Урок 17. Романтизм как направление в искусстве.



Великая французская революция обозначила водораздел межу венским классицизмом и новым направлением, названным в XIX веке романтизмом. Венская классическая школа наиболее ярко выразила передовые устремления «просветительской» идеологии, то есть идеологии предреволюционной. Тогда люди были полны веры в светлые идеалы добра, разума, справедливости. Искусство воспевало гармонию мира, показывало пути преодоления жестокости, насилия. Но французская революция не смогла до конца осуществить социальные преобразования – на смену феодальному угнетению пришла машина буржуазного угнетения. Многие идеалы остались лишь мечтой, утопией.

Полиция, цензура, государственный аппарат – всё стояло на пути свободного слова, благородного порыва. В новом обществе господствовала власть денег, а интересы правящего класса были продажными и пошлыми.

Настроения разочарования, подавленности, депрессии в послереволюционные годы рождают новый взгляд на мир, новую философию, которая проповедует пессимизм, неверие в светлую жизнь. «Сердца и умы наполнились скукой и пустотой, раскаянием и отчаянием, обманутыми надеждами и разочарованием, жаждой веры и скептицизмом», - писал об этом времени А.Герцен.

Романтизм возник в недрах классицизма. Ещё в 70-е годы XVIII века писатели Гёте, Шиллер, входившие в направление «Бури и натиска», изображали внутренний мир героя, его яркие, сильные страсти (например, роман в письмах Гёте «Страдания юного Вертера»). Эти новые чувства нашли отклик в искусстве нового века. В творчестве немецких писателей Ф.Новалиса, Ф.Шеллинга, Э.Т.Гофмана были впервые провозглашены романтические идеи и настроения.

В поэзии Байрона появился образ одинокого героя, который не находит себе места в окружающем мире, скитаясь в поисках счастья.


«И вот один на свете я

Среди безбрежных вод…

О ком жалеть, когда меня

Никто не вспомянёт?

С тобой, корабль, в далёкий свет

Помчусь сквозь бури вой

Куда? О том заботы нет,

Лишь только б не домой»


Как горд и одинок этот байроновский герой! Смятение и тоска гонят его из одной страны в другую. Но скитания не приносят ему покоя, не излечивают от грусти, не уменьшают одиночества. Где же может найти он утешение в разочарованиях? В мире мечты!

Романтический герой – раздвоенная личность. Он живёт в двух измерениях: в реальном мире, который глубоко чужд ему, и в мире мечты, вымысла, недосягаемого идеала. Этот мир мечты каждый творец видит по-своему: он может погрузиться в далёкую историческую эпоху (например, в излюбленное романтиками Средневековье), в мир фантастики, в экзотику далёких неведомых стран. Испанское слово romance, давшее название всему направлению, в переводе означает «странное», «фантастическое».

· Контраст мечты и реальность ярко подчёркнут в одной из песен Шуберта «Весенний сон».

Безудержный полёт фантазии и страстный интерес к жизни человеческой души, к разнообразным оттенкам чувств и настроений – вот главные отличия романтизма. Романтическое искусство часто отражало страсти, кипящие в душе самого автора, рисовало мир его собственных надежд и мечтаний, превращаясь в своеобразную «исповедь».

 

       Творчество немецкого композитора Роберта Шумана неотделимо от его личности. Представитель лейпцигской школы, Шуман был ярким выразителем идей романтизма в музыкальном искусстве. «Разум ошибается, чувство — никогда» - таким было его творческое кредо, которому он оставался верен всю свою недолгую жизнь. Такими являются и его произведения, наполненные глубоко личными переживаниями – то светлыми и возвышенными, то мрачными и гнетущими, но предельно искренними в каждой своей ноте.

С 1831 по 1838 год его вдохновенная фантазия рождает фортепианные циклы «Вариации», «Карнавал», «Бабочки», «Фантастические пьесы», «Детские сцены», «Крейслериана». Одновременно Шуман активно занимается публицистической деятельностью. Он создает


«Новую музыкальную газету», в которой выступает за развитие нового направления в музыке, отвечающего эстетическим принципам романтизма, где в основе творчества лежат чувства, эмоции, переживания, а также на страницах газеты находят активную поддержку молодые таланты.

1840 год ознаменовался для композитора желанным брачным союзом с Кларой Вик. Испытывая необыкновенный душевный подъем, он создает циклы песен, обессмертивших его имя. Среди них - «Любовь поэта», «Мирты», «Любовь и жизнь женщины». Вместе с супругой они много гастролируют, в том числе дают концерты в России, где их принимают очень восторженно.

 


Впечатления от личных встреч, пережитых событий, путешествий, увиденных пейзажей, произведений искусства нередко находили выражение в сочинениях композиторов-романтиков. Таковы «Карнавал» Шумана и «Годы странствий» Листа – два фортепианных цикла, где каждая пьеса имеет своё программное название.


В «Карнавале» (1835г.) изображены грустные и весёлые маски, за которыми герой прячет своё лицо. Карнавал – здесь символ пёстрого водоворота жизни и, одновременно, жажда вечного праздника, попытка уйти от реальности, грубо вторгающейся в нежную душу поэта. Среди персонажей праздничного бала есть реальные личности («Паганини», «Шопен») и есть герои-маски («Арлекин», «Пьеро», «Панталоне и Коломбина»), есть юные красавицы («Киарина» - портрет возлюбленной Шумана Клары Вик, «Эстрелла», «Кокетка») и есть сам автор, представленный в двух обликах – задумчиво-мечтательный «Эвсебий» и вспыльчивый порывистый «Флорестан».

· Послушаем эти пьесы.

Многое зашифровано в этих пьесах: начальные звуки каждой пьесы – Es – C – H – A в разных комбинациях то означают фамилию Шумана, то название города Аш, где жила возлюбленная Шумана.

Имя немецкого композитора-романтика Роберта Шумана хорошо известно не только взрослым любителям классической музыки, но и юным исполнителям, которые делают первые шаги в прекрасный мир искусства. Такое всеобщее признание маэстро заслужил по праву, поскольку своё композиторское внимание с усердием направлял на творческое развитие детей. Всем хорошо известны, написанные специально для подрастающего поколения, фортепианные циклы, среди которых «Альбом для юношества», включающий в себя 43 прекрасные миниатюры. Пьесы, входящие в этот сборник – это настоящие шедевры, отображающие эмоциональный мир детства во всех его красках.


«Некрасивая реальность и нереальная красота» - вот эстетический идеал романтиков. Это взрыв устойчивого равновесия идеологии венского классицизма. Вместо гармонии мира – дисгармония, вместо ясной целеустремлённости – многозначная рассредоточенность, вместо чётких структур и пропорций – асимметричность.

Романтики проповедовали идею синтеза искусств, считали что все искусства едины. Особенно близки для них поэзия и музыка. Музыка может пересказать мысль поэта, нарисовать образ литературного героя. Поэзия же часто поражает своей музыкальностью. Может быть поэтому в эпоху романтизма особой любовью композиторов пользуются жанры программной музыки, связанной со словом, литературным сюжетом – песня, романс, опера, балет.

Одним из самых популярных жанров стала песня. В романтической песне появился тот же герой, что и в поэзии, - одинокий скиталец. Образ странника, пытающегося убежать от своих чувств, страданий, проходит через ряд жанров романтической музыки. Например, фортепианный цикл Листа «Годы странствий», или вокальный цикл «Зимний путь» Шуберта, или симфоническая сюита «Пер Гюнт» Грига. В жанре песни отражены множество других тем: сказочная фантастика (вспомните «Лесного царя» Шуберта или «Лорелею» Листа), любовная лирика (серенады, баркаролы, элегии), лирика пейзажа («Лебедь» и другие песни Грига).

Цикл из вокальных или инструментальных миниатюр рождается тоже в эпоху романтизма. Композиторы Шуберт, Шуман, Малер, Мусоргский отдали дань этому жанру. На протяжении цикла слушатель мог следить за судьбой героя, погружаясь в его чувства и настроения. Это был своеобразный «дневник», в котором композитор мог выразить и свои настроения. «Любовь поэта» и «Карнавал» Шумана, «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Шуберта, «Песни странствующего подмастерья» и «Песни об умерших детях» Малера, «Детская» и «Песни и пляски смерти» Мусоргского – вот лучшие образцы этого жанра.

Симфоническая музыка тоже тяготеет к программности (симфонии Берлиоза, увертюры Листа). Один из прекраснейших романтических миров – царство природы. Поэтичные зарисовки грозных горных круч или безмятежного пейзажа, завывания ветра, шумящего потока или тихо и ласково звучащей воды…Вспомним прекрасные пейзажи Э.Грига - "Утро", сельские пейзажи - в "Фантастической симфонии" Берлиоза, ноктюрны Листа "Вечерняя гармония" и "Грёзы любви".

Есть и примеры непрограммной музыки. Например, Шопену чужда программмность. Он пишет свои миниатюры только для одного инструмента – фортепиано. Зато палитра этих миниатюр очень разнообразна: прелюдии, вальсы, ноктюрны, баллады, экспромты, мазурки, полонезы, этюды. Некоторые миниатюры тоже объединены в циклы (например, 24 прелюдии Шопена).

Излюбленным романтическим жанром стал танец. Инструментальные пьесы в характере вальса, полонеза, мазурки, конечно, не предназначались для танцевальных вечеров. Это образцы высокого и тонкого музыкального искусства. Интерес к жанру танца продиктован вниманием композиторов к народному творчеству и культуре своей страны. Народное искусство было родником, питавшим романтическую музыку. Так музыку Шуберта наполняют австрийские лендлеры, Листа – венгерские чардаши, Сметаны – чешские польки, Грига – норвежские халлинги и спрингдансы, Дворжака – американские блюзы и спиричуэлсы (после поездки в Америку).

В эпоху романтизма изменяется функция музыки в обществе. Из церковных и придворных кругов музыка выходит на общедоступную сцену. В Европе гастролируют с концертами выдающиеся исполнители – Паганини, Лист, Шопен. Музыка в большей степени обращена не к разуму, а к чувствам слушателя. Её главное свойство – общительность, демократизм. Потому и содержание музыки должно быть понятным широкому кругу слушателей.

Сохраняются в романтическую эпоху и традиционные классические жанры: сонаты, симфонии, квартеты. Однако отношение к ним у романтиков совсем иное. Внимание к деталям, эмоциональная насыщенность, лиричность музыкальных тем во многом изменили их облик. Сонатно-симфонический цикл может разрастаться до 9-11 частей (симфония Берлиоза «Ромео и Джульетта») или сжиматься до 1-2-х частей («Соната си минор» Листа одночастна, «Неоконченная симфония» Шуберта двухчастна). Величина цикла часто зависит от литературной программы, художественного замысла, идеи композитора.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!