Урок 6. Клавирная музыка в Италии.



Творчество Доменико Скарлатти (1685-1757).


Доменико Скарлатти  родился в Неаполе, в семье композитора Алессандро Скарлатти. При жизни Доменико был известен не только как композитор, но и как органист Королевской капеллы в Неаполе, затем работал 10 лет при Римском дворе в Ватикане. Он не раз совершал поездки в Англию, Португалию, Испанию с концертами и дипломатическими миссиями. Был дружен с Генделем – немецким представителем музыки барокко. Но ни блистательное мастерство, ни придворная служба, ни громкая слава артиста не принесли ему спокойной и обеспеченной жизни. Умер Доменико Скарлатти в Мадриде, оставив большую семью в бедности, без средств к существованию.


Главным жанром его творчества стала клавирная соната. Свои сонаты композитор называл скромно – «Упражнения для клавесина». «Не жди – будь ты дилетант или профессионал – более глубокого смысла в этих произведениях; бери их, как забаву, чтобы приучить себя к технике клавесина…», - писал Скарлатти.

В разнообразии сонат (а их – около555), в их совершенно новом стиле раскрывался перед артистами и публикой глубокий и необъятно богатый мир поэтических образов. Его сонаты – это жанровые картинки народной жизни, которые могли бы соперничать с полотнами Караваджо или Мурильо на бытовые темы.

Графически чёткий, иногда резкий рисунок мелодии, миниатюрность масштабов и сжатость формы, разнообразие фактурных приёмов (от подражания струнным щипковым инструментам до органной аккордовой техники) привлекают исполнителей и слушателей по сей день к этим сочинениям.

Жанровые разновидности сонат очень многообразны: каприччио и токкаты, хоты и сальтареллы, жиги, форланы, бурлески, пасторали, фуги. В них преобладают быстрые темпы, мажорные тональности, острые чёткие ритмы в коротких выразительных фразах. Обычные формы для сонат – старинная двухчастная (строится на основе развития одной темы) или старинная сонатная (на основе двух тем).

Старинная сонатная форма стала предшественников настоящей сонатной формы 18 века. В ней сформировались основные разделы: экспозиция, разработка и реприза. Экспозиция строится на сопоставлении двух тем в основной и доминантовой тональности: главной и побочной партии. В разработке применяется мотивное развитие, а реприза закрепляет основную тональность.

Рассмотрим это на примерах двух сонат:

· Соната До мажор – напоминает по характеру музыку «охоты». Быстрый темп, размер 6/8, моторная ритмика. 2-я тема не противостоит 1-й, есть лишь тональный контраст. В разработке появляются минорные краски, развиваются секвенционно отдельные мотивы. Реприза восстанавливает исходную тональность.

· Соната ре минор – написана в жанре пасторали. 1-я тема написана в кантиленой манере типа канцоны или сицилианы. 2-я тема – в Фа мажоре, она менее мелодична. В репризе обе темы звучат в миноре, отчего приобретают характер идеализированной печали, наивности и простоты. По масштабам экспозиция равна сумме разработки и репризы.

 

Урок 7. Контрольный.

Урок 8. Музыка венской классической школы.

XVIII век прошёл под знаком Французской революции, которая свершилась в 1789 году. Её ждала вся Европа, так как народ был возмущён произволом королевской власти, его не устраивало и постоянное вмешательство церкви в жизнь государства и граждан. Люди требовали равных прав для всех, рождённых по законам самой природы.

В отличие от искусства прошлого, для которого судьба Иисуса была путеводной нитью, искусство нового века посвятило себя жизни обыкновенного человека – его повседневному труду, его удачам и поражениям. Трагическое и комическое, легкомысленное и серьёзное в искусстве нового века было идеально уравновешено. Посмотрите на полотна художников XVIII века – Грёза, Шардена, изображающих людей третьего сословия (прачки, горничные, служанки).

 Этот поворот от возвышенного к земному совершился в 20-30-е годы XVIII века. Художественный стиль, выразивший новые идеи, назывался классицизм. В переводе с латинского это слово означает «образцовый». Образцом являлось искусство античности, где стремление к идеалу выражалось в возвышенности содержания и правильности форм (четких пропорциях, симметрии, равенстве и единстве частей целого).

Традиции античности (Древней Греции и Рима), а также Ренессанса, оказались близки классицистам. Все они воспевали природу и восхищались ею, стремились к познанию окружающего мира и верили в безграничные возможности человеческого разума. «Красота – это соразмерность», - говорили древние греки, а за ними и художники XVIII столетия. Посмотрите на архитектурные сооружения XVIII века в России – здание Русского музея в Санкт-Петербурге, Казанского собора и другие. Их линии строги, симметричны, величественны.

Развитие классицизма шло в неразрывном союзе с новым идейно-художественным направлением Просвещения. Просветители считали, что разум надёжнее веры. Руссо, Дидро, Вольтер во Франции, Лессинг, Шиллер, Гёте в Германии – наиболее яркие представители Просвещения. Они проповедуют гармонию разума и чувств человека, личного и общественного.

Новыми идеалами эпохи стали Фигаро и Фауст. Первый – парикмахер, хитрец и пройдоха, всегда знает, как одурачить своего господина, не позволяет никому унижать своё достоинство. Другой – учёный, философ, который в поисках истины продал душу дьяволу – Мефистофелю. Фауст понял, что нет ничего прекраснее, чем труд, результаты которого останутся будущим поколениям. Фигаро и Фауст стали символами неразрывности мысли и действия. Правильное понимание вещей и умение энергично действовать – вот две составляющие успеха любого начинания.

Нигде познание и действие не сходились вместе так близко, как в театре. Искусство театра людям Просвещения казалось в высшей степени совершенным, так как было наиболее правдоподобным. Действие всегда стремилось к счастливому финалу в комедии и к печальному – в трагедии. В результате зритель приходил к важному выводу, познавал истину. Так театр был и учебником жизни, и самой жизнью.

 Музыка классицизма. Несмотря на то, что в первой половине века ещё творили величайшие мастера эпохи барокко Бах и Гендель, молодому поколению их творчество казалось тяжеловесным и преувеличенно серьёзным. Музыка из храма теперь выходит в аристократические салоны, в бальные залы дворянской усадьбы или на городские площади. Музыканты теперь располагаются перед слушателями, как актёры на сцене. Звучание органа и хора сменяется звучанием симфонического оркестра, возвышенные арии и речитативы уступили место музыке лёгкой, ритмичной и танцевальной. Рождается новый стиль – гомофонно-гармонический, где мелодия звучит на фоне аккордов.

· Пример такого стиля – «Серенада» из струнного квартета №17 И.Гайдна. Жанры бытового музицирования – песни, танцы, марши – входят нередко как составные части в более крупные сочинения композиторов – сонаты, симфонии, квартеты.

Классицистский стиль музыки наиболее ярко проявился в творчестве композиторов венской классической школы, которая сложилась в Австрии во второй половине XVIII века. Вена – столица Австрии – в эти годы была поистине городом музыки. Особый пласт музыкальной культуры Вены составляла народная музыка. В столицу стекались жители со всех концов многонациональной империи – австрийцы и немцы, венгры и чехи, словаки, сербы и хорваты. Их песни и танцы можно было услышать на улицах, в парках, в пригородных кабачках. Вальсы, лендлеры, серенады, дивертисменты звучали в исполнении бродячих музыкантов, а иногда и профессиональных музыкальных капелл.

Профессиональную музыку Вены представляют композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Моцарт, Людвиг Ван Бетховен и Кристоф Виллибальд Глюк. Их музыкальное творчество вобрало в себя опыт многих европейских школ и направлений, хотя отношение к традициям у всех было различным.

 

          

И.Гайдн               В.Моцарт                Л.Бетховен                К.В.Глюк


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!