Инструментальная музыка эпохи барокко.



 

       Важнейшее достижение музыкальной культуры барокко – высокий расцвет профессионального творчества композиторов в жанрах инструментальной музыки. Если в эпоху Возрождения инструментальная музыка имела лишь прикладное значение, то есть звучала либо в быту (лютневая музыка), либо в церкви (органная), то теперь появились и новые её функции. Впервые инструментальная музыка стала звучать в концертах. Изменился и состав бытующих инструментов.

       Сохранился орган – «король всех инструментов». Он был технически усовершенствован. Органные концерты Свелинка в Амстердаме, Фрескобальди в Риме, Букстехуде в Любеке превращались в большие события общественного значения.

       Появились «молодые» клавишные инструменты: клавесин и клавикорд, имеющие чисто светское назначение. Начинается новая жизнь струнно-смычковых инструментов с появлением скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Они сменили семейство старинных виол и являлись чисто концертными, светскими инструментами.

Поначалу на инструментах исполнялась музыка для голоса – вокальная. Лишь в XVIII веке сложились специфические приёмы игры на разных инструментах.

 

Клавирная музыка в Англии и Франции.

В Англии клавесин называли вёрджинел, что в переводе означает «девичий». На нём музицировали горожане, чаще барышни. Вирджинал украшал дома зажиточных бюргеров - купцов, промышленников, юристов. Они хотели поиграть что-нибудь для души, развлечься и отдохнуть. Аристократически изощренные мадригалы не годились для этой цели, и композиторы во главе с Уильямом Бердом создали новую манеру письма. В основе несложных пьес лежали народные мелодии, песни и танцы, деревенские напевы, подражания звукам природы и звукам инструментов. Их варьировали на разные лады, придумывали к ним интересные подголоски и украшения. Получалось простодушно и мило, даже немного грубовато, но забавно. Композиторы-вирджиналисты не боялись чрезмерной простоты – на рубеже XVI-XVII веков, когда они писали, грубая простота была знаком нарождающегося буржуазного вкуса, который общество начинало не на шутку уважать. Стиль английской клавирной музыки отличался непосредственностью, безыскусностью, лирической теплотой. Даже виртуозные пьесы часто подёрнуты дымкой типично английской меланхолии.

Музыку для клавира писали Уильям Бёрд, Джон Булл, Орландо Гиббонс. Их музыка часто основана на фольклорных интонациях. Пьесы обычно небольшие, песенного склада, с вариационным развитием.

Уильям Бёрд (1543-1623) стал создателем жанра программной сюиты. Такова сюита «Битва», изображающая сцены из солдатской жизни: здесь есть батальные картины «Марш конницы», «Марш пехоты», «Флейта и барабан», изображающие призыв к бою, есть сцены отдыха.

· Например, пьеса «Волынка», имитирует игру на народном инструменте во время привала. Песенная мелодия звучит на фоне остинатных басовых квинт (характерный приём игры на волынке), простые созвучия повторяются и переваливаются подобно ваньке-встаньке или маятнику, и все это опирается на неподвижный бас.

· «Флейта и барабан» - тоже имитирует звучание непохожих инструментов, играя разными регистрами и ритмами.


 

Школа французских клавесинистов возникла и развивалась позже - в первой половине XVIII века – и отражала эстетические взгляды аристократических кругов. В это время на смену торжественному классицистскому стилю придворного искусства Людовика XIV

 

 

приходит более камерное искусство в стиле рококо.  Рождение этого стиля связывают с искусством изобразительным. Живописные полотна Буше, Ватто – изысканно-декоративны, маскарадны, аристократичны. На низ изображены светские дамы, пастухи и пастушки, развлекающиеся на лоне природы – нарядной, даже театральной. Цветочные орнаменты, ангелочки, овальные обрамления – признаки рококо. Слово «рококо» переводится как «украшение в виде морской раковины».

В таком стиле написаны многие салонные пьесы для клавесина французских композиторов: Франсуа Куперена, Жана Рамо, Дандрие и других. Два жанра пользуются особой популярностью в их творчестве: сюита и программная миниатюра.


Франсуа Куперен (1668-1733) пишет музыку тонкую, изящную. Окружающий мир, видимый и слышимый, был постоянным объектом его творчества. Здесь и зарисовки природы («Тростники», «Водопады»), и женские портреты («Сумрачная», «Единственная», «Сестра Моника»), и образы крестьян («Жнецы», «Сборщицы винограда»).

· Послушаем пьесы «Тростники» и «Маленькие ветряные мельницы». В образы природы часто он привносит одухотворённость, радость или печаль. Мелодия украшена орнаментами, прозрачна кружевная фактура (2-3-х-голосие преобладает над аккордами), чёткая фразировка («квадратная»), ударные, звонкие качества клавесинного звука. Изобретение французов – форма рондо.

Нередко в пьесах для клавесина изображались голоса птиц. Об этом говорят названия – «Курица», «Ласточки», «Кукушка».

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!