Созданных на каркасной и бескаркасной основе 14 страница




углом любого размера и направления. Внизу по линии пола вшиваются в ма- терию мягкие грузы (дробь, песок) в верхнюю же, хорошо прошитую их часть вставляются железные крючки. Накидывая эти крючки на любые точки колосниковой решетки, можно распоряжаться сукнами с полной свободой.

Монтировка сукон на глазах у зрителя может происходить как ре- конструкция старинного действа, в котором обязательными персонажами были так называемые слуги просцениума – люди от театра, зажигающие огни освещения и меняющие холсты декораций.

Вращающийся круг, декоративные призмы (теларии). Почти на всех профессиональных сценах, как правило, есть вращающийся круг, встроенный в основной пол сцены, – поворотный планшет. Его задача, раньше сводившаяся только к упрощению перестановок и сокращению ан- трактов, в настоящее время значительно осложнена: круг, вращаясь на гла- зах у зрителя, включается в действие, организует движение артиста. Нали- чие охватывающего круг движущегося кольца еще больше расширяет вы- разительные возможности сцены. Но на необорудованной сцене нужно бу- дет самостоятельно разработать необходимые устройства. Если характер данного зрелища действительно требует вращающегося планшета, тогда лучше сделать разборный накладной круг, приводимый в движение обыч- ной лебедкой или вручную.

Для быстрой перемены декораций вместо вращающегося планшета сцены можно использовать декоративные призмы (теларии). Впервые они были применены в 1589 г. архитектором Б. Буонталенти (1536–1608) на сцене построенного им придворного театра во флорентийском дворце Уффици. Теларии – сооружения в виде трехгранных призм, на каждой стороне которых изображены части трех разных мест действия. Эти те- ларии (имевшие своим прототипом описанные Витрувием аналогичные сооружения античного театра – периакты) устанавливались по бокам сцены. Нарисованные на них части одной и той же декорации вместе с


замыкавшей сцену плоскостью живописного задника составляли пер- спективное изображение определенного места действия. Смена этого изображения другим осуществлялась мгновенно — путем поворота сразу всех телариев к зрителям другой стороной, где было нарисовано новое место действия.

На смену телариям явились кулпсы: движущиеся на разных планах сцены параллельно зрительному залу рамы, на которых натянуты полот- нища с изображением частей декорации. Впервые кулисное устройство сцены было осуществлено архитектором Дж. Алеотти (1546-1636) в по- строенном им театре Фарнезе в городе Парме. Значительно позже итальян- ская кулисная система декораций получила применение в придворном те- атре короля Людовика XIV.

Фурки — это подвижные площадки, предназначенные для быстрого перемещения по сцене отдельных элементов (узлов) или целых декораций. Обычно фурки используют в тех случаях, когда элементы декорации тру- доемки в монтаже и демонтаже, должны быть быстро поданы или убраны со сцены или когда место действия актера должно возникнуть на опреде- ленном плане сцены, а затем быть убранным при чистой перемене.

Фурки относятся к монтировочным средствам решения действа, но не следует думать, что это чисто техническое приспособление. Часто с по- мощью фурок режиссеры и художники решают художественно- постановочные задачи.

В зависимости от назначения фурки подразделяются на фурки кри- волинейного, прямолинейного (возвратно-поступательного) и вращатель- ного движения. Фурка криволинейного движения состоит из рамы и пово-

]ЭОТНЫХ ]ЭОЛИКОВ.

 

Фурка возвратно-поступательного движения перемещается с по- мощью роликов прямого хода. Для отчетливого действия чрезвычайно важна точность установки роликов. Все ролики по осям должны быть yc-


тановлены параллельно, иначе фурка начнет уходить в сторону, а не па- раллельно поставленный ролик будет играть роль руля.

Для обеспечения гладкого и стабильного хода фурки в заданном на- правлении на планшете сцены устраивают направляющую дорогу, изго- товленную из двух дюралюминиевых уголков 25х25 или 30х30 мм.

Фурка вращательного движения имеет свою конструкцию. Ось вра- щения таких фурок может быть расположена в геометрическом центре или смещена эксцентрично.

Если ось вращения смещена к одному из краев или углов фурки, то все оси роликов, устанавливаемых на фурке, должны быть направлены в центр ее вращения. Для обеспечения гладкого хода фурки, перед тем как собрать ее, под ходовые ролики настилают дорогу, изготовленную из кро- вельного железа: вырезают отдельные сегменты и, стыкуя их между собой, прибивают к планшету. После этого собирают фурку.

Художественно-постановочные задачи выдвигают ряд требований к сценическим механизмам. Прежде всего, это плавность хода, точность движения, исключающая возможность отклонения от заданного направле- ния, портативность, легкость, быстрота в сборке и разборке, надежность в работе и бесшумность.

Для обеспечения условий видимости на сцене и образного реше- ния необходима специальная осветительная аппаратура разнообраз- ных систем. В зависимости от ее размещения, эксплуатационных свойств, специфики освещения вся аппаратура условно разделена на следующие группы.

Верхнее освещение. Состоит из осветительных приборов (как общего, так и местного – локального – освещения), расположенных сверху, над иг- ровой частью сцены.

К приборам верхнего освещения сцены относятся софиты, а также прожекторы, устанавливаемые на специальных металлических фермах.


Верхнее освещение используется для равномерной заливки по план- шету сцены, а также вертикальных плоскостей декораций.

Боковое освещение. Состоит из приборов местного освещения (про- жекторов), расположенных в боковых частях сцены. Наиболее распростра- ненные места установки приборов бокового освещения – это портальные кулисы и разнообразные конструкции, предназначенные для установки ос- ветительных аппаратов.

Свет приборов, размещенных по бокам сцены, создает форму объек- та. С его помощью расставляют тени и свет, выявляют фактуру материа- лов, подчеркивают глубину складок драпировок декораций и костюмов, усиливают рельефность объемных декораций, а также скульптурного гри- ма лица актера. Боковой свет принято считать светом художника, позво- ляющим добиваться разнообразных иллюзий благодаря контрастам ярко- стей, цвета, ритма освещенностей декораций, актеров.

Горизонтное освещение. Состоит из осветительных приборов, предназначенных для освещения заднего фона в виде горизонта, пано- рамы или задника. Горизонтное освещение может быть верхним и ниж- ним, т. е. освещающим горизонт сверху или подсвечивающим его снизу. Во втором случае световые приборы размещают или в специальном рве ниже планшета сцены, или на планшете сцены за так называемым «бе- режком». Горизонтное освещение создает впечатление раскрытого про- странства (воздуха), то есть иллюзию наблюдаемого в природе неба: дневного, ночного, вечернего и т. д., а также устраняет тени, возникаю- щие при фронтальном освещении.

Выносное освещение. Состоит из осветительных приборов главным образом прожекторного типа, размещенных вне сцены в различных частях зрительного зала и предназначенных для освещения авансцены и первых планов сцены. Вместе с верхним основным светом выносной предназначен для создания общего освещения, а также отдельных подсветок декораций,


мизансцен и создания различных эффектов (взрывов, разрядов молнии, света огня и прочего).

Выносное освещение сцены также может быть верхнее, боковое, фронтальное, нижнее – состоящее из рампы (на обрезе авансцены или на барьере оркестровой ямы).

Контржурное освещение. Состоит из осветительных приборов общего освещения, размещенных в задней части сцены (то есть в арь- ерсцене) и предназначенных для освещения напросвет заднего фона плоского задника или круглого горизонта. Контржурное освещение мо- жет быть выполнено при помощи осветительных приборов, стационарно размещенных на задней стене сцены или подвешенных подвижно на подъемно-опускной штанге на любой глубине сцены.

Контржурное освещение позволяет создавать различного рода эф- фекты силуэтного высвечивания актеров и декораций, размещенн ых перед освещенным задником или за ним, наподобие теневого театра.

Переносное освещение.Состоит из разнообразных осветительных приборов, устанавливаемых в различных частях сцены специально для ка- ждого эпизода представления в соответствии с отдельными художествен- но-постановочными задачами. Переносные приборы могут быть общего освещения, прожекторного типа или специального характера, предназна- ченные для осуществления какого-либо определенного светового эффекта. Они размещаются как на планшете сцены, так и во всех местах, где распо- ложена осветительная аппаратура сцены (на портальных кулисах, освети- тельских мостиках, галереях и т. д.).

Аппаратура для ультрафиолетового облучения. Состоит из специаль- ных аппаратов, дающих невидимое ультрафиолетовое излучение. Эти аппа- раты возбуждают свечение светящихся красок, используемых в декорацион- ной живописи, эффектно подсвечивают в темноте декорации, оклеенные х/б материалами (красный цвет под ультрафиолетовыми лучами чернеет).


Арсенал выразительных средств театрализованных представлений не- обычайно богат. Немалую долю этого богатства составляет сценическая тех- ника, однако не следует думать, что степень механизации сцены обусловлива- ет творческий ycпex того или иного коллектива. Зрелищность действа во мно- гом зависит от умения пользоваться машинерией в художественных целях.

Сущность компетенций режиссера в оборудовании сцены времен- ными (переноснышп, разборными) устройствами составляют их грамот- ное планирование и безопасное использование в образном решении художе- ственного действа.

Требования техники безопасности при изготовлении и эксплуатации декораций

Сцена — небезопасное рабочее пространство.

Специфика эксплуатации декораций в ходе реализации постановоч- ного npoeкma и условия безопасности.

Технические требования к декорациям в ходе их изготовления. Соблюдение требований техники безопасности и творческая свобо-

да apтиcтa.

Сущность компетенций режиссера в создании и безопасной экс- плуатации декорационного оформления.

Сцена представляет собой рабочее пространство, насыщенное ме- ханизмами, оборудованием, декорациями, требующими от всех участни- ков театрального действа строгого соблюдения санитарных норм и пра- вил техники безопасности. Декорации, изготовленные индивидуально к художественному действу, как правило, не имеют в основе стандартных лекал. Каждое сценическое сооружение уникально, неповторимо. Об- разное решение театрализованной постановки зачастую требует нестан-


дартных инженерных решений, использования необычных материалов. Помимо того, что декорации должны передавать образ, найденный ху- дожником-постановщиком, отвечать его замыслу, сохранять почерк, от- ражать эпоху, они должны быть недорогими, легкими, прочными и на- дежными.

Декорации должны отвечать ряду технических и эксплуатационных требований.

Опытом установлено, что тяжелые декорации чаще ломаются и при- ходят в негодность, так как их не переносят, а волокут, не кладут, а броса- ют и т. д., что, естественно, приводит к быстрому их износу. Поэтому, при- ступая к изготовлению декорации, необходимо решить конструкцию таким образом, чтобы максимально облегчить ее. Но наряду с этим не следует за- бывать и о прочности. Особенно важно позаботиться о тех частях декора- ций, которые испытывают нагрузки. Декорации, подверженные нагрузкам, должны быть рассчитаны на прочность и жесткость.

Все декорации должны легко собираться или, как говорят в театре, монтироваться и демонтироваться. Поэтому особое внимание следует уде- лять вопросам стыковки отдельных элементов и их креплению. Правильно решенные вопросы сочленений декораций обеспечивают быструю их сме- ну, сокращают антракты и чистые перемены, а следовательно, способст- вуют темпоритму художественного действа.

При выборе материалов для изготовления деталей, конструкций наи- большее значение имеют технологические свойства, под которыми понимают способность подвергаться различным видам обработки. Поэтому, как правило, приходится отказываться от материалов, требующих специфическое оборудо- вание, принося в жертву несомненные достоинства – легкость и мобильность.

При выборе конструкции определяющим является анализ нескольких вариантов, включающий сравнительную оценку их целесообразности, мас- сы, прочности, надежности, стоимости, удобства эксплуатации.


Конструируя декорации, необходимо соблюдать ряд непременных условий.

1. Все театральные конструкции должны отвечать правилам техники безопасности, обеспечивать безопасность работы в них актеров и работни- ков постановочной части. Нагруженные элементы должны быть рассчита- ны с шестикратным запасом прочности.

2. Отдельные элементы декораций должны легко и быстро стыко- ваться между собой и расстыковываться, предпочтительно с планшета сцены. Время, отпускаемое на сборку и разборку декораций, лимитирует- ся антрактами протяженностью 15-16 мин. либо чистыми переменами 30-45 с.

3. Все конструкции декораций должны иметь надежное крепление между собой, к планшету сцены, к штанкетным подъемам, к металлокон- струкциям сцены и т. д.

4. Отдельные элементы декорации должны иметь размеры (габари- ты), позволяющие легко их транспортировать как со сцены в складские помещения, так и на авто- и железнодорожном транспорте.

5. Все конструкции, как жесткие каркасные, так и мягкие, должны быть обработаны огнезащитным составом.

6. Величина прогиба театрального станка может составлять не более 1:200 длины. Свободный пролет настила театрального станка при толщине бруска 2,5-3 см равняется 70-100 см.

7. Максимально допустимый вес монолитной детали театральной де- корации не должен превышать 80 кг.

8. Максимально допустимая ширина накидных лестниц равняется 90-100 см. Оптимальной шириной лестницы считается примерно 1 м. Ми- нимальный пролет (ширина) лестницы допускается не менее 50 см. Высота ступени лестницы должна составлять не более 20 см, а глубина ступени лестницы — не менее 25 см. Высота перил допускается не менее 90 см.


9. Максимально допустимая высота театральных станков без перил должна быть не более 1,2 м.

10. Бутафорское оружие, а также бытовые предметы (ножи, бритвы, трости и т. п.) изготовляются без острых концов и лезвий. Эспадрон, рапи- ра, штык должны снабжаться предохранительными наконечниками. Нако- нечник не должен быть съемным. У шпаг, мечей, кинжалов и т. п. колю- щая и режущая стороны спиливаются и закругляются.

11. Колонны, столбы, карнизы и т. п. для подвески к сценическим подъемам должны иметь в верхней части металлические детали или коль- цо, соединенное с несущими конструкциями.

12. На планшете сцены должна быть нанесена красная линия, указы- вающая границу спуска противопожарного занавеса. Декорации и другие предметы оформления сцены не должны выступать за эту линию.

13. При оформлении постановок должен быть обеспечен свободный круговой проход шириной не менее 1 м вокруг планшета сцены. Во время затемненных сцен освещение прохода должно осуществляться световой электродорогой.

14. Перед постилкой половиков, ковров и т. п. необходимо убедить- ся, что планшет сцены полностью закрыт щитами. Около металлических крышек, лючков во избежание скольжения ткани по металлу половики должны прибиваться гвоздями.

15. При подъеме декораций необходимо следить, чтобы они не заде- вали за предметы оформления, находящиеся на сцене, и не могли поднять их за собой. Подъем раскачивающихся декораций не допускается.

Успех художественного зрелища во многом зависит от грамотно- го технологического решения. Шаткие конструкции, поскрипывающие станки, прогибающиеся ступени и пандусы не только разрушают эс- тетику зрелища, но и отвлекают артистов на преодоление декораци- онных неудобств, а также вызывают излишнее напряжение.


Режиссеру на репетициях необходимо помнить о том, что деко- рации, аыстааленные на сцене, очень часто имитируют монументаль- ность, надежность, прочность. На самом деле они, как правило, состо- ят из отдельных подвижным частей, могущих легко опрокинуться и опуститься помимо воли художника. В случаях недостаточной прора- ботке взаимодействия актеров и рабочих сцены с декорациями на ре- петициях возможны самые курьезные случаи во время врежьеры и даль- нейших показов.

Чтобьi избежать незапланированных разрушений декораций и не допустить травм у apтиcтa, режиссеру необходимо позаботиться о безупречном исполнении декораций, достаточном количестве монтиро- вочньіх репетиций и слаженной работе всех служб.

Вопросы и задания к четвертому разделу

Какова роль художественного оформления (декораций) в выявлении образа героев, основных событий драмы в конкретных предлагаемых об- стоятельствах?

Назовите основные требования техники безопасности при изготов- лении и эксплуатации декораций.

Как создается внешний образ зрелища жесткими и мягкими декора- циями?

Перечислите основные достоинства и недостатки декораций, постро- енных на каркасной и бескаркасной основе.

Приведите аргументы в пользу разборных декораций.

Составьте перечень декораций, необходимых для проведения учебных занятий и репетиций в творческих студиях. Аргументируйте свой выбор.

Назовите основные элементы, составляющие одежду сцены. Охарак- теризуйте их назначение.


В чем принципиальное отличие задников и горизонтов? Является ли живописный фон задником?

Как правильно распределить кулисы на сцене? Охарактеризуйте раз- личные системы развешивания кулис.

Предложите оригинальное оформление художественного действа различными драпировками.

На плане сцены сделайте вариант планировки полного комплекта оде- жды сцены по индивидуальному замыслу. Произведите примерный расчет количества ткани, требуемого на лицевую поверхность одежды сцены.

Придумайте и выполните в эскизе пространственное решение твор- ческой работы по режиссуре с использованием мягких декораций.

Скопируйте репродукцию интерьера, в котором преобладают драпи- ровки. Исследуйте мотивы использования драпировок, их роль в раскры- тии образа.

Назовите принципиальные отличия (с точки зрения художественно- сти) подъемно-опускных и раздвижных занавесов.

Какова суть работы комбинированных занавесов?

Каким характеристикам должен соответствовать игровой занавес? Изобразите принципиальную схему работы раздвижного занавеса. Опишите один-два случая использования игрового занавеса в про-

фессиональных зрелищных учреждениях. Объясните роль игрового зана- веса в раскрытии характеров образов.

Дайте характеристику основным предметам, составляющим группу жестких декораций.

Предложите способы трансформации ширм и других предметов де- корационного оформления.

Назовите основные черты, определяющие стиль архитектуры, ме- бели, предметов быта. Охарактеризуйте влияние стиля на создание де- кораций.


Каковы основные требования техники безопасности при изготовле- нии и эксплуатации декораций?

Перечислите возможные варианты преобразования сценического пространства жесткими декорациями.

Предложите способы разнообразия мизансцен по горизонтали и вер- тикали пространства жесткими декорациями.

Какова роль бутафорских предметов в образном решении художест- венного действа?

Раскройте понятие игровая сценография.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!