Урок 9. Творчество И. Гайдна (1732-1809гг.)



Сонатно-симфонический цикл.

       Одним из величайших композиторов всех времен является Франц Йозеф Гайдн. Гениальный музыкант австрийского происхождения. Человек, создавший основы классической музыкальной школы, а также оркестрово-инструментальный стандарт, который мы наблюдаем и в наше время. Помимо этих заслуг Франц Йозеф представлял Венскую классическую школу. Среди музыковедов бытует мнение, что музыкальные жанры симфония и квартет - впервые были сочинены именно Йозефом Гайдном. Его музыке свойственны ясность мироощущения, оптимизм.

Очень интересную и насыщенную событиями жизнь прожил талантливый композитор.

 Гайдн– выступает в роли музыкального законодателя, формирует нормы классического стиля, музыкальных жанров (например, сонатно-симфонического цикла), оркестрового состава.

 Мир музыки Гайдна полон грубоватой народности и поэтической вдохновенности, искрящегося остроумия и действенного порыва. Живописное, программное начало в его «чистых» инструментальных жанрах говорит о наглядности, зримости его образов. Многие симфонии имеют программные названия: симфонии №№6,7,8 названы «Утро», «Полдень», «Вечер», симфония №45 – «Прощальная», симфония №82 – «Медведь», симфония №101 – «Часы», симфония №100 – «Военная». Ещё ярче живописное начало проявляется в поздних ораториях: «Сотворение мира» (по поэме Д.Мильтона) и «Времена года» (по поэме Д.Томсона).

· Послушаем 1 часть «Прощальной симфонии» Гайдна. Её взволнованные, мятежные образы не типичны для композитора, чаще пишущего в мажорных, жизнерадостных красках. Название симфонии многое объясняет.

"Прощальная" симфония Гайдна получила свое название благодаря финалу. Во время исполнения музыканты один за другим постепенно покидают сцену. Так «папаша Гайдн», как его называли музыканты, намекнул своему покровителю князю Николаю, что музыканты заждались отъезда из летнего поместья Эстергазы в теплый Айзенштадт, и на следующий же день после премьеры отъезд был назначен. Финал «Прощальной» симфонии явно демонстрирует характерные черты музыки «галантного века» - таково наряду с веком Просвещения еще одно укоренившееся название XVIII столетия. Излюбленным жанром эпохи был менуэт, неторопливый танец с приседаниями и реверансами; Гайдн очень часто, и в этом финале тоже, к нему обращается. «Галантный стиль» отличается утонченным аристократизмом: мелодии как будто церемонно изогнуты, в них часто встречаются придыхания, звучание прозрачно, ритм плавный и покачивающийся, украшения и звуковые завитки то и дело встречаются на пути этой неторопливо текущей музыки, под которую должны двигаться разодетые принцессы. И вместе с тем никакой вычурности – Гайдн был одним из немногих, кто умел писать изысканно и в то же время просто. Таков был секрет «галантного стиля», которым лучше всех владел «папаша Гайдн»…

Йозеф

Гайдн

(1732-1809)

77 лет

Австрия

1732 г. детство Рождение в д. Рорау, в семье ремесленника и любителя музыки. Прекрасный голос, слух, память, чувство ритма. Пение в церковном хоре Гайнбурга, затем – в хоровой капелле при кафедральном соборе св. Стефана в Вене. Игра на скрипке и клавикорде.  
юность Увольнение из капеллы в связи с ломкой голоса. Самостоятельная жизнь в Вене: уроки музыки, игра на скрипке, сочинение музыки по заказу. Аккомпаниаторство, учёба и лакейство у итальянского педагога, композитора и певца Николо Порпора. Муз. комедия «Новый хромой бес», квартеты, симфонии
1761 г Приглашение руководить капеллой венгерского князя Эстерхази в г. Эйзенштадте (Венгрия). Невозможность отлучек из дворца (запрет князя). Редкие встречи с Моцартом. Оперы, Симфонии – «Детская», «Медведь», «Школьный учитель», 6 «Парижских» симфоний,  «Прощальная» симфония
1791 г. Смерть старого князя. Роспуск капеллы новым. Назначение Гайдну пожизненной пенсии. Поездки в Англию. Знакомство с молодым Бетховеном. 12 «Лондонских симфоний», оратории «Сотворение мира» и «Времена года»  
Конец  90ых г. Тихая жизнь на окраине Вены.    
1809 г. Смерть в Вене (останки перенесены в Эйзенштадт)    

 

Великий мастер, Гайдн неустанно обновлял свой язык; вместе с Моцартом и Бетховеном Гайдн сформировал и довел до редкой степени совершенства стиль так называемого венского классицизма. Начала этого стиля лежат еще в эпохе барокко, а поздний его период подводит непосредственно к эпохе романтизма. Пятьдесят лет творческой жизни Гайдна заполнили глубочайшую стилистическую пропасть – между Бахом и Бетховеном. В 19 в. все внимание было сосредоточено на Бахе и Бетховене, и при этом забывали того гиганта, который сумел перекинуть мост между этими двумя мирами.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!