Опера в творчестве венских классиков.



В конце XVII–начале XVIII веков складываются основные разновидности итальянской оперы – опера-сериа (серьёзные) и опера-буффа (комические).

Опера-сериа писалась на возвышенные исторические или мифологические сюжеты. Их действующими лицами были боги, герои, цари, рыцари. Действие опер часто заканчивалось трагедийным финалом. Исполнялись такие оперы при королевских дворах. Вкусы придворной публики поощряли развитие виртуозности, внешней красоты bel canto (прекрасного пения).

Опера-сериа создавалась как чередование различных душевных состояний. Её важнейшая часть – ария, передающая конкретное эмоциональное состояние: ария скорби (lamento), ария гнева, ария мести, героическая, бравурная ария. Каждому действующему лицу давались арии одного или нескольких типов, чтобы он мог разносторонне показать себя. Со временем оперный спектакль стал превращаться в «концерт в костюмах», так как в нём не было настоящего драматического действия. Чтобы придать большую динамику спектаклю пришлось немало потрудиться двум композиторам – оперным реформаторам XVIII века – К.В.Глюку и В.А.Моцарту.

Кристоф Виллибальд Глюк (1714 – 1787).

 Его слава как оперного композитора началась в 1762 году, когда была создана первая его опера «Орфей». Эта опера стала знаком революции в оперном искусстве. За ней последовали другие оперы – «Альцеста», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде», тоже на античные сюжеты. Они были поставлены в Париже, где Глюк получил место руководителя Королевской придворной оперы. Парижская публика встретила сочинения Глюка триумфально и восторженно. Философы-просветители видели в нём пророка нового искусства и борца за народную свободу.

Сюжеты опер Глюка говорили о страстях возвышенных и благородных, когда в борьбе с человеческими слабостями побеждали мужество и честь, любовь к родине, способность к жертве во имя людей.

«Голос, инструменты, все звуки, даже тишина должны служить одной цели – выразительности», - писал Глюк. Музыка больше не услаждала слух прекрасными мелодиями, обвитыми виртуозными завитками и украшениями. Музыка больше не жила отдельно от драмы, а правдиво рассказывала о происходящем на сцене, чтобы каждый слушатель понимал без слов суть драматических событий.

· Например, сцена Орфея с фуриями.

К середине 18 века опера-сериа утратила былое величие и публика стала терять к ней интерес. Зато большой любовью зрителей пользовались небольшие музыкальные пьески, которые для развлечения вставлялись между актами оперы-сериа. Они назывались интермедиями. Интермедии перебрались на оперную сцену из народного итальянского театра масок. Музыка и сюжеты интермедий, шутливые, юмористические, были близки и понятны слушателям. Ведь со сцены звучали песни и танцы, пришедшие с шумных улиц и городских площадей.

Постепенно из таких интермедий складывались самостоятельные спектакли. Их назвали комическими операми, или операми-буффа.

Первая опера-буффа была создана в 1733 году итальянцем Джованни Баттисто Перголези в Неаполе. Интермедия «Служанка-госпожа», которая длилась всего 20 минут, покорила Европу на 200 с лишним лет. Постепенно комическая опера стала вытеснять оперу-сериа по разным причинам.

Герои оперы-сериа далеки от простых смертных, а герои оперы-буффа легко узнавались современниками. Музыкальный язык опер-буффа, яркий и доходчивый, основывался на песенной, танцевальной музыке. Надолго запоминались персонажи, их арии, ансамбли, живые сценки, смешные ситуации, в которые попадали герои.

Первая опера-буффа была создана в 1733 году итальянцем Джованни Баттисто Перголези в Неаполе. Интермедия «Служанка-госпожа», которая длилась всего 20 минут, покорила Европу на 200 с лишним лет. Постепенно комическая опера стала вытеснять оперу-сериа по разным причинам.

Герои оперы-сериа далеки от простых смертных, а герои оперы-буффа легко узнавались современниками. Музыкальный язык опер-буффа, яркий и доходчивый, основывался на песенной, танцевальной музыке. Надолго запоминались персонажи, их арии, ансамбли, живые сценки, смешные ситуации, в которые попадали герои.

Сюжет «Служанки-госпожи» был широко распространён в итальянских народных представлениях. Это незатейливая история о том, как умная и ловкая служанка сумела очаровать своего старого и глупого, но богатого хозяина и выйти за него замуж. Так она добилась своей цели – стала госпожой.

В опере всего две картины и три героя: служанка Серпина (сопрано), хозяин Уберто (бас) и слуга Веспоне (мимическая роль).

· Ария Уберто из 1 картины – начинается с речитатива. Здесь звучит скороговорка – ворчливая перебранка со служанкой. Быстрый темп, узкий диапазон, однообразный ритм сближают этот речитатив с речью южан-итальянцев. Итальянцы назвали такой речитатив secco, что значит «сухой». Черты характера Уберто – мелочность, вздорность и брюзжание – в музыке становятся смехотворными.

Ария, в отличие от речитатива, блещет яркими мелодиями танцевального характера. Шутливый, скерцозный характер арии подчеркнут острым штрихом стаккато и быстрым темпом.

· Ария Серпины. Эта героиня показана изящной, лукавой и обаятельной. В её арии теми же средствами – яркой скерцозной мелодией с танцевальным ритмом, подвижным темпом, лёгким штрихом стаккато – создан совсем иной образ – грациозный и обольстительный.

Эти два героя станут прототипами многих персонажей комических опер в будущем. Оперы Моцарта и Россини, Чимарозы и Гретри, Фомина и Мусоргского, Прокофьева и Шостаковича продолжат традиции и поиски комедийной выразительности в музыке.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!