Урок 10. Творчество В. А. Моцарта.



(1756-1791 гг.)

       Национальная гордость Австрии, величайшая загадка Творца, символ Гения – Вольфганг Амадей Моцарт. Его жизнь и смерть оставили больше вопросов, чем ответов. Его история обросла легендами и мифами. О нем написаны сотни книг. Но вряд ли мы когда-нибудь приблизимся к разгадке этого феномена. Тайн у гениального композитора действительно много и одна из них - это так называемый «Эффект Моцарта». Учёные ломают голову, стараясь найти ответ на вопрос, почему именно музыка гения так благотворно влияет за здоровье человека? Почему, слушая его произведения, мы успокаиваемся и начинаем лучше мыслить? Почем больным, страдающим тяжёлыми заболеваниями, от музыки Моцарта становится легче? Сто тысяч почему, на которые даже спустя сотни лет никто не может дать вразумительный ответ.

       Обычно в биографии известных людей детские годы описывают вскользь, упоминают какие-то забавные или трагические случаи, повлиявшие на формирование характера. Но в случае с Моцартом рассказ о его детских годах – это повествование о концертной и композиторской деятельности полноценного музыканта и виртуозного исполнителя, автора инструментальных сочинений.

Он родился 27 января 1756 года в семье скрипача и педагога Леопольда Моцарта. Отец оказал огромное влияние на становление сына как личности и музыканта. Всю жизнь их связывала нежнейшая привязанность, даже известна фраза Вольфганга: «После папы – только Господь». Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна, которую дома звали Наннерль, никогда не посещали общественную школу, все образование, включая не только музыку, но и счет, письмо, чтение, им дал отец. Он был прирожденным педагогом, его методическое пособие по обучению игре на скрипкеиздавали десятки раз и долгое время считали лучшим.

С рождения маленького Вольфганга окружала атмосфера творчества, музыкальных звуков и постоянной занятости. Отец занимался с Наннерль на клавесине и скрипке, 3-летний Вольфи наблюдал за ними с ревностью и восторгом: ну, когда же папа позволит ему упражняться? Для него это все была игра – подбирать на слух мелодии, созвучия. Так, играя, и начались его занятия музыкой, которым он отдавался полностью.

Согласно биографии Моцарта уже в 4 года он рисует каракули на нотной бумаге, чем приводит в ярость отца, однако гнев быстро сменяется изумлением – выглядящие хаотично на бумаге ноты складываются в незатейливую, но грамотную с точки зрения гармонии пьесу. Леопольд сразу понимает высочайшую одаренность, которой наградил бог его сына.

В те времена музыкант мог рассчитывать на вполне хорошую жизнь, если найдет покровителя и получит постоянную работу. Например, заняв должность капельмейстера при дворе или доме знатного вельможи. Тогда музыка являлась неотъемлемой частью социальной и светской жизни. И Леопольд принимает решение отправиться с выступлениями по городам Европы с целью снискать славу сыну для того, чтобы позднее он смог удостоиться лучшей судьбы. Он рассчитывал уже сейчас заручиться вниманием к необычайному таланту ребенка.


 

 

В первое путешествие Моцарты (отец, сын и дочь) отправились в начале 1762 года, когда Вольфгангу было 6 лет, а его сестре – 10. Чудо-дети везде встречали самый восторженный прием, они поражали слушателей своими исполнительскими умениями и навыками. Отец стремился придать их выступлениям как можно больше эффектности. Мария Анна исполняла сложнейшие технически музыкальные пьесы, подвластные не каждому опытному клавесинисту. Вольфганг и вовсе играл не просто виртуозно – ему завязывали глаза, покрывали клавиатуру платком, он играл с листа, импровизировал.


Все силы были брошены на то, чтобы произвести сенсацию и запасть в память слушателям. И их действительно приглашали много и часто. В основном это были дома аристократов и даже коронованных особ.

       Но был в этом еще один интересный момент. Во время всех этих путешествий от Лондона до Неаполя Вольфганг не только демонстрировал публике свое щедрое дарование – он также впитывал в себя все культурные и музыкальные достижения, которые мог ему предоставить тот или иной город. Тогда Европа была разрознена, очаги культуры вспыхивали в разных городах – и в каждом были свои течения, музыкальные стили, жанры, предпочтения. Маленький Вольфганг мог все это слушать, поглощать, перерабатывать своим гениальным умом. И в итоге синтез всех этих музыкальных пластов дал толчок к тому мощному движению, что являло собой творчество Моцарта.

       Увы, планам Леопольда не суждено было сбыться. Дети выросли и больше уже не производили такого яркого впечатления. Вольфганг превратился в невысокого юношу, «такого же как все», а прошлая популярность скорее даже мешала. Ни его членство в Болонской Академии, которое он получил в 12 лет, блестяще справившись с заданием, ни орден Золотой шпоры, врученный самим католическим Папой, ни всеевропейская известность не сделали легким карьерный рост молодого композитора.

       Какое-то время он состоял капельмейстером у архиепископа в Зальцбурге. Непростые отношения с этим высокомерным человеком вынуждали Вольфганга браться за заказы из Вены, Праги, Лондона. Он стремился к независимости, неуважительное обращение больно ранило его. Частые разъезды привели к желанной цели – однажды архиепископ Коллоредо уволил Моцарта, сопроводив увольнение унизительным жестом.

       В конечном итоге он переезжает в Вену в 1781 году. Здесь он проведет последние 10 лет жизни. На этот период придется расцвет его творчества, женитьба на Констанце Вебер, здесь он напишет самые знаменательные свои произведения. Венцы не сразу его приняли, и вообще, после успеха «Свадьбы Фигаро» в 1786 году остальные премьеры проходили спокойно. Гораздо теплее его всегда принимали в Праге.

Моцарт– первый музыкант, порвавший с традицией придворной службы. Разрыв с архиепископом города Зальцбурга, у которого служил отец Моцарта, был настоящим бунтом композитора. Гордая натура Моцарта не пожелала мириться с унижением. Решение стать «свободным художником», не иметь постоянного заработка было большой смелостью в те времена.

       Несмотря на то, что должности при дворе Моцарту так и не удалось добиться, его творчество постепенно стало приносить ему немалый доход. Он был независимый человек, превыше всего ставящий честь и достоинство человека. Не лез в карман за острым словом, и вообще напрямую говорил все, что думает. Такое отношение не могло оставить равнодушным никого, появлялись завистники, недоброжелатели.

Вольфганг

 Амадей

 Моцарт

 (1756-1791)

35 лет

 Австрия

1756 г. Рождение в г. Зальцбурге, в семье музыканта.  
1759г. Начало знакомства с игрой на клавесине.  
1760г. Повторение за сестрой Анной-Марией небольших пьес для клавесина. Попытка сочинить концерт для клавесина
1762г. Исполнение сложных произведений для клавесина, игра на скрипке и органе. Конц. путешествие с отцом и сестрой: посещение Парижа, Лондона, Амстердама, Гааги, Женевы Первые сонаты для скрипки и ф-но, Симфонии
1766г. Возвращение в Зальцбург. Занятия композицией, работа над конц. программами, занятия историей, географией, рисованием, арифметикой, иностр. языками Опера «Мнимая простушка»
1770 - 1773г. Поездка с отцом в Италию: Выступления как композитора, клавесиниста-виртуоза, аккомпаниатора, скрипача, органиста. Избрание в члены Болонской академии. По возвращении– служба у жестокого графа Колоредо. Опера «Митридат,царь Понтийский», Опера «Люций Сулла».
1778г. Поездка с матерью в Париж. Болезнь и смерть матери. После возвращения в Зальцбург – прошение об отставке (несколько раз). Нервное потрясение (Моцарта столкнули с лестницы).  5 сонат для клавесина,  Опера «Идоменей, царь Крита»
1781г. Переезд в Вену. Расцвет таланта в оперном жанре, в инстр. музыке.

 Опера «Похищение из сераля»,

 Опера «Свадьба Фигаро»,

 Опера «Дон Жуан»,

 Опера «Волшебная флейта»,

 Симфонии, квартеты, трио,

 Сонаты, концерты для клавесина,

 Реквием

1786г. Знакомство с Гайдном, затем – с Бетховеном. Участие в концертах. Женитьба на Констанце Вебер. Постепенно – потеря интереса публики к произведениям Моцарта.
1791г. Смерть в Вене, похороны в общ. могиле для бедняков.  

 

Моцарт принадлежит новому поколению – бюргеров, поколению «Бури и натиска». Так называлось новое литературное течение, призывающее к свободе личности, протесту против устаревших социальных устоев. К нему принадлежат писатели, называемые «штурмерами» -  Шиллер, Гёте, Клингер (чья пьеса «Буря и натиск» дала название всему направлению). Бунтарские настроения часто звучат в сочинениях Моцарта. Тревога и волнение, свет и тени, смятение и порывы души – всё это отличает музыку Моцарта от уютного мира музыки Гайдна.

·    Вспомним его «Фантазию для фортепиано» ре минор. Обращение к импровизационному жанру подсказано музыкой Баха, которой Моцарт увлёкся в последние годы. Воплощение напряжённого мира духовной жизни, острая экспрессия отличают всё-таки музыку Моцарта от его предшественника. Конфликтность содержания раскрывается в неожиданных переключениях музыкальной мысли.

       Исследователей и биографов поражает чудовищная работоспособность Моцарта. Учитывая его занятость на службе, репетиции, концерты, гастроли, частные уроки, он успевал при этом писать – на заказ и по собственному велению души. Он сочинял музыку во всех существовавших тогда жанрах. Некоторые сочинения, особенно ранние, детских лет, утеряны. Всего за свои неполные 36 лет он написал более 600 произведений. Почти все они являются абсолютными жемчужинами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. За прошедшие 2 века интерес к ним только усиливается. Многие жанры он существенно развил и преобразовал, задав новую планку и ориентиры в искусстве.

Эволюция стиля Моцарта заключалась в постепенном переходе от нарядной декоративности ранних произведений к исповедальности, от внешнего – к внутреннему. Это заметно в его зрелых сочинениях – серии «больших концертов» для фортепиано с оркестром, последних симфониях №39, 40, 41.

·    Послушаем медленную часть из «Концерта №23» Ля мажор для фортепиано с оркестром.

       Вторая часть симфонии или концерта с оркестром – это всегда внутренний монолог. Гайдновский симфонический герой, спокойный наблюдатель окружающего, продолжает и наедине с собой созерцать природу и людей, вспоминая захватившие его подробности; а моцартовский герой, актер и поэт, мечтает о любви. Моцарт и в симфонии и в концерте остается оперным композитором, он воображает певца, изливающего в звуках переполняющие его чувства. Однако это любовь классика, который не навязывает себя. Хрупкость и прозрачность этой музыки таковы, что она часто ассоциируется с небесным миром: с райскими садами или с весенним солнечным днем, исполненным надежды на счастье.

· «Реквием» Моцарта.

К числу самых вдохновенных и глубоких музыкальных творений XVIII века, без сомнения, относится предсмертное сочинение композитора - «Реквием». Моцарт создал бесценный памятник своей эпохе великих философов, революционеров, музыкантов. Его «Реквием» - это глубокая и мудрая трагическая поэма о жизни и смерти, о судьбах личности и всего человечества. Это взволнованная, трогательная исповедь человеческой души, живущей между отчаянием и надеждой, правдивый рассказ о ее сомнениях и страхах. В музыке Моцарта рядом с религиозным смирением, с готовностью предстать перед «высшим судом» клокочет идея продолжения жизни.

Заказ написать траурную мессу Моцарт получил от незнакомого человека в темном плаще, который не пожелал открыть своего имени. Из воспоминаний жены композитора Констанци известно, что странное посещение взволновало великого музыканта. В то же время он очень хотел попробовать свои силы в этом роде сочинений, тем более что высокопатетический церковный стиль был любимейшим предметом его изучения. Моцарт дал письменное согласие и принялся за работу.

Таинственный заказчик появлялся перед композитором как привидение, осведомляясь, как продвигаются дела. Бедный артист, с его больным, расстроенным воображением, истощенный в безнадежной борьбе с нищетой, относился с ужасом к появлению незнакомца и видел в нем рокового герольда, предвестника смерти. «Мысли путаются, силы слабнут, а образ незнакомца всюду преследует меня. Он постоянно торопит, упрекает и требует заказанной работы. Я продолжаю композицию, потому что работа меня утомляет менее, чем бездействие. Я чувствую, что близок час: близка моя смерть! Я умираю, не воспользовавшись плодами моего гения! А жизнь была так прекрасна! Все возвещало завидную будущность!.. Судьба неумолима... Я кончаю скоро мою погребальную песню, потому что должен оставить ее в готовом виде». Таинственного и странного незнакомца Моцарт принял за существо сверхъестественное. И с тех пор его не покидала мысль о скорой смерти. Он принялся за сочинение «Реквиема» со всей страстью измученной души, приготовляющей себя к смерти. Он был уверен, что пишет этот «Реквием» для себя.

Эта таинственная история, так печально подействовавшая на Моцарта и долгое время смущавшая всех своей загадочностью, теперь разъясняется совершенно просто. Возле Вены в своем имении жил граф Франц фон Вальзегг цу Штуппах. Он любил музыку, сам играл на виолончели и устраивал у себя музыкальные собрания. Граф страстно желал прослыть композитором, но судьба лишила его таланта. Чтобы исполнить заветную мечту, он заказывал разным композиторам музыкальные сочинения и выдавал их за свои. У графа умерла жена. Он хотел почтить память покойной торжественным «Реквиемом», который заказал Моцарту при посредстве своего управляющего (таинственный незнакомец в темном плаще).

Произведение стало лебединой песнью Моцарта. Болезнь и смерть не дали ему закончить свое последнее творение. По записям композитора, это сделал один из его учеников. Накануне смерти он попросил друзей своих спеть с ним реквием и сам пел партию альта, но при первых же нотах заплакал от мысли, что реквием не будет окончен. «Разве я не говорил, что пишу его для себя?» В самый день смерти он подозвал к себе своего друга и ученика Зюсмайера, долго беседовал с ним, объясняя ему свои планы насчет окончания реквиема. На долю этого счастливого ученика выпала великая честь завершить бессмертное произведение гениального учителя.

«Реквием» Моцарта написан на традиционный латинский текст католической заупокойной службы, которая сложилась в далеком Средневековье. Произведение состоит из 12 частей, где первое слово традиционного текста является названием части: 1. Requiem acternam (Вечный покой); 2. Dies irae (День гнева); 3. Tuba mirum (Труба предвечного); 4. Recordare (Помяни); 5. Rex tremendae (Царь грозный); 6. Confutatis (Отвергнув); 7. Lacrimoso (Слезный день); 8. Domine (Господь); 9. Hostias (Жертва); 10. Sanctus (Святый Боже); 11. Benedictus (Благословен); 12. Agnus dei (Агнец божий). Этот канонизированный текст послужил Моцарту лишь канвой, по которой устремилась его творческая мысль.

«Реквием» Моцарта - монументальное сочинение, написанное для солистов, симфонического оркестра и хора, вобрало в себя лучшие достижения музыкальной культуры XVIII столетия. Он сближается с оперой - великолепные сольные арии, многохорность, симфонизация. Последнее сочинение великого композитора переросло рамки церковной службы и стало достоянием концертной эстрады и до сих пор пользуется несравненной популярностью. «Unikum» благозвучия в горести», - сказал о музыке «Реквиема» Антон Рубинштейн.

· Послушаем самую трагическую часть «Реквиема» - №7. Lacrimoso (Слезный день)

Урок 11. Оперы Моцарта.

Опера В. А. Моцарта "Свадьба Фигаро" (Le Nozze di Figaro)

Продолжателем реформы Глюка стал В.А.Моцарт. Опера была его любимым жанром. Первые оперы – «Мнимая простушка», «Бастьен и Бастьена» (1768г.) - типичные комедии, последняя – «Волшебная флейта» (1791г.) - смешанная по жанру. Есть и традиционные оперы-сериа – «Митридат, царь понтийский», «Милосердие Тита», «Идоменей». Музыкальная драма «Идоменей» (1778г.) была близка к глюковскому стилю, но она утратила свою тяжеловесность и сохранила все лучшие черты стиля Глюка. Но магистральная линия его оперного творчества всё-таки идёт через произведения смешанного типа.

Моцарт обладал органическим чувством современности. Идеи Руссо, прославлявшие красоту и благородство естественных чувств, отражены в опере «Похищение из сераля» (1782г.). «Штурмерский» идеал гордой и сильной личности воплощён в образе Дон Жуана из одноименной оперы. Социальные идеи французского Просвещения стали основой комедии Бомарше и оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786г.). Морально-этические поиски немецких просветителей отражены в сказке-притче «Волшебная флейта».

Сущность революции Моцарта в оперном театре заключалась в новом отношении к оперному герою, к оперному сюжету. Если герои опер Глюка являются носителями определённой идеи (например, символ идеи скорби и страдания – Орфей, олицетворение покорной жертвы – Ифигения), то у Моцарта на сцене не герой, а человек, который не сводится к формуле. Моцарт отвергает и условный героизм, ходульный пафос героев seria, и условный шарж героев buffa. Многие герои стоят на грани лирики и буффонады (Сюзанна), лирики и драмы (Графиня Розина и Керубино), драмы и буффонады (Фигаро).

Многообразие и многогранность характеров, изображение человеческих судеб в операх Моцарта близки реалистическому роману XIX века. Контрасты в его операх постоянны: трагическое сочетается с комическим, великое с ничтожным, ибо сама реальная жизнь такова.

При сравнении с Глюком очевидно, что для Моцарта «музыка – главное в опере». Для Глюка – музыка служит поэзии и драме. Моцарт через сюжет выражает игру страстей реальных людей с их неповторимыми характерами. Стихийные чувства не всегда могут быть переданы словом, зато музыка здесь всевластна.

       В операх «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» драматургия шагнула далеко за пределы традиционных для того времени музыкальных спектаклей. Более сильную смысловую нагрузку приобретает сюжет, часто композитор принимает самое горячее участие в разработке либретто, дает рекомендации по построению фабулы. Каждый образ действующих лиц получает более детальную психологическую прорисовку, становится «живым» не только с помощью текстов, но и через выразительные музыкальные средства.

Оперы Моцарта уникальны. Ни одной их них нет аналогов как в его время, так и в XIX веке. Именно они открыли пути исканиям будущего.

Традиции комических опер и их немецкой разновидности – зингшпиля – продолжил в своём творчестве В.Моцарт.  «Волшебная флейта» (1791г.) - последняя опера Моцарта, написанная в год его смерти, выдержана в традициях немецкого зингшпиля. В основе его лежит сказочный сюжет, который показан сквозь призму масонских обрядов (Моцарт писал оперу по заказу масонского общества). В извечно сказочную идею борьбы добра и зла, мрака и света привнесен важный для масонства смысл: героям предстоит пройти через нравственное очищение, чтобы стать достойными своего счастья.

Выразителем благородных нравственных идеалов – принцу Тамино и принцессе Памине – Моцарт дал арии с романсно-певучей мелодией. Мудрец Зорастро и его жрецы показаны торжественно-величавой и спокойной музыкой на хоральной основе. Царицу Ночи Моцарт рисует музыкой в стиле оперы-сериа. Гнев и неистовство Царицы выражены в патетике её двух арий, где виртуозность доведена до предела своих возможностей.

Опера «Волшебная флейта» - самая прозрачная, самая простая и самая мудрая из моцартовских опер. Здесь зло существует как бы понарошку, лишь для того, чтобы добру было с кем бороться и кого побеждать. И самый добрый персонаж в этой доброй опере – птицелов Папагено, настоящее «чудо в перьях». Здесь, в завершающей части оперы, когда принц Тамино соединяется с принцессой Паминой, когда Царица Ночи повержена и злые чары рассеялись, самое время простодушному Папагено обрести свою Папагену, которую благосклонная судьба тут же ему и преподносит. Там где романтические герои построили бы тягучую любовную сцену, Папагено и Папагена ограничиваются парой прыжков, парой ужимок и веселой беготней. Моцарт как всегда выписывает в своей музыке «рекомендации» актерам – слушая музыку, можно легко угадать, где присесть, где зажмуриться, а где дернуть артистку за волосы – все акценты, все жесты, все повороты почти наглядно выписаны автором. Музыка играет, музыка лицедействует, показывая, как от робких шагов и переглядыванья влюбленные впадают в комический восторг – они кувыркаются и носятся как угорелые, изображая очередной perpetuum mobile. Ведь классическая комедия в опере – это комедия сценического поведения; слышать и видеть – это почти одно и то же… 

· Общий дух оперы передаёт увертюра, написанная в сонатной форме. Главная партия - лёгкая, стремительная – имеет полифоническое развитие.

Есть в опере разговорные диалоги, характерные для зингшпиля, но роль музыки в опере огромна. Моцарт преобразил зингшпиль – он в его толковании стал вовсе не комедийным произведением. В опере воплощены мысли композитора о человеческом бытии: герои, подвергаясь жизненным искушениям, достигают идеала, которые возможны лишь в царстве Разума и Света.

 

Сюжет оперы «Свадьба Фигаро» заимствован из комедии известного французского драматурга П. Бомарше (1732—1799) «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1781), которая представляет собой вторую часть драматической трилогии (первая часть — «Севильский цирюльник», 1773, — послужила основой одноименной оперы Д. Россини). Комедия появилась в годы, непосредственно предшествовавшие французской революции (впервые поставлена в Париже в 1784 г.), и благодаря своим антифеодальным тенденциям вызвала огромный общественный резонанс.

Моцарта «Женитьба Фигаро» привлекла не только живостью характеров, стремительностью действия, комедийной остротой, но и социально-критической направленностью. В Австрии комедия Бомарше была запрещена, но либреттист Моцарта Л. да Понте (1749—1838) добился разрешения на постановку оперы. При переработке в либретто (написанном на итальянском языке) были сокращены многие сцены комедии, выпущены публицистические монологи Фигаро. Это диктовалось не только требованиями цензуры, но и специфическими условиями оперного жанра. Тем не менее основная мысль пьесы Бомарше — идея морального превосходства простолюдина Фигаро над аристократом Альмавивой — получила в музыке оперы неотразимо убедительное художественное воплощение.

Герой оперы лакей Фигаро — типичный представитель третьего сословия. Ловкий и предприимчивый, насмешник и острослов, смело ведущий борьбу с всесильным вельможей и торжествующий над ним победу, он очерчен Моцартом с большой любовью и симпатией. В опере реалистически обрисованы также образы задорной и нежной подруги Фигаро Сусанны, страдающей графини, юного Керубино, охваченного первыми волнениями любви, надменного графа и традиционные комические персонажи — Бартоло, Базилио и Марцелина.

«Свадьба Фигаро» — бытовая комическая опера, в которой Моцарту — первому в истории музыкального театра — удалось ярко и многосторонне раскрыть в действии живые индивидуальные характеры. Отношения, столкновения этих характеров определили многие черты музыкальной драматургии «Свадьбы Фигаро», придали гибкость, разнообразие ее оперным формам. Особенно значительна роль ансамблей, связанных со сценическим действием, нередко свободно развивающихся.

Стремительность движения, пьянящее веселье пронизывают увертюру оперы, вводящую в жизнерадостную обстановку событий «безумного дня».

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!