Урок 12. Инструментальная музыка В.А.Моцарта.
Симфония №40, g-moll.
Одно из самых пронзительных и известных инструментальных произведений, сокровище классической музыки – симфония №40 Моцарта. Она входит в симфонический триптих, написанный на одном дыхании летом 1788 года. 39, 40 и 41 («Юпитер»)Симфонии воплощают зрелое музыкальное мышление композитора, они одновременно продолжают традиции Баха и Генделя и предвосхищают душевный лиризм романтиков.
Симфония №40 - одно из самых непостижимых творений, и в то же время понятна на каком-то личном уровне каждому. Она вмещает глубокую, развитую оперную драматургию и тонкий психологизм, присущий моцартовскому языку, мотив народного чешского танца и утонченный ученый стиль.
Йозеф Гайдн, лучший друг Моцарта, его старший товарищ, поддерживающий во всем, так отзывался об эмоциональности музыки Вольфганга: «Он так просвещен в сфере человеческих чувств, что создается впечатление, будто он – создатель их, а люди потом только освоили чувствование».
Сам по себе жанр симфонии прошел путь от небольшой музыкальной заставки, призванной подсказать слушателям, что опера начинается, и пора перестать разговаривать, до отдельного оркестрового произведения. Работая над симфонией Соль-минор, Моцарт значительно расширяет драматургические границы жанра. Отец, Леопольд Моцарт, с детства внушал, что в основе любого произведения должен стоять высокий замысел, идея, техника вторична, но без нее и вся концепция не стоит и гроша ломанного. В этой симфонии Вольфганг впервые позволяет себе общаться со слушателем, он искренне повествует «без лишних слов» и даже где-то интимно исповедуется. Такая манера в корне отличалась от холодной концертности и академичности, принятой в то время и понятной тогдашней публике.
|
|
Выбор минорной тональности, отказ о медленной вступительной части сразу уводят от развлекательного жанра в область неизведанного. В ней нет торжественности, ощущения праздника (в оркестре нет труб и литавр), «массовости», несмотря на оркестровое звучание. Полная тревожной смены настроений и тем, контрастов и слияний, симфония рассказывает о глубоких личных переживаниях человека, поэтому неизменно находит отклик в душе каждого слушателя. При этом остается общий деликатный и галантный стиль, соответствующий тому веку.
Незадолго до смерти, через 3 года после создания, Моцарт внес в партитуру изменения, введя кларнеты в оркестровый состав и немного отредактировав партию гобоя.
Урок 13. Творчество Л.Бетховена.
(1770-1827 гг.)
Людвиг ван Бетховен – это величайшее явление в мировой музыкальной культуре, композитор ещё при жизни ставший легендой. Он был настолько невероятно талантливым и целеустремлённым, что, даже потеряв слух, продолжал создавать свои, не имеющие равных, гениальные шедевры. Выдающийся маэстро стоял на пороге Романтизма в западноевропейской музыке и был непосредственным основателем новой эры, пришедшей на смену исчерпавшего себя Классицизма. В детстве выучившись музыке на клавесине с его характерным кружевным звучанием, Бетховен впоследствии популяризировал фортепиано, создав 5 концертов, 38 сонат, около 60 пьес и несколько десятков других произведений для этого музыкального инструмента.
|
|
Бетховену посчастливилось изучать музыку под руководством таких известных композиторов, как Готтлиб Нефе, Йозеф Гайдн, Альбрехтсбергер и Сальери. Он также чуть было не стал учеником Моцарта, тот был в восторге от представленной его вниманию импровизации, но смерть матери заставила Людвига оставить занятия и срочно покинуть Вену.
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) 57 лет Германия | 1770г. | Рождение в г. Бонне, в семье музыканта. Учёба у жестокого отца игре на клавесине, скрипке, органе, альте. Занятия по 7-8 ч. в день. | |
1778г. | Первый концерт в Кёльне. Концерты в других городах. | ||
1780г. | По настоянию отца – уход из школы. | ||
1782г. | Работа органистом в придворной капелле. Встреча с Христианом Нефе – педагогом, органистом, композитором. Занятия композицией, изучение творчества других композиторов. | Вариации на тему Дресслера для ф-но, 3 сонаты для клавесина | |
1787г. | Встреча с Моцартом в Вене. Смерть матери – забота о семье. Служба в оперном театре, игра в оркестре на альте, выступление на концертах, уроки музыки. | ||
1789г. | Влияние Французской буржуазной революции на взгляды и творчество. Знакомство с Гайдном. | ||
1792г. | Переезд в Вену. Завоевание Вены как пианиста и композитора. | Сонаты для ф-но ( в т.ч. «Лунная», «Патетическая»), Симфонии (в т.ч. «Героическая»№3) | |
1796г. | Признаки глухоты. | "Крейцерова соната". | |
1802г. | Гейлигенштадтское завещание. Расцвет творчества. Известность и уважение. | Симфонии, Увертюры «Эгмонт», «Кориолан», Сонаты для ф-но (в т.ч. «Апассионата», «Аврора»), Опера «Фиделио», Песни на тексты Гёте, | |
20-ые годы | Неудачи и огорчения (усиление глухоты, несчастная любовь к графине Терезе Брунсвик, отсутствие постоянной работы). Болезнь печени (4 операции) | «Торжественная месса», Симфония №9 | |
1827г. | Смерть в Вене (гроб провожало 20 тысяч человек) |
|
|
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!