Урок 4. Органная музыка эпохи барокко. Творчество И. С. Баха.



Орган – инструмент, который в музыкальной культуре Европы в наибольшей степени отвечал запросам эпохи. Внушительное многоголосное звучание большого диапазона с регистрово-динамическими контрастами настраивало слушателя на возвышенно-монументальное настроение. Этим было обусловлено культовое назначение инструмента. В XVII веке орган становится ещё и концертирующим инструментом.

Традиция органных концертов во внебогослужебное время ведёт происхождение от нидерландских органистов (от Яна Свелинка). Для развития органного искусства много сделал итальянский композитор-органист из Рима Джироламо Фрескобальди (1583-1643).

Фрескобальди положил начало новому стилю в католической органной музыке, полному небывалой экспрессии и патетики. В его композициях – канцонах, фантазиях, ричеркарах – широко применяются приёмы имитации, приведшие к рождению фуги, и вариационности. В области полифонии Фрескобальди является создателем «свободного» стиля.

Особенно велика роль органной музыки была в Германии – центре протестантской религии. Протестантство, упростив внешнюю сторону религиозного обряда, повысила значение музыки в нём. Хоральное пение и игра на органе – вот основные формы музицирования на службе протестантов.

· Послушаем одно из наиболее популярных сочинений - «Канон» Иоганна Пахельбеля – это музыкальное произведение, основанное на имитации и повторении, то есть после проведения темы в первом голосе, она повторяется во втором, а затем и в третьем. Помимо трёх скрипичных голосов в данной композиции очень важную роль играет четвертый голос - бассо континуо. Он весьма интересен, так как независим и на протяжении всего произведения двадцать восемь раз повторяет один и тот же мелодический напев, заключённый в два такта и состоящий из восьми нот: ре, ля, си, фа-диез, соль, ре, соль, ля. Такая остинатная последовательность, называемая «Романеска» часто использовалась композиторами XVI и XVII веков.

Следом начинаются двенадцать коротких четырёхтактовых вариаций. В них музыка активизируется, так как длительности становятся короче, ритм учащается, а в тематической линии появляются октавные скачки. Тем не менее в басу продолжает звучать всё тот же неизменный и безмятежный мотив, пока в заключении не приземляется на ноте ре – главной ноте тональности в которой написано произведение. Стоит отметить, что в завершении композиции синхронность проведения тем скрипичных партий нарушается и это обусловлено подведением к окончанию произведения.


Немецкие органисты – Фробергер, Пахельбель, Рейнкен, Букстехуде, Бах – придавали особое значение протестантскому хоралу, создавая его инструментальные обработки. Их называли «Хоральными прелюдиями». Здесь шло слияние вокального и инструментального начал.

· Такова знаменитая «Хоральная прелюдия» фа минор И.Баха.

Органные жанры разделяются на строгие и свободные. Свободные полифонические формы - жанры прелюдии, токкаты, фантазии, основанные на принципах импровизации.  Токкаты – виртуозны, блестящи, патетичны. В них часто встречаются элементы речитации.

· Такова знаменитая «Токката и фуга» ре минор И.Баха. Это разновидность «малого цикла» из двух частей. Части и контрастируют друг другу, и вступают в своеобразное взаимодействие. В этом раскрывается величие духа художника, его драматическое понимание мира.

Фуга – высшая форма полифонии, основанная на имитационном проведении темы. Фуга показывает как из одного ядра – темы, могут явиться множество мелодий, мелодических сочетаний, продолжений и контрастных мыслей. В основе фуги лежит идея производного контраста; тема выступает в роли порождающего начала для всего материала фуги подобно тому, как из клетки с заданным генетическим кодом рождается целый организм. Тема - краткая, запоминаемая мелодия, проводится имитационно в разных голосах фуги в определенном тональном соотношении.

Фуга имеет экспозицию, где тема развивается путем проведения в разных голосах и создания разных контрапунктов; фуга имеет разработку, где тема звучит в разных тональностях, приобретает новый характер и новую окраску, и, наконец, фуга имеет репризу, завершающую часть, где вновь звучит главная тональность и все возвращается на круги своя. В содержательном смысле фуга – форма риторическая, посвященная всестороннему доказательству заявленного в начале тезиса. Голоса беседуют, дополняют друг друга, обсуждают тему, чтобы с полной уверенностью утвердить ее в финале (смотри схему фуги).


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 1005; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!