Русь против нордического рейха 1 страница



Александр Казин

                        

УРОКИ РУССКОГО

                        Философская проза

                        

 

                                           Господь Бог образовал из земли всех

                         животных полевых и всех птиц небесных  и всех

                          птиц небесных, и привел к человеку, чтобы

                          видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет

                         человек всякую душу живую, так и было имя ей.

                                                                    Книга Бытия

 

 

                                          Счастье найдено нами -- говорят

                                                     последние люди, и моргают.

                                                                      Ф. Ницше

 

                                               О Русь! Храни себя, храни!

                                                                       Н.Рубцов

                                                   

                                            

                                                   Посвящается моему другу

                                       Эльмару Владимировичу Соколову  

                                 

От автора

Если ты, уважаемый читатель, держал в руках мою книгу «Частицы бытия. Роман с философией  (СПб., «Алетейя», 2013), то, наверное, заметил в ней главу о моем друге, философе Эльмаре Владимировиче Соколове. Мы с ним дружили 30 лет, гуляли по улицам и паркам, и беседовали. В центре наших размышлений был человек, феномен человека. Эльмар высказывался о нем как культуролог-практик, причем в значительной мере как либерал-западник. Мне же хотелось увидеть отсвет Бога в русском человеке. Ведь все мы божьи люди, то есть сотворены по образу Творца. И это касается не только великих и сильных. Не только тех, которых на всю землю, может, человек десять наберется, и которые в пустыне спасаются, мед и акриды едят.

   Давай разберемся, что такое русское и кто такой русский человек. Это и тебе, и мне полезно. Ведь ты, – это я, а я – ты. «Тат твам аси», как говорят Веды. При всей нашей неповторимой индивидуальности (а я очень ценю неповторимую индивидуальность) все мы, в конечном счете, единый Человек. И Россия у нас одна. 

Вот об этом мои размышления. Я предлагаю тебе уроки русского. А поскольку большое видится на расстояньи, я предлагаю тебе для сравнения очерк человека западного, преимущественно европейца. Сопоставим их взлеты и падения.

 

 

                                           

                                                

Бытие

Человекомир

   Мир – это часть меня, а я – часть мира. Я ещё не отделил себя от мира и мир от себя, а он (мир) стучит мне в окно дождем или снегом, или греет летом на солнце. Вот он, мир во всей красе. Упрямый и чувственный. Я, правда, всегда подозревал, что это не единственный, во всяком случае, не самый подлинный мир. Что за его чугунной вещественностью что-то кроется. Вернее, кто-то. Не знаю, учат ли этому детей на уроках «окружающего мира», а я бы с этого начинал.

В самом деле, какой же это камень, если внутри него огонь горит? Причем у каждого камня свой. У алмаза один, у изумруда другой, у гранита третий, у морской гальки четвертый. Это ещё в начале ХХ века физика открыла, что материи нет. Материя исчезла. Даже материалист Ленин согласился, что электрон так же неисчерпаем, как атом. Потом ещё открыли. что времени нет (течет, видите ли, с разной скоростью), а пространство и вовсе замыкается на себя (черные дыры зачем?). Я так и представляю черную дыру в космосе, в которую пространство и время вливаются как в воронку…

  А, с другой стороны, красиво всё это. Какая полная Луна, бывает, стоит в ночном небе! И спит земля в сиянье голубом. И тихо плавают в тумане хоры стройные светил. А потом встает солнце, и освещает, и греет землю, и каждый луч тянется к своему цветку, а цветок – к лучику:

       

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,И лазурь, и полуденный зной...Срок настанет - господь сына блудного спросит:"Был ли счастлив ты в жизни земной?" И забуду я все - вспомню только вот этиПолевые пути меж колосьев и трав -И от сладостных слез не успею ответить,К милосердным коленам припав.

                                  И.А.Бунин

  

   Вот такой человекомир. С одного конца – страшный, тёмный и бесконечный, где вгрызаются друг в друга миллионы градусов раскаленной плазмы в биллионах километров пустых безвременных пространств… А на другом своём конце мир нежный и ласковый, дарит мне цветы и поит меня молоком из свой материнской груди. Это Господь заботится о своём Адаме. Хоть и проклял Он землю за евино яблоко, и велел нам в поте лица добывать хлеб свой и в муках рожать детей своих. А бессмертная душа будет при этом присутствовать.

Сущее

Однако мир – это ещё не бытие. Недаром один русский подпольный философ (а он был подлинный философ, только имя его неизвестно) спрашивал: «Миру ли провалиться, или мне чаю не пить?» И отвечал, что всему миру провалиться, а ему чай пить.

  Мир может провалиться, а нечто всё равно останется. Нечто такое, чего не видно и не слышно, а оно есть. Или его нет? Или, скорее, что останется, если ничего нет?

Философы уже 2 тысячи лет об этом размышляют. Мир -- это существующее, сущее. А философу нужно иное. Нужно само бытие, в котором сущее помещается, как вещи в черном ящике. Потом вещи выкинули, содержимое обновили, а ящик стоит. И ещё долго простоит. Этот ящик и есть бытие. Вот только откуда он взялся, и что про него можно сказать?

   Получается, что ничего. Древний грек Парменид отчеканил, что бытие есть, а небытия нет. Собственно, это всё. Больше ничего не известно. Это есть и есть бытие. Тавтология: бытие есть бытие – больше ничего. Оказывается, что чистое бытие равно чистому ничто. Ящик полон, а самого ящика нет?

Я на такое бытие не согласен.. И не надо мне говорить, что бытие есть просто «связка в суждении» (как Кант утверждал), или что бытие пополам с ничто становление производят (тут уж Гегель постарался). Из ничего нечто не возникает. Стало быть, изначально это бытие чем-то (вернее, кем-то) положено. И сохраняется, и питается. Чем бытие отличается от не-бытия? – вопрошал в ХХ веке Хайдеггер, но так и не нашел ответа, кроме Sein-zum-Tod – бытия-к-смерти. Извините, господа немцы, мне с вами не по дороге.

Бытие – это дар Божий человеку. Незаслуженный любовный дар света. Белый, белый день, где солнце светит, бабочки летают. Где мама молодая, и отец живой.

Вначале сотворил Бог небо и землю, и увидел, что это хорошо, Вот это хорошо и есть бытие.

                                     Не-сущее                                            

Хорошо на свете жить. В самом деле, кто же сомневается, что жить лучше, чем не жить? Помнится, гуляли мы по Павловскому парку с другом-философом Эльмаром. С нами была бутылка вина, светило солнышко, в парке не было ни души, только утки по пруду плавали – и мы тогда дружно решили, что бытие есть великое благо, и надо вечно благодарить за него Творца.

Но тут мне вспоминается принц датский со своим знаменитым вопросом «Быть или не быть?» Да, у него были на это веские причины: неладно стало в датском королевстве, порвалась связь времен и т.д. А вот Марина Цветаева – та вообще вслед за Иваном Карамазовым Творцу билет решила вернуть, что и исполнила, как известно, в 1941 году:

                        О слезы на глазах!Плач гнева и любви!О, Чехия в слезах!Испания в крови! О, черная гора,Затмившая весь свет!Пора — пора — пораТворцу вернуть билет. Отказываюсь — быть.В Бедламе нелюдейОтказываюсь — жить.С волками площадей Отказываюсь — выть.С акулами равнинОтказываюсь плытьВниз — по теченью спин. Не надо мне ни дырУшных, ни вещих глаз.На твой безумный мирОтвет один — отказ.

 

Можно возразить, что у неё были «обстоятельства непреодолимой силы» – арест мужа, мировая война, безработица, ссылка, трудные отношения с сыном. Да, всё это было, но уж больно безжалостное это стихотворение – безжалостное опять-таки ко всему бытию, к самому Замыслу о нем. Горе и безумие мир твой, Господи! – вот такой приговор выносит поэт Богу, и сам приводит его в исполнение. Убила себя – убила и бытие.

О том же короткое стихотворение Александра Блока, В нем только две строфы:

 

Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.Живи еще хоть четверть века -Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначалаИ повторится все, как встарь:Ночь, ледяная рябь канала,Аптека, улица, фонарь.

 

Здесь нет отдельных причин страдания и тоски. Здесь всё бытие предстает как страдание и тоска. Вернее сказать, что бытие у Блока явлено как небытие. Бытие – это небытие, черная дыра, ужас. В принципе, в целом, в совокупном своем составе. Аналогия такому лику бытия в изобразительном искусстве -- картина Эдварда Мунка «Крик». Огромный, кричащий от отчаяния человеческий рот на фоне красного заката – вот вам портрет бытия. Это тоже философия, уважаемый читатель, что бы ты ни сказал в защиту бытия как радости/ценности самой по себе.

Итак, возникает  антиномия:

Тезис: бытие – это свет, это жизнь, это радость, это дар Божий, хранимый Его лучом. Это хорошо.

Антитезис: бытие – это тьма, это смерть, это кара Божья, это обвинение, предъявленное каждому из нас ещё до рождения, или сразу после него. Это ужасно.

Вот  противоречие, вокруг которого крутится Вселенная, мир, жизнь, история и особенно человек.                                      

                                        Между двух бездн        

    Итак, человек между двух бездн, между бытием и небытием. Причем одно немыслимо без другого. В буквальном смысле не-мыслимо – нет на земле дня без ночи и Я без не-Я. Представить невозможно. Истина не новая, конечно, но додумай её до конца. Мне недостаточно, как поэту Державину, гордо сказать: «Я царь -- я раб. Я червь – я Бог!». А каково быть одновременно червем и Богом? «Легкой жизни я просил у Бога, легкой смерти надо бы просить». И правильно замечено, будто нарочно такое существо – человек -- создано, чтобы проверить, уживется оно на земле или нет. И тут же простой (!) выход, или даже соблазн, напрашивается – убрать одну из половинок, предпочесть одну другой. Либо с бытием подружиться, вечность и бесконечность предпочесть --- либо уж в бездну с головой вверх пятами…

  Однако не получается это у меня. Да и у большинства людей тоже. За свою жизнь я, наверное, двух-трех человек видел, которые уж однозначно червя, либо Бога предпочли. А раз так, то извергу тебя из уст Моих!

И всё же интересен человек Богу. Не зря ведь Он привел к Адаму животных полевых и птиц небесных, чтобы видеть, как Адам назовет их. Ведь не голое же любопытство двигало Им. Тем более, что он знал, как Адам назовет птиц и зверей, ещё до сотворения мира. И вообще он всё про нас с тобой знает, и волосы на наших головах сосчитаны. Так зачем мы Ему, всемогущему и всезнающему?

Есть разные мнения. Циники говорят, будто Бог с нашей помощью вечность коротает. Дескать, смотрит на нас, и развлекается, чтобы не скучно было. Да ещё за ниточки иногда дергает, как марионеток. Я лично так не думаю. 

  Другие просто преклоняются перед Ним. И закона Его беспрекословно слушаются, во всяком случае, должны. Чтобы пикнуть перед Ним человек не смел и на коленях стоял.

 

И все пред Бога притекут,
Обезображенные страхом:
И нечестивые падут,
Покрыты пламенем и прахом

               А.С.Пушкин. Подражание Корану.

 

Третьи, умники, разные теории предлагают. Про Абсолют, например, который настолько абсолютен, что нуждается в ком-то другом (своём-другом, разумеется), чтобы на нём эту свою абсолютность показать. Мало ему Самого Себя, ему ещё партнер нужен.

  Однако какой же это Абсолют, который нуждается в другом? Нет уж, если ты действительно Абсолют, то и будь Единственный  на всю вселенную, царствуй. Ты Царь – живи один. И никакие свидетели Тебе не нужны, потому что они перед Тобой как муравьи перед мамонтом. 

Вот где загадка человека. Меня не спросили, хочу ли я одновременно быть червем и Богом – меня просто бросили в мир и поместили между двух бездн. Ты пробовал ходить по узкой каменной тропке, когда справа у тебя скала на тысячу метров вверх, а слева пропасть тысячу метров вниз? А карниз – в ладонь шириной. Шаг вправо, шаг влево… А идти надо, и назад пути нет. И бессмертная моя душа трепещет, бьется, как пойманная птица, потому что танцевать на горах не каждому дано, для этого крылья надо иметь, или, по меньшей мере, Заратустрой быть. Тем самым, который падающего подтолкнет, а потом «лучше гор могут быть только горы» споёт. Вот только чем он кончит?

Кончит полетом. Но до конца ещё много воды утечет.

                               

     

Предыстория человека

Творение

Сотворил Бог небо и землю. И увидел, что это хорошо. Что такое дни творения, об этом ученые до сих пор спорят. Известно только, что один день для Творца как тысяча лет, а тысяча лет как один день. И промчались эти тысячи и миллиарды лет, как один миг, потому что это для нас миллиарды, а для Него – считай, что ноль. Все эти первовзрывы, разбегающиеся галактики, красные смещения, черные дыры, сингулярности и континуальности. Согласен, грандиозно всё это, но, с точки зрения вечности, не более, чем взрыв хлопушки, устроенный детьми в новогоднюю ночь. Взорвалась, и нет её…

Потом Земля началась. Ну, положим, сама как-то из вакуума (из пустоты, по-русски) уплотнилась. Для наших ученых-материалистов ничто не является неожиданностью. И Вселенная для них сама по себе существует, а уж Земля тем более. А жизнь как возникла? Ученые молчат об этом, потому что сказать им совершенно нечего. Возникла, и всё. То ли из бульона какого-то, то ли с других планет занесена. А потом молния в этот раствор ударила, и… вот жизнь. Со всеми своими клейкими листочками и соловьиными трелями. В любом случае, эта теория напоминает мне усилия чернокнижников, которые собирали из кусков трупов Франкенштейна (см. одноименный роман Мэри Шелли), а потом оживляли его ударом тока. Профессор Преображенский у Булгакова тоже немало скальпелем потрудился. Уважаемые Геккели и Гельмгольцы! Чем вы объясните, что во всей Метагалактике, в которой больше звезд и планет, чем песчинок в море, так и не видно/не слышно ничего, похожего на жизнь земную и тем более человеческую?

    Итак, миллионы лет протекли, настали палеолит и неолит, и появился человек, Говорят, впервые в Африке. Как он появился, науке не известно. Дарвины, Бергсоны и Тейяры де Шардены ничего не объясняют, а только дело запутывают, потому что приписывают материи, плоти ту самую творческую инициативу (стремление, эволюцию), которая по определению присуща лишь Богу. Это с одной стороны. А с другой – всё та же обезьяна присутствует…

   Помню, пригласили меня однажды на 5-й канал петербургского ТВ на передачу о курсе православной культуры в школе. Я выступал за введение такого курса (что потом и произошло), против меня собрали совокупную безбожную рать, от либеральных профессоров до атеистов-коммунистов. И вот всё уперлось в то, от кого человек – об Бога или от обезьяны? Я сказал, что либо одно, либо другое, и каждому лучше знать своих родственников. А рать стала кричать, что от обезьяны, и только один, самый мудрый, наверное, ученый муж заявил, что не просто от обезьяны, а от общего с ней предка. Хочется им с обезьяной в родстве быть.

Чтобы закончить с этим вопросом, скажу для ученых: не путайте хронологию с онтологией. Из низшего высшее не растет. То, что раньше по времени, не означает – раньше по существу. Тут обратная перспектива, как в иконе. На иконе ближе то, что с Богом, и дальше то, что без Него. А иного и совсем нет. Инфузории и птеродактили только по земному временираньше человека, а по природе – по божественному замыслу -- меньше и ниже его. Потому-то по хронометру Творца человек и приходится на шестой день, а не на первый, которому, впрочем, самому тысяча (а то и биллион) лет. Анатомия человека есть ключ к анатомии обезьяны.

Первые шаги

С чего началась собственно человеческая история? Первым человеком, рожденным Евой от плотского брака с мужем её Адамом, оказался Каин – братоубийца. «Разве сторож я брату моему?» -- дерзко ответил Каин Богу на вопрос, где его брат Авель. Первые шаги человека связаны с преступлением.

    Дальше начинается цивилизация. В раю никакой цивилизации не было, и даже одежды не нужно было. Изобретателями земной цивилизации и культуры оказались именно каиниты -- потомки убийцы Каина. Они построили первые города, придумали орудия из меди и железа, и научились играть на гуслях и свирели. Ну, и конечно, начали пасти стада, чтобы не умереть с голоду на этой земле, из которой человек взят. Может, потому русский Емеля трудиться не любит, что чувствует какое-то проклятие на всех этих трудах и заботах? Ведь культура – и даже шире, цивилизация – изначально подменой   явилась: следствием греха. Всего лишь средством, знаком, в лучшем случае, символом. В цивилизации, и особенно в духовной культуре, ровно столько же хорошего, сколько и плохого. Демон ведь тоже духовен. В культуре и соборы, и картины, и великие книги. Но тут же ножи, пули и атомные бомбы. И интернет, половину которого составляет порнография. И много ещё чего.

Материальная цивилизация и духовная культура несут на себе – и более того, увеличивают со временем – тяжесть каиновой печати до сего дня. 

Место рая

    Восток – колыбель человечества. Азия, мировой материк, хартленд, как теперь принято выражаться. Большая суша. Все великие религии пришли с Востока. И Дао в Китае, и Веды/Упанишады в Индии, и Книги мертвых в Египте и Тибете, и Гильгамеш в Вавилоне, и Ормузд с Ахриманом в Персии, и Библия в Израиле. Пирамиды и сфинксы в пустыне с их таинственным взглядом вдаль. «Вы дети, эллины, и старца нет меж вами» -- сказал греческому философу египетский жрец. Не буду касаться этих глубин. Замечу только, что Европа, с её техническим рацио и производной от него субъективной мистикой (читай Якова Бёме), вплоть до своего так называемого Просвещения питалась плодами той осевой эпохи, которую Карл Ясперс не без основания отнес к 6-5-му векам до Рождества Христова. И не просто питалась, а прямо-таки металась между ними и христианством.

       Восток – вот место рая. Так говорит Бытие: насадил Господь рай в Едеме на востоке, между четырех рек – Фисона, Гихона, Хиддекеля и Евфрата. То самое место, которое зовется сейчас Ираком, и которое не так давно американцы бомбили крылатыми ракетами Суть дела в том, что Восток – это земля Бога, аЗапад – земля человека. Бог на Востоке всегда был на первом месте, а человек – на втором. И всё, что от Бога, на Востоке важнее того, что от человека. Не гуманно это? Конечно.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!