Сценография неорганизованного пространства



Этапы освоения неорганизованного пространства. Их содержание

Содержание понятий: неорганизованное пространство, формиро- вание концепции, выбор площадки, обмер, разметка, работа со схемами и создание эскиза.

Специфика освоения неорганизованного пространства.

Функции режиссера и художника в освоении неорганизованного про- странства на различных этanax.

Основные разновидности графических зарисовок в постановочной практике, их назначение.

Неорганизованное пространство — пространство, не предназначен- ное для организации и проведения художественного зрелища, но исполь- зуемое для этих целей. Таким пространством по воле режиссера и худож- ника могут оказаться участок ландшафта, цех завода, дворовая детская площадка, зал спортивного сооружения, интерьер выставочной галереи. Перед постановщиками стоит задача превратить неорганизованное, функ- циональное пространство в художественное, действенное.

Открытое пространство в отличие от театральной сцены непредска- зуемо. Одновременно действуют множество самых различных факторов, которые способны повлиять на формирование художественного образа действа. Необходимо учитывать как естественный рельеф, так и возмож- ности его искусственного формирования, условия видимости (просматри- ваемости) из различных точек, освещенность, состояние природы.

Весь процесс можно условно поделить на ряд необходимых действий. В  начале             работы необходимо назвать характеристики, которым должно соответствовать место действия, указать особенности пространст-


венной композиции площадки, стадиона, дворца спорта, городской площа- ди, городского парка, зеленого театра под открытым небом или же водо- ема. Что нужно для проекта: десятки километров улиц для праздничного шествия либо каземат Петропавловской крепости для реконструкции исто- рического события. Иными словами, сформулировать концепцию поста- новочного пространства по его конфигурации, функциональным досто- инствам, образным ассоциациям с содержанием действа.

Режиссер с художником решают такие вопросы, как общее драма- тургическое, монтажное развитие окружения, логически подводящее к кульминации действа, органичное соответствие композиционного решения с постановочным пространством.

Темами обсуждения для постановщиков всегда являются компози- ционные взаимоотношения больших человеческих масс, их взаимосвязь друг с другом (скульптурная и живописная), а также с общим решением оформления. Режиссер и художник совместно обговаривают и цветовую гамму в оформлении театрализованного действа.

Затем наступает этап выбора площадки. Творческий тандем изучает иконографические материалы: фотографии, живопись, графику с изобра- жением ландшафтов (пейзажей) и интерьеров, карты местности, архитек- турные проекты, а также их описания в художественной и документальной прозе. Режиссер и художник обязательно выполняют поисковую, исследо- вательскую работу с архивными документами, мемуарами, знакомятся с историей и современной жизнью очага будущего действа.

В реализации масштабного за мысла на природе невозможно обойтись без предварительного изучения особенностей ландшафта. С этой целью по- становщикам предстоит не раз совершить экскурсию на место. Все впечатле- ния и оценки следует зафиксировать как в словесной, так и в изобразитель- ной форме. Ощущения мимолетны, ассоциации неуловимы. Схемы, эскизы и планировки, фотографии, видеозаписи пространства объективны.


Рельеф или архитектурные особенности пространства продиктуют постановщикам определенное конструктивное решение игровой площадки, учитывающее размещение средств технического обеспечения постановоч- ного проекта, масс зрителей, исполнителей, а также возможности их выхо- да и ухода, проблемы сосредоточения, переодевания и т. п. В зависимости от ракурса, диктуемого местностью, режиссер намечает основной принцип мизансценирования – горизонтальный, вертикальный, диагональный.

На следующей ст адии изобразительного решения на месте прове- дения постановки проводится обмер основных предметов, включенных в зрелище. Параметры указываются на зарисовках, сделанных от руки, схематично. По ним позднее будут создаваться детальные чертежи.

При наличии готового плана следует лишь проверить правильность за- писей. Если имеется в наличии фотография ландшафта, сделанная с воздуха, то достаточно сделать точный замер одного объекта, который может послужить измерительным модулем (эталоном). Зная о его раз- мерах, можно путем сравнения представить примерные параметры ос- тальных предметов.

Художник совместно с режиссером осваивает различные участки пространства в глубину и в высоту, а также продумывает масштаб декора- ций, оформление костюмов, бутафорию. Все средств                           а активизации зре- лищного пространства имеют не только планировочное, конструктивно- архитектоническое, но и изобразительное значение. Они организуют сце- ническое движение и помогают наиболее выгодной «подаче» актера как основного носителя идеи образного действа.

Разметка. Для более комфортного освоения пространства часть необходимой территории размечается на отдельные сегменты. Примерная величина одной стороны равняется 2,8 м, что приблизительно составляет 4 шага взрослого человека. Все их необходимо ориентировать по сторо- нам света.


Площадки, используемые преимущественно в вечернее время, ори- ентируют меридионально, т. е. их продольная ось располагается с севера на юг. В городской среде с многоэтажными домами площадки целесооб- разно располагать с восточной стороны домов и ориентировать экватори- ально. При такой ориентации Солнце не будет мешать ни в вечернее, ни в дневное время. В полдень (на территории России это 13 часов по зимнему времени и 14 часов – по летнему) Солнце находится в направлении юга. В это же время предметы отбрасывают самую короткую тень, причем она ложится в направлении на север.

К постройкам, которые строго ориентированы по сторонам горизон- та, относятся церкви, мечети и синагоги. Алтари и часовни православных и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни – на запад. Опу- щенный конец нижней (наклонной) перекладины креста на куполе право- славной церкви обращен к югу, приподнятый – к северу. Алтари католиче- ских костелов располагаются на западной стороне. Двери еврейских сина- гог и мусульманских мечетей обращены примерно на север, их противопо- ложные стороны направлены у мечетей – на Мекку в Аравии.

В лесах помогут в ориентировании просеки, их обычно прокладыва- ют в направлении с севера на юг и с востока на запад.

Затем ведется работа со схемами размещения оборудования и ми- зансцен, которая позволяет составить ясное представление об основных художественных принципах перемещений участников театрализованного действа. Уменьшенные зарисовки планов пространства – схемы – дают общее представление о размещении основных игровых зон праздника и о ключевых мизансценах, которые нуждаются в точном соблюдении. Зачас- тую это связано с композиционным рисунком построений живого фона, наподобие хореографической постановки, когда очень важно проследить за логикой подобных переходов в отчетливом ритме. Схематичное изо- бражение игровой площадки выполняется по основным (ключевым) ми-


зансценам, фазам, эпизодам. Таких зарисовок должно быть не менее деся- ти, что соответствует в целом композиционному членению сценария.

Схемы размещения декораций и мизансцен «стенографируют» ос- новные художественные принципы перемещений участников театрализо- ванного действа.

Зарисовки исполняются в необходимых ракурсах: сверху (план), спереди (фронт), сбоку (вертикальный разрез) и т. д. Ортогональное изо- бражение (под прямым углом к поверхности) является самой распростра- ненной формой отображения информации об объектах в пространстве, ко- торая позволяет не только достоверно передать геометрические параметры формы, но и путем масштабных преобразований соотнести ее изображение с истинными размерами предмета.

В схемах, а затем в планах могут быть использованы общепринятые условные обозначения. Так, например, все элементы мягких декораций: драпировки, полотнища – изображаются волнистой линией; жесткие деко- рации: станки, сооружения, лестницы, стены павильонов – сплошной ли- нией; персонажи зрелища – треугольником (мужчина) и полукругом (жен- щина); постоянно закрепленные элементы оборудования – синим цветом, электроустановки, осветительные фермы – красным. Другие условные обо- значения могут быть разработаны самостоятельно, их следует сопроводить сносками.

Одновременно с этим художник работает над созданием эскиза, ко- торый послужит камертоном будущего зрелища.

Эскизы. Эскиз (фр. esquise) – «предварительный набросок». Соз- дание эскиза – один из важнейших этапов работы над постановкой. В нем в отличие от планов и чертежей, предназначенных для передачи ло- гических построений, задается настроение будущего представления. Для эскизных зарисовок важны колорит и ракурс восприятия пространства.

Первые наброски не учитывают пока ни размеров пространства, ни ко-


личества перестановок, ни суммы денег, отпущенной на оформление. Эскизирование есть творческий поиск, в процессе которого сценограф постепенно уточняет, углубляет, дополняет образ темы театрализован- ного представления. Первоначальный образ – расплывчатое, нечеткое представление визуального решения, отражающее лишь общие контуры идеи. Содержание образа настолько обобщено, что может быть выраже- но изображением-знаком, напоминающим иероглиф. Затем, в ходе поис- ка образного решения, оно обрастает большим чи                                                                                слом деталей, стано- вится более полным. Для такого изображения характерно отчетливое выделение главной и второстепенных деталей. Такие рисунки выполня- ются на листах крошечного формата либо на одном большом листе – сразу более десятка набросков.

Размер зарисовок минимален, но количество их огромно. Это как бы

«стенограмма замысла». Например, блестящий театральный художник

А. Я. Головин сделал к «Маскараду» Лермонтова более 10 тысяч набросков.

Эскиз выполняется произвольно без каких-либо стандартов. Ничем не регламентируется ни способ выполнения эскиза, ни его метрические параметры. Количество эскизов также неограниченно. Возможно испол- нение как живописного, так и графического наброска, как в технике кол- лажа, так и в технике рисунка по бумаге и т. д. (Часто в постановочной практике наряду с эскизами используются фотографии предназначенного для зрелища ландшафта.) Главное, попытаться в эскизе закрепить перво- начальное эмоциональное впечатление от прочитанного драматургиче- ского материала (сценария, пьесы, либретто) и передать его в театрализо- ванном представлении.

В эскизе чрезвычайно важны: ощущения цвета, фактуры материала, стиль представления предметного мира, сопутствующий жизни героев. Все это задает остроту восприятия театрализованного шоу, концерта, торжест- венного вечера и пр. Хорошо исполненные эскизы будоражат режиссер-


скую мысль, подсказывают направление поисков материализации автор- ской идеи. Во время работы над такого рода подготовительными материа- лами необходимо помнить, что выразительная подача проекта помогает заразить замыслом всю постановочную группу, а вялый, не отчетливо сформулированный эскиз может помешать реализации даже самой гени- альной задумки. Поэтому иногда бывает важно в рисунке показать не только внешнюю оболочку изобразительного решения, но и его внутрен- нюю структуру: схему подъемных механизмов, проемы и ступени выходов на площадку различных уровней, материалы отделки, людей и деревья

и т. д. Для выявления объема в рисунке объемных деталей можно изобра- зить тени, отброшенные на поверхность земли, и др.

В живописи используются приемы воссоздания наблюдаемого объ- екта с позиции высокого, низкого горизонта либо горизонта на уровне глаз наблюдателя. Горизонт на уровне глаз придает изображению ощущение спокойствия. Высокий горизонт открывает большие пространства, поэтому просторы природы выглядят с такой позиции более величественно. Так, картина И. Левитана «Над вечным покоем» «помещает» зрителя на высо- кий берег (высокий горизонт), что позволило художнику показать от- крывшийся взгляду беспредельный простор. Композиция с низким гори- зонтом создает более монументальное впечатление. Низкая точка зрения используется художниками в тех случаях, когда надо подчеркнуть боль- шие размеры изображаемых объектов. В картине В. Васнецова «Богатыри» впечатление эпической мощи и величавости усиливается применением низкой точки зрения.

Иногда необходимо показать пространство в глубинно- пространственном видении, когда значительная доля образного решения сосредоточена на плацу (планшете) городской площади, зеленой дорожке стадиона. В этих случаях создается как перспективный рисунок ансамбля площади, так и план оформления планшета (плаца) отдельно. Но часто бы-


вает так, что мостовая, настил площадки остаются нейтральными к зрели- щу. Они не декорированы, какого-либо смысла в зрелище не несут, плани- ровка размещения декораций не отличается особыми мизансценическими тонкостями. И тогда достаточно будет выполнить так называемый фрон- тальный вид декорационного оформления, без перспективных искажений, без видимого пространства плаца. Фронтальная перспектива используется

ДЛЯ ПOK£t3H П]ЭeДMeTOB С П]ЭЯМО ГОЛЬНОЙ П]ЗOGT]Э£tHCTBeHHOЙ СТ]З КТ ]ЭОЙ, Н£t-

пример, улиц, площадей.

Чем меньше изображение, тем лаконичнее его контур. Рисунок де- лается в стилистике постановки: если это комическое представление, то и в эскизе задается некоторая несерьезность, гротескность, анекдотич- ность и т. д.

Другим фактором, влияющим на восприятие изображения в про- странстве, является масштабность, которая определяет соразмерность формы и отдельных ее элементов по отношению к другим формам, про- странству, человеку. Живой, действующий человек является главной еди- ницей отношений. Только рядом с ним становятся реальными понятия: ма- лое, великое, грандиозное, значительное и т. д.

Для изготовления в цехах предметов с наиболее сложными декора- тивными и конструктивными деталями разрабатываются подробные ри- сунки в укрупненном варианте таковых с характерным показом фактуры, текстуры, отделочного материала.

Млан зрелищного пространства. Планы исполняются в общепри- нятых масштабах: 1:100, 1:200 (то есть все размеры натуральных предме- тов уменьшаются в 100, 200 раз соответственно). План обязательно учиты- вает размещение визирных точек, обычно обозначаемых пересечением двух штрихов. Визирные точки в театре — это крайние зрительские места в первых рядах, а на открытом воздухе — любые объекты, играющие роль ес- тественных кулис (деревья аллеи, стелы мемориала). Они формируют век-


торы разумного размещения декораций и проверки основных мизансцен. Для удобной работы с планом полезна графическая сетка, нанесенная че- рез метровые отрезки, что в соответствующих масштабных отношениях будет равно 1 см, 0,5 см.

В планах крупных театрализованных представлений, особенно ландшафтных, включающих значительные пространства, необходимо под- робно указать с помощью специальных знаков (символики) основные зре- лищные и игровые площадки, подходы к ним, маршруты шествий, эвакуа- ционные пути зрителей и участников зрелища.

План включает также отметку о размещении элементов информаци- онного блока проводимого мероприятия (указателей, тумб, рекламных щи- тов, путеводителей и т. д.).

По эскизам и планировкам художники-макетчики изготавливают объ- емно-пространственный макет. Он позволяет представить будущий про- ект в действии среди трехмерных объектов окружающей среды в пространст- венно-временной связи. (Макет выполняется в строгом соответствии с мас- штабом.) Следует заметить, что компьютерная модель не вполне замещает реальную трехмерную копию, выполненную рукотворным способом. В мас- терских по макету, чертежам и планам будут создаваться все декорации.

Рабочие чертежи. Чистовой макет, окончательно выверенная пла- нировка служат основными материалами, по которым выполняются рабо- чие чертежи декораций. Основная масса изделий показывается в общих видах, разрезах, сечениях и узлах, дающих полное представление о разме- рах и конструкции проектируемой декорации. Степень подробности чер- тежа зависит от условий, в которых изготавливаются декорации, и сложно- сти их конструкции. Для чертежей театральных декораций установлен единый масштаб – 1:20. Отдельные узлы, детали, сопряжения и соедине- ния показываются в более крупном изображении – от 1:10 до натуральной величины. Все размеры проставляются в сантиметрах. Исключения со-


ставляют изделия из металла, для которых размеры проставляются по пра- вилам машиностроительного черчения в миллиметрах.

Шаблон-рисунок в натуральную величину рекомендуется для гнутой мебели, с криволинейными деталями, резьбой и лепкой, а также для бута- форских предметов.

На мягкие декорации дается схематический чертеж в масштабе от 1:50 до 1:200. На чертеже указываются размер, направление швов, ширина пояса и кармана, способ прикрепления декорации к подъему. Ажурные прорезные декорации изготавливаются по эскизу.

Затем следует установка декораций, проверка и эксплуатация на месте.

Режиссерская компетентность в освоении неорганизованного про- странства заключается. в формировании концепции постановочного про- странства, выборе места действия, а также оценке его достоинств в соответствии с замыслом npoeктa, целесообразности использования спе- цифических выразительных средств.

Режиссеру-постановщику необязательно быть хорошим рисоваль- щиком, но ему пpocтo необходимо иметь наглядное представление о бу- дущем npoeкme в цвете, объемах и соответствующим зрелищу масшта- бах. Без предварительной проработки в планах и эскизах неизбежны ошибки, влекущие нерациональное расходование дорогих материалов, вре- мени и прочих ресурсов.

Блюч в образном решении ландшафтного действа

Специфика образного решения в условиях ландшафта.

Содержание понятий: образное решение ландшафтного действа, жанрово-стилевое единство, ключ.

Функции художника в процессе поиска и реализации образного реше- ния ландшафтного действа.


Условия ycnexa в последовательности и точности выбора образного решения в контексте художественного действа.

Сущность компетенций режиссера в специфике образного решения действа в условиях ландшафта.

Сценография театрализованного зрелища в условиях ландшафта обладает особыми свойствами, характерными как для внешней вырази- тельности, так и для сущности данного явления. Место и время художест- венной акции режиссер выбирает по своей воле. Таких действенных очагов в проекте может быть несколько. Они активируются одновременно или поочередно. Пространство ландшафта становится изобразительным лейт- мотивом художественного действа. Иными словами, происходит погруже- ние некоего события в среду конкретной местности с ее историческими или психологическими заданностями. Режиссеру в совместной работе с художником важно сделать безупречный выбор пространства и войти в не- го с образным решением органично и естественно.

Художник, работающий в условиях окружающей среды, помимо владения живописью, пластикой, прикладными формами творчества дол- жен оперировать понятиями ансамбля. Он должен суметь нехудожествен- ное пространство естественной среды организовать в композиционное це- лое, созвучное с сутью постановочного проекта.

Любой художественный проект состоит из большого количества со- ставных (текст сценария, действия актеров, пространство зрелища). Фак- тором, организующим разрозненные элементы праздничного события в художественную целостность, является жанрово-стилевое единство. Та- кое единство предполагает согласование всех объектов в художественном действе по внешним и внутренним признакам. К внутренним качествам можно отнести ожидаемые в ходе представления смыслы, ассоциации, ал- легории. Они рождаются от взаимодействия системы образов, создаваемых


артистами, материальной средой, звуками, атмосферой художественного действа в целом. К внешним – цветовой, конструктивный, изобразитель- ный, декоративный, шрифтовой ключи. (Ключ – снаряд или орудие для доступа к чему-либо.) Это те характеристики, которые представляются глазу, имеют явные визуально оцениваемые свойства.

Цветовой ключ подразумевает цветотональное решение всех зри- тельно воспринимаемых элементов празднества. Он может быть продикто- ван как идеей образного решения, так и средой ландшафта, в котором пре- валируют те или иные цветовые оттенки. Можно выделить несколько су- щественных факторов, определяющих палитру красок. Таковые: цветовая гамма окружающей природной среды; цветовая символика, принятая в ге- ральдике либо в ритуальном акте: психические реакции человека на цвет. Одним из ключевых понятий, связанных с цветовым решением, является колорит. Колорит в основе своей предполагает такую гармонию цветов, которая выражает некое оптическое целое. Определенным видам декора- тивно-прикладного искусства характерна соответствующая расцветка. Для промысла Гжели – синие, белые и голубые тона. Хохлома славится пись- мом золотом по черному и красному лаку. Искусство резьбы по дереву от- личают естественные теплые цвета дерева различных пород.

Не следует путать колорит с монохромностью. Признаки монохром- ности (одноцветности) присущи старинным фотографиям, черно-белому кино, старинной гравюре. В случаях театрализации, когда есть необходи- мость усилить в зрелище ощущение воспоминаний либо хроник, можно использовать цветность одного порядка, прибегнув лишь к серым либо па- левым оттенкам (цветовая гамма пожелтевших от времени фотографий).

Колорит такого рода органичен и понятен, когда нужно передать атмосфе- ру экскурса в прошлое.

Предпочтение цвета – это наша генетическая память. Красный цвет ассоциируется с активным началом, с кровью, с огнем. Синий – ассоции-


руется с космосом, вселенной. Белый цвет наделяется свойствами очище- ния и божественности, а в странах Дальнего Востока, наоборот, — траура. Черный цвет — загадка. Это абсолютное поглощение всех цветов и света.

Разумеется, цветовое, как и любое другое, решение строится на раз- личных ассоциациях, возникающих в контексте художественного слова — сценария либо пьесы. К примеру, утвержденное олимпийской хартией пя- тицветье включает в себя сочетание синего, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Российский государственный флаг (триколор) содержит белый, синий и красный. Это сочетание цветов символично в ряде госу- дарств, в том числе и во Франции.

Флаг Челябинской области, принятый 8 января 2002 г., красного цве- та с желтой полосой и белым верблюдом.

Конструктивный ключ ориентирует постановочную группу на кон- струирование как самой сценической площадки, так и разнообразных am- тракционов, сопутствующих основному действу.

Постановщики зрелища призваны увязать три качества конструкции: первое — удобство и польза (функциональная задача), второе — прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), третье — красота форм (эстетическая задача). Современные масштабные зрелища требуют грандиозных построек, для чего разрабатываются в промышлен- ном производстве модульные конструкции на основе унификации сбороч-

НЫХ ЗЛОВ.

 

Ансамбль предполагает приведение всех элементов оформления к единству художественного облика, органичное включение в архитектур- ную среду используемых в проекте построек.

Изобразительный ключ. V нему относятся изображения отдельных знаков и сюжетов, их содержание.

Знаком может выступать как сам объект, так и его изобразитель- ный или предметный заместитель — символ. Символами могут быть: че-


ловек, природное явление, предмет или численные значения. Характер передачи информации похож на пиктографическое (рисуночное) письмо. Понимание смысла часто зависит от меры условности, принятой в изо- бражении, а также от степени образованности воспринимающего, тради- ций и др.

Например, в большинстве традиций Солнце отождествляется с все- общим Отцом, а Луна — с Матерью. Изображение Солнца символизирует то жизнь, то смерть, а также обновление жизни через смерть. Иногда его заменяют лучи. Очень близок по значению огонь, символизирующий трансформацию, очищение, дающий жизнь, производящую силу Солнца, обновление жизни.

Звезды, по образному выражению поэтов, являются глазами ночи. Звезды, в целом, являются символом духа, той светлой силы, которая вы- ступает против сил тьмы. Изображение дерева символизирует синтез неба, земли и воды. Сердце — в фольклорной традиции — центр существа, как фи- зический, так и духовный, божественное присутствие в центре.

Декоративный ключ характеризует технологию воспроизведения оригинала тем или иным способом. Например, одни и те же изображения в различных постановочных проектах могут быть выполнены в стиле рус- ской народной вышивки, кружевоплетения, федоскинской лаковой живо- писи. Это означает, что в оформлении каждой сценической площадки бу- дет использован тот или иной способ, стиль изображения, либо каждому из очагов действия может быть присущ определенный вид декоративно- прикладного творчества.

Фотографическое изображение отдельных объектов и событий предполагает активное использование фотографий как основного приема, иллюстрирующего действие в зрелищном пространстве. Достоинство фо- тографии заключается в ее достоверности, фактографичности, докумен- тальности, объективности.


Декорации и костюмы, выполненные в стиле скульптурных барелье- фов, в технике абстрактной живописи, детских книжек-разверток, старинно- го театра вертеп – таковы еще несколько вариантов декоративного ключа.

Шрифтовой ключ задает стиль начертанию различных текстов как в рекламных буклетах, посвященных событию, так и в оформлении различ- ных здравиц, поздравительных обращений. Шрифт, единый для всего дей- ства, должен быть тщательно подобран либо разработан специально к со- бытию.

Пространственно-постановочный ключ характеризует устройство экспозиционного пространства и условия его эксплуатации в художест- венном постановочном проекте.

Основные формы пространства театрализованных действ: осевая, центровая, кольцевая, симультанная. Выбор пространственной организа- ции во многом обусловливают естественные границы обзора, очерчивае- мые естественными либо искусственными кулисами, каковыми являются склоны холмов, обрывистые берега, массивы деревьев, стены домов и т. п. Зрелище, организованное в виде паломничества, определяет вектор пере- мещения зрителей и артистов в пространстве по осевому принципу, а ста- тичная композиция обусловливает использование компактного расположе- ния участников проекта по кругу. Наличие вертикальных сооружений с ве- рандами и балконами позволяет созд ать множество очагов действия в си- мультанном пространстве и т. д.

Образ-идея материализуется (воплощается) в конкретных структур- ных составляющих: цвете, рисунке, объемах и фактурах каждого компо- нента в отдельности и воссозданной атмосфере в целом. Итоговый образ – явление целостное, нераздельное, но к нему приходят поступательно, раз- деляя на отдельные сост авляющие (компоненты), оттачивая их максималь- но точно, чтобы затем, в момент живого сотворения в окружающей среде, можно было объединить без дополнительных подгонок.


Сущность компетенций режиссера в ландшафтном проекте заклю- чается в умении сегментировать сложную проблему, а также в умении формулировать задачи по отдельным направлениям художественного за- мысла.

Архитектурные и конструктивные элементы в праздничных шествиях в России XVIII в.

Содержание понятий: праздничные шествия, архитектурные де- корации.

Специфика декоративного убранства городов России XVIII в. Сущность компетенций режиссера в вопросах декоративного уб-

ранства праздничных шествий.

Праздничные шествия являются одной из форм организации театра- лизованного действа в условиях ландшафта. Шествия и демонстрации ор- ганизовывались в российской истории по различным поводам: в честь ве- ликих побед, восшествия на престол, тезоименства государей и т. д. Тра- диции праздничного декора городских улиц в России были заложены Пет- ром I в начале XVIII в.

Художники первой четверти XVIII в. в оформлении празднеств ак- тивно использовали достижения театрального декорационного искусства. От последнего они взяли систему сложных объемно-пластических уст- ройств и машинерию, расписные кулисы, декоративный антураж, бутафо- рию, костюмирование, четырехгранные, вращающиеся на «пятах» теларии с живописными картинами, подсвеченные транспаранты, подвесные щиты

«рамы перспективного письма».

Как эстафету, школьный театр XVII в. передал оформительскому ис-

К GCTB СВОЮ MeXilHИK ' t1ПOДBeGЫH, tIПOЛeTЫD, tICП GKИD, t1П]3OBdЛЫD, Ш -


мовые и звуковые эффекты, музыкальное сопровождение. Вместо тради- ционной христианской иконографии и набора стандартных символико- эмблематических элементов в практику декорирования широко вошли новая система символов и «эмблематов», светская тематика, события со- временности, эпизоды героического прошлого, народно-фольклорные мо- тивы и образы, антика, гиперболические элементы, текстовой и цифровой материалы.

Прочно вошли в оформительскую практику триумфальные арки. Они состояли из трех ворот, проходов (в середине большой и по бокам поменьше), которые примыкали к стене. Все ворота были увешаны ков- рами, так что плотничной работы совсем не было видно. Наверху ворот устроена была вислая площадка, на которой стояли по два в ряд восемь юношей, великолепно разодетых, сливавших свое пение с музыкой. Во- рота увешаны были гербами, из коих некоторые имели иносказательные изображения с поясняющими подписями. Поверх стоял огромный орел и множество знамен.

Наиболее часто употребляемые символы: победные колесницы, ле- тящие Ники и Славы, герои греческой мифологии и Библии, античные бо- жества, символизирующие войну, победу, мужество, вечность и мир. Дву- главый орел с мечом и ветвью олицетворял государство, дверь на замке – его крепость; плывущие парусники – флот, летящий Меркурий – процве- тание отечественной торговли; голубь с масличной ветвью – мир; Фемида с мечом и весами – правосудие и справедливость; Нептун с трезубцем – господство России на море и т. п.

Любое крупное торжество имело декоративную доминанту в виде фейерверочной декорации, триумфальных ворот, «столбов», «тумб», «пи- рамид», обелисков. Эти громоздкие и внушительные устройства обильно украшались живописью, скульптурой, барельефами, лепниной, дополня- лись картушами, маскаронами, военными арматурой и трофеями, ликтор-


скими связками, башнями, балкончиками, беседками, обрамлялись встав- ками из «живописных форм» (картин), вензелями, геральдикой, эмблема- ми, лавровыми венками, гирляндами, затейливой орнаментикой, лепными кессонами с розетками, легионерскими стягами, всякого рода символико- аллегорическими изображениями (рис. 10).

Ликторский пучок (лат. lictor). Ликтор – почетный страж, сопровож- давший высших должностных лиц древнеримской республики. В качестве атрибута власти он имел на плече связку прутьев розог, в которую вклады- вался боевой топорик. Триумфально оформленная арка Адмиралтейства имеет на боковых пилонах рельефное изображение ликторских пучков.

Геральдика (от лат. heraldus – «глашатай»), гербоведение – вспомога- тельная историческая дисциплина, изучающая символику гербов. С XIII в. искусство составления дворянских, церковных и земельных гербов.

Маскарон (фр. mascaron, от итал. mascherone – «большая маска»), маска, декоративный рельеф в виде человеческого лица или головы жи- вотного. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, окон- ных и дверных проемов, на фонтанах (с отверстием для выпуска струи во- ды), а также на мебели, сосудах. В России маскароны появляются в архи- тектуре петровского барокко начала XVIII в.

Обели́ск (др.-греч. ὀβελίσκος – «небольшой вертел») – сужающийся кверху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Важный элемент архитектуры Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца.

В России обелиски стали устанавливаться со времен Екатерины II в ознаменование крупных военных побед (Кагульский обелиск в Царском Селе, Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге).

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio – «сверток, кулечек») – лепное или графическое украшение в виде щита или не до конца разверну- того свитка, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.


Триумфальная арка – архитектурный памятник, состоящий из боль- ших портиков. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в па- мять важных событий.

Могут быть временными (чаще всего деревянными) или постоянны- ми (из камня, кирпича, бетона). Имеют один, три или пять пролетов, пере- крытых полуцилиндрическими сводами, завершаются антаблементом и ат- тиком, украшаются статуями, рельефами (барельефами и горельефами) и памятными надписями.

Триумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя.

В России триумфальные арки впервые устраивал Петр Великий.

Они назначались для торжественных въездов полководцев и возводились при входах в столицы. Первые ворота устроены были в 1696 г. по воз- вращении из-под Азова и в 1703 г., когда Петр I чествовал Шереметева, Репнина и Брюсса, своих сподвижников по завоеванию Ингерманландии, а также праздновал закладку новой столицы. Тогда в Москве было уст- роено трое ворот: у Заиконоспасского монастыря, у Ильинских ворот и у Мясницких ворот.

Все они были украшены живописью, аллегорическими фигурами и статуями с надлежащими надписями. Во второй раз, в честь Полтав- ской победы, было устроено в Москве 7 триумфальных ворот. Триумф длился целый месяц, с 18 декабря 1709 г. по 17 января 1710 г. В третий раз триумфальные ворота воздвигнуты были в новой столице, в Санкт- Петербурге, 9 сентября 1714 г., по случаю празднования морских побед Петра; в триумфе участвовали и корабли. Ворота украшены были раз- ными символическими изображениями, а главная картина изображала слона, пораженного орлом, с надписью: «Орел не мух ловит», что должно было напоминать взятие самим государем шведского фрегата


«Элефант». По случаю заключения мира со Швецией в конце 1721 г., в Москве также были устроены триумфальные ворота, причем целая флотилия, на санях, подвигалась от петербургского въезда через всю Москву. В царствование Анны Иоанновны построено трое триумфаль- ных ворот, по случаю прибытия государыни из Москвы в Санкт- Петербург в начале 1732 г., после коронации: против церкви на Троиц- кой пристани, Адмиралтейские (сломаны в 1742 г.) и Аничковы ворота (Аничков мост).

Архитектурные и конструктивные элементы в праздничных шестви- ях в России XVIII в. представляли собой одновременно и инженерное со- оружение, и изобразительный знак — символ, олицетворяющий то или иное явление, событие. Таким образом происходило смысловое преображение пространства из будничного, повседневного в праздничное, сюжетное. Знание традиционных способов метаморфоз городской среды, заложенных Петром I, позволяет современным постановщикам расширить набор выра- зительных средств, а также быть точными в содержательном наполнении театрализованного проекта в современном городе.

Сущность компетенций режиссера в вопросах иcmopии декоративного убранства праздничных шествий заключается в овладении традиционными приемами преображения повседневной среды города в контексте события.

Вопросы и задания к пятому разделу

Охарактеризуйте использование естественного ландшафта в парко- вых художественных зрелищах XVII — XVIII вв.

Перечислите возможные варианты способов преобразования неорга-

НИЗОВ£tННОFО П]ЭОСТ]Э tHCTBd В П]ЗOCT]ЭflHCTBO З]ЗeЛИЩfl.

Предложите несколько вариантов активных перемен декораций и мизансцен на городской площади.


Предложите несколько вариантов активных перемен декораций и мизансцен в спортивном сооружении.

Раскройте содержание понятия тюч в образном решении ландшафт- ного действа. Назовите несколько художественных ключей.

Изобразите архитектурные и конструктивные элементы, используе- мые в праздничных шествиях в Европе и в России в XVIII в. Предложите варианты использования их в наши дни.

Нарисуйте схемы основных видов орнаментальных композиций.

Предложите один-два варианта решения действа на основе орнамента.

Пройдитесь по улице Кирова города Челябинска. Подберите соот- ветствующую цветовую гамму праздничного оформления.

Перечислите основные этапы освоения неорганизованного простран- ства. Охарактеризуйте трудности, с которыми придется столкнуться по- становщику в работе.

Назовите отличительные черты классического театрального и неор-

Г tНИЗОВіlННОГО П]ЭОСТ]Э tHCTBd.

 

Предложите несколько вариантов создания художественного фона зрелища.

Предложите варианты расширения постановочных возможностей в неорганизованном пространстве.

Произведите замеры театральной площади города Челябинска. Нане- сите рисунок театральной площади на план. Ориентируйте по сторонам света. Разместите на плане основные зрелищные площадки в контексте большого городского праздника по вашему выбору.

Охарактеризуйте требования, предъявляемые к предметам игровой сценографии в условиях ландшафта.

Каковы функции масок и кукол в театрализованном действе на от- крытой площадке?


Что вы знаете об истории кукол и масок в художественном действе на природе?

Каким образом естественный свет влияет на выбор оттенков грими- ровальных красок?

 

Список рекомендуемой литературы к пятому разделу

1. Кирсанова, Р. Костюм — вещь и образ в русской литературе 19 ве- ка / Р. Кирсанова. — М.: Искусство, 1989. — 224 с.

2. Литвинов, Г. В. Воплощение художественного текста театрально- го действа средствами игровой сценографии / Г. В. Литвинов // Культуро- логическое образование нового тысячелетия: сборник метод. докладов и тезисов преподавателей учреждений CПO культуры и искусства. — М., 2004. — Вып. 5. — С. 234-239.

3. Литвинов, Г. В. Сценография ландшафтного действа. Учебное пособие / Г. В. Литвинов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челя- бинск, 2005. — 224 с.

4. Мальков, А. П. Театр под открытым небом / А. П. Мальков. М., 1990. — 240 с.

5. Немиро, О. Праздничный город / О. Немиро. — Л.: Художник РСФСР, 1987. — 230 с.

6. Силин, А. Театр выходит на площадь / А. Силин. — М.: ВИ-МТЦНТ и KПP MK СССР, 1991. — 180 с.

7. Шароев, И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И. Г. Шароев. — М.: Просвещение, 1986. — 461 с.


Заключение

Пройденный курс должен дать ясное представление о сценографии и ее месте в изобразительном искусстве; о художественном оформлении как составной части единого комплекса постановочной работы режиссера, как об одном из средств воплощения идейного содержания замысла ре- жиссера и художника; о перспективе развития и проблемах совершенство- вания современной сценографии.

Студентам и преподавателям предложены основные методы работы над сочинением художественного оформления зрелища, дающие представ- ление об основных тенденциях развития современной сценографии. Сфор- мулированы принципы грамотного подбора и обработки изобразительной информации к художественному проекту, использования выразительных средств современной сценографии в зависимости от вида и жанра зре- лищных искусств; овладения технической терминологией и навыками преподавания сценографии. Разумеется, как и в любой творческой дея- тельности невозможно дать конкретных советов, обусловливающих успех проекта, так и в данном случае автор постарался избежать неуместной на- зидательности, сосредоточив внимание на общих принципах построения внешнего образа художественного действа.

Автор пособия рассчитывает, что пособие окажется полезным бу- дущим режиссерам театрализованного действа, а также преподавателям сценографии. Оно предлагает ясное и последовательное изложение поста- новочной проблемы и путей ее решения в творческом взаимодействии ре- жиссера и художника.


Приложение

Контрольная работа № 1

 

Контрольная работа выполняется в течение семестра в виде разра- ботки макета по теме «Основы решения театрализованного представле- ния». Ее итоги подводятся во время контрольного урока.

Контрольный урок проводится в форме показа (презентации).

Цель: показать знания, умения и навыки, приобретенные за данный период освоения дисциплины; стимулировать творчество студентов в пе- риод подготовки к показу. На показ выставляются макеты, разработанные по теме фольклорного поэтического произведения. Подготовительные уп- ражнения выполняются во время мелкогрупповых и самостоятельных за- НятИй.

Работа выполняется на основе модульных конструкций. Ее реше- ние должно быть оригинальным и соответствовать творческому замыслу студента. Студенту необходимо показать умение воплощать литератур- ный текст в зримых образах; продемонстрировать навыки пространст- венного мышления и умение оперировать выразительными средствами композиции.

Накануне презентации необходимо придумать технологию предъяв- ления результатов своих творческих поисков в контексте театрализованно- го события.

Контрольный урок завершается коллективным обсуждением про- смотренных работ.

 

Контрольная работа №2

Контрольная работа выполняется студентами в течение семестра. Для ее выполнения необходимо познакомиться с творчеством российского театрального художника. Проанализировать две-три постановки в его де-


корациях. Работу следует выполнить в письменном виде с приложением копий эскизов *, фотографий, видеоматериалов (если есть такая возмож- ность).

Планируя самостоятельную работу по изучению творчества теат- рального художника, студенту следует наметить несколько конкретных целей. Назовем некоторые из них.

1. Наблюдение за движением художнической мысли от первона- чальных впечатлений к процессу материального воплощения образного решения. С этой целью изучить эскизы, сделанные художником к тому или иному драматическому произведению.

2. Анализ соответствия или противоречия авторским ремаркам. Глубина раскрытия авторских указаний, прямых либо косвенных (лежа- щих в диалогах и монологах действующих лиц).

3. Поиск совпадений с художественным стилем времени написания. Новаторство, адаптация к современным стилевым реалиям, традицион- ность изобразительного языка художника, способ истолкования драмы.

4. Сравнение декорационных решений, осуществленных данным художником в то же самое вре мя в другом театре либо в том же театре, но в других исторических обстоятельствах.

Сформулировав эти и другие цели, студент должен познакомиться с основными течениями в театральном искусстве, в культуре в целом, в ре- жиссуре этой поры. Проследить за взаимовлиянием художественных про- цессов времени. Оценить степень свободы художника, степень проникно- вения в режиссерский художественный замысел. Определить уровень ус- ловности (безусловности) сценографического решения, знакомства зрите- лей с авторским языком сценографа.

Студенту также предстоит поделиться собственными видениями, возникшими в процессе знакомства с драматическим произведением как в


* Репродукции эскизов в черно-белом исполнении исключаются.


начале чтения, так и по ходу. Впечатления желательно конкретизировать в описании ряда признаков: цветовых, фактурных, пространственных, пла- стических, ритмических и других, например, по степени комфортности, интимности, масштабности и т. д.

Студенту необходимо не только найти в художественной критике, но и попытаться самостоятельно сформулировать наименование художест- венного образа, реконструируя по отдельным эскизам ход всего действа.

Как правило, на пе рвый план в эскизах выходят предметы того или иного места действия. Отсутствуют признаки, явно свидетельствующие о един- стве образного решения. Студенту следует обратить внимание на то, что объединяющим компонентом может быть образная метафора, именующая некую оболочку, объединяющую места действия, события, конфликты, людей, обстоятельства.

Студенту необходимо как мо жно отчетливее сформулировать образ- ную мысль, характеризующую мир в котором живут и действуют драмати- ческие персонажи, стремясь уйти от сухой схемы обозначения места дей- ствия – «не место красит человека». Место действия никогда не определяет исхода события.

Анализ работ театрального художника следует проводить по всем направлениям, определенным спецификой сценографии как части художе- ственного действа, а именно по:

· использованию изобразительных средств; композиционным принципам, действию технического оборудования;

· функциям декораций: идейной, эстетизирующей, образно- стилевой, информационной;

· взаимодействию режиссуры с декорационным искусством и по ряду других векторов оценки.

Контрольная работа может быть передана для проверки как в элек- тронном виде, так и на традиционных бумажных носителях.


Учебное издание

 

Геннадий Васильевич ЛИТВИНОВ

СЦЕНОГРАФИЯ

Учебное пособие

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» Профильный модуль «Театрализованные представления и праздники»

квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

 

Редактор А. И. Порошина Компьютерный набор, верстка, дизайн: Г. В. Литвинов

 

 


Сдано в РИО 21.06.2012

Формат 60x80/16 Заказ № 1326


Подписано к печати 29.01.2013 Объем 10,7 п. л.

Тираж 100 экз.


 

Отпечатано в Челябинской государственной академии культуры и искусств

454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36a


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!