п. Возникает необходимость временной фиксации пластической композиции на одном из уровней (станок, ступень лестницы). Режиссеру это нужно для того, чтобы акцентировать внимание зрителей на переходе персонажа из одной реальности в другую. Пауза служит временем адапта- ции, необходимым для освоения нового пространства, новой высоты, но-

ВОГО СОСТОЯНИЯ.

 

Пока место зрелища освещает общий свет, амплитуда движения ши- рокая, свободная, темпоритм насыщенный, все составляющие зрелища


равнозначны. Свет «свечи» подчеркивает выразительность пластических форм, отчетливо ранжирует участников представления (кто более ярко ос- вещен, тот занимает лидирующее положение). При этом изменяется ско- рость перемещений, место действия приобретает отчетливые границы, оно простирается ровно настолько, насколько освещено.

Сценография синтезирует динамику изобразительных видов ис- кусств, их линий, форм, цветовых пятен. Вместе с тем сценография дейст- ва заклю чает в себе реальное движение. Это и перемещающиеся в ходе действия различные массы: всевозможные механизмы, фуры, станки; это и световые, и цветовые изменения; это трансформирующиеся вместе с ними мизансцены артистов.

Игровая функция обусловливает:

- решение маскировочных задач;

- персонажную нагрузку на предметы, декорации;

- способность принимать функции аллегорий и метафор;

- персонификацию, т. е. исполнение роли партнера, замещение реаль- ного героя создани ем его образа посредством фото, зеркала, маски, вее- ра и т. п.;

- привлечение внимания к мелкой пластике рук, тела исполнителя.

Функциональная многозначность декораций при этом возрастает на несколько порядков. Предметы по воле режиссера превращаются в знаки, символы. Предмет однозначный по функции из игры исключается.

Декорирующая (эстетизирующая, украшающая) функция приводит сцену и прилегающие к ней площади в состояние художественной готов- ности. Как правило, при этом учитываются соответствие моде, основным традициям местности; узнаваемость основных мотивов оформления; ра- зумное распределение игровой и зрительской частей, придание им «товар- ного», начищенного вида. Планируются основные зрелищные атрибуты: сцена и сценическая одежда; посвященные событию эмблемы, элементы


декора (зелень, драпировки, декорационные установки, проекционные эк- раны). Проверяется работоспособность оборудования, технических уст- ройств, готовность к игре.

Идейная (выражающая) фЈнкqня. Предполагает размещение в деко- рациях зрительно воспринимаемых знаков, вводящих зрителей в курс про- исходящих на сцене событий, а также олицетворяющих проблему, суть. Через декорации (живописные, скульптурные изображения разнообразных стилей) происходит выражение идейно-художественного замысла (жанра, стиля) эпизодов и всего действа в целом. Зачастую заимствует узнаваемые изобразительные сюжеты, содержащие олицетворения человеческих поро- ков и добродетелей, последствия их противостояния.

Сущность компетенций режиссера заключается в умении оценить функциональные достоинства сценографического решения и способности наиболее полно использовать возможности декорационного искусства в формировании художественного образа.

Режиссеру необходимо помнить о декорациях, сценической технике как о существенных составляющих образа, обуславливающих композици- онную связанность различных событий, героев в художественном дейст- ве. Сценография рождает бпнажичный, трансформирующийся образ, ма- териализует отвлеченные абстрактные понятия об идеях, борьбе.

Вопросы и задания к первому разделу

Какие навыки необходимы художнику театрализованных массовых зрелищ и концертов?

Назовите основные составляющие декорационного оформления представления.

Какую роль в декорационном решении играют произведения и техноло- гии разнообразных видов искусства и декоративно-прикладного творчества?


Существуют ли отличия художественного оформления театрализо- ванного шоу и других зрелищных программ от декораций драматического спектакля? Если да, то каковы они?

Поделитесь собственными наблюдениями о путях развития совре- менной сценографии театральных постановок, телевизионных шоу- программ, городских праздников и т. д.

Какие новые технические термины и понятия появились в вашем словаре?

Опишите значение основных и вспомогательных компонентов деко- ративно-художественного оформления представления в раскрытии образа героев, основных событий сценария.

Раскройте понятие сценография. Назовите основные функции сцено- графического решения представления.

В чем отличие декораций драматического спектакля от художест- венного оформления телестудии, музея, витрины магазина?

 

Список рекомендуемой литературы к первому разделу

1. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра. Вторая половина XX в.: В зеркале Пражских Квадриеннале 1967-1999 гг. / В. И. Березкин. — М.: Эдиториал; YPCC, 2001. — 807 с.

2. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: в 2 ки. / В. И. Березкин. Эдиториал YPCC, 1997. — Ки. 1.: От истоков до начала XX века; Ки. 2.: Первая половина XX века. — 700 с.

3. Михайлова, А. Сценография: теория и опыт / А. Михайлова. — М.: Советский художник, 1989. — 336 с.: ил.


2. Методика преподавания сценографии

 

Особенности преподавания дисциплины «Сценография» слушателям, не имеющим специального художественного образования

Содержание понятий. учебная дисциплина «Сценография», художе- ственное образование, методика преподавания.

Специфика изучения сценографии различными категориями слу- шателей.

Сущность компетенций режиссера-преподавателя в вonpocax изу- чения сценографии в различных образовательных учреждениях.

Сценографию как специальную дисциплину изучают в различных учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования, работающих в области культурно-зрелищного направления и режиссерско- го творчества. Руководители творческих коллективов заботятся о сцениче- ской грамотности своих подопечных. Студенты академии, получив ди- плом, по окончании вуза смогут вести учебные занятия по дисциплине

«Сценография» со студентами средних профессиональных учебных заве- дений, а также с участниками творческих студий и любительских теат- ральных объединений.

Сущность сценографии как художественного явления заключается в наглядно-образной интерпретации художественного текста средствами живописи, архитектуры, скульптуры, дизайна, декоративного искусства, технического творчества и ряда др. В зрелищных организациях над во- площением сценографического замысла работают цеха и мастерские. Ре- жиссер, совместно с художником-сценографом, разрабатывает замысел и координирует их работу. Не являясь художником, режиссер должен уметь интегрировать выразительные средства различных видов художественного


творчества, а также представлять себе активное действие, декорации, зри- тельские впечатления в неразрывной связи.

Профессиональное владение режиссером изобразительными тех- нологиями, такими как графика, живопись, скульптура, а также законо- мерностями пространственной композиции, разумеется, делает его рабо- ту более продуктивной и целостной. Режиссеру важно видеть решение проблем сценического образа изнутри. Но в то же время он не должен подменять собой специалистов отдельных цехов.

Молодые люди, занимающиеся сценическим творчеством в различ- ных образовательных центрах, как правило, не обладают специальными знаниями и навыками ни в области дизайна сцены, ни в вопросах рисунка и композиции. Возникает необходимость восполнить эти пробелы.

В процессе изучения тем дисциплины важно развивать способность графического закрепления информации. У учащихся должна быть вырабо- тана привычка зарисовывать в конспектах эскизы, схемы, планы, чертежи декораций и т. д.

Последовательность действий может быть примерно следующей.

Вначале преподаватель предъявляет объект изучения в общем виде, в эскизе, фотографиях, слайдах репродукций, рисунке на доске, раздаточном наглядном материале.

Затем повторяет рисунок на доске, следя за тем, чтобы работа с уча- щимися была максимально синхронизирована. В это время преподаватель управляет последовательностью действий, поясняя логику и задавая темп производимых процедур, периодически просматривая стадии работы в конспектах учащихся, чтобы немедленно исправить возникшие ошибки.

По окончании зарисовки обращается с просьбой сверить рисунок с оригиналом, уточнить детали.

Преподавателю необходимо систематически давать объяснения ос- новных закономерностей сценической композиции, не дожидаясь специ-


ально назначенных часов по данной теме. При этом теоретический матери- ал следует постоянно сопровождать изо-, видеоиллюстрациями, натурны- ми объектами, примерами из постановочной практики, а также собствен- ными наблюдениями за развитием промышленного дизайна, дизайна ин- терьера и моделирования костюма.

В ходе объяснения по темам композиции и художественного образа следует предоставлять несколько различных вариантов решения одной проблемы, предложенных известными художниками, дизайнерами. При этом будут уместны сравнения, сопоставления, аналогии.

Предоставляемая наглядная информация должна быть безукоризнен- ного визуального качества, процесс ее демонстрации четко «срежиссиро- ван». Если иллюстрации выполнены на бумажных носителях, то листы должны быть сложены в строгой последовательности. Наглядно-словесные образы необходимо синхронизировать, т. е. каждый учащийся должен ви- деть во время объяснения один и тот же видеоряд.

Студентов без предварительной художественной школы важно нау- чить наблюдать, примечать, видеть, т. е. обрабатывать зрительную инфор- мацию особым способом, присущим настоящим художникам.

Умение образно фиксировать то, что находится перед глазами наблюдателя (воспринимаемый предмет, человек, пейзаж), требует пяти фундаментальных навыков восприятия:

— восприятия очертаний;

 

— ВОСП]ЭИЯТИЯ П]ЭОСТ]Э tHCTB t;

 

— восприятия пропорций;

— восприятия света и тени;

— восприятия целостного образа, или гештальта.

На занятиях необходимо периодически устанавливать какой-либо объект необычной конфигурации и проводить короткий тренинг- упражнение. Одновременно с этим важно развивать навык реалистичного


рисования. Таким образом воспитывается умение видеть глубоко и основа- тельно, а также вырабатывается определенная уверенность в своих творче- ских способностях. Тренировка восприятия объекта в пространстве, в ма- териальной среде, т. е. не изолированно, а в совокупности с воздухом, предметами, составляющими его окружение, особенно важна при изучении сценографии, потому что именно так формируется материальная среда драматических событий на сцене.

Очень важно своевременно поощрять малейший успех учащегося в освоении техники изображения сценических объектов в схемах, рисунках, эскизах, выполнении объемных моделей, подборе изобразительного мате- риала и его адаптации к художественному проекту.

Во время учебных занятий по темам оборудования сцены, освоения окружающей среды с постановочными целями, изготовления декораций наиболее целесообразны экскурсии. Во время посещения мастерских, ландшафта, сценических площадок наглядными материалами будут слу- жить реальные объекты. Желательно их демонстрировать в действии. На- кануне и во время лекции-экскурсии необходимо провести дополнитель- ную беседу о нормах безопасности и о сценической этике.

По темам, посвященным истории и перспективам развития сцено- графического искусства, следует привлекать самих учащихся к поиску ин- формации в печатных и электронных средствах информации, в различных публикациях и искусствоведческой литературе. Необходимо обращать внимание учащихся на альбомы театральных художников России и зару- бежья, включать в поиск хрестоматийных драматических сюжетов и их интерпретаций различными мастерами.

Не следует опасаться давать задания на опережение изучаемого ма- териала. Это развивает творческий потенциал учащихся, побуждает к ре- шению проблем, активизирует образное мышление. С учащимися, имею- щими начальное художественное образование, работа должна вестись ин-


дивидуально на уровне творческих задач. Как правило, они сами вызыва- ются помочь несправляющимся. Такой способ взаимодействия наиболее продуктивен.

С неподготовленной аудиторией целесообразно изучать парал- лельно законы композиции, основы рисования и устройство сцены. На- пример, одна половина занятия может быть посвящена изучению правил композиции, а другая – закреплению изученного материала в эскизах оформления сцены.

Практические методы обучения включают в себя: задания по вос- произведению схем, рисунков, чертежей; творческие упражнения по соз- данию собственных композиционных разработок (аппликационного, кол- лажного, макетного порядка), а также сочинения художественного оформ- ления к различным постановочным проектам.

Одним из важнейших этапов развития творческого мышления обу- чающихся является работа с художественным текстом. Будущих режиссе- ров важно приучить к вчитыванию в «сценарий» действа. Наиболее про- дуктивно это можно сделать во время индивидуальных бесед либо мелко- групповых занятий. Учащимся предлагается какой-либо новый текст (сти- хотворение, рассказ) с просьбой отметить несколько существенных момен- тов, возникающих в процессе чтения:

· впечатления от знакомства с произведением как в начале, так и по ходу чтения: цвет, фактура, пространство, пластика, ритм и др.;

· образы места действия, событий, конфликтов, персонажей, об- стоятельств. Авторские ремарки, их лаконизм или подробность (важно отметить то значение, которое придает литератор описаниям окружаю- щей среды);

· художническую мысль, ее развитие. Степень взволнованности ав- тора происходящим;

· авторский стиль и меру условности (безусловности) повествования.


Все наблюдения должны быть зафиксированы словами и графиче- ски. Затем учащиеся делятся ими, приводят аргументы. После обсуждения изобразительные идеи могут быть закреплены в детальной разработке. Для этого может быть отведено дополнительное время либо сформулировано домашнее задание.

Итогом каждого занятия должен быть анализ и оценка выполненной работы, рекомендации по качественному самостоятельному изучению теоретических вопросов, выполнению  практических  заданий, а также указания разнообразных источников необходимой информации.

Сущность компетенций режиссера — преподавателя сценографии представляет собой способность воспитать единомышленников, разгова- ривающих на одном языке, объединенных потребностью сценического творчества.

Выпускнику академии важно учитывать специфику самодеятельных коллективов и творческих студий, в которых занимаются слушатели без специального художественного образования.

Без осознания особенностей сценографии, заключающихся в фор- мировании наглядные {зритель но-воспринимаемых) образов, невоз- можно стимулировать желание совершенствовать навыки графиче- ского закрепления информации, потребность наблюдать, примечать, видеть.

Содержание раздела «Архитектура и оборудование сцены» учебной программы по дисциплине «Сценография»

Содержание понятий. учебная программа, тема учебного занятия, цели и задачи учебного занятия, методика.

Специфика выбора методов и приемов изучения в зависимости от темы учебного занятия и аудитории.



Сущность компетенций режиссера-преподавателя в овладении ме- тодами изучения дисциплины «Сценография».

Учебная программа по дисциплине «Сценография» состоит из ряда разделов, посвященных формированию у слушателей представлений о художественном образе и разнообразных средствах его воплощения в ус- ловиях сцены, принципах пространственной композиции, специфике твор- чества художника-сценографа в условиях ландшафта и др., что соответст- вует требованиям к обязательному минимуму содержания дисциплины в ГОС по специальности 071400 Режиссура театрализованных представле-


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!