Шри Бхаджана-дарпана-дигдаршини-вритти



Пурва-пакша — возражение

Может возникнуть вопрос: возможно ли достичь уровня рагатмика бхакти и вечной жизни во Врадже, принимая дикшу и шикшу от вайшнава из какой либо другой сампрадаи? Ответ на этот вопрос дается в данной шлоке.

Всемилостивый Шри Чайтанья Махапрабху дарует рагатмика бхакти и враджа прему, любовь к Божественной Чете, Шри Радхе и Кришне. Он раскрывает самые глубокие тайны этой враджа премы и дает метод, позволяющий развить ее. Его самые близкие спутники — Сварупа Дамодара, Рупа, Саната на и другие Госвами — главные хранители этой редчайшей враджа-премы. Через свои книги и преемственность наставников, идущую от них, они дали миру бесценные дары: науку враджа-расы, пример жизни во Врадже и самый сокровенный метод обретения шри югала-премы. Не приняв покровительства их лотосных стоп и не следуя их наставлениям, невозможно поселиться во Врадже и достичь уровня рагатмика бхакти и личного любовного служения Божественной Чете.

1. Рагатмика-бхакти

Слово са-ра̄гам̇ означает «с рагатмика-бхакти». Обычно бхакти, состоящее из уровней практики (садханы) и совершенства (сиддхи), делится на три ступени: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Когда садхана-бхакти достигает зрелости, преданный переходит на уровень бхава-бхакти, а полно стью созревшее бхава-бхакти называют према-бхакти. Шрила Рупа Госвами, до конца постигший все сокровенные истины бхакти, в своей книге «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15 16) описал путь постепенного развития премы, очень четко выделив различные уровни бхакти:

а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху- сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄
тато ’нартха нивр̣ттих̣ сйа̄т тато ништ̣ха̄ ручис татах̣
атха̄сактис тато бха̄вас татах̣ према̄бхйудан̃чати
са̄дхака̄на̄м айам̇ премн̣ах̣ пра̄дурбха̄ве бхавет крамах̣

Путь бхакти начинается с того, что человек развивает шраддху, слушая объяснения шастр в обществе чистых пре данных. Шраддха — это твердая вера в слова шастр и Шри Гуру. Она ведет человека к садху-санге, и он начинает общаться с садху, чтобы научиться у них методу бхаджаны. Затем он переходит на уровень бхаджана-крии, практики бхаджаны, которая поднимает его до уровня анартха-нивритти, когда уничтожаются последствия грехов — прарабдха и апрарабдха.*

* Прарабдха — последствия греха, которые полностью проявлены и в настоящее время приносят плоды. Все наше тело представляет собой прарабдху, плоды действий, совершенных нами в предыдущей жизни. Апрарабдха — непроявленные последствия, которые мы пока еще не испытываем. Они постепенно накапливаются и готовятся к тому, чтобы превратиться в семена. Эта ступень называется кута. Следующая ступень — биджа, на ней последствия превращаются в семена греховных желаний. Затем живое существо действует, стремясь осуществить эти греховные желания, и последствия действий, которые сразу проявляются, относятся к категории прарабдха.

Затем преданный достигает уровня ништхи, постоянства. На этом уровне он занимается бхаджаной непрерывно. Благо даря этому в нем развивается ручи, сознательное стремление и вкус к бхаджане. Следующая ступень — асакти. На ней преданный испытывает спонтанное влечение к самой практике бхаджаны, а также к объекту бхаджаны, Шри Радхе и Кришне. После этого в нем пробуждается бхава и в конце концов према. Таков процесс развития премы у садхаков.

Садхана-бхакти, или практика, которой занимается садхака, бывает двух видов: вайдхи и рагануга. Плоды этих двух видов садханы отличаются друг от друга. Иными словами, есть тонкая разница между премой, развивающейся в процессе вайдхи-садхана-бхакти, и премой, которую обретает садхака, практикующий рагануга-бхакти. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.6, 269) Шрила Рупа Госвами дает следующее определение вайдхи-бхакти:

йатра ра̄га̄нава̄птатва̄т правр̣ттир упаджа̄йате
ш́а̄сане наива ш́а̄страсйа са̄ ваидхӣ бхактир учйате
ш́а̄строктайа̄ прабалайа̄ тат тан марйа̄дайа̄нвита̄
ваидхӣ бхактир айам̇ каиш́чин марйа̄да̄ ма̄рга учйате

Одни практикуют садхана-бхакти, побуждаемые лобхой (жадным стремлением), а другие — предписаниями шастр. Практика садхана-бхакти, в основе которой лежит не рага (ручи или лобха), а предписания шастр, называется вайдхи-бхакти. Эта практика опирается на строгие правила, указанные в шастрах, и потому некоторые знатоки шастр (принадлежащие к сампрадае Шри Валлабхачарьи) называют ее марьяда-маргом.

А рагануга-бхакти Рупа Госвами описывает в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.270 273) следующим образом:

вира̄джантӣм абхивйактам̇ враджава̄си-джана̄дишу
ра̄га̄тмика̄м ануср̣та̄ йа̄ са̄ ра̄га̄нугочйате

ра̄га̄нуга̄ вивека̄ртхам а̄дау ра̄га̄тмикочйате

ишт̣е сва̄расикӣ ра̄гах̣ парама̄вишт̣ата̄ бхавет
тан-майӣ йа̄ бхавед бхактих̣ са̄тра ра̄га̄тмикодита̄

са̄ ка̄ма-рӯпа̄ самбандха-рӯпа̄ чети бхавед двидха̄

Бхакти, которое живет в сердцах вечных обитателей Враджи (в том числе коров, оленей, попугаев и других птиц и животных), называется рагатмика-бхакти. Практика бхакти, в процессе которой преданный следует настроению рагатмика-бхакт, именуется рагануга-бхакти. Чтобы можно было правильно понять, что такое рагануга-бхакти, сначала надо дать определение рагатмика-бхакти. Неутолимая любовная жажда (премамайи тришна), направленная на объект любви пре данного (Шри Кришну), которая вызывает спонтанную глубокую погруженность (сварасики парамавиштата) в мысли об этом объекте, называется рагой. Такое рагамайи-бхакти, или служение, проникнутое сильной рагой (например, нанизывание гирлянд для Радхи и Кришны), носит название рагатмика-бхакти. Рагатмика-бхакти бывает двух видов: кама-рупа (основанное на чувственном влечении) и самбандха-рупа (основанное на родительской любви и других отношениях).

Кто способен заниматься практикой рагануга-бхакти? За ключение Шри Рупы Госвами по этому вопросу дается в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.291 293):

ра̄га̄тмикаика-ништ̣ха̄ йе враджава̄си-джана̄дайах̣
теша̄м̇ бха̄ва̄птайе лубдхо бхавед атра̄дхика̄рава̄н

тат тад бха̄ва̄ди ма̄дхурйе ш́руте дхӣрйад апекшате
на̄тра ш́а̄страм̇ на йуктим̇ ча тал-лобхотпати лакшан̣ам

ваидха бхактй адхика̄рӣ ту бха̄ва̄вирбха̄вана̄вадхи
атра ш́а̄страм̇ татха̄ таркам анукӯлам апекшате

Идти путем рагануга-бхакти могут только те, у кого есть лобха, или жадное стремление развить настроение (бхаву) вечных жителей Враджи, целиком погруженных в рагатмика-бхакти. Признак пробуждения лобхи таков: когда преданный слушает несравненно сладостную лила-катху из «Шримад Бхагаватам» и книг расика-вайшнавов, описывающих настроение, облик, качества Нанды, Яшоды и других жителей Враджи, которые удовлетворяют все желания Шри Кришны и пользуются Его высшим расположением, он естественным образом, спонтанно начинает заниматься практикой бхакти, одержимый страстным желанием развить в себе то же самое настроение. С этого момента его разум больше нисколько не опирается на логику и предписания шастр.

Те, кто способны заниматься только практикой вайдхи-бхакти и не готовы встать на путь рагануга-бхакти, руководствуются указаниями шастр и здравым смыслом, до тех пор пока в их сердце не проявится бхагават-рати. Когда рати приходит к ним, они больше не зависят от всего этого. Те же, кто встал на путь рагануга-бхакти, с самого начала занимаются практикой бхакти, движимые жадным стремлением развить враджа-бхаву, и совершенно не зависят от логики и предписаний шастр. В этом превосходство рагануга-бхакти. Тем не менее, когда жадное стремление пробуждается у садхаки, его обязанность — изучить шастры и строго выполнять описанную в них садхану, которая приведет его к желанной цели.

В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.294 296) Шри Рупа Госвами дает следующее заключение относительно метода рагануга-бхаджаны:

кр̣шн̣ам̇ смаран джанам̇ ча̄сйа прешт̣хам̇ ниджа самӣхитам
тат тат катха̄ раташ́ ча̄сау курйа̄д ва̄сам̇ врадже сада̄

Садхака должен постоянно помнить своего дорогого нава-кишора Шри Нанда нандану, Кришну, вместе с Его возлюбленными спутниками, в чьем сердце живет саджатия-бхава, или то же самое настроение служения, которое садхака стремится развить. Он должен все время жить во Враджа дхаме и страстно стремиться слушать о Кришне и Его преданных. Тот, кто не способен поселиться во Врадже, может пребывать там мысленно. Таков метод рагануга-бхакти-садханы.

сева̄ са̄дхака-рӯпен̣а сиддха-рӯпен̣а ча̄тра хи
тад-бха̄ва липсуна̄ ка̄рйа̄ враджа-лока̄нуса̄ратах̣

Садхака, развивший лобху, должен служить Шри Кришне как в своей садхака-рупе, так и в сиддха-рупе, следуя бхаве вечных жителей Враджи (враджа-парикаров), обладающих тем настроением служения, которое садхака стремится обрести. Садха-ка-рупа — это нынешнее физическое тело преданного, а сиддха-рупа — его духовное тело, которое он созерцает в медитации и которое позволяет ему служить Кришне так, как он желает. В обоих этих телах надо служить Шри Кришне под руководством Его возлюбленных, таких, как Шри Радхика, Чандравали, Лалита, Вишакха, Рупа манджари, а также их последователей: Рупы, Санатаны, Рагхунатхи даса Госвами и других. Надо следовать этим преданным, но не пытаться ко пировать их поведение.

Садхака, стремящийся развить дасья-бхаву, должен служить Кришне, следуя настроению Его спутников в дасья-расе, таких, как Рактака и Патрака. Тот, кто стремится к сакхья-бхаве, должен следовать Шридаме, Субале и другим друзьям Кришны, а садхака, желающий обрести ватсалья-бхаву, дол жен следовать настроению Нанды и Яшоды. Если же цель садхаки — мадхурья-бхава, то в своей сиддха-дехе, совершенном духовном теле, которое преданный созерцает в медитации, он должен мысленно служить Шри Кришне под руководством Шри Радхи, Лалиты, Вишакхи, Рупы манджари, Рати манджари и других гопи, а в садхака-дехе, нынешнем физическом теле, он должен служить под руководством Рупы, Санатаны и других Госвами.

ш́раван̣откӣртана̄дӣни ваидха бхактй удита̄ни ту
йа̄нй ан̇га̄ни ча та̄нйатра виджн̃ейа̄ни манӣшибхих̣

Составляющие (анги) практики бхакти, такие, как шравана, киртана, шри гуру-пада-ашрая и другие, которые обычно упоминаются в связи с вайдхи-бхакти, также важны и необходимы на пути рагануга-бхакти. Однако благоразумный садхака принимает только те анги, которые помогают развивать его бхаву, и отвергает те, что мешают его настроению. Садхака, который взращивает в своем сердце враджа-бхаву, должен оставить анги, вступающие в противоречие с ней. К таким ангам относятся: 1) аханграха-упасана — отождествление себя с объектом поклонения, 2) мудры — определенные комбинации пальцев, ис пользуемые при поклонении Божествам, 3) ньяса — пранаяма и 4) сосредоточение (медитация) на дварака-лиле Кришны и по клонение Рукмини и другим царицам Двараки.

Миновав ступень садханы, преданный переходит на ступень бхавы, или рати. В «Удджвала-ниламани» (Стхаи бхава, 57, 59 62) Шрила Рупа Госвами описывает рати следующим образом:

ийам эва ратих̣ прауд̣ха̄ маха̄бха̄ва даш́а̄м̇ враджет
йа̄ мр̣гйа̄ сйа̄д вимукта̄на̄м̇ бхакта̄на̄м̇ ча варӣйаса̄м

сйа̄д др̣д̣хейам̇ ратих̣ према̄ продйан снехах̣ крама̄дайам
сйа̄н-ма̄нах̣ пран̣айо ра̄го ’нура̄го бха̄ва итй апи

бӣджам икшух̣ са ча расах̣ са гуд̣ах̣ кхан̣д̣а эва сах̣
са ш́аркара̄ сита̄ са̄ ча са̄ йатха̄ сйа̄т ситопала̄

атах̣ према-вила̄са̄х̣ сйур бха̄ва̄х̣ снеха̄дайас ту шат̣
пра̄йо вйавахрийанте ’мӣ према-ш́абдена сӯрибхих̣

йасйа̄ йа̄др̣ш́а-джа̄тӣйах̣ кр̣шн̣е према̄бхйудан̃чати
тасйа̄м̇ та̄др̣ш́а-джа̄тӣйах̣ са кр̣шн̣асйа̄пй удӣйате

Самартха-рати, постепенно развиваясь, превращается в махабхаву. Поэтому освобожденные души и преданные высшего уровня стремятся развить именно эту рати. Рати посте пенно перерастает в прему, которая носит разные названия, указывающие на особенности различных ступеней процесса ее развития: према, снеха, мана, праная, рага, анурага и бхава.

Этот процесс можно сравнить с тем, как семя сахарного тростника превращается в тростник, потом в сок, затем в сироп, патоку, необработанный сахар, очищенный сахар и леденец. В этой аналогии рати, которая является семенем премы, сравнивается с семенем сахарного тростника, а према — с самим тростником. Подобно тому как все продукты, от сока до леденца, являются результатом преобразования сахарного тростника, все ступени, от снехи до бхавы, суть виласа, или различные преобразования премы. Поэтому знатоки шастр обозначают все эти ступени общим названием према. Здесь следует заметить, что према, которая возникает у Кришны по отношению к Его возлюбленным (найикам), обладающим самартха-рати, в точности соответствует преме, живущей в их сердцах.

Если рассуждать глубокомысленно и непредвзято, становится очевидным, что прему, свойственную шрингара-расе во Врадже, невозможно найти в других сампрадаях. Даже если она там и встречается, то лишь в очень небольшой степени. Поэтому Шри Дас Госвами призывает садхаков, стремящихся к враджа-бхаве, принять как шикша-гуру Сварупу Дамодару Госвами, Рупу, Санатану и других Госвами, получивших милость Шри Чайтаньи Махапрабху.

2. Пратиджанух̣ — жизнь за жизнью

Чтобы довести до совершенства рагатмика-бхакти, обладающее свойствами премы, обычно требуется много жизней. Но если садхака получит милость Бхагавана или Его преданных, он может достичь этого очень быстро.

 

А н у в р и т т и

 

Тем, кто хочет совершать бхаджану, особенно под руководством наших Госвами, в первой шлоке «Манах-шикши» дается совет развить апурва-рати по отношению к гуру, гоштхе, гоштхалайин, суджанам, к брахманам, своим дикша-мантрам и шри хари-наме. Это называется лобхамайи-бхакти (бхакти, исполненное жадного стремления). Апурва-рати начинается со шраддхи и развивается до уровня рати. Это не обыкновенное бхакти. Во второй шлоке дается наставление поселиться во Врадже и заниматься прачура-севой (постоянным служением) жителям Враджи. Это служение даже нельзя назвать бхаджаной или садханой. «Оставь адхарму и даже дхарму, описанные в шастрах. Поселись во Врадже и посвяти себя бхаджане».

В этом стихе сказано: йадӣччхер а̄ва̄сам̇ — для тех, кто хочет жизнь за жизнью заниматься бхаджаной, наполненной глубокой привязанностью к лотосным стопам Шри Радхи и Кришны, лучший путь — со слезами на глазах взывать к Сварупе Дамодаре, Рамананде Раю, Рупе и Санатане Госвами и всем их приближенным (сварӯпам̇ ш́рӣ-рӯпам̇ са-ган̣ам иха тасйа̄граджам апи). Они — вечные спутники хранителя премы, Шри Чайтаньи Махапрабху. Надо каждый день отдавать им поклоны. «О ум, припав к твоим стопам, я умоляю тебя делать это».

Слово пратиджанух̣ означает «жизнь за жизнью». Здесь может возникнуть вопрос: «Разве, поклоняясь Верховному Господу, преданный не вырывается из круговорота рождения и смерти? Неужели преданные Бхагавана не стремятся остановить этот круговорот?» Большинство людей ответят на это, что, несомненно, занимаясь бхаджаной, мы освободимся от рождения и смерти. Однако бхакти всех трех видов (садхана-, бхава- и према-бхакти) исполнено нектара с самого начала практики бхаджаны. Поэтому преданный не спешит освободиться из круговорота рождения и смерти, пока его бхакти полностью не созреет, то есть не достигнет высшего совершенства. До тех пор он готов рождаться тысячи раз, жить во Врадже и заниматься бхаджаной с любовью и преданностью.

Такой преданный никогда не помышляет о слиянии с без личным Брахманом или о каком либо другом виде освобождения. Он хочет родиться во Врадже и получить возможность общаться с расика вайшнавами. Так его шраддха достигает уровня бхавы, и затем эта бхава перерастает в прему. Итак, по ка преданный не достигнет высшего совершенства на пути бхакти, он не против рождаться снова и снова. Если сорвать бутон розы или лотоса, из него не распустится прекрасный цветок. Бутон не обладает особой красотой, не источает аромата и не дает нектара. Все эти свойства проявляются, только когда распускается цветок. Тогда на него начинает садиться шмель. Подобно этому, преданный готов рождаться несколько раз, чтобы довести свое бхакти до совершенства, по ка не обретет прему, позволяющую покорить Кришну, и способность лицезреть Его. Это бхакти — сущий нектар, и пре данный испытывает огромное блаженство, погружаясь мыслями в бхакти-расу. Это приносит удовольствие Кришне, и преданный получает точно такое же удовольствие. Пути кармы, гьяны и йоги очень нелегки, но путь бхаджаны исполнен нектара. Поэтому преданные в Гаудия вайшнава сампрадае не стремятся освободиться из круговорота рождения и смерти, пока не достигнут совершенства.

Кто-то может спросить: «Возможно ли обрести рагануга-бхакти или стать жителем Враджи и развить рагатмика-бхакти, приняв дикшу или шикшу в какой либо другой сампрадае? Если преданный получил мантру, например, в Рамануджа сампрадае или Мадхва сампрадае, обретет ли он враджа-бхаву, когда достигнет совершенства в бхаджане, или нет?» Рагхунатха дас Госвами и Шрила Бхактивинода Тхакур говорят здесь, что изначальными хранителями этой маха-премы являются только близкие спутники всемилостивого Шри Чайта ньи Махапрабху. Он раскрыл самые сокровенные и возвышенные тайны метода рагатмика-бхакти, служения Божественной Чете, Сварупе Дамодаре и другим Своим приближенным, поэтому только они могут даровать это редчайшее, бесценное сокровище враджа-премы.

Слово са-ра̄гам̇ означает жить во Врадже, обладая рагой. Что значит рага? Рагой называется естественная любовь к Кришне, которой обладают рагатмика-бхакты, а их служение называется рагатмика-бхакти. Тех, кто следует этим преданным, называют рагануга-бхактами. Это бхакти начинается со шраддхи и развивается до уровня премы и даже еще выше. Для тех, кто еще не развил такую спонтанную любовь, но хочет заниматься практикой бхакти, существует вайдхи-бхакти. Стремление этих преданных к занятиям практикой бхакти основано на предписаниях шастр.

Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Прабхупаду и моего Гуру Махараджу, Шрилу Бхактипрагьяну Кешаву Госвами, никто не уговаривал заниматься служением или бхаджаной. Их бхаджана была естественной и спонтанной. Тот, кто служит Гуру и вайшнавам по собственной воле, не дожидаясь чьих-либо указаний, и точно так же поклоняется Божествам, слушает о Господе, повторяет Его имена и памятует о Нем, обладает спонтанной любовью. Такая любовь возникает не за одну жизнь: она развивается на протяжении не скольких жизней. Пратиджанух̣ означает «несколько жизней». Вайдхи-бхакти можно развить быстро, но, чтобы довести до совершенства рага-бхакти, необходимо несколько жизней. Из-за одной небольшой ошибки Махараджа Бхарата был вынужден рождаться три раза. Мы же совершаем ошибки постоянно, и телом, и мыслями, и можем сами понять, что нам потребуется не одна жизнь, чтобы достичь совершенства.

 

Текст 4

अरुद्वातविश्या विस्लुज मतिसर्वस्वहरणीः
काथाभृगीव्यागात्रया न श्रुणु कि।लथ सर्वात्मगिल्धनीः थ
अपि त्यक्त्वा लथक्ष्मीणतिरतिमितों व्योमनयनीझ
वत्रजे राज्ञाकाष्णाए स्वरतिमणिदाए त्वञ्न भज मनः चचक्ष४क्षयय

асад-ва̄рта̄-веш́йа̄ виср̣джа мати-сарвасва-харан̣ӣх̣
катха̄ мукти-вйа̄гхрйа̄ на ш́р̣н̣у кила сарва̄тма-гиланӣх̣
апи тйактва̄ лакшмӣ-пати-ратим ито вйома-найанӣм̇
врадже ра̄дха̄-кр̣шн̣ау сва-рати-ман̣и-дау твам̇ бхаджа манах̣

 

А н в а я

манах̣ — о ум; виср̣джа — оставь; асад-ва̄рта̄-веш́йа̄ — блудницу презренных мирских разговоров; харан̣ӣх̣ — похищающую; сарвасва — все богатство; мати — чистого разума; кила — [и] определенно; на ш́р̣н̣у — не слушай; катха̄х̣ — бесед; мукти-вйа̄гхрйа̄х̣ — о тигрице освобождения; сарва̄тма-гиланӣх̣ — пожирающей бытие души; тйактва̄ — откажись; апи — даже; ратим — от привязанности; лакшмӣ-пати — к Шри Нараяне, супругу Лакшми; вйома-найанӣм — ведущей на Вайкунтху; итах̣ врадже — в этой Враджа дхаме; твам — ты; бхаджа — поклоняйся; ра̄дха̄-кр̣шн̣ау — Шри Радхе Кришне; дау — дарующим; ман̣и — драгоценность; сва-рати — любви к Ним.

 

Перевод

О мой брат ум! Прошу тебя, навсегда оставь презренные мирские беседы. Подобно продажной женщине, крадущей у своего любовника все сбережения, они похищают чистый разум человека. Ты должен без колебаний отвергать любые разговоры об освобождении, которые, как кровожадная тигрица, пожирают твою душу. Более того, отбрось привязанность даже к Лакшми-пати Шри Нараяне, ибо эта привязанность ведет на Вайкунтху. Живи во Врадже и поклоняйся Шри Радхе и Кришне, дарующим преданному бесценное сокровище рати (любовной привязанности) к Ним.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!