Урок 2. Музыка эпохи барокко.



Хронология музыкальных стилей

Западноевропейской музыки                                                              

  1. Средневековье – VI- XIV вв.
  2. Возрождение -   XV – XVI вв.
  3. Барокко        - XVII – сер. XVIII вв.
  4. Классицизм  - с сер. XVIII в.
  5. Романтизм    - XIX в.
  6. Импрессионизм - конец XIX в.
  7. Стили ХХ века (модернизм, авангардизм, конструктивизм, неоклассицизм, неоромантизм).

Урок 1. Музыка эпохи Средневековья и Возрождения в Европе.

Жанры светской и культовой музыки.

 Средневековье занимает в истории положение длительного перехода от мира Античности к Новому времени.

В эпохи Средневековья и Возрождения весь мир виделся людьми единым и упорядоченным, сотворённым по универсальным божественным законам. Модель мира была подобна вертикальной лестнице, где на высшей ступени находится Бог, ниже – Космос, ещё ниже – человек и природа. Всё мироздание делилось на две сферы: небесную (божественную) и земную. Музыка и всё искусство тоже существовало в двух видах:

1) культовое, прославляющее Бога и его создания;

2) светское, народное искусство.

В течение многих столетий очагами средневековой культуры были церкви и монастыри. Здесь хранились древние манускрипты, при монастырях открывались школы, мастерские письма, ваяния, резьбы по дереву, певческие капеллы.

Культовое искусство – базировалось на идеологии христианской религии, то есть отрицало все ценности земной жизни ради воздаяния после смерти, проповедовало аскетизм.

 Религиозные темы, сюжеты, образы были постоянным источником творчества. Они воспринимались средневековым человеком не как легенды, а как подлинные события. Священное писание они понимали как историю, как непрерывный процесс от момента сотворения мира ко дню Страшного суда. Решающим событием этой истории считали пришествие на землю Христа и его мученическую смерть на кресте во искупление человеческих грехов. Ожиданием конца света была пронизана вся жизнь средневекового человека, и это окрашивало его сознание в драматические тона. Земная жизнь воспринималась как обитель скорби, цепь страданий, которые приведут к вечному блаженству или вечным мукам. Земная жизнь – это непрерывная борьба добра и зла за душу человека.

Характерный образ средневековья – распятие. Израненная фигура Христа потрясала слабостью, немощью тела – и вместе с тем величием духа. Тело человека изображается как бренная оболочка бессмертного духа. Посмотрим на алтарные росписи немецкого художника Матиаса Грюневальда. В живописи средневековья нет воспроизведения картин реальной жизни, в ней нет жанров пейзажа или портрета.

Средневековые художники не стремились выразить в искусстве свою индивидуальность. Это искусство было анонимным, оно выражало коллективные представления людей и их понимание мира.

 Все элементы культового искусства были подчинены строгим канонам – правилам, а также церковной символике. Земные явления рассматривались как символы мира небесного. Так, например, символом Бога был круг (всевидящее око божье очерчивалось кругом). Символом Космоса, Вселенной являлся собор, который строился в строгом соответствии со сторонами света: алтарь – на востоке, вход – с западной стороны.

Фрески - настенные росписи – изображали сцены из Библии и Евангелия, где фигуры евангелистов могли выглядеть в виде символических животных: льва (Марк), быка (Лука), орла (Иоанн).

Культовая музыка – музыка, звучащая в церкви, опиралась на единый обязательный свод песнопений, разработанный Отцами церкви. Упорядочил и привел в систему эти песнопения Папа Григорий Великий (540 – 604гг.), именем которого названы католические григорианские хоралы. Основные черты хоралов: исполнение мужским хором на латинском языке текстов молитв, скупая, неразвитая мелодия с однообразным ритмом и небольшим диапазоном, диатонические церковные лады. Такие песнопения называли псалмодией.

· Послушаем несколько григорианских хоралов.

Позже на основе григорианского хорала возникнут жанры мессы и мотета – жанры культовой многоголосной музыки. Их создают монахи, учёные, богословы – представители церковной науки. Так возникает профессиональная музыка, причисляемая к науке.

Основным достижением музыкальной науки в эпоху Средневековья стало создание линейной записи нот, которую изобрёл в ХI веке Гвидо Аретинский. Теперь стало возможным пение на несколько голосов.

Ранние образцы полифонии относятся к концу VIII - началу IX веков. Появились хоралы на два голоса, движущихся параллельными квартами или квинтами. Пение сопровождалось органом. Отсюда название жанра – органум. Позже голоса стали приобретать независимость. В середине XII века одним из самых крупных центров многоголосия станет Париж. В капелле собора Нотр-дам работали музыканты и магистры Леонин, а позже – Перотин. Их композиции отличались гармонической слаженностью звучания, охватывали 2-4 голоса и требовали предварительного обдумывания и записи.

· Послушаем органумы этих авторов.

О.Лассо                                                        Ж.Депре                                               

       Культовая музыка  в эпоху Возрождения неразрывно связана с рождением крупнейшей нидерландской полифонической школы. Мастера из Нидерландов – Дюфаи, Окегем, Обрехт, Депре, Лассо, а также их продолжатель из Италии Палестрина – прославились по всей Европе. Они разработали богатые формы хоровой полифонии в жанрах мессы и мотета.

Месса – многоголосное циклическое произведение для хора на тексты латинского богослужения. Основные части мессы: 1 – Kyrie eleison (Господи, помилуй), 2 – Gloria (Слава), 3 – Credo (Верую), 4 – Sanctus (Свят), 5 – Agnus Dei (Агнец Божий).

Музыкальный стиль отличался строгими правилами, потому назывался полифонией строгого стиля. Он олицетворял идею растворения человека во вселенной, его отрешенность от земных страстей, созерцание здесь господствовало над действием.

Соединение многих голосов (чаще четырёх) предполагало определённые способы организации. Это были cantus firmus (основной голос, в котором звучал хорал с текстом) и имитация. Музыканты иногда вводили в один из голосов (чаще в теноровый, где звучал cantus firmus) мелодии народных песен. Напев песни становился стержнем всей 5-частной композиции мессы.

· Например, мелодия французской песни «L”homme arme» («Вооружённый человек») использовалась в 26 мессах разных композиторов и давала им название. Яркие, легко запоминаемые интонации, упругий, выразительный ритм – черты этой песни. Послушаем фрагмент из мессы «L”homme arme» Жоскена Депре. Названная песня проходит в среднем голосе, увеличиваясь в длительностях, меняя свою ладовую окраску, но всё-таки сохраняя свою живость и энергию.

Мотет – жанр многоголосной музыки, в котором голоса исполняли разные мелодии на разные тексты. В XV веке мотеты стали исполнять на один латинский текст.

· Например, мотет Ж.Депре «Ave Maria».

Светское искусство возникает в эпоху крестовых походов (XII-XIV века – эпоха зрелого Средневековья), которые окрыли народам Европы новые земли. Центры культуры перемещаются из монастырей в города.

Новое движение наблюдается в это время  во многих видах искусства: в литературе появляются средневековые романы и повести, в архитектуре рождается новый готический стиль. Готические соборы, огромные по размерам и устремлённые ввысь, составляли художественно-смысловое единство: скульптуры, фрески, витражи окон, освещение. Вспомните величественный собор Нотр-дам в Париже.

 Развиваются науки, открываются первые университеты в Болонье, Париже, Кембридже, Оксфорде. В число наук входит и музыка. Долгое время она стоит в одном ряду с математикой и астрономией.

В эпоху зрелого средневековья ярко заявило о себе рыцарское искусство. Это искусство трубадуров, труверов, миннезингеров сложилось на юге Франции, в Провансе в XI - начале XII веков. Его создатели – представители знати: король Ричард Львиное Сердце, король Наварры, барон Бертран де Борн и другие.

 Это искусство было новым во всех отношениях. Творчество теперь стало формой самовыражения, авторство не скрывалось, а гордо утверждалось. Главной темой творчества стала любовь. Песни трубадуров были адресованы конкретным лицам, скрытым за обращением как Прекрасная Дама. Нередко любовное переживание раскрывалось на фоне картин природы.

 Развитие рыцарской культуры с её культом Прекрасной дамы, рождение жанров музыкально-поэтической лирики – канцоны, сирвенты, альбы, пастурели  -  дали начало светской поэзии и музыке. Итальянские поэты эпохи Возрождения – Данте, Петрарка – считали себя преемниками трубадуров.

· Послушаем песни трубадуров.

Светское начало решительно вторгалось в образы духовного искусства. В недрах богослужения появляются ростки нового, не предусмотренного каноном пения. Это секвенции и тропы. Культовый текст здесь часто объединялся с народной мелодикой. Таковы, например, средневековые секвенции «Stabat mater» и «Dies irae». Последняя привлекала к себе многих композиторов как воплощение грозной силы смерти, рокового пророчества о Дне страшного суда, Дне гнева.

Позже из таких новых форм песнопений возникнут Литургические драмы. Эпизоды священного писания, духовные притчи – вот сюжеты этих своеобразных театрализованных действ. Особенно популярны были литургические драмы, посвящённые страданиям и смерти Христа (их называли «страсти»). Постепенно сюда вводились бытовые сцены, учёная латынь уступала место народному языку, музыка включала бытующие в городской среде песни и танцы. Так рождался светский театр.

 

Эпоха Возрождения (Ренессанса) выделяется как блестящий период расцвета всей культуры и искусства. Стремление вновь вернуть к жизни прежние формы древнегреческого искусства объясняет название эпохи.

Три столетия – XIV, XV и XVI – стали для будущих поколений образцом гармонического бытия, прекрасного и совершенного искусства. Культурное течение Возрождения противопоставило церковной идеологии культ Человека, гуманизм. Мыслители, философы, живописцы, скульпторы, поэты, учёные осмысливают место человека на земле, в природе, в обществе; они ищут идеал бытия.   

Из всех видов искусства Возрождение особенно возвысило изобразительные. Открытия в этой области поистине ошеломляют: главное из них – перспектива. Впервые изображение обрело реальность, рельефность. Посмотрите на полотна Леонардо да Винчи, Рафаэля, Боттичелли, Джотто, Джорджоне.  Преобразилась и архитектура. Зодчие строили дворцы, дома для богатых горожан. Иными стали и католические соборы: они создают ощущение воздушности, свободы. Вспомним собор святого Петра в Ватикане, Санта Кроче во Флоренции, Сан Марко в Венеции и другие. Их строили Донателло, Бруннелески, Браманте. Прославлены фрески и росписи Ватикана, его Сикстинской капеллы работы Микеланджело.

Искусство Возрождения не отказалось от образов Ветхого и Нового заветов, но их толкование стало более светским. Например, изображения Мадонны с младенцем стали граничить с портретом. Все художники стремятся к идеалу, но они различны в разных национальных школах: картины итальянцев Тициана или Рафаэля совсем иные, чем картины немцев Дюрера и Луки Кранаха или испанского Эль Греко.

Литература и театр эпохи Возрождения  дали миру испанскую комедию и драму Лопе де Вега, трагедии и комедии Шекспира, поэзию Петрарки и Данте, сатиру Рабле. Они раскрыли правду о жизни человека, о его сложном внутреннем мире, о его сущности с такой неслыханной силой, что по сей день являются современными и непревзойденными шедеврами.

Музыкальное искусство эпохи Возрождения отличалось от Средневековья рядом черт.

 1) небывалый расцвет светской музыки (народной и профессиональной);

 2) любовь к бытовому музицированию во всех слоях общества;

 3) высочайший расцвет полифонии;

 4) при господстве вокальных жанров возрастание роли инструментальной музыки.

 

Светская музыка. В просвещённой среде художников, поэтов учёных, собиравшихся в домах меценатов, излюбленным жанром стали мадригалы.   Мадригал - это музыкальная декламация в полифонической форме, когда каждый голос подчеркивает ту или иную грань поэтического образа, и, соединяясь, голоса вокального ансамбля показывают стих объемным и многозначным. В мадригале изломанные мелодии чутко следовали за словом, между голосами возникали резкие, диссонирующие интервалы, и весь мадригал как лоскутное одеяло складывался из контрастных фраз-строф; так под натиском выразительных стремлений конца эпохи Возрождения погибло строгое письмо. Мадригал не соблюдал предписанные строгим письмом ограничения. Господство мадригала в европейской музыке падает на вторую половину XVI-начало XVII века.    Содержанием мадригала стали любовные переживания, описанные в стихах Петрарки, Ариосто, Тассо на родном языке. Это была 2-3-х голосная песня из коротких куплетов с припевом, а позже - целая вокальная поэма с гибким, эмоциональным языком, чертами изобразительности.

Карло Джезуальдо (1560-1615 гг.)  – одна из самых загадочных и демонических фигур в истории музыки - герцог и аристократ, убийца жены и ее возлюбленного, замаливающий свои грехи страдалец и отшельник, чьи радикальные сочинения в жанре мадригала уже четыреста лет удивляют мир. В 1590-е годы он создавал свои шедевры, где писал о скорби и смерти. Его фантазия была безгранична, и если бы слушатели XXI века не знали, что слышат музыку Ренессанса, они бы, пожалуй, подумали, что эти стонующие диссонансы принадлежат музыкальному авангарду ХХ века.

· Особой экспрессией отличались хроматические мадригалы. Например, мадригал «Томлюсь без конца».

Параллельно развивались и другие вокальные жанры, содержание которых было обращено во внешний мир, а не внутрь человека. Природа, городской быт, сценки из жизни – весь мир словно открылся глазам и сознанию музыкантов. Об этом говорят сами названия полифонических песен или шансон – «Крики Парижа», «Болтовня женщин за стиркой», «Битва при Мареньяно».

· Вспомним примеры из жанра  шансон.

·  Клемана Жанекена «Пение птиц». Здесь композитор воспроизводит перекличку птичьих голосов в прозрачной полифонической технике.

·  Орландо Лассо «Тик-так», "Эхо".

Музыка в эпоху Возрождения была осознана как искусство, доставляющее радость, удовольствие. Ренессанс положил конец её истолкованию как науки. Музыка живёт и в театре. В XVI веке широко распространились представления в жанре пасторали, где музыка играла важную роль. В целые сценки превращались мадригалы более позднего времени. Эти пути вскоре привели к новому жанру музыкального театра – опере, рождённую следующей эпохой – барокко.

Урок 2. Музыка эпохи барокко.

Барокко – это стиль, господствовавший в Европе с конца XVI по XVIII века. В переводе с итальянского языка означает «причудливый, вычурный, странный».

Особая напряжённость духовной жизни в эту эпоху связана с острыми противоречиями между развитием науки (открытия учёных Галлилея, Кеплера, Ньютона, Декарта) и религией (время инквизиций, фанатизма). Новые представления о мироздании, природе, человеке противостояли традиционным догмам.

Одним из важнейших принципов искусства барокко является острота контрастов, причудливость их сочетаний, трагизм и комедийность – как две неразделимые стороны. Вспомните трагедии Шекспира, где на сцене соседствуют смерть и заразительное веселье. Или герои романа Сервантеса: Дон Кихот, вечный символ неосуществлённых стремлений к счастью человечества, и его слуга – простодушный, комичный Санчо Панса.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!